Как правило, ОРУ не являются для занимающихся сложной двигательной задачей при однократном выполнении и процесс обучения чаще всего сводится к запоминанию последовательности упражнений в комплексе. Тем не менее, при проведении ОРУ необходимо особое внимание обратить на устранение ошибок в исходных и конечных положениях, исключение напряжения мышц, не участвующих в движениях, для этого необходимо умело пользоваться командами и распоряжениями совместно с методическими указаниями. Разберем ряд требований:
1. Подавая команды, учитель должен находиться в положении основной стойки, стоя лицом к группе. Если он показывал упражнение, стоя боком к группе или в стойке на коленях и т. п., то должен после показа принять основную стойку лицом к группе, а затем подавать команды.
2. Большое значение для согласованного и точного выполнения упражнения имеют четкие и выразительные команды. От четкости команд и требовательности учителя зависит качество их выполнения. Предварительная команда подается отчетливо, громко и несколько протяжно, чтобы занимающие могли понять, что им предстоит сделать. Исполнительная команда подается после небольшой паузы отрывисто и энергично с твердой повелительной интонацией. Подав одну команду, не нужно торопиться со следующей: надо выждать, когда будет исполнена первая, и добиться правильного ее выполнения. Пример: предварительная команда «Исходное положение» после этого пауза и затем исполнительная команда «Принять»; предварительная команда «упражнение Начи…» пауза, исполнительная команда «Най!».
|
|
По произношению исполнительная команда должна соответствовать характеру выполнения, т.е, громкой, быстрой, четкой, отрывистой.
Если движение надо выполнять быстро или медленно при подсчете это достигается изменением интонации голоса. Так, при выполнении пружинящих наклонов можно постепенно усиливать голос до последнего, третьего наклона, а счет «четыре» произнести ровным голосом. Растягивая или произнося отрывисто счет, учитель ориентирует учеников на плавное или быстрое выполнение движений. Недопустимы как неоправданно тихие команды и подсчета, так и крикливость.
3. Если выполняются прыжки (подскоки), рекомендуется заканчивать ходьбой (обычно на месте). Команда подается так: на 5-й счет - «На месте», на 6-й - пауза, на 7-й - «Шагом» и на 8-й – «Марш!», а затем подается команда «Стой».
4. Для указания о переходе из стоек в положения сидя, лежа, смешанные упоры учитель должен пользоваться командой, например: «Через упор присев, сесть» Если упражнения выполняются в положениях сидя, лежа или в упоре лежа сзади и т. п., то после команды «Стой!» учащиеся принимают положение сидя.
|
|
В некоторых случаях целесообразно команды заменить распоряжениями. Их отличие в том, что если команда требует одновременного выполнения действий из определенного исходного положения, определенным способом, то распоряжение («Повернитесь налево» и т. д.) такой четкости не требует.
5. В том случае, если несколько упражнений подряд выполняются из исходного положения сед и учитель также сидит, после показа упражнения для начала его выполнения удобнее подать распоряжение.
6. Показ упражнений должен быть четким, красивым, с большой амплитудой, в нужном темпе, ритме и ракурсе, ведь большинство учащихся выполняет упражнения так, как их показал учитель. Образцовый показ и своевременные замечания помогают учащимся усвоить технику упражнений, а значит, и выполнять их с необходимой эффективностью.
7. Если учитель стоит лицом к классу, то показ упражнений должен быть зеркальным. Это значит, что, показывая движения в одну сторону, он называет другую. Например, предлагая ученикам наклониться влево, сам наклоняется вправо и т. п. Данный прием обеспечивает согласованность и точность выполнения упражнений.
8. Техника некоторых упражнений лучше просматривается в профиль (выпады и наклоны вперед, упоры лежа и т. д.), их надо показывать стоя боком к классу. В том случае если при показе говорить неудобно (прогиб, наклон, упор лежа и т. д.), сначала выполняется упражнение, а затем следует краткое объяснение.
9. При проведении комплекса общеразвивающих упражнений учитель должен находиться на возвышении, вблизи от границ зала (площадки), т. е. так, чтобы он был хорошо виден всем учащимся и сам всех хорошо видел.
10. При проведении общеразвивающих упражнений с предметами (набивными мячами, гимнастическими палками, скакалками и др.) между учащимися в разомкнутом строю требуется несколько большее расстояние (до 1,5 м). Для этого целесообразно построить их в шахматном порядке или использовать перестроение «уступами» и затем повернуть на 45*.
11. Подав команду «Смирно!», нельзя объяснять или показывать упражнения, так как в этой стойке детям долго стоять трудно. Гимнастическая стойка «вольно» (в положении ноги врозь) более удобна для сохранения правильной осанки.
12. Если упражнение начинается в какую-то сторону, а затем в противоположную, то при формировании предварительной команды необходимо указать сторону, в которую сначала будет выполнено упражнение, например: «Наклоны вправо начи – Най!». То же правило действует при выполнении поворотов, движений ногами и руками, необходимо указать направление или с какой ноги или руки будет начинаться упражнение. Возможны варианты команды: «Упражнение с последующим наклоном головы вправо начи-Най!», в данном случае наклоны головой будут после упражнений, которые выполнены раньше (приседания и т.д.).
13. Физическая нагрузка при выполнении общеразвивающих упражнений зависит от количества упражнений, их содержания, интервалов между ними, количества повторений, исходных положений и темпа. Темп выполнения упражнения зависит от его назначения. Например, упражнения типа потягивания, способствующие глубокому вдоху и полному выдоху, выполняются в медленном темпе. Для увеличения подвижности в суставах и гибкости рекомендуются пружинящие движения с увеличением амплитуды и постепенным ускорением. В быстром темпе, как правило, выполняются прыжки на месте. Для большинства общеразвивающих упражнений характерен средний темп.
14. В начале упражнения вести счет обязательно, даже в тех случаях, когда упражнения выполняются под музыку. Затем учитель может предложить учащимся вести счет самостоятельно. Если же нарушается согласованность выполнения упражнения, то учитель вновь начинает вести подсчет, указывая правильный темп и ритм. Подсчет при выполнении упражнения не должен быть слишком быстрым, иначе дети просто не в состоянии будут точно выполнять движения, соблюдать правильное дыхание, а учитель не успеет отметить и поправить ошибки учеников. Поэтому важно своевременно заметить это и перейти к более спокойному, медленному подсчету. Иногда подсчет можно заменить хлопками в ладоши, ударами в бубен и т. п. Это позволяет учителю одновременно исправлять ошибки учащихся, отмечать хорошее выполнение и т. д. Счет учителя частично заменяется указаниями, подчеркивающими наиболее важные элементы в данном движении. Эти указания нужно согласовывать с темпом и ритмом выполняемых движений. Например, во время приседаний ведется такой подсчет: «Раз, два спина прямая; пять, шесть — ладони кверху» или «Раз, два - смотреть на руки» и т. п. Важно, чтобы эти указания звучали четко, чередовались с подсчетом и не прерывали выполнение упражнения. Методические указания должны не только исправлять ошибки, но и предупреждать их появление. Например, при поворотах туловища: «Пятки от пола не отрывать», «Кисть на уровне плеча» и др.
|
|
15. На уроке динамические и статические напряжения должны чередоваться с упражнениями на расслабление. При этом следует придерживаться правил: