Выделяются следующие конкретные формы взаимодействия

Добрососедство – заимствование форм, методов наблюдается при создании новых каналов СМИ. Так, радио перенимало опыт у прессы, первоначально создавались «радиогазеты», «радиожурналы». Затем радио выработало специфические формы сообщения информации. Телевидение же заимствовало радийные формы. Интернет-издания первоначально просто размещали материалы из бумажных версий изданий, а затем выработали свои специфические формы представления материалов, размещения их на «электронных» страницах, различные интерактивные формы взаимодействия с читателями, обусловленные техническими возможностями канала. При создании новых изданий, программ журналисты учитывают опыт предшественников.

Координация – согласованное распределение обязанностей, соотнесение своей деятельности с деятельностью других изданий, программ. В условиях, когда единой аудитории предлагается множество источников информации, журналистам необходимо учитывать практику коллег. Вряд ли еженедельник, выходящий в конце недели, будет сообщать как о сенсации о тех событиях, которые уже известны его аудитории по сообщениям радио, телевидения и ежедневных газет, ему придется выбрать иную форму подачи этих сведений. Или вряд ли стоит демонстрировать на ТВ-канале программу, аналог которой уже идет на другом канале и т.д. Впрочем, возможна и иная тактика учета чужого опыта: создание своих материалов, программ, чьи тема или форма уже получили признание аудитории.

При создании нового издания или программы необходимо учесть, есть ли в данном городе свободная тематическая или аудиторная «ниша», которую новое издание может благополучно заполнить. Если свободных ниш нет, изданию придется вступить в конкурентные отношения – бороться с коллегами за внимание аудитории. И на такой шаг редакция должна решаться осознанно.

 

Кадр

Кооперация – сознательное стремление к сотрудничеству различных СМИ. Это совместная подготовка материалов в результате проведения обсуждений за «круглым столом», рейдов, прямых линий; объединение редакций для закупки бумаги и других материалов, для оплаты информационных, типографских услуг и т.п. Кооперация может осуществляться на различных основаниях: так, издания могут взаимодействовать только в коммерческой сфере, сохраняя независимость и собственную информационную политику. Более тесные отношения кооперации складываются между изданиями и другими службами и каналами в рамках издательских домов, объединяющих печатные СМИ, или холдингов - структур, объединяющих и различные каналы СМИ. Так, холдинг «Проф-медиа» объединяет издания различных типов, представляющих качественную, массовую и бульварную прессу, полиграфическую базу, службы распространения, радио и телевизионные каналы и другие медиа-активы. Это позволяет эффективно и экономично функционировать, обмениваться информацией, перераспределять финансовые ресурсы и пр.

Обостряется и конкуренция каналов, изданий, т.е. соперничество в борьбе за аудиторию, которое подстегивается сложившимися в стране рыночными отношениями.

Особенности современного положения и в том, что система СМИ России формируется теперь «снизу», на основе саморегулирования, под влиянием условий информационного рынка, а не с помощью постоянного вмешательства специальных государственных органов. Хотя государственный контроль осуществляется (при регистрации изданий, распределении эфирных частот для радио и телевизионного вещания, путем выплат дотаций, предоставления налоговых льгот и т.п.).

Развиваются мультимедийные проекты. Мультимедиа – это компьютеризованный комплекс видео- и аудиосредств. Основа его – персональный компьютер, подключенный к сети Интернет. В современных условиях развития технологий, соединение различных носителей информации и их взаимодействие, обеспеченное компьютерными технологиями, позволяет достичь новых эффектов. Пользователь может получать информацию по запросу (результаты спортивных игр, сводки погоды, котировки валют и т.д.), получать материалы газет и журналов, выбирать ТВ- и РВ-программы нужной тематики, просматривать и прослушивать их в режиме реального времени или отложенного просмотра, проводить видео и аудиоконференции. Возможно проводить банковские операции, участвовать в аукционах, голосовании, совершать покупки и т.д.

 

 

Кадр

 

В современных условиях система СМИ испытывает системный кризис в мировом масштабе. Он связан с развитием Интернета и цифровых технологий, которые изменили отношения внутри системы СМИ и открыли заманчивые перспективы развития средств массового информирования и коммуникации. Однако все это требует изменения мышления журналистов, деятельности редакций, поиска новых форм взаимодействия, маркетинговых решений.

Так, больше всех пострадала печатная пресса, по многим позициям проигрывающая визуальным СМИ, возможностям Интернета. Однако, хотя газеты и журналы сокращают тиражи, слухи о скорой гибели печатных СМИ нередко преувеличены. Хотя Интернет бурно развивается, охват аудитории, например, в России не так высок. По данным опросов 2009 г. всего 41 процент населения страны старше 18 лет постоянно пользуется Интернетом, т.е. менее половины потенциальной аудитории. Не всей массовой аудитории Интернет социально и технически доступен. С другой стороны, печатная пресса изыскивает способы не сдавать позиций, предложить аудитории эксклюзивный информационный продукт (качественная пресса: документальная информация, мнения экспертов, анализ событий), использует возможности конкурента-Интернета. Электронная версия бумажного изданий, размещенная в Интрнете, расширяет его аудиторию, привлекает рекламодателей. Причем, как уже показывает опыт, отказ от версии бумажной не способствует популярности электронной версии издания однозначно.

В медиасистеме развивается конвергенция (от лат. сближаться, сходиться) - процессы схождения, взаимоуподобления. Цифровые технологии предоставляют всем каналам СМИ общую технологическую основу. Цифровой формат материала позволяет распространять его на разных каналах: например, прослушивать радио-сообщения через радиоприемник, а также на сайте радиостанции в Интернете или использовать для этого цифровой телевизор, сотовый телефон. Газетная публикация может быть прочитана на бумажном носителе, на электронных страницах сайта, а, например, фото или другие иллюстрации (т.е. публикации, которые есть смысл рассматривать), представленные в прессе, могут быть представлены на телевидении, распространены через Интернет и т.д. Это меняет характер производимого информационного продукта: необходимо учитывать технологические возможности его использования и распространения, что отражается на форме и содержании материалов. Например, текст журналиста о неком событии и одна фотоиллюстрация будут опубликованы в бумажной версии издания, на сайте газеты будут выложен материал и целый ряд фотографий, возможно, документы, связанные с этим событием и т.п. Журналист одновременно может создавать тексты для выставления на информационный сайт, для радиосообщения для публикации в газете.

Рис. 49. Конвергенция каналов СМИ.

Общая технологическая основа ведет к тесному взаимодействию каналов, их слиянию не только в информационном процессе, но и в рыночных отношениях. Более устойчивы на информационном рынке участники, имеющие медиа-активы на различных каналах. Крупные холдинги включают в свой состав СМИ, представляющие различные каналы, что позволяет эффективней осуществлять экономическую деятельность, перераспределяя средства внутри ходдинга, активнее задействовать кадровый ресурс журналистов.

Еще одно явление конвергенции в сфере коммуникации – подключение СМИ к оказанию различных информационных (сервисных) услуг, что приводит к тесному взаимодействию СМИ с компаниями сотовой связи, различными коммерческими структурами. Это не только размещение рекламных материалов различного рода. Так, заключаются договоры радиостанций, теле- и радиопрограмм с сотовыми операторами, в результате через их посредство осуществляется взаимодействие с аудиторией (голосование, получение ответов на викторины и конкурсы и пр.). Таким образом, услуги связи более востребованы.

Изменяется и роль аудитории в развитии процессов. Бывшие «просто читатель», «просто зритель» или «просто слушатель» превращаются в активистов информационного процесса, создавая информационный продукт, выкладываемые в блогах и микроблогах, участвуя в работе форумов. Они выступают и как потребители информации, и как создатели информпродукта, который может даже конкурировать с предложением профессиональных журналистов.

Кадр

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: