УДК 372.8
ББК 74.00
П24
Научный руководитель программы «Мир открытий»
Петерсон Л.Г., доктор педагогических наук, профессор
Научно-методический совет программы «Мир открытий»:
Петерсон Л.Г., Лыкова И.А,, Рыжова Н.А., д.п.н. Бережнова О.В.,
Буренина А.И., Абдулина Л,Э.
Редакционный совет программы «Мир открытий»:
Абдуллина Л.Э., Бережнова О,В., Васюкова Н.Е., Лыкова И.А.,
Петерсон Л.Г., Родина Н.М., Рыжова Н.А., Трифонова Е.В.
В подготовке пособия приняли участие авторы программы «Мир открытий»:
Абдуллина Л.Э., Буренина А.И., Васюкова Н.Е., Григорьева Г.Г., Касаткина Е.И., Кочемасова Е.Е., Лыкова И.А., Некрасова А.А., Петерсон Л.Г, Протасова Е.Ю., Родина Н.М., Рунова М.А., Рыжова Н.А., Тютюнникова Т.Э., Ушакова О.С.
Педагогическая диагностика к комплексной образова- П24 тельной программе дошкольного образования «Мир открытий». Методическое пособие для воспитателей, методистов, руководящих работников образовательных организаций / Автор- составитель: Трифонова Е.В. / Научный руководитель Л.Г. Петерсон / Под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А, Лыковой. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. — 272 с.
|
|
Пособие раскрывает процедуру оценки индивидуального развития детей в рамках реализации комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий».
Педагогическая диагностика детей направлена на определение эффективности педагогических действий и соответствия образовательных условий, созданных в образовательной организации, возможностям и индивидуальным особенностям воспитанников.
Результаты педагогической диагностики позволяют оптимизировать условия развития детей, определить индивидуальные образовательные траектории и, при необходимости, осуществить их коррекцию.
Адресуется воспитателям, методистам, руководителям дошкольных образовательных организаций, специалистам системы повышения квалификации, студентам педагогических колледжей и вузов, гувернерам, родителям. Пособие будет полезно в работе семейных и частных детских садов.
УДК 372.8
ББК 74.00
Охраняется Законом об авторском праве. Воспроизведение этой книги или любой ее части, включая оформление, преследуется в судебном порядке.
© Институт системно-деятельностной педагогики, 2018
ISBN 978-5-9963-3664-7 © БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИКИ
В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДО
Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС или Стандарт) дошкольного образования определяет новые обязательные требования к дошкольному образованию. Если ранее, в период действия Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования эффективность реализации программы определялась по достижениям ребенка, то в настоящее время ФГОС ДО формулирует принципиально иную позицию, которая отражена не только в содержании, но и в структуре данного документа.
|
|
ФГОС всех уровней образования [начального, основного и среднего (полного) общего, высшего образования] имеют единую структуру и начинаются [после формулировки некоторых общих положений] с требований к результатам освоения программы, а требования к условиям ее реализации отнесены в конец документа. И только стандарт дошкольного образования имеет иную структуру. Здесь в конец документа отнесены требования к результатам, а требования к структуре программы и условиям ее реализации вынесены в начало. Такая последовательность неслучайна. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» «Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся» (ст.64).
Это же отражено в тексте Стандарта, где четко оговорено, что «требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования» (п. 4.1), которые «не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей» (п. 4.3).
Эффективность работы образовательной организации и соответствие ее деятельности требованиям ФГОС ДО оценивается потому комплексу условий, которые созданы в образовательной организации: если условия созданы — Стандарт реализован.
Стандарт описывает требования к ряду условий реализации программы. Для педагога, непосредственно работающего с детьми, наиболее важно создать условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п.3.2.5), и обеспечить соответствующую развивающую предметно-пространственную среду (п. 3.3).
Создание соответствующих условий обеспечивает для ребенка возможность полноценного развития и нормальный процесс становления его возрастных новообразований. «При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования» (п. 4.7).
Таким образом, требования Стандарта не предполагают никаких аттестаций воспитанников, и это вызывает у некоторых педагогов ряд проблем и сложностей. Наиболее часто задаваемые вопросы звучат так:
1. Если целевые ориентиры не диагностируются, значит: диагностики в ДОО больше нет? Ее нельзя проводить?
2. Чем отчитываться перед проверяющими комиссиями об успешности реализации Программы?
3. Как нам самим понять, успешно ли идет процесс развития детей?
4. Какие диагностические инструменты можно применять в условиях детского сада и что можно диагностировать (ведь целевые ориентиры диагностике не подлежат)?
Рассмотрим эти вопросы с опорой на основные положения ФГОС ДО.
Можно ли проводить диагностику в дошкольной образовательной организации?
Диагностику развития детей проводить не только можно, но и обязательно нужно. Задача своевременной и точной оценки развития детей для принятия оперативных мер по его оптимизации или коррекции остается актуальной. Стандарт не отменяет возможность педагогического и психологического мониторинга, но выдвигает к нему четкие требования:
|
|
3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Таким образом, педагогическая диагностика (мониторинг) проводится воспитателем по мере необходимости, которую он определяет самостоятельно. Кроме того, возможно проведение с ребенком психологической диагностики, но только с согласия родителей. Для педагогической диагностики, которая выступает рабочим инструментом в ходе реализации образовательной Программы, согласие родителей не требуется.