В разделе 4 главы 4 настоящего пособия рассмотрены сущность и структура тестового контроля при изучении основ социальной педагогики и социальной работы, а также примеры конкретных тестовых заданий, связанных с этой тематикой. В соответствии с направленностью данной книги большинство таких примеров связано или непосредственно с алгоритмом и методикой решения задач, или с сопутствующими им алгоритмами и методиками введения определений понятий и установления законов. Набор конкретных необходимых тестовых заданий такого рода может быть расширен усилиями как преподавателей, так и студентов по аналогии с приведенными образцами.
Решение социально-педагогических задач является неотъемлемой частью изучения социальной педагогики и требует определенной подготовки в области истории, теории и технология этой отрасли знания. Оценка качества такой подготовки, как было показано в главе 4 настоящего пособия, наиболее эффективна и адекватна при использования тестового контроля.
В связи со сказанным выше в данном приложении приводится ряд тестовых заданий по истории, теории и технологии социальной педагогики. Цель – облегчить студентам и преподавателям подготовку к решению социально-педагогических задач и оценку качества этой подготовки. Из раздела 2 главы 4 настоящего пособия следует, что предлагаемые ниже задания могут быть адаптированы к любому виду тестового контроля.
Задание 1
Становление социальной педагогики как самостоятельной науки происходит в:
а) XIX в.;
б) 20—30-е гг. XX в.;
в) конец XX в.
Задание 2
Социальная педагогика как прикладная область знания выделилась из:
а) социологии;
б) педагогики;
в) социальной работы.
Задание 3
Факторы развития ребенка, относящиеся к внешним факторам развития человека, —
а) биологические;
б) наследственные;
в) социальные.
Задание 4
Социум как среда, в которой формируется личность, —
а) макросреда;
б) мезосреда;
в) микросреда.
Задание 5
Социально-педагогическая деятельность отличается от педагогической деятельности тем, что носит:
а) адресный, локальный, ситуативный характер;
б) дискретный, мобильный, научно-обоснованный характер;
в) субъективный, непрерывный, регламентированный характер.
Задание 6
Социализация личности – это
а) интеграция ребенка в общество;
б) усвоение социальной роли;
в) социальная адаптация.
Задание 7
Процесс приспособление ребенка к принятым в обществе правилам и нормам поведения:
а) социальная реабилитация;
б) социальная адаптация;
в) социальная дезадаптация.
Задание 8
Процесс овладения ребенком социального опыта:
а) интеграция;
б) социализация;
в) индивидуализация.
Задание 9
Укажите мезофакторы социализации:
а) этнос;
б) семья;
в) местность и тип поселения.
Задание 10
Процесс восстановления утраченных ребенком общественных связей и отношений – это социальная:
а) дезадаптация;
б) реабилитация;
в) адаптация.
Задание 11
Соотношение понятий «благотворительность» и «милосердие»:
а) «благотворительность» и «милосердие» являются синонимами;
б) «благотворительность» – форма проявления милосердия;
в) «милосердие» – форма проявления благотворительности.
Задание 12
Развитие благотворительности на Руси началось с деятельности:
а) церкви и государства;
б) частных лиц и государства;
в) частных лиц и церкви.
Задание13
Зарождение государственных форм призрения детей в России происходят в:
а) IX в.;
б) XVII в.;
в) XIX в.
Задание 14
Благотворительная деятельность в России была запрещена в:
а) XVII в.;
б) XIX в.;
в) XX в.
Задание 15
Возрождение благотворительной деятельности в России на законодательной основе произошло в:
а) 20-е годы XX в.;
б) 40-е годы XX в.;
в) 90-е годы XX в.
Задание 16
В литературе для детей с отклоняющимся поведением используют термин «трудновоспитуемый», что относят к:
а) психическим отклонениям;
б) педагогическим отклонениям;
в) социальным отклонениям.
Задание 17
Делинквентное поведение – это:
а) противоправные поступки, карающиеся уголовной ответственностью;
б) повторяющиеся асоциальные проступки, нарушающие правовые нормы и в крайних проявлениях уголовно наказуемые;
в) уклонение от учебы, агрессия, бродяжничество.
Задание 18
Принципы социальной педагогики – это:
а) форма отражения реальной действительности;
б) исходные положения, вытекающие из установленных наукой закономерностей;
в) определенные правила, существующие объективно.
Задание 19
Понятия социальной педагогики как система знаний – это:
а) форма отражения реальной действительности;
б) исходные положения, вытекающие из установленных наукой закономерностей;
в) определенные правила, существующие объективно.
Задание 20
Выдающийся педагог, который впервые сформулировал один из важнейших принципов педагогики – принцип природосообразности, —
а) К.Д. Ушинский;
б) И.Г. Песталоцци;
в) Я.А. Коменский.
Задание 21
Выдающийся русский педагог, которому принадлежит труд «Сердце отдаю детям», – это:
а) К.Д. Ушинский;
б) А.С. Макаренко;
в) В.А. Сухомлинский.
Задание 22
Выдающийся педагог, который впервые выдвинул в педагогике принцип культуросообразности как продолжение принципа природосообразности, – это:
а) Ж. – Ж. Руссо;
б) А. Дистервег;
в) Л.Н. Толстой.
Задание 23
Общенаучный теоретический метод исследования, широко применяемый социальной педагогике:
а) моделирование;
б) тестирование;
в) наблюдение.
Задание 24
Наблюдение, предполагающее изучение поведения детей-бродяг в различных условиях, —
а) непрерывное, стандартизованное;
б) свободное, дискретное;
в) широкое, стороннее.
Задание 25
Соотношение понятий «метод» и «прием»:
а) «метод» и «прием» – равнозначные понятия;
б) «метод» – частное выражение приема;
в) «прием» – частное выражение метода.
Задание 26
Метод научного исследования, применяемый с целью выявления первоначального состояния изучаемого феномена, —
а) моделирование;
б) констатирующий эксперимент;
в) системный подход.
Задание 27
Совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных условий, используемых в социальной педагогике для достижения поставленной цели, —
а) средство;
б) метод;
в) прием.
Задание 28
Монологическая форма метода убеждения, направленная на формирование у человека правил поведения в обществе, —
а) требование;
б) лекция;
в) беседа.
Задание 29
Диалогическая форма метода убеждения, направленная на формирование правильных этических суждений, —
а) беседа;
б) диспут;
в) пример.
Задание 30
Метод социальной педагогики, направленный на формирование нравственных умений и правил, —
а) требование;
б) убеждение;
в) упражнение.
Задание 31
Метод коррекции, направленный на подкрепление положительных действий ребенка, —
а) переубеждение;
б) поощрение;
в) наказание.
Задание 32
Метод коррекции, направленный на сдерживание негативного поведения ребенка, —
а) предупреждение;
б) поощрение;
в) наказание.
Задание 33
Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства социального педагога, должно начинаться с:
а) постановки цели;
б) выбора методов;
в) диагностирования проблемы.
Задание 34
Функция семьи как социального института, отражающаяся в выражении «мой дом – моя крепость», —
а) экономическая;
б) психотерапевтическая;
в) воспитательная.
Задание 35
Опека – это форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте:
а) от 14 до 18 лет;
б) от рождения до 14 лет;
в) от рождения до 10 лет.
Задание 36
Опека как форма охраны личных и имущественных прав устанавливается над детьми:
а) сиротами и социальными сиротами, не достигшими 18 лет;
б) социальными сиротами в возрасте от 14 до 18 лет;
в) оставшимися без попечения родителей, не достигшими 14 лет.
Задание 37
Попечительство как форма защиты личных и имущественных прав устанавливается над детьми:
а) сиротами и социальными сиротами в возрасте от 14 до 18 лет;
б) оставшимися без попечения родителей, не достигшими 14 лет;
в) сиротами, не достигшими 18 лет.
Задание 38
Тип учреждения в системе попечения детей-сирот, предназначенный для временного пребывания детей, —
а) детский дом;
б) приют;
в) школа интернат.
Задание 39
Ограничение родительских прав представляет собой:
а) предупредительную меру ответственности, устанавливаемую семейным правом в отношении родителей, не выполняющих родительских обязанностей;
б) серьезную меру ответственности, устанавливаемую семейным правом к родителям, не выполняющим родительских обязанностей;
в) эффективную гарантию надлежащего выполнения родительских обязанностей.
Задание 40
Семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающие ее возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех ее членов, считается:
а) семьей социального риска;
б) неполной семьей;
в) асоциальной семьей.
Задание 41
Ребенка, родители которого не осуществляют надлежащий контроль над его воспитанием, обучением, содержанием, относят к категории:
а) беспризорные дети;
б) социальные сироты;
в) безнадзорные дети.
Задание 42
Тип отклоняющегося поведения, называемый антидисциплинарным, —
а) девиантное поведение;
б) делинквентное поведение;
в) криминальное поведение.
Задание 43
Девиация, характеризующаяся как нарушение правил поведения, —
а) девиантное поведение;
б) делинквентное поведение;
в) криминальное поведение.
Задание 44
Криминальное поведение определяется как:
а) асоциальный проступок;
б) противоправный поступок;
в) нарушение социальных норм.
Задание 45
Жестокое обращение с ребенком в семье как фактор, обусловливающий девиантное поведение, —
а) психологический фактор;
б) морально-этический фактор;
в) социально-педагогический фактор.
Задание 46
Определение алкоголизма с социальных позиций:
а) хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам;
б) особое болезненное состояние человека, которое развивается в результате неумеренного и систематического употребления спиртных напитков;
в) форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей деградацией личности.
Задание 47
Наиболее вероятные последствия позитивной алкогольной рекламы в средствах массовой информации:
а) выработка стереотипа алкогольного поведения;
б) формирование привычки к употреблению спиртных напитков;
в) формирование алкогольной зависимости.
Задание 48
Наиболее вероятные последствия употребление спиртного подростками, чтобы снять напряжение или освободиться от неприятных переживаний:
а) формирование интереса к спиртному;
б) формирование влечения к алкоголю;
в) формирование алкогольной зависимости.
Задание 49
Проблема наркомании в России стала одной из важнейших проблем XX века в:
а) 50-е годы;
б) 70-е годы;
в) 90-е годы.
Задание 50
Древнейшее наркотическое вещество растительного происхождения, используемое китайцами в медицинских целях, —
а) опиум;
б) гашиш;
в) марихуана.
Задание 51
Наркомания в социально-педагогическом аспекте – это:
а) форма проявления девиантного поведения, выражающаяся в физической или психической зависимости от наркотиков и постепенно приводящая к дезадаптации личности;
б) пристрастие к веществам, вызывающим состояние эйфории;
в) употребление наркотиков или приравненных к ним веществ без медицинских показаний.
Задание 52
Токсикомания – это:
а) систематическое вдыхание летучих ароматических веществ;
б) злоупотребление стимуляторов, не относящихся к наркотикам;
в) систематическое вдыхание летучих ароматических веществ и злоупотребление стимуляторов, не относящихся к наркотикам.
Задание 53
Проблема проституции в современных условиях – это:
а) санитарно-гигиеническая проблема;
б) медико-правовая проблема;
в) социальная проблема.
Задание 54
Согласно Уголовному кодексу России, несовершеннолетними правонарушителями признаются лица в возрасте:
а) 14–18 лет;
б) 16–18 лет;
в) 11–14 лет.
Задание 55
В соответствии с Уголовным кодексом РФ, в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы в возрасте:
а) 18–21 год;
б) 14–18 лет;
в) 16–18 лет.
Задание 56
Воспитательная колония как специальное учебно-воспитательное учреждение – это:
а) учреждение открытого типа;
б) государственное учреждение закрытого типа;
в) государственное, муниципальное или негосударственное учреждение закрытого типа.
Задание 57
Совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении ребенка, —
а) адаптация;
б) реабилитация;
в) профилактика.
Задание 58
Реабилитация – это:
а) восстановление утраченного, активизация;
б) приспособление с использованием резервных возможностей;
в) предупреждение или устранение причин, вызывающих нежелательные последствия.
Задание 59
Функция деятельности социального педагога с детьми, склонными к употреблению алкоголя, выражающаяся в создании условий, обеспечивающих закрепление положительных качеств личности, —
а) образовательно-воспитательная;
б) предупредительно-профилактическая;
в) организаторская.
Задание 60
Функция деятельности социального педагога с детьми, склонными к употреблению алкоголя, заключающаяся в сборе информации и всестороннем изучении ребенка, —
а) диагностическая;
б) прогностическая;
в) коммуникативная.
Задание 61
Основная цель индивидуально-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего правонарушителя:
а) восстановление позитивных интересов;
б) развитие чувства социальной ответственности;
в) формирование убежденности следования требованиям норм морали и права.
Задание 62
Эффективность исправительного воздействия на подростков воспитательных колоний в современных условиях определяет:
а) высокий уровень рецидивов преступного поведения после освобождения;
б) низкий уровень рецидивов преступного поведения после освобождения;
в) исключение рецидивов преступного поведения после освобождения.
Задание 63
Воспитательные колонии – это:
а) учреждения, в которых отбывают наказание несовершеннолетние до достижения 21 года;
б) учреждения, в которых отбывают наказание несовершеннолетние до достижения 18 лет;
в) учреждения, обеспечивающие социальную, психологическую, педагогическую, реабилитацию детей с общественно опасным поведением.
Система приведенных здесь тестовых заданий представляет собой целостный тест, позволяющий на репродуктивном уровне оценить усвоение учебного материала.
Приложение 2