Для социальной педагогики и социальной работы общим направлением практической деятельности является решение задач по социальной адаптации личности к условиям, заданным проблемными ситуациями. Для успешного выполнения своих функций будущему специалисту необходимо усвоить теорию социальной работы и основы технологии. Достоинства и преимущества тестового контроля в этом случае рассмотрены в разделе 4 главы 4 настоящего пособия. Здесь же мы приведем конкретные тестовые задания, охватывающие основное содержание социальной работы. Цель этих заданий – выявить итоговый уровень знаний студентов, полученных в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных внеаудиторных занятий.
Предполагается, что обучаемые должны знать:
• основные категории социальной работы как науки;
• имена исследователей, с которыми связано становление теории и практики социальной работы в мире;
• принципы и закономерности социальной работы;
• связь социальной работы с другими науками;
• теоретические модели социальной работы;
|
|
• субъектов социальной работы;
• функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе;
• требования к профессиональным и личностным качествам социального работника;
• существующие профессиональные риски в социальной работе;
• систему подготовки и переподготовки кадров в социальной работе;
• объекты социальной работы;
• основные сферы, направления, формы и методы социальной работы;
• построение социальной защиты населения в современной России;
• пути определения эффективности социальной работы.
Тест в целом включает 40 вопросов, которые соответствуют репродуктивному уровню усвоения учебного материала и ориентированы на воспроизведение полученных знаний. Все задания являются закрытыми и предполагают выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов. На основе данного образца могут быть сконструированы упрощенные варианты теста, отличающиеся меньшим числом вариантов в каждом задании.
Результаты теста предлагается оценивать следующим образом:
1) по бинарной системе: зачтено в случае 25 и более правильных ответов;
2) по пятибалльной системе:
отлично – более 35 правильных ответов;
хорошо – 30–35 правильных ответов;
удовлетворительно – 25–30 правильных ответов. В ходе работы (например, при подготовке к решению определенных блоков или отдельных конкретных задач) могут быть использованы соответствующие отдельные тестовые задания или их необходимые блоки.
Задание 1
Объектом исследования социальной работы как науки являются:
а) граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;
|
|
б) способы и средства регуляции поведения социальных групп и личностей, способствующие реализации их жизненных интересов и направленные на развитие социальной гармонии в обществе;
в) закономерности и принципы развития социальных процессов, их динамики под влиянием различных факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе;
г) деятельность субъектов социальной работы.
Задание 2
Важнейшим этическим принципом социальной работы является:
а) конфиденциальность;
б) профилактическая направленность;
в) доступность;
г) вариативность оказываемой помощи.
Задание 3
Социология обогатила социальную работу таким методом, как:
а) тестирование;
б) консультирование;
в) наблюдение;
г) анкетирование.
Задание 4
Экзистенциально-гуманистический подход в практике социальной работы с клиентом базируется на идеях, выдвинутых такими исследователями, как:
а) А. Адлер, З. Фрейд, К. Хорни;
б) А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл;
в) А. Бандура, И.П. Павлов, Б.Ф. Скиннер;
г) Т. Парсонс, Р. Мертон, Дж. Мид.
Задание 5
Основоположником диагностической школы социальной работы является:
а) М. Ричмонд;
б) А. Соломон;
в) К. Хорни;
г) Дж. Адамс.
Задание 6
Основоположником функциональной школы социальной работы является:
а) О. Ранк;
б) З. Фрейд;
в) Э. Фромм,
г) Дж. Мид.
Задание 7
Отстаивала идеи реформирования общества и развития социального законодательства, проводила работу в сеттльментах и была удостоена Нобелевской премии:
а) Дж. Адамс;
б) М. Ричмонд;
в) В. Робинсон;
г) А. Фрейд.
Задание 8
Когнитивная модель социальной работы относится к:
а) психологоориентированным;
б) социологоориентированным;
в) комплексноориентированным;
г) системным моделям социальной работы.
Задание 9
Системная модель социальной работы теоретически обоснована такими исследователями, как:
а) А. Пинкус, А. Минахан;
б) Х. Селье, Х. Парад;
в) А. Эллис, П.А. Сорокин;
г) Т. Парсонс, Р. Мертон.
Задание 10
Специальность «социальная работа» была официально утверждена в России:
а) 1899 г.
б) 1991 г.
в) 1985 г.
г) 1953 г.
Задание 11
Субъектами непрофессиональной социальной работы являются:
а) частные социальные службы;
б) муниципальные социальные службы;
в) межведомственные социальные службы;
г) благотворительные организации.
Задание 12
Для решения различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, учебы, работы, может быть создана такая организационно-правовая форма общественных объединений, как:
а) общественное движение;
б) общественное учреждение;
в) орган общественной самодеятельности;
г) общественный фонд.
Задание 13
В деятельности специалиста по социальной работе социальное адвокатирование является разновидностью:
а) посреднической помощи;
б) психологической помощи;
в) материальной помощи;
г) образовательной помощи.
Задание 14
Образовательная помощь специалиста по социальной работе отличается от образовательной деятельности педагога тем, что:
а) определяется не образовательными стандартами, а сущностью проблемной ситуации клиента;
б) осуществляется не в образовательных, а в реабилитационных учреждениях;
в) используются другие формы и методы обучения;
г) не контролируется уровень усвоения знаний.
Задание 15
Одним из основных профессиональных рисков в социальной работе является:
а) получение физической травмы;
б) инфицирование ВИЧ;
в) снижение уровня жизни;
г) эмоциональное сгорание.
Задание 16
Социальный работник – это лицо:
а) закончившее высшее учебное заведение по специальности «социальная работа»;
б) закончившее среднее специальное учебное заведение по специальности «социальная работа»;
|
|
в) прошедшее начальную профессиональную подготовку по специальности «социальная работа»;
г) имеющее большой жизненный опыт и необходимые личностные качества.
Задание 17
В оценке эффективности социальной работы может быть использован метод:
а) аутотренинга;
б) построения генограммы семейного дерева;
в) библиотерапии;
г) «социального термометра».
Задание 18
К универсальным ресурсам клиента относятся:
а) наличие территориальной службы социальной помощи семье и детям;
б) высокий уровень образования;
в) крепкое здоровье;
г) религиозные убеждения.
Задание 19
Группа риска – это категория людей:
а) чье положение в обществе характеризуется нестабильностью, напряженностью, значительными трудностями в осуществлении текущих жизненных задач;
б) которая в силу своих ограниченных физических и психических возможностей требует социальной поддержки государства;
в) отличающаяся асоциальным образом жизни и представляющая опасность для общества;
г) чьи доходы ниже прожиточного минимума.
Задание 20
Вид дезадаптации личности, выражающийся в нежелании или неспособности следовать социальным нормам, существующим в обществе, называется:
а) психологическая дезадаптация;
б) культурная дезадаптация;
в) профессиональная дезадаптация;
г) ситуационно-ролевая дезадаптация.
Задание 21
Первичная социальная профилактика направлена на:
а) предупреждение отрицательных социальных явлений;
б) уменьшение вреда от негативных социальных явлений;
в) реабилитацию лиц, пострадавших от негативных социальных явлений;
г) защиту чести и достоинства граждан.
Задание 22
Вид реабилитации, предполагающий улучшение материального положения клиента через предоставление пособий, льгот, временного жилья и т. д., называется:
а) бытовой реабилитацией;
б) правовой реабилитацией;
в) экономической реабилитацией;
г) психологической реабилитацией.
Задание 23
Социальная терапия – это:
а) разработка социальных проектов;
б) изучение социальной действительности;
|
|
в) система мероприятий, направленных на коррекцию социальных отношений и социальных действий;
г) коррекция соматических нарушений у клиента.
Задание 24
В состав целевой правительственной программы «Дети России» входит:
а) «Планирование семьи»;
б) «Дети с девиантным поведением»;
в) «Развитие индустрии товаров для детей»;
г) «ВИЧ-инфицированные дети».
Задание 25
Дискриминация женщин проявляется в:
а) признании их физической слабости по сравнению с мужчинами;
б) отсутствии государственной заработной платы для женщин, занятых воспитанием детей в семье;
в) том, что при приеме на работу предпочтение отдается претендентам мужского пола;
г) наличии женской проституции.
Задание 26
Согласно политико-правовой модели инвалидности, проблемы инвалидов:
а) вызваны нарушением их прав и свобод в обществе;
б) обусловлены имеющимися у них анатомическими, физиологическими, психологическими дефектами;
в) являются следствием их сниженной трудоспособности;
г) существенно различаются в зависимости от группы инвалидности.
Задание 27
Пенсия – это:
а) вид социального обеспечения;
б) форма социального обслуживания инвалидов, а также граждан пожилого и престарелого возраста;
в) организационно-правовая форма социального обеспечения;
г) способ бытовой реабилитации граждан со сниженной трудоспособностью.
Задание 28
Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации на настоящий момент составляет:
а) 1800 рублей;
б) 1100 рублей;
в) 100 рублей;
г) 1000 рублей.
Задание 29
Безработица в большей мере затрагивает:
а) женщин;
б) мужчин;
в) граждан пожилого и престарелого возраста;
г) детей.
Задание 30
Миграция – это:
а) перемещение людей за пределы своей исторической Родины;
б) любое перемещение людей с изменением места жительства;
в) перемещение людей с изменением места жительства на срок не менее 6 месяцев;
г) перемещение людей с изменением места жительства на срок не менее 5 лет.
Задание 31
По сравнению с другими социально-демографическими группами населения риск заражения ВИЧ-инфекцией выше у:
а) безработных;
б) молодежи;
в) вынужденных переселенцев;
г) лиц БОМЖ.
Задание 32
Риск возникновения химической зависимости обусловлен:
а) полом и возрастом;
б) материальным положением;
в) национальными особенностями;
г) особенностями профессиональной субкультуры.
Задание 33
Коэффициент рождаемости, необходимый для простого воспроизводства населения составляет:
а) 2, 1;
б) 3, 5;
в) 1, 7;
г) 4, 0.
Задание 34
Бесплатные услуги в сфере социального обслуживания населения оказываются:
а) несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
б) неполным и многодетным семьям;
в) инвалидам и гражданам пожилого и престарелого возраста;
г) безработным.
Задание 35
Трансферты – это:
а) транспортные издержки;
б) социальные выплаты населению;
в) часть заработной платы, не облагаемая налогом;
г) единовременное пособие женщинам по случаю рождения ребенка.
Задание 36
К функционирующим государственным внебюджетным фондам социального страхования относится:
а) пенсионный фонд;
б) фонд поддержки ветеранов Афганистана;
в) фонд занятости;
г) Российский детский фонд.
Задание 37
Цель социальной работы в здравоохранении:
а) защита права на бесплатное медицинское обслуживание социально незащищенных категорий населения;
б) создание максимально комфортных условий пребывания человека в медицинском учреждении;
в) гармоничное развитие личности человека в медицинском учреждении;
г) лечение заболеваний.
Задание 38
Специфика социальной работы в сельской местности заключается в том, что:
а) основная проблема – отсутствие развитой социальной инфраструктуры;
б) сельская община изолирована от общества;
в) среди клиентов преобладают дети и молодежь;
г) главной задачей является разрешение проблем межведомственного взаимодействия.
Задание 39
Социальная работа в пенитенциарной системе необходима для:
а) досрочного освобождения лиц, отбывающих наказание;
б) защиты чести и достоинства заключенных;
в) перевоспитания заключенных;
г) облегчение условий работы конвойной службы.
Задание 40
Социальная работа на производстве необходима для:
а) повышения производительности труда;
б) повышения заработной платы трудящихся;
в) повышения моральной устойчивости работников предприятия;
г) повышения уровня квалификации специалистов.
Приложение 3