Ассортимент товаров: понятие и виды
Ассортимент товаров — набор товаров, объединенных по какому-либо или совокупности признаков (ГОСТ Р 51303-99).
Товарная номенклатура — перечень однородных и разнородных товаров общего или аналогичного назначения. Номенклатура может включать несколько видов ассортимента, объединенных общей характеристикой.
Классификация ассортимента товаров:
Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы — по местонахождению, на подгруппы — по широте и глубине охвата товаров, на виды — по степени удовлетворения потребностей, на разновидности — по характеру потребностей.
По местонахождению товаров различают:
1. Промышленный ассортимент — ассортимент товаров, вырабатываемых отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием.
2. Торговый ассортимент — ассортимент товаров, представленный в торговой сети.
В зависимости от широты и глубины охвата товара различают:
1. Простой ассортимент — ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам (характерен для магазинов, реализующих товары повседневного для покупателей с небольшими материальными возможностями).
|
|
2. Сложный ассортимент — ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам (характерен оптовым базам и розничным торговым организациям типа универсамов или универмагов, ориентирующимся на покупателей с разным спросом).
3. Развернутый ассортимент товаров — ассортимент товаров, представленный их разновидностями (характерен для специализированных магазинов, например, аудио- и видеотехники).
4. Укрупненный ассортимент товаров — ассортимент товаров, объединенный по общим признакам в определенной совокупности товаров.Укрупненный ассортимент положен в основу организационной структуры многих торговых предприятий (Например, хлебобулочные, плодоовощные, молочные, обувные, одежные и другие группы товаров объединены по признаку функционального назначения, а товары для детей, молодежи, для отдыха — социального).
§ Видовой ассортимент — набор товаров различных видов, разновидностей и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности (Например, ассортимент молока — пастеризованное, стерилизованное и др. — часть ассортимента молочных товаров).
§ Марочный ассортимент — набор товаров одного вида, но разных торговых марок (например, ассортимент пастеризованного молока торговых марок:«Царицыно», «Лианозово», «Домик в деревне» и других).
5. Сопутствующий ассортимент — набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации (например, в обувном магазине — это предметы ухода за обувью).
|
|
6. Смешанный ассортимент — набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения (характерен для магазинов, торгующих одновременно непродовольственными и продовольственными товарами, например, для гипермаркетов).
По степени удовлетворения потребностей различают:
1. Рациональный ассортимент — это набор товаров, который обеспечивает достаточную степень удовлетворенности потребителей и достижение целей организации.Критерии оценки рационального ассортимента у потребителей (возможность приобрести нужные товары в одном месте), продавцов и изготовителей (рентабельность, возможность своевременной и бесперебойной доставки товаров) неодинаковы.
2. Оптимальный ассортимент — это набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя или организации при рациональных затратах на их приобретение и потребление (реализацию).
В зависимости от характера потребностей различают:
1. Реальный ассортимент — действительный набор товаров, имеющихся в конкретной организации изготовителя или продавца.
2. Прогнозируемый ассортимент — набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.
Свойства и показатели рациональности ассортимента
Свойство ассортимента — особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании и реализации.
Показатель ассортимента — количественное и/или качественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество групп, подгрупп, видов и наименований товаров.
Единицей измерений показателей ассортимента является наименование товара или товарный артикул, который может включать название вида и/или торговой марки. Например, сок ананасовый (вид) «Моя семья» (торговая марка).
Торговая марка — это фирменное наименование одного или нескольких товаров, определенное предприятием-изготовителем или торговой организацией (например, шоколадные конфеты «Коркунов»). Торговая марка, получившая известность и престижность благодаря технологиям продвижения, называется брэндом.
Свойствами ассортимента являются:
§ широта ассортимента - количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп;
§ полнота ассортимента - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности (число разновидностей товара внутри вида);
§ глубина ассортимента -количество торговых марок товаров одного вида, и/или их модификаций и/или товарных артикулов;
§ устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары;
§ новизна ассортимента - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров;
§ структура ассортимента - соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товаров в наборе;
§ ассортиментный минимум - минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации;
§ рациональность ассортимента - способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей;
§ гармоничность ассортимента - свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования.