Эффективность восприятия и понимания текстов массовой коммуникации

Таблица. Понятия, связанные с эффективностью восприятия и понимания текстов массовой коммуникации

1. Факторы, влияющие на процесс восприятия и понимания текстов массовой коммуникации
1) Характеристики личности, выступающей в качестве субъекта восприятия и понимания; 2) параметры текста и той реальности, которая в этом тексте отражается; 3) особенности ситуации, в которой протекает процесс восприятия и понимания
2. Личностные факторы
Личность воспринимает и перерабатывает информацию как целостная система, обладающая индивидуальными психофизиологическими, психологическими и социальными особенностями
3. Установка восприятия
Это важнейший из действующих при контакте потребителя с информацией механизмов. Он зависит от фундаментальных компонентов сознания людей (прежде всего, от мировоззрения, а также обобщающих характеристик общественного мнения), готовности, предрасположенности реагировать определенным, соответствующим их позициям образом на информацию. Установки предопределяют характер восприятия
4. Первый этап работы установок восприятия — поисковые операции
В ходе поисковых операций в соответствии с жизненными позициями, стремлениями и ценностями реципиентов выбирается источник информации и определяется отношение к нему и к его составляющим (рубрикам, разделам, авторам и т.д.). На данном этапе возникает предварительная оценка возможностей информативности оказавшихся в поле восприятия произведений. В соответствии с этим определяется главный предмет восприятия, а все остальное живет на его периферии.
5. Второй этап работы установок — собственно восприятие
Включаясь в процесс контакта с информацией, установки предопределяют: 1) отбор сведений (селективность восприятия); 2) их значимость для реципиентов; 3) «передачу» на хранение (селективность запоминания)
6. Принципы восприятия, действующие на втором этапе
1) принцип настороженности (проявляется в том, что информация, несущая сведения об угрозе, затрагивающая жизненные интересы реципиентов, принимается наиболее полно и осмысливается быстрее всего, оказывая наивысшее воздействие); 2) принцип резонанса (в соответствии с ним информация, отвечающая запросам, стремлениям, пожеланиям реципиентов, воспринимается легко, быстро, правильно); 3) принцип защиты (проявляется в том, что не связанная с интересами и нуждами реципиентов, или тем более противоречащая им информация осваивается плохо, медленно, подвергается искажению)
7. Прекращение контакта с информацией (т.е. завершение чтения или просмотра)
Не означает, что ее восприятие закончено, поскольку установки определяют и постдиспозиционные действия
8. Третий этап восприятия — постдиспозиционные действия
В ходе этого этапа обнаруживается «последействие» воспринятого ранее, идет переработка информации, ее включение (нередко в борьбе с потерями) в систему сознания, в той или иной мере перестраивающегося под влиянием воспринятого
9. Наиболее верно, полно и легко усваивающаяся информация
Это информация, способствующая усилению позиции группы, укрепляющая позиции реципиентов, ведущая к малым изменениям их установок и взглядов. Если же нужно передать аудитории информацию конверсионного характера (т.е. противоречащую сложившимся представлениям), нужно опираться на другие стороны сознания, другие ценности и стремления реципиентов
10. Эффекты, к которым прибегают, чтобы опереться на другие стороны сознания, другие ценности и стремления реципиентов
1) Эффект ореола (когда конверсионно нацеленная информация исходит от лица, автора, которому аудитория доверяет); 2) эффект уверенности; 3) эффект постоянства (барражирования), когда нужная информация с неизменным постоянством доносится до аудитории; 4) эффект когнитивного диссонанса; 4) эффект засыпания (гипноз) и др.
11. Эффект когнитивного диссонанса [30]
Когнитивный диссонанс — это состояние, которое возникает в ситуации, когда человек одновременно располагает несколькими психологически противоречивыми «знаниями» (мнениями, понятиями) об одном объекте. Существование диссонанса вызывает стремление уменьшить его или воспрепятствовать его росту. Проявление этого стремления включает: либо изменение поведения (изменение знаний), либо осторожное, избирательное отношение к новой информации. Эффекта когнитивного диссонанса реально достичь с помощью изменения поведения (знаний, мнений, понятий)
12. Внимание реципиента к информации
Зависит от ее значимости для реципиента. При этом, чем выше внимание: 1) тем больше в процессе восприятия замечается подробностей (аналитический эффект); 2) тем сильнее впечатление (фиксирующий эффект); 3) тем отчетливее восприятие (усиливающий эффект). Поэтому, чтобы вызвать высокий уровень внимания, нужно опираться на такие ориентиры, которые вызовут внимание. Подавать сведения нужно так, чтобы они были насыщены привлекающей внимание информацией
13. Самое простое и очень эффективное решение по привлечению внимания (и его удержанию)
Возможно с помощью использования особенностей непроизвольного внимания. Оно базируется на остром ориентировочном рефлексе: рефлексе «что такое?». Этот рефлекс является непроизвольной реакцией на необычное, непривычное, само по себе бросающееся в глаза в «информационном поле» (такое действие производит сенсация)
14. Действительно активное и «понимающее» восприятие
 
Начинается, когда реципиентам понятно глубокое значение информации. Так совершается переход к произвольному вниманию с глубинными областями сознания аудитории
15. Максимально эффективное восприятие
Возможно лишь в случае, когда соединяются оба вида внимания — наблюдается сочетание привлекательности и важности сообщения. Однако и в этих условиях механизмы внимания действуют так, что переключение и отвлечение внимания оказываются неизбежными. Поэтому повествование надо разнообразить: перемежать планы, вводить «освежающие» отступления, чередовать серьезное и юмор, излагать основную мысль произведения рассредоточенно, вариативно, но осторожно, чтобы не оказать влияния на усвоение главного
16. Оптимизация восприятия массовой информации
Предполагает учет понимания и запоминания
17. Смягчение освоения информации
Его можно достичь, если информация будет «предъявляться» в соответствии с правилом движения от интересного факта к главному выводу, от явления к сущности, от сенсационного к закономерному и т.д. Причем важно, чтобы аудитория видела в авторе «своего представителя», с которым интересно и полезно общаться. К примеру, заголовочный «комплекс» (заголовок, подзаголовки, объясняющие врезки и т.д.) на уровне первичного синтеза дает общее представление о наиболее значимом для аудитории. А последующее повествование представляет развертывание системы подробностей, из освоения которых возникает вторичный синтез, детализирующий концепт произведения. Это касается крупных материалов. А в более мелких материалах часто вначале сообщается о самом главном, затем делается подробное изложение, а после этого вновь повторяются главные суждения
18. Факторы, оказывающие серьезное влияние на процесс восприятия (как и на весь процесс переработки информации)
1) Деятельностный статус индивида; 2) его социальный статус, связанный с принадлежностью субъекта восприятия к определенной социальной (профессиональной, классовой и т.п.) среде; 3) социокультурный статус; 4) психологические особенности личности
19. Деятельностный статус человека
Оказывает огромное влияние на него как на субъекта восприятия и понимания. Это положение иллюстрирует пример из книги инженера А.К. Энгельмейера «Теория творчества (СПб, 1910): «Представителям разных профессий было предложено прочесть слово, в котором были пропущены всего две буквы: ПОДОНЫЙ. Ответы получились весьма разнообразные. Ученый прочел «подробный», врач — «подкожный», моряк — «подводный», кузнец — «подковный», секретарь Крестьянского банка — «подворный» и т.д.
20. Характер понимания
Зависит от профессиональных организаций индивида и меры его владения профессией. К примеру слово «синхрофазотрон» копирайтер поймет по-своему, инженер — по-своему. Это же касается текста о нем. По-разному поймут это слово опытный и начинающий конструктор
21. Влияние социальных характеристик индивида на процесс переработки информации
Выражается в том, что содержание любого воспринимаемого сообщения будет интерпретироваться с позиций групповых интересов. Отбор и интерпретация сигналов, исходящих от информации, зависят от ожиданий человека, которые приобретаются в организованном обществе
22. Социокультурный статус человека
Восприятие и переработка информации осуществляются человеком на основе уже имеющихся в его сознании норм, ценностей, знаний, в меру его общих и специальных способностей. Сознание человека, который воспринимает и перерабатывает информацию, может быть представлено как единство трех сторон: 1) совокупности представлений и впечатлений о реальной действительности, в которой данный читатель живет и действует; 2) совокупности социокультурных образцов, т.е. его ценностных представлений (этических, эстетических, идеологических и т.д.) 3) совокупности знаний, которыми обладает индивид и с помощью которых он объясняет все, что происходит вокруг него. Каждый из этих миров выступает в качестве особого фильтра восприятия информации и программирует особое требование к тексту массовой коммуникации
23. Принадлежность человека к определенной социокультурной системе
В значительной мере определяет содержание подсистем сознания. Ч.П. Сноу делил потребителей информации на две группы, которые получили в литературе названия «физиков» и «лириков». «Физики» — представители научно-технической интеллигенции, «лирики» — представители гуманитарной культуры. А. Моль различал в западной культуре два типа культуры: «гуманитарную» и «мозаичную». Гуманитарная культура отличается упорядоченностью, иерархичностью, предусматривает выделение некоторых главных предметов для размышления. Мозаичная культура — это своеобразный войлок: знания складываются из разрозненных обрывков, связанных простыми, часто случайными отношениями. Такие обрывки не образуют упорядоченной логической структуры, но они имеют силу сцепления. Эта сила придает «экрану знаний» определенную плотность, компактность не меньшую, чем у «тканеобразного экрана» гуманитарного образования. В мозаичной культуре знания формируются в основном не системой образования, а средствами массовых коммуникаций. Принадлежность человека к тому или иному социальному слою влияет на общую установку со СМИ
24. Психологический статус человека
Оказывает существенное влияние на переработку информации. Некоторые люди изъясняются очень сложными, вычурными предложениями, любят беседовать на отвлеченные темы и терпеть не могут ни простой речи, ни простых, конкретных житейских проблем. Другие люди воспринимают лишь упрощенную, примитивную информацию, они принципиально не воспринимают абстрактного теоретического знания. Из-за уникальности каждого человека, мозги у каждого устроены по-своему. Поэтому нужна дифференцированная информационная деятельность, учитывающая особенности переработки информации разными людьми
25. Понимание как процесс и как результат
Тесно связано не только с интеллектуальной, но и эмоциональной зрелостью человека. Уровень эмоциональной включенности личности в процесс понимания «подхлестывает» этот процесс, включает такие уровни сознания и подсознания, которые у неэмоционального человека остаются запечатанными
26. Качество (глубина, адекватность) восприятия потребителем информации текста массой коммуникации
Определяется не просто тем смыслом, который был заложен в текст его создателем, но и социальной, психологической, коммуникативной (информационно-семиотической) позицией читателя (зрителя, слушателя), определяемой, в конечном счете, системой осуществляемых им деятельностей
27. Различие людей по перспективе, в которой они воспринимают одни и те же объекты
Невозможно увидеть один и тот же объект в точности таким же, как его видит другой человек. Даже если попробовать встать на позицию другого человека, можно ошибиться. Ни один читатель не в состоянии абсолютно адекватно воспринять мысли, заложенные в тексте его создателем. Но и создатель также не способен полностью смоделировать восприятие читателя и предугадать возможные искажения его мысли. В некоторых случаях читатель вычитывает из текста не то, что хотел сказать автор, а лишь то, что он хочет прочесть. В других ситуациях читатель выявляет в тексте более глубокий смысл, чем тот, который субъективно осознавался автором
28. Понимание смысла произведения
Не тождественно простому воспроизводству его порождения. Возможность занятия по отношению к тексту внешней позиции делают возможным выявление в тексте таких слоев смысла, которых не было в сознании автора
29. Выявление глубинного объективного смысла читателем
Требует от него не только наличия определенной позиции по отношению к тексту, но и умения осуществлять объективный анализ той функции, которую призван выполнить данный текст. Речь идет о ситуациях, когда видимая картина действительности не только не совпадает с подлинным положением дел, но и глубоко искажает, мистифицирует действительность. Тогда читателю надо проникнуть сквозь добросовестно воспроизведенную автором текста, но неверно понятую им действительность в ее подлинной сущности (т.е. к тем смыслам, которых в явной форме в тексте нет)
30. Эффективность восприятия и понимания текста
Во многом зависит от особенностей самого текста. Среди этих особенностей важнейшее значение имеют близость содержания текста интересам и потребностям читателя, качество содержания и трудность текста
31. Параметры, по которым оценивает аудитория текст массовой информации
1. Параметры, связанные с инструментальной ролью текста, степенью его полезности, возможностью использования его содержания. 2. Параметры, связанные со степенью адекватности содержания текста той действительности, которую знает аудитория. 3. Параметры, связанные с искусностью, совершенством, профессионализмом, авторитетом создателя данного текста
32. Близость содержания текста интересам и потребностям читателя

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: