Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Донского края (произведения искусства, художественное слово, фольклор, музыку, знакомство с историей города Ростова – на – Дону, донской народной культуры и быта).
Главный принцип региональной образовательной политики в области дошкольного образования состоит в том, что каждый ребенок имеет право на полноценно прожитое детство и все дети имеют право на равные стартовые условия перед началом школьного обучения.
Образовательный процесс в ДОУнаправлен на повышение качества воспитательно-образовательной работы с детьми.
В современном мире педагогическое взаимодействие взрослого и детей в рамках единого культурно-смыслового пространства, которое способствует формированию эмоционально-действенного отношения к природе своего края, чувства привязанности к окружающим, семье и родному дому, сопричастности к историко-культурному наследию находит отражение и в планировании работы педагогов в дошкольном учреждении.
Вариативная часть программы строится на основе регионального компонента и это обусловлено тем, что в последнее время ведется большая работа по сохранению и развитию традиционной народной культуры. Знакомство дошкольников со своим поселком и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительных результатов, возможно, достичь не только в процессе образовательной деятельности, но и при проведении целенаправленной дополнительной работы с детьми и совместной деятельности с родителями.
Цельработы: выстроить систему работы с учетом сложившихся социокультурных условий, более широко использовать историко –
художественный потенциал донского культурному наследию родной
края, исторические, эстетические представления ребенка на земли, народным традициям и самобытной
основе широкого приобщения к культуре родного края.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
2. Введение регионального содержания с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.
3. Осознанный выбор методов знакомства, со своим поселком повышающих познавательную и эмоциональную активность детей (музеи русского б, предметы декоративно-прикладного искусства, музыка). Чем разнообразнее способы, формы и приемы познания мираи его отражения, тем выше уровень не только информированности, но и любознательности, увлеченности. Национально – региональный компонент отражает образовательное пространство, которое обозначается определенным понятием
«Донской край». Содержание и объем регионального компонента определяется природно-экологическим, географа – демографическим, этническим, социально-экономическим и историко-культурным своеобразием нашего региона. Этот компонент учитывает национально -региональные особенности, специфику состава населения и определяет обязательный минимум содержания образовательной программы по развитию речи, истории, культуре, географии и природоведению.
Образовательные области согласуются с требованиями федерального компонента и реализуются в нашем ДОУ посредством интеграции в общей структуре образовательной программы. Общими сферами, определяющие структуру образовательного пространства, являются: природа, социум и культура. В сферу «природа» входят: неживая природа, животный и растительный мир, экологическая обстановка.
В сферу «социум» входят: история края, народонаселение и демографические процессы и др.
В сферу «Культура» входят: язык, искусство, культурно-бытовые традиции и обычаи, религия, наука и образование.
Национально-региональный компонент вариативен, включает в себя 10-15% от общего содержания раздела Программы. Распределение зависит от возможности конкретного педагога и используемой комплексной программы.
Взаимодействие с родителями.
Ведущие цели взаимодействия с семьей - создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимоза-висимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: посещение семей, анкетирование семей.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте.
Образование родителей: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.