Тестовые задания по теории социальной работы

Для социальной педагогики и социальной работы общим направлением практической деятельности является решение задач по социальной адаптации личности к условиям, заданным проблемными ситуациями. Для успешного выполнения своих функций будущему специалисту необходимо усвоить теорию социальной работы и основы технологии. Достоинства и преимущества тестового контроля в этом случае рассмотрены в разделе 4 главы 4 настоящего пособия. Здесь же мы приведем конкретные тестовые задания, охватывающие основное содержание социальной работы. Цель этих заданий – выявить итоговый уровень знаний студентов, полученных в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных внеаудиторных занятий.

Предполагается, что обучаемые должны знать:

• основные категории социальной работы как науки;

• имена исследователей, с которыми связано становление теории и практики социальной работы в мире;

• принципы и закономерности социальной работы;

• связь социальной работы с другими науками;

• теоретические модели социальной работы;

• субъектов социальной работы;

• функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе;

• требования к профессиональным и личностным качествам социального работника;

• существующие профессиональные риски в социальной работе;

• систему подготовки и переподготовки кадров в социальной работе;

• объекты социальной работы;

• основные сферы, направления, формы и методы социальной работы;

• построение социальной защиты населения в современной России;

• пути определения эффективности социальной работы.

Тест в целом включает 40 вопросов, которые соответствуют репродуктивному уровню усвоения учебного материала и ориентированы на воспроизведение полученных знаний. Все задания являются закрытыми и предполагают выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов. На основе данного образца могут быть сконструированы упрощенные варианты теста, отличающиеся меньшим числом вариантов в каждом задании.

Результаты теста предлагается оценивать следующим образом:

1) по бинарной системе: зачтено в случае 25 и более правильных ответов;

2) по пятибалльной системе:

отлично – более 35 правильных ответов;

хорошо – 30–35 правильных ответов;

удовлетворительно – 25–30 правильных ответов. В ходе работы (например, при подготовке к решению определенных блоков или отдельных конкретных задач) могут быть использованы соответствующие отдельные тестовые задания или их необходимые блоки.

Задание 1

Объектом исследования социальной работы как науки являются:

а) граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;

б) способы и средства регуляции поведения социальных групп и личностей, способствующие реализации их жизненных интересов и направленные на развитие социальной гармонии в обществе;

в) закономерности и принципы развития социальных процессов, их динамики под влиянием различных факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе;

г) деятельность субъектов социальной работы.

Задание 2

Важнейшим этическим принципом социальной работы является:

а) конфиденциальность;

б) профилактическая направленность;

в) доступность;

г) вариативность оказываемой помощи.

Задание 3

Социология обогатила социальную работу таким методом, как:

а) тестирование;

б) консультирование;

в) наблюдение;

г) анкетирование.

Задание 4

Экзистенциально-гуманистический подход в практике социальной работы с клиентом базируется на идеях, выдвинутых такими исследователями, как:

а) А. Адлер, З. Фрейд, К. Хорни;

б) А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл;

в) А. Бандура, И.П. Павлов, Б.Ф. Скиннер;

г) Т. Парсонс, Р. Мертон, Дж. Мид.

Задание 5

Основоположником диагностической школы социальной работы является:

а) М. Ричмонд;

б) А. Соломон;

в) К. Хорни;

г) Дж. Адамс.

Задание 6

Основоположником функциональной школы социальной работы является:

а) О. Ранк;

б) З. Фрейд;

в) Э. Фромм,

г) Дж. Мид.

Задание 7

Отстаивала идеи реформирования общества и развития социального законодательства, проводила работу в сеттльментах и была удостоена Нобелевской премии:

а) Дж. Адамс;

б) М. Ричмонд;

в) В. Робинсон;

г) А. Фрейд.

Задание 8

Когнитивная модель социальной работы относится к:

а) психологоориентированным;

б) социологоориентированным;

в) комплексноориентированным;

г) системным моделям социальной работы.

Задание 9

Системная модель социальной работы теоретически обоснована такими исследователями, как:

а) А. Пинкус, А. Минахан;

б) Х. Селье, Х. Парад;

в) А. Эллис, П.А. Сорокин;

г) Т. Парсонс, Р. Мертон.

Задание 10

Специальность «социальная работа» была официально утверждена в России:

а) 1899 г.

б) 1991 г.

в) 1985 г.

г) 1953 г.

Задание 11

Субъектами непрофессиональной социальной работы являются:

а) частные социальные службы;

б) муниципальные социальные службы;

в) межведомственные социальные службы;

г) благотворительные организации.

Задание 12

Для решения различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, учебы, работы, может быть создана такая организационно-правовая форма общественных объединений, как:

а) общественное движение;

б) общественное учреждение;

в) орган общественной самодеятельности;

г) общественный фонд.

Задание 13

В деятельности специалиста по социальной работе социальное адвокатирование является разновидностью:

а) посреднической помощи;

б) психологической помощи;

в) материальной помощи;

г) образовательной помощи.

Задание 14

Образовательная помощь специалиста по социальной работе отличается от образовательной деятельности педагога тем, что:

а) определяется не образовательными стандартами, а сущностью проблемной ситуации клиента;

б) осуществляется не в образовательных, а в реабилитационных учреждениях;

в) используются другие формы и методы обучения;

г) не контролируется уровень усвоения знаний.

Задание 15

Одним из основных профессиональных рисков в социальной работе является:

а) получение физической травмы;

б) инфицирование ВИЧ;

в) снижение уровня жизни;

г) эмоциональное сгорание.

Задание 16

Социальный работник – это лицо:

а) закончившее высшее учебное заведение по специальности «социальная работа»;

б) закончившее среднее специальное учебное заведение по специальности «социальная работа»;

в) прошедшее начальную профессиональную подготовку по специальности «социальная работа»;

г) имеющее большой жизненный опыт и необходимые личностные качества.

Задание 17

В оценке эффективности социальной работы может быть использован метод:

а) аутотренинга;

б) построения генограммы семейного дерева;

в) библиотерапии;

г) «социального термометра».

Задание 18

К универсальным ресурсам клиента относятся:

а) наличие территориальной службы социальной помощи семье и детям;

б) высокий уровень образования;

в) крепкое здоровье;

г) религиозные убеждения.

Задание 19

Группа риска – это категория людей:

а) чье положение в обществе характеризуется нестабильностью, напряженностью, значительными трудностями в осуществлении текущих жизненных задач;

б) которая в силу своих ограниченных физических и психических возможностей требует социальной поддержки государства;

в) отличающаяся асоциальным образом жизни и представляющая опасность для общества;

г) чьи доходы ниже прожиточного минимума.

Задание 20

Вид дезадаптации личности, выражающийся в нежелании или неспособности следовать социальным нормам, существующим в обществе, называется:

а) психологическая дезадаптация;

б) культурная дезадаптация;

в) профессиональная дезадаптация;

г) ситуационно-ролевая дезадаптация.

Задание 21

Первичная социальная профилактика направлена на:

а) предупреждение отрицательных социальных явлений;

б) уменьшение вреда от негативных социальных явлений;

в) реабилитацию лиц, пострадавших от негативных социальных явлений;

г) защиту чести и достоинства граждан.

Задание 22

Вид реабилитации, предполагающий улучшение материального положения клиента через предоставление пособий, льгот, временного жилья и т. д., называется:

а) бытовой реабилитацией;

б) правовой реабилитацией;

в) экономической реабилитацией;

г) психологической реабилитацией.

Задание 23

Социальная терапия – это:

а) разработка социальных проектов;

б) изучение социальной действительности;

в) система мероприятий, направленных на коррекцию социальных отношений и социальных действий;

г) коррекция соматических нарушений у клиента.

Задание 24

В состав целевой правительственной программы «Дети России» входит:

а) «Планирование семьи»;

б) «Дети с девиантным поведением»;

в) «Развитие индустрии товаров для детей»;

г) «ВИЧ-инфицированные дети».

Задание 25

Дискриминация женщин проявляется в:

а) признании их физической слабости по сравнению с мужчинами;

б) отсутствии государственной заработной платы для женщин, занятых воспитанием детей в семье;

в) том, что при приеме на работу предпочтение отдается претендентам мужского пола;

г) наличии женской проституции.

Задание 26

Согласно политико-правовой модели инвалидности, проблемы инвалидов:

а) вызваны нарушением их прав и свобод в обществе;

б) обусловлены имеющимися у них анатомическими, физиологическими, психологическими дефектами;

в) являются следствием их сниженной трудоспособности;

г) существенно различаются в зависимости от группы инвалидности.

Задание 27

Пенсия – это:

а) вид социального обеспечения;

б) форма социального обслуживания инвалидов, а также граждан пожилого и престарелого возраста;

в) организационно-правовая форма социального обеспечения;

г) способ бытовой реабилитации граждан со сниженной трудоспособностью.

Задание 28

Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации на настоящий момент составляет:

а) 1800 рублей;

б) 1100 рублей;

в) 100 рублей;

г) 1000 рублей.

Задание 29

Безработица в большей мере затрагивает:

а) женщин;

б) мужчин;

в) граждан пожилого и престарелого возраста;

г) детей.

Задание 30

Миграция – это:

а) перемещение людей за пределы своей исторической Родины;

б) любое перемещение людей с изменением места жительства;

в) перемещение людей с изменением места жительства на срок не менее 6 месяцев;

г) перемещение людей с изменением места жительства на срок не менее 5 лет.

Задание 31

По сравнению с другими социально-демографическими группами населения риск заражения ВИЧ-инфекцией выше у:

а) безработных;

б) молодежи;

в) вынужденных переселенцев;

г) лиц БОМЖ.

Задание 32

Риск возникновения химической зависимости обусловлен:

а) полом и возрастом;

б) материальным положением;

в) национальными особенностями;

г) особенностями профессиональной субкультуры.

Задание 33

Коэффициент рождаемости, необходимый для простого воспроизводства населения составляет:

а) 2, 1;

б) 3, 5;

в) 1, 7;

г) 4, 0.

Задание 34

Бесплатные услуги в сфере социального обслуживания населения оказываются:

а) несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

б) неполным и многодетным семьям;

в) инвалидам и гражданам пожилого и престарелого возраста;

г) безработным.

Задание 35

Трансферты – это:

а) транспортные издержки;

б) социальные выплаты населению;

в) часть заработной платы, не облагаемая налогом;

г) единовременное пособие женщинам по случаю рождения ребенка.

Задание 36

К функционирующим государственным внебюджетным фондам социального страхования относится:

а) пенсионный фонд;

б) фонд поддержки ветеранов Афганистана;

в) фонд занятости;

г) Российский детский фонд.

Задание 37

Цель социальной работы в здравоохранении:

а) защита права на бесплатное медицинское обслуживание социально незащищенных категорий населения;

б) создание максимально комфортных условий пребывания человека в медицинском учреждении;

в) гармоничное развитие личности человека в медицинском учреждении;

г) лечение заболеваний.

Задание 38

Специфика социальной работы в сельской местности заключается в том, что:

а) основная проблема – отсутствие развитой социальной инфраструктуры;

б) сельская община изолирована от общества;

в) среди клиентов преобладают дети и молодежь;

г) главной задачей является разрешение проблем межведомственного взаимодействия.

Задание 39

Социальная работа в пенитенциарной системе необходима для:

а) досрочного освобождения лиц, отбывающих наказание;

б) защиты чести и достоинства заключенных;

в) перевоспитания заключенных;

г) облегчение условий работы конвойной службы.

Задание 40

Социальная работа на производстве необходима для:

а) повышения производительности труда;

б) повышения заработной платы трудящихся;

в) повышения моральной устойчивости работников предприятия;

г) повышения уровня квалификации специалистов.

Приложение 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: