Можно ли проводить диагностику в дошкольной образовательной организации?

УДК 372.8

ББК 74.00

П24

 

 

Научный руководитель программы «Мир открытий»

Петерсон Л.Г., доктор педагогических наук, профессор

Научно-методический совет программы «Мир открытий»:

Петерсон Л.Г., Лыкова И.А,, Рыжова Н.А., д.п.н. Бережнова О.В.,

Буренина А.И., Абдулина Л,Э.

Редакционный совет программы «Мир открытий»:

Абдуллина Л.Э., Бережнова О,В., Васюкова Н.Е., Лыкова И.А.,

Петерсон Л.Г., Родина Н.М., Рыжова Н.А., Трифонова Е.В.

 

В подготовке пособия приняли участие авторы программы «Мир открытий»:

Абдуллина Л.Э., Буренина А.И., Васюкова Н.Е., Григорьева Г.Г., Касаткина Е.И., Кочемасова Е.Е., Лыкова И.А., Некрасова А.А., Петерсон Л.Г, Протасова Е.Ю., Родина Н.М., Рунова М.А., Рыжова Н.А., Тютюнникова Т.Э., Ушакова О.С.

 

Педагогическая диагностика к комплексной образова- П24 тельной программе дошкольного образования «Мир откры­тий». Методическое пособие для воспитателей, методистов, руководящих работников образовательных организаций / Автор- составитель: Трифонова Е.В. / Научный руководитель Л.Г. Петер­сон / Под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А, Лыковой. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. — 272 с.

 

Пособие раскрывает процедуру оценки индивидуального развития детей в рамках реализации комплексной образовательной программы до­школьного образования «Мир открытий».

Педагогическая диагностика детей направлена на определение эф­фективности педагогических действий и соответствия образовательных условий, созданных в образовательной организации, возможностям и ин­дивидуальным особенностям воспитанников.

Результаты педагогической диагностики позволяют оптимизировать условия развития детей, определить индивидуальные образовательные траектории и, при необходимости, осуществить их коррекцию.

Адресуется воспитателям, методистам, руководителям дошкольных образовательных организаций, специалистам системы повышения квали­фикации, студентам педагогических колледжей и вузов, гувернерам, ро­дителям. Пособие будет полезно в работе семейных и частных детских садов.

 

УДК 372.8

ББК 74.00

 

 

Охраняется Законом об авторском праве. Воспроизведение этой книги или любой ее части, включая оформление, преследуется в судебном порядке.

 

© Институт системно-деятельностной педагогики, 2018

ISBN 978-5-9963-3664-7                                                       © БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИКИ

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО

 

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС или Стандарт) дошкольного образования определяет новые обязательные требования к дошкольному образованию. Если ранее, в период действия Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной об­щеобразовательной программы дошкольного образования эффективность реализации программы определялась по достижениям ребенка, то в насто­ящее время ФГОС ДО формулирует принципиально иную позицию, которая отражена не только в содержании, но и в структуре данного документа.

ФГОС всех уровней образования [начального, основного и среднего (полного) общего, высшего образования] имеют единую структуру и начи­наются [после формулировки некоторых общих положений] с требований к результатам освоения программы, а требования к условиям ее реали­зации отнесены в конец документа. И только стандарт дошкольного образо­вания имеет иную структуру. Здесь в конец документа отнесены требования к результатам, а требования к структуре программы и условиям ее реали­зации вынесены в начало. Такая последовательность неслучайна. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» «Освое­ние образовательных программ дошкольного образования не сопровожда­ется проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обуча­ющихся» (ст.64).

Это же отражено в тексте Стандарта, где четко оговорено, что «требова­ния Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования» (п. 4.1), которые «не под­лежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диа­гностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образо­вательной деятельности и подготовки детей» (п. 4.3).

Эффективность работы образовательной организации и соответствие ее деятельности требованиям ФГОС ДО оценивается потому комплексу условий, которые созданы в образовательной организации: если условия созданы — Стандарт реализован.

Стандарт описывает требования к ряду условий реализации программы. Для педагога, непосредственно работающего с детьми, наиболее важно со­здать условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п.3.2.5), и обеспечить соответствующую развивающую предметно-простран­ственную среду (п. 3.3).

Создание соответствующих условий обеспечивает для ребенка воз­можность полноценного развития и нормальный процесс становления его возрастных новообразований. «При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования» (п. 4.7).

Таким образом, требования Стандарта не предполагают никаких атте­стаций воспитанников, и это вызывает у некоторых педагогов ряд проблем и сложностей. Наиболее часто задаваемые вопросы звучат так:

1. Если целевые ориентиры не диагностируются, значит: диагностики в ДОО больше нет? Ее нельзя проводить?

2. Чем отчитываться перед проверяющими комиссиями об успешности ре­ализации Программы?

3. Как нам самим понять, успешно ли идет процесс развития детей?

4. Какие диагностические инструменты можно применять в условиях дет­ского сада и что можно диагностировать (ведь целевые ориентиры диагно­стике не подлежат)?

Рассмотрим эти вопросы с опорой на основные положения ФГОС ДО.


Можно ли проводить диагностику в дошкольной образовательной организации?

Диагностику развития детей проводить не только можно, но и обязательно нужно. Задача своевременной и точной оценки развития детей для принятия оперативных мер по его оптимизации или коррекции остается актуальной. Стандарт не отменяет возможность педагогического и психологического мо­ниторинга, но выдвигает к нему четкие требования:

3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индиви­дуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуаль­ного развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффек­тивности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут ис­пользоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, по­строения его образовательной траектории или профессиональной кор­рекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика разви­тия детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особен­ностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (пе­дагоги-психологи, психологи).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

 

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифици­рованной коррекции развития детей.

Таким образом, педагогическая диагностика (мониторинг) проводится воспитателем по мере необходимости, которую он определяет самостоятель­но. Кроме того, возможно проведение с ребенком психологической диагно­стики, но только с согласия родителей. Для педагогической диагностики, ко­торая выступает рабочим инструментом в ходе реализации образовательной Программы, согласие родителей не требуется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: