Команда — это зеркало, в котором отражаются существенные черты отношений участников и их поведения в социуме. Обратите внимание на следующие параметры в поведении каждого игрока: активность, доброжелательность, целесообразность.
Активность (пассивность) проявляется в следующем: развернулся ли к остальным членам команды или сидит отвернувшись, в закрытой позе? Слушает ли? Совершает ли какие-то действия? Высказывается? Берет ли инициативу на себя, если возникли затруднения или спор? Взаимодействует со всеми участниками команды или только с избранными? Участвует ли в решении задачи?
Доброжелательность (недоброжелательность) проявляется в общем эмоциональном настрое участника. Что выражает мимика: интерес, внимание, скуку, несогласие? Дополняет ли ответы других участников, выражает согласие или обесценивает мнение других («нет», «это не подойдет», «я бы это не говорил»)? Поддерживают ли игроки друг друга?
Целесообразность — направленность всех участников на поставленную перед командой цель. Это способность принять задачу и направить свои усилия, а также, если возможно, усилия остальных на то, чтобы выработать эффективное, максимально разностороннее решение ситуации. Бывают игроки, которые активны и доброжелательны, но действуют нецелесообразно, например, отвлекают команду: комментируют действия других команд, ищут что-то в телефоне, снова возвращаются к уже решенному и т. п.
Обсуждая с игроками результаты работы, расскажите о своих наблюдениях: перечислите тех, кто был активен, а кто нет, кто действовал доброжелательно, а кто наоборот, чье поведение было целесообразным, а чье — направлено на достижение другой цели (привлечь внимание, отдохнуть, проявить свое отношение к кому-то из игроков). Это обсуждение не должно быть оценочным («плохо» — «хорошо», «правильно» — «неправильно»).
Вопросы педагогам:
- Согласны ли вы с высказанными наблюдениями? С чем не согласны?
- Чувствовали вы, что команда двигалась вперед в решении поставленной задачи?
- На что были направлены усилия партнеров по команде?
Поведение участников по отношению к групповой задаче
В этой технике используйте прием искусственного ограничения времени. Конечно, реальные профессиональные задачи решаются не в такие сжатые сроки. Ограничение времени нужно, чтобы усилить проявление проблемных зон в поведении участников.
В отношении к групповой задаче вы отмечаете следующее: принята ли задача, взялась ли группа за ее решение? Если отвлекаются, то на что: на споры друг с другом, слежение за тем, чтобы другой игрок не нарушал правил, разговоры не по делу — это очень хорошо показывает типичные проблемы команды в работе с реальным материалом. Не превратилась ли общая задача в ничью — в общем деле никто ни за что не отвечает и ничего не хочет (феномен «размывание ответственности»)? Не появилось ли у кого из участников личной задачи?

По завершении работы обсудите с педагогами, смогла ли команда принять задачу, предложить решение в сжатые сроки, выполнить правила, достойно представить свой ответ. Все это говорит о том, как в обычной жизни участники игры относятся к задачам, поставленным перед ними. Где слабые места в игре команды — там и слабые места в реальности.






