Сущность и задачи педагогического менеджмента в организации учебно-речевой деятельности детей в дошкольном учреждении

 

Сущность педагогического менеджмента состоит в организации и руководстве педагогической работы в дошкольном учреждении по речевому развитию детей дошкольного возраста. Осуществляют функции педагогического менеджмента в организации работы по развитию речи детей заведующая и методист дошкольного учреждения. Ведущая роль в руководстве работой д/у по речеовому развитию детей принадлежит заведующей. Она непосредственно руководит учебно-воспитательной работой, выступает как методист, воспитатель воспитателей. Поэтому очень важна ее теоретическая и практическая подготовка, в том числе по проблеме речевого развития детей. У методиста и заведующей общие задачи, общий план работы, которые выполняются совместными усилиями всего коллектива. Один из разделов общей методической работы заведующей, методиста – работа по развитию речи. Задачи: 1. Обеспечивать и контролировать выполнение программы развития речи детей во всех возрастных группах. 2. Обеспечивать правильную постановку воспитания и обучения детей, преемственность в работе воспитателей разных возрастных групп, а также д/у и школы по данному разделу. 3. Направлять и контролировать работу персонала, оказывать методическую помощь воспитателям. 4. Содействовать созданию правильных условий для развития речи детей, организовывать работу методического кабинета д/у, обобщать инструктивно-методический материал по развитию речи. 5. Изучать и обобщать передовой опыт по развитию речи, организовывать обмен опытом между воспитателями. 6. Содействовать повышению квалификации и самообразованию педагогов, росту их мастерства. 7. Организовывать работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей. Для успешного решения поставленных задач заведующая должна хорошо знать методику развития речи и обучения родному языку, постоянно обновлять свои знания, повышать профессиональный уровень каждого воспитателя, развивать их творческие способности.

В дошкольной лингводидактике вопросами организации, руководста и осуществления методической помощи педагогам по проблеме речевого развития детей дрошкольного учреждения занимались Алла Михайловна Богуш, В.А. Калмыкова, Н.П.Орланова, В. Чулкова, Наталья Васильевна Гавриш.

Формы методической работы разнообразны. 1. Контроль и методическая помощь: а) посещение групп (ознакомление с работой воспитателя в области развития речи); б) беседа с детьми (полезная форма ознакомления заведующей с уровнем работы по развитию речи в группе); в) изучение письменных материалов (проверка календарных планов); г) индивидуальные и групповые беседы с воспитателями; д) индивидуальные и групповые консультации; е) работа с методической литературой (использование методистом устной и письменной информации о новинках лит-ры, обзор статей и журналов по проблеме речевого развития детей. 2. Распространение передового опыта воспитателей: а) взаимопосещение (ознакомление воспитателей с работой друг друга по развитию речи); б) коллективные наблюдения и анализ работы по развитию речи – открытые мероприятия; в) педагогический совет (форма методической работы, коллективного контроля и коллективной помощи каждому педагогу по вопросам развития речи); г) обобщение результатов работы воспитателей (обобщение данных об уровне развития речи детей и качестве работы воспитателей при составлении годового отчета и т.д.). 3. Повышение квалификации воспитателей. 4. Пропаганда знаний по развитию речи детей среди родителей.

В каждом д/у имеются нагдядно-методические пособия (печатные и рукописные) общего назначения, которые хранятся в педагогическом кабинете и используются всеми педагогами. Должна быть выделена рубрика «Методика развития речи». Методист ведет систематический каталог книг, журнальных статей: посвященные инструктивно-директивным материалам, основным задачам развития речи, организационные вопросы, проблемам развития речи в раннем возрасте и т.д. так же хранятся часть наглядных пособий для работы с детьми – дидактический материал; технические средства обучения и соответствующие аудиовизуальные пособия.

Вопросы развития речи в д/у освещаются в двух обязательных формах – в годовом плане работы д/у и календарном плане учебно-воспитательной работы воспитателей групп, а также в рабочих вспомогательных формах – месячном плане заведующей и воспитателя-методиста. В годовом плане фигурирует несколько основных вопросов методики развития речи, чаще всего тех, которые требуют особого внимания, или новых. Работа по более конкретным вопросам развития речи планируют руководители д/у (ежемесячно).

Работа методических кабинетов отдела образования. Вопросы развития речи детей в подчиненных методисту д/у составляют лишь часть работы, но это обязательный раздел его деятельности, содержание которого многообразно. Это получение информации об уровне работы по развитию речи и состоянию речи детей в д/у, составление плана с определением первоочередных и отдаленных задач, подбор актива дошкольных работников, серьезно занимающихся проблемами развития речи, методическая помощь воспитателям и заведующей в улучшении работы по данному разделу, распространении передового опыта (его поиск, совершенствование, пропаганда и внедрение), повышение квалификации кадров в данной области воспитания и обучения, постоянный контроль за качеством работы по развитию речи (тематические проверки).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: