Тестовые задания по вопросам социальной педагогики

В разделе 4 главы 4 настоящего пособия рассмотрены сущность и структура тестового контроля при изучении основ социальной педагогики и социальной работы, а также примеры конкретных тестовых заданий, связанных с этой тематикой. В соответствии с направленностью данной книги большинство таких примеров связано или непосредственно с алгоритмом и методикой решения задач, или с сопутствующими им алгоритмами и методиками введения определений понятий и установления законов. Набор конкретных необходимых тестовых заданий такого рода может быть расширен усилиями как преподавателей, так и студентов по аналогии с приведенными образцами.

Решение социально-педагогических задач является неотъемлемой частью изучения социальной педагогики и требует определенной подготовки в области истории, теории и технология этой отрасли знания. Оценка качества такой подготовки, как было показано в главе 4 настоящего пособия, наиболее эффективна и адекватна при использования тестового контроля.

В связи со сказанным выше в данном приложении приводится ряд тестовых заданий по истории, теории и технологии социальной педагогики. Цель – облегчить студентам и преподавателям подготовку к решению социально-педагогических задач и оценку качества этой подготовки. Из раздела 2 главы 4 настоящего пособия следует, что предлагаемые ниже задания могут быть адаптированы к любому виду тестового контроля.

Задание 1

Становление социальной педагогики как самостоятельной науки происходит в:

а) XIX в.;

б) 20—30-е гг. XX в.;

в) конец XX в.

Задание 2

Социальная педагогика как прикладная область знания выделилась из:

а) социологии;

б) педагогики;

в) социальной работы.

Задание 3

Факторы развития ребенка, относящиеся к внешним факторам развития человека, —

а) биологические;

б) наследственные;

в) социальные.

Задание 4

Социум как среда, в которой формируется личность, —

а) макросреда;

б) мезосреда;

в) микросреда.

Задание 5

Социально-педагогическая деятельность отличается от педагогической деятельности тем, что носит:

а) адресный, локальный, ситуативный характер;

б) дискретный, мобильный, научно-обоснованный характер;

в) субъективный, непрерывный, регламентированный характер.

Задание 6

Социализация личности – это

а) интеграция ребенка в общество;

б) усвоение социальной роли;

в) социальная адаптация.

Задание 7

Процесс приспособление ребенка к принятым в обществе правилам и нормам поведения:

а) социальная реабилитация;

б) социальная адаптация;

в) социальная дезадаптация.

Задание 8

Процесс овладения ребенком социального опыта:

а) интеграция;

б) социализация;

в) индивидуализация.

Задание 9

Укажите мезофакторы социализации:

а) этнос;

б) семья;

в) местность и тип поселения.

Задание 10

Процесс восстановления утраченных ребенком общественных связей и отношений – это социальная:

а) дезадаптация;

б) реабилитация;

в) адаптация.

Задание 11

Соотношение понятий «благотворительность» и «милосердие»:

а) «благотворительность» и «милосердие» являются синонимами;

б) «благотворительность» – форма проявления милосердия;

в) «милосердие» – форма проявления благотворительности.

Задание 12

Развитие благотворительности на Руси началось с деятельности:

а) церкви и государства;

б) частных лиц и государства;

в) частных лиц и церкви.

Задание13

Зарождение государственных форм призрения детей в России происходят в:

а) IX в.;

б) XVII в.;

в) XIX в.

Задание 14

Благотворительная деятельность в России была запрещена в:

а) XVII в.;

б) XIX в.;

в) XX в.

Задание 15

Возрождение благотворительной деятельности в России на законодательной основе произошло в:

а) 20-е годы XX в.;

б) 40-е годы XX в.;

в) 90-е годы XX в.

Задание 16

В литературе для детей с отклоняющимся поведением используют термин «трудновоспитуемый», что относят к:

а) психическим отклонениям;

б) педагогическим отклонениям;

в) социальным отклонениям.

Задание 17

Делинквентное поведение – это:

а) противоправные поступки, карающиеся уголовной ответственностью;

б) повторяющиеся асоциальные проступки, нарушающие правовые нормы и в крайних проявлениях уголовно наказуемые;

в) уклонение от учебы, агрессия, бродяжничество.

Задание 18

Принципы социальной педагогики – это:

а) форма отражения реальной действительности;

б) исходные положения, вытекающие из установленных наукой закономерностей;

в) определенные правила, существующие объективно.

Задание 19

Понятия социальной педагогики как система знаний – это:

а) форма отражения реальной действительности;

б) исходные положения, вытекающие из установленных наукой закономерностей;

в) определенные правила, существующие объективно.

Задание 20

Выдающийся педагог, который впервые сформулировал один из важнейших принципов педагогики – принцип природосообразности, —

а) К.Д. Ушинский;

б) И.Г. Песталоцци;

в) Я.А. Коменский.

Задание 21

Выдающийся русский педагог, которому принадлежит труд «Сердце отдаю детям», – это:

а) К.Д. Ушинский;

б) А.С. Макаренко;

в) В.А. Сухомлинский.

Задание 22

Выдающийся педагог, который впервые выдвинул в педагогике принцип культуросообразности как продолжение принципа природосообразности, – это:

а) Ж. – Ж. Руссо;

б) А. Дистервег;

в) Л.Н. Толстой.

Задание 23

Общенаучный теоретический метод исследования, широко применяемый социальной педагогике:

а) моделирование;

б) тестирование;

в) наблюдение.

Задание 24

Наблюдение, предполагающее изучение поведения детей-бродяг в различных условиях, —

а) непрерывное, стандартизованное;

б) свободное, дискретное;

в) широкое, стороннее.

Задание 25

Соотношение понятий «метод» и «прием»:

а) «метод» и «прием» – равнозначные понятия;

б) «метод» – частное выражение приема;

в) «прием» – частное выражение метода.

Задание 26

Метод научного исследования, применяемый с целью выявления первоначального состояния изучаемого феномена, —

а) моделирование;

б) констатирующий эксперимент;

в) системный подход.

Задание 27

Совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных условий, используемых в социальной педагогике для достижения поставленной цели, —

а) средство;

б) метод;

в) прием.

Задание 28

Монологическая форма метода убеждения, направленная на формирование у человека правил поведения в обществе, —

а) требование;

б) лекция;

в) беседа.

Задание 29

Диалогическая форма метода убеждения, направленная на формирование правильных этических суждений, —

а) беседа;

б) диспут;

в) пример.

Задание 30

Метод социальной педагогики, направленный на формирование нравственных умений и правил, —

а) требование;

б) убеждение;

в) упражнение.

Задание 31

Метод коррекции, направленный на подкрепление положительных действий ребенка, —

а) переубеждение;

б) поощрение;

в) наказание.

Задание 32

Метод коррекции, направленный на сдерживание негативного поведения ребенка, —

а) предупреждение;

б) поощрение;

в) наказание.

Задание 33

Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства социального педагога, должно начинаться с:

а) постановки цели;

б) выбора методов;

в) диагностирования проблемы.

Задание 34

Функция семьи как социального института, отражающаяся в выражении «мой дом – моя крепость», —

а) экономическая;

б) психотерапевтическая;

в) воспитательная.

Задание 35

Опека – это форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте:

а) от 14 до 18 лет;

б) от рождения до 14 лет;

в) от рождения до 10 лет.

Задание 36

Опека как форма охраны личных и имущественных прав устанавливается над детьми:

а) сиротами и социальными сиротами, не достигшими 18 лет;

б) социальными сиротами в возрасте от 14 до 18 лет;

в) оставшимися без попечения родителей, не достигшими 14 лет.

Задание 37

Попечительство как форма защиты личных и имущественных прав устанавливается над детьми:

а) сиротами и социальными сиротами в возрасте от 14 до 18 лет;

б) оставшимися без попечения родителей, не достигшими 14 лет;

в) сиротами, не достигшими 18 лет.

Задание 38

Тип учреждения в системе попечения детей-сирот, предназначенный для временного пребывания детей, —

а) детский дом;

б) приют;

в) школа интернат.

Задание 39

Ограничение родительских прав представляет собой:

а) предупредительную меру ответственности, устанавливаемую семейным правом в отношении родителей, не выполняющих родительских обязанностей;

б) серьезную меру ответственности, устанавливаемую семейным правом к родителям, не выполняющим родительских обязанностей;

в) эффективную гарантию надлежащего выполнения родительских обязанностей.

Задание 40

Семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающие ее возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех ее членов, считается:

а) семьей социального риска;

б) неполной семьей;

в) асоциальной семьей.

Задание 41

Ребенка, родители которого не осуществляют надлежащий контроль над его воспитанием, обучением, содержанием, относят к категории:

а) беспризорные дети;

б) социальные сироты;

в) безнадзорные дети.

Задание 42

Тип отклоняющегося поведения, называемый антидисциплинарным, —

а) девиантное поведение;

б) делинквентное поведение;

в) криминальное поведение.

Задание 43

Девиация, характеризующаяся как нарушение правил поведения, —

а) девиантное поведение;

б) делинквентное поведение;

в) криминальное поведение.

Задание 44

Криминальное поведение определяется как:

а) асоциальный проступок;

б) противоправный поступок;

в) нарушение социальных норм.

Задание 45

Жестокое обращение с ребенком в семье как фактор, обусловливающий девиантное поведение, —

а) психологический фактор;

б) морально-этический фактор;

в) социально-педагогический фактор.

Задание 46

Определение алкоголизма с социальных позиций:

а) хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам;

б) особое болезненное состояние человека, которое развивается в результате неумеренного и систематического употребления спиртных напитков;

в) форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей деградацией личности.

Задание 47

Наиболее вероятные последствия позитивной алкогольной рекламы в средствах массовой информации:

а) выработка стереотипа алкогольного поведения;

б) формирование привычки к употреблению спиртных напитков;

в) формирование алкогольной зависимости.

Задание 48

Наиболее вероятные последствия употребление спиртного подростками, чтобы снять напряжение или освободиться от неприятных переживаний:

а) формирование интереса к спиртному;

б) формирование влечения к алкоголю;

в) формирование алкогольной зависимости.

Задание 49

Проблема наркомании в России стала одной из важнейших проблем XX века в:

а) 50-е годы;

б) 70-е годы;

в) 90-е годы.

Задание 50

Древнейшее наркотическое вещество растительного происхождения, используемое китайцами в медицинских целях, —

а) опиум;

б) гашиш;

в) марихуана.

Задание 51

Наркомания в социально-педагогическом аспекте – это:

а) форма проявления девиантного поведения, выражающаяся в физической или психической зависимости от наркотиков и постепенно приводящая к дезадаптации личности;

б) пристрастие к веществам, вызывающим состояние эйфории;

в) употребление наркотиков или приравненных к ним веществ без медицинских показаний.

Задание 52

Токсикомания – это:

а) систематическое вдыхание летучих ароматических веществ;

б) злоупотребление стимуляторов, не относящихся к наркотикам;

в) систематическое вдыхание летучих ароматических веществ и злоупотребление стимуляторов, не относящихся к наркотикам.

Задание 53

Проблема проституции в современных условиях – это:

а) санитарно-гигиеническая проблема;

б) медико-правовая проблема;

в) социальная проблема.

Задание 54

Согласно Уголовному кодексу России, несовершеннолетними правонарушителями признаются лица в возрасте:

а) 14–18 лет;

б) 16–18 лет;

в) 11–14 лет.

Задание 55

В соответствии с Уголовным кодексом РФ, в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы в возрасте:

а) 18–21 год;

б) 14–18 лет;

в) 16–18 лет.

Задание 56

Воспитательная колония как специальное учебно-воспитательное учреждение – это:

а) учреждение открытого типа;

б) государственное учреждение закрытого типа;

в) государственное, муниципальное или негосударственное учреждение закрытого типа.

Задание 57

Совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении ребенка, —

а) адаптация;

б) реабилитация;

в) профилактика.

Задание 58

Реабилитация – это:

а) восстановление утраченного, активизация;

б) приспособление с использованием резервных возможностей;

в) предупреждение или устранение причин, вызывающих нежелательные последствия.

Задание 59

Функция деятельности социального педагога с детьми, склонными к употреблению алкоголя, выражающаяся в создании условий, обеспечивающих закрепление положительных качеств личности, —

а) образовательно-воспитательная;

б) предупредительно-профилактическая;

в) организаторская.

Задание 60

Функция деятельности социального педагога с детьми, склонными к употреблению алкоголя, заключающаяся в сборе информации и всестороннем изучении ребенка, —

а) диагностическая;

б) прогностическая;

в) коммуникативная.

Задание 61

Основная цель индивидуально-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя:

а) восстановление позитивных интересов;

б) развитие чувства социальной ответственности;

в) формирование убежденности следования требованиям норм морали и права.

Задание 62

Эффективность исправительного воздействия на подростков воспитательных колоний в современных условиях определяет:

а) высокий уровень рецидивов преступного поведения после освобождения;

б) низкий уровень рецидивов преступного поведения после освобождения;

в) исключение рецидивов преступного поведения после освобождения.

Задание 63

Воспитательные колонии – это:

а) учреждения, в которых отбывают наказание несовершеннолетние до достижения 21 года;

б) учреждения, в которых отбывают наказание несовершеннолетние до достижения 18 лет;

в) учреждения, обеспечивающие социальную, психологическую, педагогическую, реабилитацию детей с общественно опасным поведением.

Система приведенных здесь тестовых заданий представляет собой целостный тест, позволяющий на репродуктивном уровне оценить усвоение учебного материала.

Приложение 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: