Сущность, значение, принципы планирования на предприятии

 

 

Планирование – это важнейший элемент управления экономическими и социальными процессами. В рыночной экономике финансовое прогнозирование и планирование тесно связаны. Финансовое планирование рассматривается как планомерное управление процессами движения денежных средств, формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. 

Балабанов И. Т. Отмечал, что планирование – это разновидность управленческой деятельности, направленной на определение необходимого объёма финансовых ресурсов, их оптимальное распределение и использование с целью обеспечения финансовой устойчивости предприятия [6, c. 13].

Необходимость планирования обусловлена движением денежных средств, неопределённостью рыночной среды и активным воздействием финансов на общественное воспроизводство. Финансовое планирование позволяет свести к минимуму негативные последствия отрицательных внешних факторов, снизить издержки предприятия, определить оптимальные объёмы производства и продаж продукции, товаров и своевременно предусмотреть финансовые меры по обеспечению сбалансированности поступления денежных средств и их расходования. 

Планирование является одним из инструментов регулирования финансового рынка. Планирование – это важнейшая составная часть планирования деятельности предприятия в целом [21, c. 224].

Основным назначением планирования является расчёт потребности в денежных средствах необходимых для финансирования расходов и выполнения обязательств, определение эффективности работы предприятия. 

В ходе финансового планирования на предприятии решаются следующие задачи:  

1. Обеспечение денежными средствами планирования затрат по всем видам деятельности;

2. Сбалансированность материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

3. Оптимизация распределения выручки и прибыли, увеличение прибыли;

4. Определение взаимоотношений с бюджетом, оптимизация налоговой нагрузки;

5. Определение взаимоотношений с банками и кредиторами;

6. Разработка политики финансовых вложений и инвестиций;

7. Осуществление финансового контроля за законностью проводимых финансовых операций [21, c. 232].      

Содержание планирования во многом объясняется определением этого понятия. Сущность же планирования отражает процесс обоснования на определённый период движения финансовых ресурсов и капитала, а также процесс формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.

Объектами планирования на предприятии являются его финансовые ресурсы, капитал, фонды денежных средств, доходы, финансовые показатели и, непосредственно, финансовая деятельность.

Планирование, как и любой другой вид деятельности, имеет свою цель и свои задачи.

Основными целями планирования являются:

1. Обоснование финансовой политики предприятия;

2. Обоснование финансовых возможностей обеспечения намеченных проектов и их эффективность [36, c. 76].

К задачам планирования относятся:

− обеспечение нормального кругооборота денежных средств организации;

− установление финансовых отношений с бюджетом, банком, страховыми организациями и другими хозяйствующими субъектами. Эти финансовые отношения количественно измеряются величиной поступивших и отданных денег;

− увеличение прибыли за счёт экономного использования денежных средств;

− выявление путей наиболее рационального вложения капитала;

− осуществление контроля за образованием и использованием денежных фондов.

− обеспечение платежеспособности, финансовой устойчивости и кредитоспособности;

− обеспечение реальной сбалансированности планируемых доходов и расходов;

− соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

−  оптимизация налоговой нагрузки [36, c. 79].

Значение планирования:      

1. Намеченные стратегические цели организации преломляются в финансово-экономический показателях;

2. Устанавливаются стандарты для упорядочения финансовой информации в виде финансовых планов и отчётов об их исполнении;

3. Определяются приемлемые объёмы финансовых ресурсов, необходимые для реализации долгосрочных и оперативных планов организации;

4. Оперативные финансовые планы создают базу для разработки и корректировки общеорганизационной финансовой стратегии [36, c. 82].

Важным моментом планирования является определение стратегии планирования. Стратегия планирования означает общее направление разработки финансового плана, источников поступления денег, источников прибыли. Хозяйствующий субъект представляет собой систему, состоящую из различных производств, цехов, складов, отделов (финансового, бухгалтерского и др.), магазинов и других подразделений. Роль каждого из этих подразделений в получении прибыли различна.

Важным содержанием планирования в хозяйствующем субъекте является определение его центра дохода (прибыли) − подразделение, которое приносит прибыль организации; и центров расхода − подразделения, которые являются убыточными или вообще некоммерческими, но играющие важную роль в деятельности хозяйствующего субъекта.

Исходя из этого, можно сделать следующий вывод, что в основу планирования положен финансовый план, разрабатываемый финансовой службой под руководством финансового директора и направленный на достижение общей цели − получение прибыли.

Планирование содержит следующие элементы: цели, программы, правила, процедуры, нормы и нормативы (рисунок 1.1.).

 

ПЛАНИРОВАНИЕ  
Цели: 1 новаторские; 2.решение проблемы; 3 обычные рабочие обязанности; 4. самосовер-шенствование
Программы: 1.целевые; 2. рабочие.
Нормативы и нормы: 1.республиканские; 2. региональные; 3. местные; 4. отраслевые; 5. хозяйствующего субъекта.
Правила: 1.общие; 2. частные.
Процедуры финансового планирования

 

 


Рисунок 1.1 − Элементы планирования



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: