Период дошкольного возраста

Лекция №7

Период преддошкольного возраста

План

1. Физическое развитие

2. Нервно-психическое развитие

3. АФО преддошкольного возраста

4. Гигиена, питание, закаливание ребенка преддошкольного возраста

5. Диспансерное наблюдение

Преддошкольный возраст — от 1 года до 3 лет. Характеризуется дальнейшим развитием органов и систем, более совершенной адаптацией ребенка к условиям окружающей среды.

Физическое развитие мальчиков и девочек в протекает одинаково. За второй год жизни масса тела увеличивается в среднем на 2—3 кг (на 200—250 г ежемесячно), рост — на 11—12 см; за третий год масса тела — на 2—2,5 кг, рост — на 7—8 см.

Этот период характеризуется снижением темпов физического развития, большей степенью зрелости основных физиологических систем.

Мышечная масса увеличивается интенсивно. К концу второго года завершается прорезывание молочных зубов. Идет формирование лимфоидной ткани носоглотки (миндалин, аденоидов) с часто возникающей их гиперплазией. Развиваются пропорции тела, цилиндрическим туловищем и конечностями, округлыми очертаниями лица и неглубоким его рельефом.

Двигательные возможности развиваются стремительно - от ходьбы до бега, лазания и прыжков. Активность высока, а контроль над ней, адекватностью движений и поступков еще минимальный, поэтому резко возрастает опасность травматизма. В познании окружающего мира участвуют всевозможные анализаторы, в т.ч. рецепторный аппарат ротовой полости. Дети берут в рот мелкие предметы, что часто становится причиной высокой частоты случаев аспирации инородных тел, отравлений. Это возраст быстрого совершенствования речи. Многие дети к концу 3-го года жизни говорят длинными фразами с хорошим грамматическим управлением, аргументировано рассуждают. С 3-х лет ребенок начинает говорить «я», в то время как до этого от говорил от третьего лица. Эмоциональная жизнь ребенка преддошкольного периода достигает наивысшей степени проявлений. Отрицательные эмоции могут носить характер истерических бурь, доходить до аффективных припадков. Наблюдаются явления капризности, застенчивости, удивления, страха. Это период обучения навыкам трудовой деятельности через игру. Четко определяются индивидуальные черты характера и поведения. Педагоги отмечают, что это период упущенных возможностей, имея в виду неправильные приемы воспитания. Именно поэтому воспитание постепенно становится главным элементом ухода за детьми.

Преддошкольный возраст характеризуется бурно протекающими процессами роста и развития. Длина тела, масса и окружность грудной клетки интенсивно увеличивается. На 2-3 году жизни ежегоное увеличение длины теля составляет 8-10см, масса тела возрастет на 4-6 кг. Изменяются пропорции тела. Относительно уменьшаются размеры головы: с ¼ длины (как у новорожденного) до 1/5 (у ребенка 2-3-х лет).

Происходит рост и формирование опорно-двигательного аппарата. К 3-4 годам позвоночник имеет выраженные изгибы, но они еще не зафиксированы,  скелет содержит много хрящей, кости неплотные гибкие. Происходит формирование физиологических изгибов позвоночника — грудного кифоза и поясничного лордоза, но завершается этот процесс в более старшем возрасте. Надкостница толще, чем у взрослых в ней активно протекают процессы костеобразования. Продолжается рост костей таза, форма его еще не имеет половых различий и остается воронкообразной.   Интенсивность роста черепа заметно снижается, однако к 3 годам объем его мозговой части составляет 80% объема черепа взрослого человека.

С расширением функций развиваются мышцы рук и другие. Происходит значительное нарастание мышечной ткани.

С появление новых функций меняется тонус мышц. Поддержание вертикального положения тела требует согласованной деятельности многих групп мышц. К 3 годам она становится достаточно точной, это позволяет свободно ходить и бегать. С момента рождения и до 3 лет возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата, но сила мышц еще очень невелика, что необходимо учитывать при организации физического воспитания. Тонкие движения (например, пальцами рук) еще затруднены. Половых различий в развитии мышечной системы нет.

ЧСС постепенно уменьшается и к 3-4 годам составляет 100-110 в минуту. Характерна неустойчивость ритма сердечных сокращений. С переходом к прямостоянию и в связи с совершенствованием двигательных навыков особенно интенсивно развивается венозная сеть нижней половины тела.

Изменяются и функциональные показатели: пульс постепенно урежается,но остается лабильным; систолическое АД постепенно увеличивается и достигает к 3 годам 95 мм рт. ст. (диастолическое АД в этом возрасте —около 60 мм рт. ст., т.е. примерно такое, как у годовалого ребенка); ударный и минутный объем крови возрастают, а скорость кровотока уменьшается.

Число дыхательных движений в минуту у детей 2-3 лет составляет 25-30, в связи ч сем минутный объем дыхания на 1кг массы тела у детей до 3-х лет в 2 раза больше, чем у взрослых. Для раннего возраста характерно отсутствие правильного, постоянного ритма дыхательных движений. Жизненную емкость легких определить не удается. Увеличивается длина и ширина носовых ходов, продолжается формирование нижнего носового хода. Придаточные (околоносовые) пазухи носа сформированы не полностью. Голосовая щель узкая, голосовые складки короткие. Постепенно увеличивается длина и диаметр трахеи.

Кожа нежная, тонкая (толщина эпидермиса не превышает (0,25 мм), легкоранимая. В дерме слабо развиты эластические волокна Резорбтивная (всасывательная) способность кожи высокая. Волосы растут относительно медленно (до 0,2 мм в сутки. Выводные протоки потовых желез окончательно не сформированы: потоотделение функционально несовершенно, иногда оно может проявляться и в ответ на понижение температуры воздуха.

Продолжается морфологическое и функциональное созревание органов пищеварения. Емкость желудка к концу второго года увеличивается почти в 15 раз 9с 50 до 740мл). Возрастает площадь поверхности слизистой оболочки желудка, количество желудочных желез, функциональная емкость желудка. Увеличивается длина кишечника. Слизистая оболочка тонкой кишки обильно кровоснабжается, сосуды ее более широкие, чем у взрослых. В первые 3 года после рождения интенсивно увеличиваются размеры и масса поджелудочной железы, печени (до 3 лет она на 2—3 см выступает из-под реберного края по среднеключичной линии). Одновременно с морфологическими изменениями совершенствуется функция органов пищеварения: увеличивается активность амилазы слюны, возрастает желудочная, печеночная и панкреатическая секреция, активность пищеварительных ферментов в желудке и кишечнике. Кал становится оформленным. Частота дефекаций обычно 1—2 раза в сутки. Ребенок приучается к произвольной дефекации (просится на горшок).

Органы мочевыведения. Увеличиваются размеры и масса почек. Совершенствуется их строение: после 2 лет нефрон становится более дифференцированным, клубочки увеличиваются в размере (особенно в 2—3 года) и приближаются по структуре к клубочкам взрослого, заметно возрастают клубочковая фильтрация и диурез (с 450 мл в возрасте 1 года до 520 мл в 2—5 лет). Размеры мочевого пузыря увеличиваются к 3 годам до 90—100 мл; эластическая и мышечная ткани стенок развиты недостаточно. Число мочеиспусканий в 2—3 года уменьшается до 10 в сутки. Как правило, здоровый ребенок приучается произвольно регулировать акт мочеиспускания.

Кроветворная система. Продолжает совершенствоваться кроветворение — увеличивается масса костного мозга, изменяется гемограмма. Увеличиваются размеры селезенки и ее масса. Показатели свертывающей системы крови приближаются к показателям взрослого.

Иммунная система. Совершенствуется иммунитет. Увеличиваются размеры и масса вилочковой железы. Возрастает количество лимфатических узлов и объем лимфоидной ткани носоглотки и кишечника. Наряду с ростом миндалин в них формируется все больше крипт. Постепенно усиливается образование иммуноглобулинов. Происходит становление иммунитета — после перенесенных кишечных и острых респираторных вирусных инфекций антитела образуются к 2 годам у 60% детей.

Увеличиваются масса и размеры щитовидной и половых желез, надпочечников. Надпочечники еще недостаточно дифференцированы, но строение их совершенствуется, возрастает продукция гормонов, устанавливается суточный режим их секреции. В возрасте 1—2 лет отмечается особенно активная функция паращитовидных желез, что связано с интенсивным фосфорно-кальциевым обменом. На 2-3 году жизни усиливается активность щитовидной железы. Ее гормоны вызывают повышение уровня обмена веществ, способствуют усилению двигательной активности.

В преддошкольном возрасте происходят значительные морфологические и функциональные изменения нервной системы. Головной мозг обильно кровоснабжается, проницаемость гематоэнцефалического барьера повышена.

На 2-3 году большое значение приобретает выработка систем условных связей на внешние раздражители. Стереотипы облегчают приспособление ребенка к окружающей среде. Нервные процессы недостаточно сильные и подвижные, однако условно рефлекторные связи достаточно прочные.

В коре головного мозга процессы концентрации низкие. В этот период рефлексы вырабатываются и на речевые раздражители.

На втором году жизни интенсивно развивается речь, появляются фразы, запас слов до 500 и больше. К 3 года до 1000 слов. Свойственна невнятность речи -физиологическое косноязычие, т.к. недостаточна речевая моторика.

Активная игровая деятельность, общение с другими детьми и родителями, наблюдение за живой природой, чтение, демонстрация картинок, рисунков, четкая речь взрослых стимулирует появление новых слов. Недостаточное внимание взрослых обедняет и замедляет развитие речи. Болезнь тоже может вызвать задержку развития речи. При интоксикации понижается возбудимость коры головного мозга и затормаживаются речевые рефлексы.

Таким образом, в преддошкольном периоде организм ребенка претерпевает значительные изменения. Происходит усиленный рост органов и тканей, их дифференцировка. Морфологические изменения ведут к функциональному совершенствованию органов и систем. Основным итогом развития являются способность к свободному передвижению и становление речевой функции.

Гигиена. Питание. В 1—3 года по мере прорезывания молочных зубов и совершенствования функций желудочно-кишечного тракта в рацион ребенка вводят все больше твердой пищи и осуществляют постепенный переход к все более «взрослому» рациону питания.

В возрасте после 1 года ребенка обычно переводят на четырехразовое питание, но иногда до 11/2 лет приходится оставлять пятое кормление (обычно это 150—200 мл кефира или молока в 22—23 ч или рано утром). Соотношение между белками, жирами и углеводами должно составлять 1:1:4. Суточная потребность в воде составляет в 1 год 120—140 мл/кг, в 2 года — 115—125 мл/кг (включая жидкость, содержащуюся в пище). Из продуктов для детей предпочтительны нежирные сорта говядины, куры, молоко и молочные продукты, крупы (гречневая, овсяная, рисовая, манная), рыба, овощи и фрукты, соки. С целью профилактики аллергического диатеза яйца нужно давать не чаще 1—2 раз в неделю; не рекомендуются шоколад, крепкие куриный и мясной бульоны, апельсины, мандарины, икра. Сосиски, вареные колбасы начинают давать с 21/2—3 лет. Необходимо правильно составлять меню ребенка. Кормить ребенка необходимо примерно в одно и то же время; это помогает выработать условный рефлекс (в определенное время происходит выделение пищеварительных соков, и пища лучше переваривается). К каждому новому блюду ребенка нужно приучать постепенно, осторожно и терпеливо. Важно следить за регулярным опорожнением кишечника, т.к. при запорах аппетит заметно ухудшается. В начале 2-го года жизни дети сами держат ложку и чашку, а в 11/2 лет сами едят с помощью взрослых, к 3 годам ребенок может есть сам.

Режим. Ребенок любого возраста нуждается в четком режиме. При составлении режима очень важно учитывать не только возраст ребенка, но и его индивидуальные качества. Примерные часы приема пищи: завтрак — 7 ч 30 мин — 8 ч, обед — 12 ч — 12 ч 30 мин, полдник — 15 ч 30 мин — 16 ч, ужин 19 ч — 19 ч 30 мин. Ребенок должен спать не менее 12 ч в сутки, в т.ч. 2 ч днем после обеда (с 13 до 15 ч). Укладывать детей спать нужно в одно и то же время. Ребенка следует постепенно подготовить ко сну: успокоить после игры, посадить на горшок, умыть. Перед сном обязательно проветривают комнату.

Уход. Комната, в которой находится ребенок, должна быть светлой; оптимальная температура воздуха около 20°. Все окружающие детей вещи и предметы надо содержать в чистоте и порядке, регулярно делать влажную уборку помещения. У ребенка должна быть отдельная кровать. С раннего возраста необходимо приучать ребенка самостоятельно умываться, мыть руки. Уже с 11/2 лет можно учить его полоскать рот, с 3 лет — чистить зубы. Мыло, полотенце, зубную щетку располагают так, чтобы он мог легко достать их. Обязателен ежедневный туалет половых органов ребенка (подмывание теплой водой), особенно у девочек. Купают ребенка 1—3 лет 2—3 раза в неделю. Температура воды должна быть 36°. Продолжительность купания на 2-м году жизни — 8—10 мин. на 3-м — 10—20 мин.

С 2 лет детей можно приучать самостоятельно одеваться. Необходимо постоянно следить за осанкой ребенка. Желательно, чтобы мебель соответствовала его росту.

Физическое воспитание. Правильно подобранные и соответствующие возрасту упражнения способствуют гармоничному физическому и умственному развитию, предупреждению многих заболеваний, формированию и совершенствованию двигательных навыков, развитию сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.

Закаливание. Прежде чем начать его, нужно убедиться в том, что ребенок здоров. Основными факторами закаливания являются свежий воздух, солнечные лучи и вода. Закаливание воздухом — это прежде всего постоянное и тщательное проветривание помещения, где находится ребенок. Даже в холодное время года проветривание проводят не реже 3 раз в день, а летом окно и форточка должны быть открыты постоянно. Не менее важно достаточное пребывание детей на свежем воздухе, продолжительность которого зависит от времени года и возраста ребенка. Одежда его должна соответствовать времени года.

Закаливание водой (ежедневные водные процедуры) — одно из самых простых, но достаточно сильных закаливающих воздействий на организм ребенка. Через 11/2 мес. можно делать и другую водную процедуру — обливание. Купание в реке, озере рекомендуется начинать с 2-летнего возраста, обязательно под наблюдением взрослых.

Диспансерное наблюдение. Детей второго года жизни педиатр осматривает не реже 1 раза в квартал, стоматолог — однократно. На третьем году жизни они должны быть осмотрены педиатром не менее 2 раз (1 раз в полгода), хирургом и стоматологом — 1 раз. При необходимости проводятся осмотры врачами других специальностей. Частота осмотров детей с отклонениями в состоянии здоровья определяется индивидуально. Обязательно ежегодно проводят клинические анализы крови и мочи, исследование кала на гельминты. Оздоровительные мероприятия должны быть направлены главным образом на правильную организацию режима дня и питания, физическое воспитание и закаливание, санацию очагов хронической инфекции. В ясельном возрасте продолжается плановая вакцинация детей, ежегодно проводятся туберкулиновые пробы.

                                Контрольные вопросы:

1. Дайте характеристику преддошкольного периода.

2. расскажите об анатомо-физиологических особенностях органов и систем, росте и развитии ребенка преддошкольного возраста.

3. Какие существуют универсальные потребности ребенка этого возраста и способы их удовлетворения, возможные проблемы?

4. Расскажите о физическом, нервно-психическом и социальном развитии ребенка преддошкольного возраста.

5. Какие правила в организации питания ребенка старше 1 года?

6. В чем выражается социальная адаптация ребенка?

7. Какие факторы рис­ка для ребенка в этом периоде?.

8. Расскажите о профилактике детских инфекционных заболеваний у детей преддошкольного возраста.

 

 

Лекция №8

Период дошкольного возраста

План лекции

1. Характеристика дошкольного возраста.

2. Анатомо-физиологические особенности органов и систем в этих периодах, рост и развитие ребенка дошкольного возраста.

3. Универсальные потребности ребенка этого возраста и способы их удовлетворения, возможные проблемы.

4. Физическое, нервно-психическое и социальное развитие ребенка дошкольного возраста.

5. Питание

6. Социальная адаптация ребенка.

7. Подготовка к поступлению в детское дошкольное учреждение и в школу. Факторы рис­ка.

8. Профилактика детских инфекционных заболеваний у детей до­школьного возраста.

 

Дошкольный период – от 3 до 7 лет.

 Совершенствуются психика, интеллект и двигательные навыки. В этом возрасте дети уже достаточно определенно выражают различные эмоции, у них развиваются определенные черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях. Дети повторяют многие действия взрослых; в качестве модели для подражания они, как правило, выбирают близких родственников.

Словарный запас постепенно увеличивается до 2 тыс. слов и более. В разговоре дети уже используют сложные фразы и предложения, легко запоминают стихи; могут составить небольшой рассказ. Они начинают уверенно держать в руках карандаш, рисуют различные предметы, животных.

В 21/2—3 года параллельно с интеллектуальным развитием происходит половая ориентация ребенка, которая окончательно формируется в дошкольном возрасте. Уже в 3 года большинство детей могут назвать не только свой возраст, но и пол. В возрасте 4—6 лет дети начинают играть в «родителей», «дочки-матери», «больницу», выполняя (на уровне своего понимания) роль одного из родителей. При этом проявляется определенный интерес к половым различиям. Во время игр, при расспросе взрослых и сверстников дети постепенно получают информацию о строении наружных половых органов и определенные сведения о деторождении.

Характерно первое физиологическое вытяжение, нарастание массы тела замедляется, увеличивается длина конечностей, углубляется рельеф лица. Постепенно выпадают молочные зубы и начинается рост постоянных зубов.

В этот период идет дифференцировка строения различных внутренних органов. Иммунная защита достигает зрелости. Интенсивно развивается интеллект, усложняется трудовая деятельность. У 5 годам дети свободно говорят, употребляя правильное склонение и спряжение. Улучшается память. Дети могут некоторое время сосредоточить внимание на одном предмете, одном занятии. В конце дошкольного периода они становятся способными к восприятию систематических знаний при обучении в школе. Игры приобретают абстрактный характер. Появляются тонкие координированные движения, что видно по навыкам рисования. Тонус сгибателей преобладает над разгибателями, поэтому ребенку трудно держать спину выпрямленной, что может привести к искривлению позвоночника. Начинают появляться различия в поведении мальчиков и девочек. Возникают сложные взаимоотношения с разными детьми и взрослыми, формируется самолюбие. Эмоциональные проявления становятся намного сдержаннее.

Анатомо-физиологические особенности органов и систем.

Кожа утолщается, становится более эластичной и стойкой к механическому воздействию, количество кровеносных сосудов в ней уменьшается, но еще относительно велико. К 6 годам строение дермы приближается к таковому у взрослых, но кератинизация рогового слоя эпидермиса еще не закончена. Толщина волос увеличивается.

В подкожной клетчатке процессы гиперплазии прекращаются, число жировых клеток становится постоянным. К 5—7 годам в полостях организма и в забрюшинном пространстве появляются скопления жировой ткани, что уменьшает подвижность внутренних органов.

Нарастает масса мышечной ткани, продолжаются дифференцировка мышечных волокон и соединительнотканного каркаса мышц, развитие нервно-мышечных окончаний. К 6—7 годам мышцы кисти достигают развития, позволяющего начать обучение ребенка письму, лепке и т.п. С 6—7 лет интенсивно увеличивается сила мышц.

Интенсивность обмена в костной ткани снижается. Окостенение скелета не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. К четвертому году жизни значительно уменьшается поясничный лордоз, в связи с чем исчезает свойственное детям раннего возраста выпячивание живота. К 5—6 годам форма позвоночника становится такой же, как у взрослого, однако фиксация позвоночника еще несовершенна.

В дошкольном возрасте рост лицевого черепа опережает рост мозгового, продолжают формироваться придаточные пазухи носа (околоносовые пазухи).

К 4 годам развивается нижний носовой ход.

В конце дошкольного возраста завершается формирование грудной клетки. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослого, развивается дыхательная мускулатура, появляется так называемое реберное дыхание.

До 6—7 лет голосовая щель, трахея и бронхи остаются узкими. Слизистая оболочка дыхательных путей нежная, богата кровеносными сосудами. Увеличиваются масса легких, число альвеол, просвет бронхиол. Дыхательный объем и минутный объем дыхания возрастают. К 6 годам потребность в кислороде вдвое выше, чем у взрослых. Дыхание становится более глубоким и редким, на одно дыхательное движение приходится 31/2—4 удара пульса. Частота дыханий уменьшается до 23—25 в 1 мин к 5—7 годам. При аускультации легких до 5—7 лет определяется пуэрильное дыхание.

Сердечно-сосудистая систем а становится более работоспособной и выносливой. Увеличиваются масса сердца и сила сердечных сокращений. Форма и расположение сердца почти такие же, как у взрослых. Верхушечный толчок сердца при осмотре определяется в пятом межреберье, несколько кнаружи от правой среднеключичной линии.

Постепенно урежается частота сердечных сокращений: в 3 года она составляет 105 ударов в 1 мин, в 5 лет — 100 ударов в 1 мин, в 7 лет — 85—90 ударов в 1 мин.

АД повышается в среднем с 95/60 мм рт. ст. в 3—4 года до 100/65 мм рт. ст. в 7 лет. Для ориентировочного расчета артериального давления можно пользоваться следующими формулами: для систолического АД — 90 + 2n, диастолического — 60 + n (n — возраст в годах).

Происходит дальнейшее развитие желудочно-кишечного тракта. длина пищевода увеличивается до 16 см, диаметр —до 15 мм, расстояние от зубов до входа в желудок —до 26—27,9 см. Возрастают масса и емкость желудка, удлиняется кишечник. Повышаются масса и размеры поджелудочной железы и печени, совершенствуются их функции. У детей 5—7-летнего возраста нижний край печени выступает из-под правой реберной дуги на 1—2 см по среднеключичной линии. В связи с увеличением секреции пищеварительных желез, повышением активности пищеварительных ферментов более совершенным становится пищеварение. Частота опорожнения кишечника в дошкольном возрасте — 1—2 раза в сутки.

Увеличиваются масса и размеры почек. С 5 лет строение клубочка нефрона такое же, как у взрослых. Число мочеиспусканий уменьшается до 6—7 в 7 лет. Ребенок  выделяет до 800—900 мл мочи в сутки, в 7 лет — до 1000—1300 мл.

Развивается кроветворная система, возрастает масса костного мозга. Изменяется состав крови: в 4 5 лет происходит повторный перекрест в лейкоцитарной формуле, когда число нейтрофилов и лимфоцитов практически выравнивается.

Увеличиваются масса вилочковой железы, масса и размеры селезенки. Продолжает возрастать число лимфатических узлов, развивается лимфоидный аппарат носоглотки, желудочно-кишечного тракта.

Происходит дальнейшее совершенствование иммунной системы, нарастает уровень комплемента. Повышается синтез иммуноглобулинов.

Развиваются железы внутренней секреции. Увеличиваются размеры гипофиза. Достаточный уровень секреции гормонов гипофиза обеспечивает нормальную динамику роста ребенка и правильное функционирование желез внутренней секреции. Возрастает масса щитовидной железы, гормоны которой необходимы не только для процессов роста, но и для дифференцировки ц.н.с., нормального интеллектуального и психомоторного развития ребенка. Существенных изменений в уровне половых гормонов не происходит, но отмечается дальнейшее развитие половых желез (яичек, яичников), их «подготовка» к периоду полового созревания увеличивается масса паращитовидных желез.

Продолжается развитие центральной и периферической нервной систем. Возрастает масса головного мозга. Совершенствуются проводящие пути ц.н.с. После 3 лет появляются шейное и поясничное утолщения спинного мозга, его масса к 3—5 годам утраивается по сравнению с массой при рождении.

Происходит дальнейшее развитие органов чувств. Заметно увеличиваются размеры и масса глазных яблок. У детей 6 лет еще продолжаются процессы формирования рефракции, начинает развиваться глубинное зрение. К 6 годам острота зрения достигает 0,86. Объемное восприятие предметов и способность различать цвета хуже, чем у детей школьного возраста. Повышаются острота слуха и способность к дифференцировке звуков. В 6-летнем возрасте острота слуха на слова ниже, чем на тоны. Улучшается обоняние — возрастают чувствительность к запахам и способность к их дифференцировке.

Питание. Белки животного происхождения должны составлять не менее 65% от общего количества белка в рационе, растительные жиры — не менее 15% от общего количества жира.

Питание детей дошкольного возраста обычно 4-разовое. За завтраком и ужином ребенок должен получать по 25% общей суточной калорийности пищи, в обед — 30—35, в полдник 15—20. Блюда из мяса и рыбы рекомендуются на завтрак и обед, на ужин — молочные и овощные продукты, блюда из круп и творога. Детям не следует давать крепкий чай, кофе, острые соусы. Необходимо ограничивать употребление крепких бульонов, шоколада и шоколадных конфет, тортов и пирожных, апельсинов, мандаринов.

Уход. Помещение, вкотором находится ребенок, должно соответствовать общепринятым санитарно-гигиеническим требованиям. Необходимы ежедневная влажная уборка, частое проветривание. Ребенка следует постепенно привлекать к уборке комнаты, игрушек. Мебель желательно подбирать соответственно возрасту ребенка или максимально приспособить имеющуюся.

Важное значение имеет правильный выбор одежды и обуви. Для предупреждения плоскостопия обувь должна быть на невысоком каблуке.

Купать ребенка и стирать его белье следует только детским средством. Ребенка 3—4 лет купают не реже 2 раза в неделю, 5—7 лет — не реже одного раза в неделю; температура воды должна быть 37—39°, продолжительность купания — 15—20 мин.

До 6 лет ребенок должен спать днем один раз, продолжительность сна (дневного и ночного) в 3—6 лет — не менее 12 ч.

Необходимо постоянно следить за условиями жизни детей, давать соответствующие рекомендации по организации ухода за ребенком.

Физическое воспитание. Физические упражнения для детей строго дозируют в соответствии с их возрастом. Физические упражнения лучше проводить через 11/2—2 ч после завтрака или дневного сна, вечером — не позднее чем за 1 час до сна. Занятия физическими упражнениями следует проводить в форме игры. К каждому ребенку нужно подходить индивидуально, с учетом его двигательных навыков, следить, чтобы он не переутомился. Обязательны подвижные игры, особенно летом, на открытом воздухе. В 3—4 года можно учить ребенка кататься на лыжах с мягкими креплениями (на ноги надевают валенки). Катанию на трехколесном велосипеде обучают с трех лет, с 5 лет можно осваивать езду на двухколесном велосипеде. Необходимо, чтобы размеры велосипеда соответствовали росту ребенка: ноги должны свободно доставать до педалей, а руль поднят настолько, чтобы спина была прямой. На санках дети могут кататься самостоятельно с 3—4 лет. Обучать плаванию рекомендуется с 4—5 лет, катанию на коньках — с 5—6 лет.

Закаливание. Процедуры должны соответствовать возрасту ребенка, проводиться регулярно в одно и то же время: силу и интенсивность воздействия на организм (температуру, время и др.) следует изменять осторожно и постепенно; необходимо внимательно следить за самочувствием ребенка. Основными факторами закаливания являются свежий воздух, солнечные лучи и вода.

Комнату, где находится ребенок, зимой проветривают 3—4 раза в день, в т.ч. перед сном, а летом окно или форточка при хорошей погоде должны быть открыты постоянно. Зимой дети дошкольного возраста должны проводить на улице не менее 3—4 ч в день, а летом — большую часть дня. Одежду подбирают в зависимости от характера прогулки и времени года.

Одним из элементов закаливания воздухом являются воздушные и солнечные ванны, обтирание.

Перед сном можно проводить еще одну водную процедуру — обливание ног. Благотворное влияние оказывает купание в открытых водоемах, при котором на организм воздействуют воздух, солнце и вода.

Подготовка к обучению в школе. Следует развивать и воспитывать в детях любознательность. Очень важно пробудить интерес к труду, приучить ребенка самостоятельно одеваться, умываться, убирать за собой постель и рабочий (игровой) уголок. Необходимо научить ребенка слушать и выделять звуки в словах, что поможет овладеть письмом и чтением. В подготовке к письму большую роль играет рисование. Беседы с ребенком способствуют совершенствованию речи малыша, улучшению произношения, развитию мышления. Заниматься с ребенком нужно регулярно, но не переутомлять его.

Особенности патологии. Незаконченность процессов формирования эпидермиса способствуют снижению защитных свойств кожи, более легкому ее инфицированию, развитию дерматитов, мацерации. В связи с недостаточным окостенением и фиксацией позвоночника сохраняется склонность к развитию нарушенной осанки, искривлений позвоночника. Интенсивное развитие лимфоидного кольца носоглотки предрасполагает к возникновению аденоидов. ангин., заболевания органов дыхания. По сравнению с детьми раннего возраста в дошкольном возрасте чаще развиваются синуситы, стенозирующий ларинготрахеобронхит и бронхиолиты встречаются реже. Расширение контактов между детьми в организованных коллективах способствует учащению инфекционных болезней. Заметное увеличение двигательной активности в дошкольном возрасте при отсутствии контроля обусловливает учащение травм. Частота близорукости возрастает с 1,5% в 3 года до 4—5% в 5—6 лет.

В целом заболеваемость детей с 5 лет (в ряде случаев и раньше) заметно снижается, течение болезней становится более легким, что связано с совершенствованием иммунитета.

Диспансерное наблюдение. Детей в возрасте 3—7 лет педиатр осматривает не реже 1 раза в год. Ежегодно проводят лабораторные исследования (клинические анализы крови и мочи, анализ кала на яйца глистов), антропометрию, оценивают физическое и интеллектуальное развитие ребенка. Осуществляются осмотры стоматологом, хирургом, невропатологом, по показаниям — другими специалистами. Особое внимание следует уделять детям, часто болеющим, с неблагоприятным анамнезом (например, недоношенность, родовая травма, гемолитическая болезнь новорожденных). В соответствии с календарем профилактических прививок проводится плановая вакцинация, ежегодно ставят туберкулиновые пробы.

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику дошкольного периода.

2. расскажите об анатомо-физиологических особенностях органов и систем, росте и развитии ребенка дошкольного возраста.

3. Какие существуют универсальные потребности ребенка этого возраста и способы их удовлетворения, возможные проблемы?

4. расскажите о физическом, нервно-психическом и социальном развитии ребенка дошкольного возраста.

5. Какие правила в организации питания ребенка старше 1 года?

6. В чем выражается социальная адаптация ребенка?

7. Как происходит подготовка к поступлению в детское дошкольное учреждение?

8. Какие факторы рис­ка для ребенка в этом периоде?.

9. Расскажите о профилактике детских инфекционных заболеваний у детей дошкольного возраста.

Лекция №9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: