Вариант единого плана проведения практических занятий по темам спецкурса «Методика и технология решения задач по социальной педагогике и социальной работе»

Предлагаемый спецкурс основан на подходе, представленном в настоящем пособии, в связи с этим нужно учитывать его специфику. Нами неоднократно упоминалось, что он является своего рода антитезой прецедентности в решении задач и «поиску решений». Этим обусловлена ценность подхода, необходимость его усвоения. По сути своей он является элементом структуры продуктивного мышления. Она может быть представлена в алгоритмизированном виде, включающем в себя решение задач в качестве «дочернего» алгоритма. Важно сохранить его содержание и последовательность шагов. В предлагаемом пособии эта мысль является «сквозной». Отсюда следует и рекомендуемая авторами пособия апробированная структура практических занятий по всем темам, соответствующим приведенной в Приложении 3 примерной программе.

Прежде всего следует в режиме семинара выделить объект практики. Это, как было показано в пособии, должно быть сделано на уровне введения определений необходимых понятий. Поскольку соответствующие технология и методика детально описаны в пособии, они должны вводиться на всех без исключения практических занятиях. Таким образом обеспечиваются:

• введение общего для всех участников однозначного языка обсуждения темы;

• контроль умений и навыков, связанных с общностью и однозначностью языка, на инструментарном уровне;

• дальнейшее развитие темы практического занятия. Эта часть практического занятия не должна занимать более 10 % отведенного на него времени.

Дальнейшее развитие темы состоит в выяснении и четком формулировании причинно-следственных связей между объектами рассмотрения и/или действиями над ними. В сочетании с предыдущим этапом такое формулирование позволяет:

• обеспечить понимание деятельности на практическом занятии вплоть до ее «присвоения», что обеспечивает внутреннюю мотивацию в отношении предлагаемой деятельности;

• создать основу для осознанного получения собственных результатов практической деятельности в рамках темы занятия, что является основной целью проблемного обучения;

• сформировать общие навыки выявления и установления причинно-следственных связей в окружающем мире и внутреннем мире человека, что дает возможность осуществлять осознанный научный поиск решений для любых проблемных ситуаций.

Эта деятельность на практическом занятии также осуществляется в соответствии с алгоритмом – установления причинно-следственных связей, его систематическая реализация развивает культуру продуктивного мышления. Именно усвоение этого алгоритма, как и в случае введения определений понятий, представляет основную личностную и профессиональную ценность и, следовательно, является одной из основных целей практического занятия.

Восстановление в памяти и контроль этого блока не должны занимать более 20 % занятия.

Все остальное время должно быть посвящено решению поставленной задачи – введению определений понятий, установлению причинно-следственных связей, формированию и преобразованию моделей проблемных ситуаций, собственно решению социально-педагогических задач. В первых двух случаях должно происходить усвоение и закрепление алгоритмов введения определений конкретных понятий и установления конкретных причинно-следственных связей, в третьем и четвертом – усвоение и закрепление алгоритма решения задач, соответствующих конкретным проблемным ситуациям.

Алгоритмы и методики могут быть усвоены только одним способом – в результате осознания необходимости их использования во всех без исключения предлагаемых для рассмотрения случаях. Это означает, что недопустимо в одном случае ввести определение важного для развития темы понятия, оговаривая содержание каждого шага соответствующего алгоритма и последовательность шагов, а в другом – требовать воспроизведения неосознаваемых и непонятных определений. Это же относится и к алгоритму установления причинно-следственных связей, и к алгоритму решения задач. В принципе недопустимо, чтобы одни задачи решались на основании универсального и беспроигрышного логического подхода, а другие – по непонятной причине – на основании интуиции и озарений. Практические занятия должны быть направлены не на получение конкретного результата решения, а на усвоение его хода.

Из всего сказанного в Приложении 4 следует, что планы проведения всех практических занятий по замыслу должны быть стереотипны и примерно соответствовать приведенному описанию.

Предполагается использование при проведении практических занятий тем и вопросов, вынесенных в конец соответствующих разделов, для самоподготовки и подготовки к зачету.

Список литературы

1. Балл ГА. Теория учебных задач. – М., 1990.

2. Бенерджи Р. Теория решения задач. – М., 1972.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. – М., 1996.

4. Галагузов А.Н., Астайкина Е.С. Учебная задача как средство обучения студентов социально-педагогической практике: Метод. рекомендации. – Нижний Новгород, 2001.

5. Галагузова Ю.Н., Сорвачева Г.В., Штинова Д.Н. Социальная педагогика: Практика глазами студентов и преподавателей: Пособие для студентов. – М., 2003.

6. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. – Воронеж, 1976.

7. Гурней Б. Введение в науку управления / Пер. с франц. Г.С. Яковлевой. М., 1969.

8. Гуслякова А.Г., Кувшинникова ВА., Синцова А.К. Сборник задач и упражнений по социальной работе. – М., 1994.

9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2000.

10. Козлов АА., Иванова Д.Б. Практикум социального работника. Серия «Учебные пособия». – Ростов-на-Дону, 2001.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е издание. – М., 1977.

12. ЛурияА.Р. Лекции по общей психологии (Серия «Мастера психологии»). – СПб., 2001.

13. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2002.

14. МасловаН.Ф. Рабочая книга социального педагога: В 2-х ч. – Орел, 1994.

15. Моляко В.А. Психологическая система тренинг конструктивного мышления // Вопросы психологии. – 2000. – № 5.

16. Нохрина Н.Н. Теория и практика диагностики гуманитарной подготовленности студентов технических специальностей: Монография. – Челябинск, 2004.

17. Нохрина Н.Н. Методические рекомендации по созданию тестов успешности обучения. – Екатеринбург, 1999.

18. Нохрина Н.Н. Диагностика уровня сформированности знаний и умений студентов методом тестового контроля: Метод. рекомендации для преподавателей. – Челябинск, 2001.

19. Олиференко Л.Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М., 2002.

20. Омельяненко В.Л. и др. Задания и педагогические ситуации: Пособие для студентов пед. ин-тов и учителей / В. Л. Омельяненко, Л.П. Вовк, С.В. Омельяненко. – М., 1993.

21. Пойа Д. Как решать задачу: Пособие для учителей пер. с англ. – М., 1961.

22. Славская КА. Функциональный механизм. – М., 1975.

23. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М., 2001.

24. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Е.И. Холостова. – М, 2002.

25. Справочник социального педагога. – М., 2005.

26. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1997.

27. Спирин Л.Ф., Фрумкин М.Л., Павличкова Г.Л. Анализ педагогических ситуаций и решение воспитательных задач. Программы педагогических институтов. Практикум по педагогике для всех специальностей. – М., 1989.

28. Спирин Л.Ф., Фрумкин М.Л., Степинский МА. Анализ учебно-воспитательских ситуаций и решение педагогических задач / Под ред. В.А. Сластенина. – Ярославль, 1974.

29. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. – М., 1969.

30. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. 3-е изд., перераб. – М., 1987.

31. Фролов АА., Фролова Ю.Н. Вижу цель! – Екатеринбург, 2004.

32. Фролов АА. Давайте подумаем, или серьезная книга для лидера. – Екатеринбург, 2004.

33. Фролов АА. Язык, закон, задача в курсе физики средней школы: учебно-методическое пособие для учителей и учащихся старших классов. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2003.

34. Шакурова МА. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2002.

35. Ярская-Смирнова Е.Р. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. – М., 1998.

Примечания

1

Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 560 с.

2

Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. – М., 1972, с. 134–135.

3

Амосов Н.М. Жизнь человека и условия ее прочности // Наука и жизнь. – 1976. – № 9. – С. 68–69.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: