Управление и организация при проведении общеразвивающих упражнений

Как правило, ОРУ не являются для занимающихся сложной двигательной задачей при однократном выполнении и процесс обучения чаще всего сводится к запоминанию последовательности упражнений в комплексе. Тем не менее, при проведении ОРУ необходимо особое внимание обратить на устранение ошибок в исходных и конечных положениях, исключение напряжения мышц, не участвующих в движениях, для этого необходимо умело пользоваться командами и распоряжениями совместно с методическими указаниями. Разберем ряд требований:

1. Подавая команды, учитель должен находиться в положе­нии основной стойки, стоя лицом к группе. Если он показывал упражнение, стоя боком к группе или в стойке на коленях и т. п., то должен после показа принять основную стойку лицом к группе, а затем подавать команды.

2. Большое значение для согласованного и точного выпол­нения упражнения имеют четкие и выразительные команды. От четкости команд и требовательности учителя зависит качес­тво их выполнения. Предварительная команда подается отчетливо, громко и несколько протяжно, чтобы занимающие могли понять, что им предстоит сделать. Исполнительная команда подается после небольшой паузы отрывисто и энергично с твердой повелительной интонацией. Подав одну команду, не нужно торопиться со следующей: надо выждать, когда будет исполнена первая, и добиться правильного ее вы­полнения. Пример: предварительная команда «Исходное положение» после этого пауза и затем исполнительная команда «Принять»; предварительная команда «упражнение Начи…» пауза, исполнительная команда «Най!».  

По произношению исполнительная команда должна соответствовать характеру выполнения, т.е, громкой, быстрой, четкой, отрывистой.

Если движение надо выполнять быстро или медленно при подсчете это достигается изменением ин­тонации голоса. Так, при выполнении пружинящих наклонов можно постепенно усиливать голос до последнего, третьего на­клона, а счет «четыре» произнести ровным голосом. Растягивая или произнося отрывисто счет, учитель ориентирует учеников на плавное или быстрое выполнение движений. Недопустимы как неоправданно тихие команды и подсчета, так и крикливость.

3. Если выполняются прыжки (подскоки), рекомендуется за­канчивать ходьбой (обычно на месте). Команда подается так: на 5-й счет - «На месте», на 6-й - пауза, на 7-й - «Шагом» и на 8-й – «Марш!», а затем подается команда «Стой».

4. Для указания о переходе из стоек в поло­жения сидя, лежа, смешанные упоры учитель должен поль­зоваться командой, например: «Через упор присев, сесть» Если упражнения выполняются в положениях сидя, лежа или в упоре лежа сзади и т. п., то после команды «Стой!» учащиеся принимают положение сидя.

В некоторых случаях целесообразно команды заменить распоряжениями. Их отличие в том, что если команда требует одновременного выполнения действий из определенного исход­ного положения, определенным способом, то распоряжение («Повернитесь налево» и т. д.) такой четкости не требует.

5. В том случае, если несколько упражнений подряд выпол­няются из исходного положения сед и учитель также сидит, после показа упражнения для начала его выполнения удобнее подать распоряжение.

6. Показ упражнений должен быть четким, красивым, с боль­шой амплитудой, в нужном темпе, ритме и ракурсе, ведь большинство учащихся выполняет упражнения так, как их по­казал учитель. Образцовый показ и своевременные замечания помогают учащимся усвоить технику упражнений, а значит, и выполнять их с необходимой эффективностью.

7. Если учитель стоит лицом к классу, то показ упражнений должен быть зеркальным. Это значит, что, показывая движе­ния в одну сторону, он называет другую. Например, предлагая ученикам наклониться влево, сам наклоняется вправо и т. п. Данный прием обеспечивает согласованность и точность выпол­нения упражнений.

8. Техника некоторых упражнений лучше просматривается в профиль (выпады и наклоны вперед, упоры лежа и т. д.), их надо показывать стоя боком к классу. В том случае если при показе говорить неудобно (прогиб, наклон, упор лежа и т. д.), сначала выполняется упражнение, а затем следует краткое объ­яснение.

9. При проведении комплекса общеразвивающих упражнений учитель должен находиться на возвышении, вблизи от границ зала (площадки), т. е. так, чтобы он был хорошо виден всем учащим­ся и сам всех хорошо видел.

10. При проведении общеразвивающих упражнений с пред­метами (набивными мячами, гимнастическими палками, ска­калками и др.) между учащимися в разомкнутом строю требуется несколько большее расстояние (до 1,5 м). Для этого целесооб­разно построить их в шахматном порядке или использовать перестроение «уступами» и затем повернуть на 45*.

11. Подав команду «Смирно!», нельзя объяснять или пока­зывать упражнения, так как в этой стойке детям долго стоять трудно. Гимнастическая стойка «вольно» (в положении ноги врозь) более удобна для сохранения правильной осанки.

12. Если упражнение начинается в какую-то сторону, а затем в противоположную, то при формировании предварительной команды необходимо указать сторону, в которую сначала будет выполнено упражнение, например: «Наклоны вправо начи – Най!». То же правило действует при выполнении поворотов, движений ногами и руками, необходимо указать направление или с какой ноги или руки будет начинаться упражнение. Возможны варианты команды: «Упражнение с последующим наклоном головы вправо начи-Най!», в данном случае наклоны головой будут после упражнений, которые выполнены раньше (приседания и т.д.). 

13. Физическая нагрузка при выполнении общеразвивающих упражнений зависит от количества упражнений, их содержа­ния, интервалов между ними, количества повторений, исход­ных положений и темпа. Темп выполнения упражнения зависит от его назначения. Например, упражнения типа потягивания, способствующие глубокому вдоху и полному выдоху, выполняются в медленном темпе. Для увеличения подвижности в суставах и гибкости ре­комендуются пружинящие движения с увеличением амплиту­ды и постепенным ускорением. В быстром темпе, как правило, выполняются прыжки на месте. Для большинства общеразви­вающих упражнений характерен средний темп.

14. В начале упражнения вести счет обязательно, даже в тех случаях, когда упражнения выполняются под музыку. Затем учитель может предложить учащимся вести счет самостоятельно. Если же нарушается согласованность выполнения упражнения, то учитель вновь начинает вести подсчет, указывая правильный темп и ритм. Подсчет при выполнении упражнения не должен быть слишком быстрым, иначе дети просто не в состоянии будут точно выполнять движения, соблюдать правильное дыхание, а учитель не успеет отметить и поправить ошибки учеников. Поэтому важно своевременно заметить это и перейти к более спокойному, медленному подсчету. Иногда подсчет можно заменить хлопками в ладоши, ударами в бубен и т. п. Это позволяет учителю одновременно исправлять ошибки учащихся, отмечать хорошее выполнение и т. д. Счет учителя частично заменяется указаниями, подчеркивающими наиболее важные элементы в данном движении. Эти указания нужно согласовывать с тем­пом и ритмом выполняемых движений. Например, во время приседаний ведется такой подсчет: «Раз, два спина прямая; пять, шесть — ладони кверху» или «Раз, два - смотреть на ру­ки» и т. п. Важно, чтобы эти указания звучали четко, чередова­лись с подсчетом и не прерывали выполнение упражнения. Методические указания должны не только исправлять ошиб­ки, но и предупреждать их появление. Например, при поворотах туловища: «Пятки от пола не отрывать», «Кисть на уровне плеча» и др.

15. На уроке динамические и статические напряжения должны чередоваться с уп­ражнениями на расслабление. При этом следует придержи­ваться правил:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: