Наблюдая за участниками, обратите внимание, кто из них выглядит:
- смущенным — сжатая поза, не смотрит в глаза остальным, говорит коротко и тихо, пытается не участвовать, совершает повторяющиеся нервные движения, например щелкает ручкой, трясет ногой;
- раздраженным и агрессивным — слишком громко говорит, перебивает остальных, подгоняет, ругается, спорит, включается в обсуждение только после того, как команда уже пришла к какому-то выводу, и пытается внести какие-то изменения, до этого не упоминая о своем несогласии;
- тревожным — долго не решается высказать свое мнение, говорит тихо, как бы с извинениями; объясняет то, что не требует объяснения, быстро отступает, сразу соглашается с оценкой другого.
Все подобные признаки скрытого негативного эмоционального состояния обсудите с группой, но не называйте конкретных имен, чтобы не увеличить агрессию или смущение этих педагогов. Вы можете сказать, что заметили такие чувства и предлагаете их обсудить.
Вы можете вывести педагогов на разговор о чувствах, которые они испытывают в социуме и которые обычно скрывают (чувство неловкости, обида, гнев). Такой разговор уменьшит их силу.
Техника «Пять рук»
Используйте технику «Пять рук» в качестве разминки или заключительного упражнения любого тренинга.
Цели: развить навыки работы в команде, быструю реакцию на ситуацию, научить сотрудничать.
Количество участников: от 10 человек.
Продолжительность: от 10 минут (в зависимости от количества человек).
Требования к помещению: любой кабинет, зал, в котором можно свободно передвигаться.
Инструкция. В центре помещения освободите пространство для перемещения. Дайте участникам команду хаотично и молча передвигаться. Затем громко назовите любую часть тела и любое число от одного до числа, обозначающего количество человек в группе, например: «рука, пять», «нога, десять». Задача участников: без слов быстро скооперироваться в группы с таким количеством человек, которое соответствует названной цифре (в данном случае — 5) и соединиться (соприкоснуться) нужными частями тела (руками, ногами).
Участники выполняют задания до тех пор, пока не истечет время, выделенное на выполнение данной техники.
Команды участникам:
- нога, три;
- лоб, четыре;
- колено, два;
- мизинец, три;
- локоть, десять;
- спина, шесть;
- ладонь, двенадцать.
Вы можете ввести дополнительные условия, чтобы ярче проявились психологические особенности поведения игроков в команде.
Например: присоединяться можно только к человеку другого пола; только к тому, у кого в одежде есть такой же цвет, как в твоей одежде; выполнить задание, как «леди и джентльмены», — безукоризненно вежливо, с прямой спиной, с легкой улыбкой; выполнить задание с закрытыми глазами (в этом случае обезопасьте пространство).
По ходу работы необходимо наблюдать за действиями педагогов, анализировать их поведение и по завершении обсудить результаты.
Параметры анализа работы: