Материалы психологического уголка

Регламент работы

  • -Как организовать работу с детьми в психологическом уголке

Психологическая диагностика

  • -Изучаем уровень комфортности пребывания ребенка в детском саду

Консультирование

  • -Что надо знать родителям об адаптации детей к детскому саду

Коррекционная и развивающая работа

  • -Формируем познавательную готовность к школе. Программа «Скоро в школу»
  • -Многофункциональное пособие для детей 3–7 лет: как использовать
  • -Программа коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста

Психопрофилактика

  • -Комплекс упражнений для развития рефлексивных способностей педагогов

Нормативные документы

  • -ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 12.05.2016 № 546

Регламент работы

Как организовать работу с детьми в психологическом уголке

А.М. Колосова
методист ГБОУ Школа № 947 СП № 10, Москва

О.В. Будникова
педагог-психолог ГБОУ Школа № 947 СП № 10, Москва



ФГОС ДО предъявляют требования к развивающей предметно-пространственной среде. В преобразовании развивающей среды участвуют руководитель и весь педагогический коллектив. Каково участие педагога-психолога в этом направлении? Один из вариантов — организовать проект модернизации развивающей предметно-пространственной среды в группах «Психологические уголки».

Согласно ФГОС ДО образовательная среда в дошкольной образовательной организации должна отвечать требованиям:

  • обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечивать эмоциональное благополучие детей;
  • способствовать профессиональному развитию педагогов;
  • создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
  • обеспечивать открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

В ГБОУ Школа № 947, структурном подразделении № 10 был разработан проект модернизации развивающей предметно-пространственной среды в группах «Психологические уголки».

Принципы проекта:

  • принципы гибкости и управляемости среды: обеспечить возможность проявить творческую, преобразующую активность, изменить окружающий предметный мир, произвести функциональные изменения предметов, создать дидактические возможности для педагогов, которые побуждают детей к активности, к принятию самостоятельных решений, многофункционально использовать элементы предметной среды и включать их в различные функциональные структуры образовательного процесса;
  • принципы активности, самостоятельности, творчества: заложить возможность изменения окружающей предметной среды самими детьми, развивать у детей способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
  • принципы индивидуального подхода к участникам образовательного процесса: учитывать особенности личности в образовательном процессе; формировать положительные представления личности о себе, я-концепции.

Преобразование образовательной среды воздействует на результаты образовательного процесса, характер межличностных отношений, развитие каждого дошкольника.

Основные компоненты преобразования образовательной среды:

1. Предметно-пространственный компонент.
2. Социальный компонент.
3. Психодидактический компонент.

Каждый компонент имеет цель и подразумевает мероприятия (см. табл. 1).



Таблица 1

Действия по преобразованию образовательной среды

Цель Действия (мероприятия)

1. Предметно-пространственный компонент образовательной среды

1.1 Организовать психологические уголки в группах Выделить пространство и оборудовать его в соответствии с целями безопасности, развития и психологического благополучия каждого ребенка

2. Социальный компонент образовательной среды

2.1 Удовлетворить социально ориентированные потребности участников образовательных отношений: ощущение безопасности, сохранение и улучшение самооценки в признании со стороны общества, в самоактуализации Создать условия переживания эмоционального благополучия всеми участниками образовательных отношений: доброжелательность друг к другу, взаимное положительное оценивание
2.2 Совершенствовать методическую работу с педагогами по укреплению и сохранению психологического здоровья всех участников образовательного процесса Повысить психолого-педагогическую культуры педагогов и родителей, используя формы работы: лекции, тематические выставки, семинары, тренинги, беседы, смотр-конкурс

3. Психодидактический компонент образовательной среды

3.1 Разработать научно-методическое обеспечение образовательного процесса с использованием психологических уголков в разнообразных видах деятельности Подготовить пакет документов: тематический план работы с материалами психологического уголка; методические рекомендации; перечень необходимого оборудования; положение о смотре-конкурсе «Лучший психологический уголок в группе», критерии результативности и пакет диагностических методик по отслеживанию результатов работы

Психологические уголки

В рамках преобразования развивающей предметно-пространственной среды в группах структурного подразделения № 10 Школы № 947 были организованы психологические уголки. Они располагаются в групповой комнате, и оснащены игровым материалом, который можно применять на занятиях и в свободной игровой деятельности. В таблице 2 представлены игровые материалы и направления, для чего они предназначены.

Таблица 2

Материалы психологического уголка

Материалы

1. Зона для психологической разгрузки

1.1 Уголок для уединения (шатер, палатка и т. д.)
1.2 Мягкая мебель
1.3 Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями
1.4 Мягкие игрушки

2. Материал для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме

2.1 Боксерская груша
2.2 Куклы «Бо-бо»
2.3 Поролоновые подушки
2.4 Стаканчики для крика
2.5 Мишени

3. Материал для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции

3.1 Аудио-, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации)
3.2 Цветные клубочки
3.3 Волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка, башмачки и т. д.)
3.4 Свечи
3.5 Фонтаны
3.6 Игры с песком, водой, крупами, пуговицами
3.7 «Мешочки настроений»
3.8 «Коробочки добрых дел»

4. Эмоционально-развивающие игры, направленные на обучение детей бесконфликтному общению

4.1 «Азбука настроений»
4.2 «Коврик дружбы»
4.3 Настольные, дидактические игры «Что такое хорошо? Что такое плохо?» и т. д.
4.4 Шкатулка с маленькими человечками
4.5 «Подушка примирения»
4.6 «Коробочка примирения»
4.7 «Гусеница настроений»

5. Материал, направленный на повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей

5.1 Подиум
5.2 Медали
5.3 «Сонные игрушки»

6. Материал для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде

6.1 «Твистер»
6.2 «Парашют»
6.3 «Гусеница»
6.3 «Воздушный змей»

Игры и упражнения психологического уголка

Рис. 1. Зона релаксации

Педагог-психолог презентует детям и воспитателям игры и упражнения в психологическом уголке. Он рассказывает о целях, правилах, содержании, а также проигрывает их с детьми и воспитателями. Дальше игры остаются в группе, где дети самостоятельно или под руководством воспитателя играют в них. В зоне релаксации дети могут снять агрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение, усталость, успокоиться, повысить настроение (рис. 1). Игры в психологическом уголке помогают детям распознавать свое эмоциональное состояние, анализировать его; способствуют развитию эмоционального интеллекта. Ниже приведены примеры игр:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: