Таблица 3.7 - Оценка уровня влияния объективных и субъективных факторов на уровень риска деятельности Гомельского райпо

Факторы

Оценка в баллах 1 эксперта

Оценка в баллах 2 эксперта

Оценка в баллах3 эксперта

Оценка в баллах4 эксперта

Оценка в баллах 5 эксперта

Вес фактора,

ai

Оценка степени фактора по масштабам возможных потерь в баллах, qi

Итоговая оценка, aiqi

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1 Объективные:

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Состояние бюджета страны

2

3

4

2

2

0,096

1

1,096

1.2 Стабильность налогового законодательства

3

4

3

4

2

0,121

1

1,121

1.3 Экономическая ситуация в стране

4

3

3

4

5

0,127

1

1,127

1.4 Темпы инфляции

6

6

7

7

6

0,229

2

2,229

1.5 Изменение кредитно-денежной политики государства

5

6

5

6

6

0,196

2

2,196

1.6 Риск законодательных изменений

6

8

7

8

6

0,254

2

2,254

1.7 Качество товара, связанное со специфическими рисками технологий и др.

7

7

7

7

6

0,247

1

1,247

1.8 Особенности страны, обычаи, традиции, менталитет страны

1

1

1

1

1

0,036

1

1,036

1.9 Миграция населения

1

1

1

2

1

0,043

2

2,043

1.10 Интенсивность конкуренции на рынке

3

5

6

5

7

0,171

2

2,171

1.11 Риск окружающей среды

2

1

2

3

1

0,068

1

1,068

Итого

40

45

46

49

43

1,589

2

3,589

2 Субъективные

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Финансовое положение райпо

5

6

7

8

7

0,229

4

4,229

2.2 Профессиональная грамотность работников

7

7

8

9

9

0,276

4

4,276

2.3 Исполнительная дисциплина

6

6

5

6

5

0,203

3

3,203

2.4 «Психологический климат в райпо

4

4

3

5

4

0,141

3

3,141

2.5 Уровень конкурентоспособности райпо

7

8

7

7

8

0,259

4

4,259

2.6 Использование основных фондов и оборотных средств

5

4

3

4

4

0,143

4

4,143

в том числе коммерческие:

 

 

 

 

 

 

 

 

2.7 Информационный

7

7

8

8

9

0,268

4

4,268

 

Окончание таблицы 3.7

1

2

3

4

5

7

8

9

10

2.8 Товарный

8

8

9

9

10

0,304

4

4,304

2.9 Риск взаимоотношений с поставщиками

6

6

7

9

8

0,248

4

4,248

2.10 Организация продаж товаров

7

7

8

8

6

0,263

4

4,263

2.11 Риск утраты имиджа среди потребителей

9

7

8

9

9

0,294

4

4,294

Итого

71

70

73

82

79

2,629

 

2,629

Всего

111

115

119

131

122

-

2

6,2

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных райпо


воздействия фактора риска, 4 балла - высокая, 3 бал­ла - средняя, 2 балла - низкая, 1 балл - очень низкая. По каждой группе факторов, влияющих на уровень риска деятель­ности организации, следует рассчитать суммарную оценку, характери­зующую степень влияния на уровень риска деятельности предприятия.

Степень воздействия факторов риска на деятельность райоп оценивается с помощью 5-балльной шкалы оценки: 5 баллов - очень высокая оценка воздействия фактора риска, 4 балла - высокая, 3 бал­ла - средняя, 2 балла - низкая, 1 балл - очень низкая. По каждой группе факторов, влияющих на уровень риска деятель­ности организации, следует рассчитать суммарную оценку, характери­зующую степень влияния на уровень риска деятельности предприятия.

В результате сделанных расчетов на отношения с покупателями самыми важными факторами воздействия являются – информационный фактор (итоговая оценка 4,304), профессиональная грамотность работников (4,276), товарный и др. Следовательно, решающее влияние по оценке экспертов имеют субъективные факторы, а наименьшее влияние, оказывающее влияние на взаимоотношения с покупателями являются - особенности страны, обычаи, традиции, менталитет страны среди объективных факторов.

В результате предложенных мероприятий Гомельское райпо сможет значительно повысить качественный уровень коммерческой работы по организации хозяйственных связей с поставщиками не только колбасные изделия, но и других товаров.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Связи производства и торговли, с помощью которых обеспечивается конечная реализация товаров, представляют собой хозяйственные связи. Хозяйственные связи по поставкам товаров - неотъемлемая часть коммерческой деятельности, включающая экономические, организационно-правовые, финансовые отношения между продавцами и покупателями.

Рациональные хозяйственные связи являются условием динамичного развития экономики и сбалансированности спроса и предложения. Установление хозяйственных связей преследует следующие цели: наладить долгосрочные отношения с определенным коли­чеством изготовителей; разделить ответственность за количество поставок и забо­ту о постоянном повышении качества товаров; обеспечить регулярный обмен информацией.

Структура хозяйственных связей определяет, какие организации со стороны поставщика и покупателя вступают в хозяйственные взаимоот-ношения, она может быть простой и сложной. Система хозяйственных связей торговли с производством включает следующие элементы: изучение покупательского спроса и обоснование потребности в товарных ресурсах; выявление и изучение источников поступления товаров; выбор партнеров для установления хозяйственных связей; установление хозяйственных связей с поставщиками товаров; организация оптовых закупок товаров и их документальное оформление; контроль исполнения договорных обязательств.

Основными документами, регулирующими взаимоотношения партнеров по поставкам товаров, являются Гражданский кодекс Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь «О поставках товаров для государственных нужд».

Существуют и подзаконные нормативные акты, к которым относятся Положение о поставках товаров в Республике Беларусь, Указ Президента Республики Бе­ларусь «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» и др.

Чтобы разумно использовать законы рынка, необходимо применять наиболее передовые формы анализа функционирования составляющих процесс воспроизводства. Одной из таких форм является анализ коммерческого риска, в определении которого лежит его «подверженность возможности экономических, финансовых потерь или успехов, физического ущерба, повреждений, промедлений как следствия неопределенности, связанной с выбранной линией поведения».

По мере насыщения рынка, появления конкурентов недальновидное использование финансового эффекта может привести к снижению конкурентоспособности организации, а затем к возникновению трудностей со сбытом товаров и в конечном итоге к кризису перепроизводства. Поэтому в каждом отдельном случае нужно своевременно и правильно выбрать соответствующий вид анализа и тщательно его провести.

Как уже отмечалось, анализ риска позволяет предпринимателю минимизировать, а в отдельных случаях – исключить коммерческий риск, хотя абсолютно избежать его практически невозможно.

Главными задачами управления риском являются: обнаружение областей повышенного риска; оценка степени риска; анализ приемлемости данного уровня риска для предпринимателя; разработка в случае необходимости мер по предупреждению или снижению риска; в случае, когда рисковое событие произошло, принятие мер к максимально возможному возмещению причиненного ущерба. Конкретные методы и приемы, которые используются при принятии и реализации решений в условиях риска, в значительной степени зависят от специфики предпринимательской деятельности, принятой стратегии достижения поставленных целей, конкретной ситуации и т.п. Система управления риском, прежде всего предполагает их оценку, результаты которой позволяют в дальнейшем выбрать наиболее оптимальный способ снижения рисков.

В данной курсовой работе проведено исследование состояния коммерческой деятельности по управлению коммерческим риском и организации хозяйственных связей с поставщиками колбасных изделий в Гомельском райпо.

Основными видами деятельности Гомельское райпо является торговля обеспечивающие выполнение главной цели - насыщение рынка товарами народного потребления, обеспечение стабильной работы.

Экономическая ситуация в организации характеризуется ростом объема товарооборота в действующих ценах на 98,8% и  сопоставимых ценах на 50,37%, что свидетельствует о физическом росте объемов продажи товаров.

В целом эффективность хозяйственной деятельности организации улучшается и за 2009 - 2011 гг. прослеживается тенденция роста всех соотносимых показателей, Гомельское райпо, является прибыльной торговой организацией, о чем свидетельствует увеличение уровня рентабельности на 2,79%. Организация имеет возможности в полном объеме рассчитаться по своим долговым обязательствам краткосрочного характера. То есть можно отметить, что в Гомельском райпо проводиться значительная работа по организации розничной продажи товаров, применяются меры по улучшению материально-технической базы райпо.  Несмотря на негативные мамонты (рост товарных запасов, снижение ресурсоотдачи), в общем социально - экономическая эффективность райпо ежегодно повышается.

Поставщики колбасных изделия в Гомельское райпо в рассматриваемом периоде осуществлялись, преимущественно, силами областных и местных поставщиков. В общем объеме поставок колбасных изделий, наибольший удельный вес  занимает Гомельский МК, он поставил в 2011 г. изделий на сумму 3783,2 млн р. что составило 38,9% от общего объема поставок, затем по значимости можно отметить поставки от Калинковичский МК – 31,2% и поставки от Птицефабрики «Особино» 8,5%, доля поставок которых увеличилось в 2011г. по сравнению с 2009 г. на 1,15%. Так же значительный объем поставок в райпо в 2009-2011 гг. поставляли КЗП ОСП Гомельского райпо 14,0-5,8 % и Жлобинский мясокомбинат  удельный вес по объему поставок в 2011 г. составил – 4,0% от общего объема поставок.

 Все поставки колбасных изделий в райпо осуществляли белорусские предприятия производители. Организация работает с поставщиками из различных областей республики и осуществляет свободный закуп товара по прямым хозяйственным связям. Усиление (ослабление) роли тех или иных поставщиков в поставках колбасные изделия происходит в зависимости от степени гибкости проводимой ими ценовой и ассортиментной политики и полному соблюдению договорной дисциплины.

Анализ представленных хозяйственных договоров показал, что требования, предъявляемые поставщиками к покупателю, в основном регулируют ситуацию не своевременной оплаты или необоснованного отказа от нее. В то же время можно отметь недостаточную проработанность договоров, всего по вопросам имущественной ответственности поставщиков (например, за нарушение ассортимента товаров, поставку товаров ненадлежащего качества, невыполнение условий по упаковке и маркировке товаров и т.д.).

На базе проведенного исследования были конкретизированы отдельные направления по совершенствованию хозяйственных связей с поставщиками товаров для минимизации коммерческого риска в Гомельском райпо:

- в процессе переговоров следует находить решения, которые удовлетворяли бы выгоды обеих сторон;

- пересмотреть отдельные условия договоров, касающихся наступления ответственности поставщиков: поставщик обязан нести ответственность за недопоставку, за нарушение ассортимента установить размер ответственности поставщика, равный штрафу стоимости товара, по которому был нарушен ассортимент, предусматривать неустойку за поставку некачественных товаров, невыполнение условий по упаковке и маркировке товаров, не установлен срок замены некачественных товаров и т.д.;

- для выбора наиболее оптимального поставщика, проводить оценку рейтинга поставщиков;

- для совершенствования работы при организации хозяйственных связей с поставщиками  необходимо больше уделять внимания договорной работе. В связи с этим можно предложить регулярно анализировать выполнение договорных обязательств по поставкам продукции;

- необходимо проводить равномерность и ритмичность поставки, для снижения коле­бания нагрузки на продавцов и покупателей;

- предупреждать коммерческий риск, оценку риска деятельности Гомельского райпо с поствщиками колбасных изделий можно осуществляют с помощью метода экспертных оценок.

В заключение можно отметь, что практическое применение выше изложенных рекомендаций даст возможность значительно улучшить деятельность организации и повысит ее конкурентоспособность.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: