Н. Н. Романов. “Статистическое описание Орловского уезда Вятской губернии”. 1875

“Левинская волость, деревня Семеновская. Двор Т. Р. Кипрова. Семья из пяти человек: хозяин, его жена и трое детей (12, 8 и 4 лет). Никакого домашнего скота нет, в 1872 году после градобития продана последняя корова. Хозяин в прошлом году ушел бурлачить и не возвращался, работает в Рыбинске, выслал однажды 10 рублей, в другой раз 6 рублей ‑ на подати. Семья живет в маленькой полуразвалившейся лачуге, при которой нет никаких других строений. Огород остался невспаханным. В прошлом году хозяйка еще могла посеять 6 пуд. ржи, весною посеяла 5 пуд. овса, 1/2 пуд. ячменя и 10 фунтов льну. Дети постоянно сбирают, мать ткет холст и, по мере возможности, покупает муку фунтами. Семья питается одним хлебом, без всякого приварка, молока нет, квас не варится уже третий год...”

Сведения из другого хозяйства:

“Семья всю зиму сбирала подаяния... продали последнюю корову... семья разорилась от неурожая 1873 года, паровое не пахали, потому что нечем засеять... иногда вся семья ест только однажды в день хлеб, иногда и целые сутки голодает...”

 

Сборник публицистических статей “Вятская незабудка”. Письмо из г. Орлова. (1877).

“В базарные дни низшие полицейские чины отправлялись на охоту по городу и кабакам, в особенности ловились мужики и приводились к волостным судьям, содержавшимся при полиции. Здесь справлялись по книгам, заплачены ли у взятых лиц подати, если нет, тут же постановление и приговор к телесному наказанию... Одного бедняка-неплательщика, который уже два месяца был болен, доставили в правление, и несмотря на все его просьбы и уверения о болезни, над ним совершили экзекуцию... По возвращении домой, дня через два или три он умер”.

 

Из очерка М. Л. Песковского «Вятский край».

“Вятский крестьянин, если нужда не загнала его в угол, сметлив, расторопен, изобретателен, он непринужденно и с достоинством держится в отношении “сюртучного люда”, т.е. тех, кого называют нарицательным именем “барин”. Он здоровается не иначе как за руку, не трется у порога и преспокойно садится, если замешкаются предложить ему стул”.

(Матвей Леонтьевич Песковский (1843-1903) в 1870-х годах преподавал в Вятском земском училище для распространения сельскохозяйственных и технических знаний. Впоследствии он стал талантливым журналистом и публицистом.

 

Этнограф и фольклорист Д. К. Зеленин о вятском крестьянине.

“Медлительность в движениях соответствует медлительности ума, не отличающегося быстротою сообразительности, но ума глубокого и тонкого. В этом отношении вятчанин ‑ типичный русский человек, для которого характерна не быстрота ума, а глубина его”.

 

Вятские губернские. Статья “Андрей Нестерович Хитрин – механик-самоучка”. 4 марта 1861.

“Простой крестьянин из какого-то уголка Вятской губернии, едва знающий грамоту, представляет уже третий раз жатвенную машину, сеялку с бороной, землепахотную машину, сенокосную – в моделях, которые ясно говорят о здравой мысли, новой, свежей, самостоятельной. У человека, по его крестьянской бедности, нет только возможности явиться на состязание: он чуть ли не пешком проходит тысячу верст, чтобы добиться этой возможности... Грустно видеть такую несправедливость к даровитому мастеру-самоучке”.

(Хитрин, экспонент выставки сельскохозяйственных машин в Петербурге, жил близ с. Нема Нолинского уезда).

 

Литературовед И. А. Мохирев. “Вятские песни, сказки, легенды” (1974).

“Присмотритесь внимательно к устройству жилищ, дворов, бань, овинов, ко всей домашней утвари вятчан, к орудиям труда, к одежде и предметам украшения, и вы увидите высокую культуру мастерства плотников, столяров, шорников, портных, вязальщиц, прях и ткачих, которые умеют на глаз определить свойства материала, меру пространства, цвета и тона, чтобы делаемое сообразить с этими свойствами и пространством, с требованиями удобства, пользы, уюта, законов красоты, художественного вкуса. Резчики по дереву, столяры и мастера капокорешковых изделий, часовщики Бронниковы, гармонисты, кружевницы и вышивальщицы, валенщики (пимокаты), портные и чеботные (cапожники) ‑ все это народ очень талантливый в художественном отношении, в душе которого живут и хитринка и фантазия, виртуозность и изобретательность, находчивость в предприятиях и стремление все сделать по-своему. И всюду ‑ любовь к прекрасному, желание внести красоту в свою жизнь”.

 

Общественная и культурная жизнь губернии

А. А. Красовский об открытии частной библиотеки в Вятке. (Вятские губернские ведомости. 1859. № 3.)

“Сравнивая губернское и столичное общество, не шутя, приходишь к сомнению, уж не разных ли территорий эти области: так велика, так поражает всякого мыслящего человека их внутренняя противоположность и разобщенность настроения. Слиться интересами с центрами нашей общественной жизни, участвовать в общем ходе развития можно только при теперешних условиях провинциального быта через открытие библиотек для чтения. Библиотека, таким образом, становится орудием духовного сближения города с центрами образованности и поднимает общий уровень его существования”.

 

Разночинец-демократ И. М. Красноперов о становлении взглядов учащейся молодежи Вятки 1860-х гг.

“В течение двух лет мы основательно познакомились с нашими лучшими писателями: Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Грибоедовым, Кольцовым. Тогда только что начали выходить в свет одно за другим произведения Тургенева, Гончарова, Островского, Писемского, Льва Толстого. С этими писателями мы знакомились в классе, – объясняли, комментировали, спорили… В произведениях всех писателей, помимо их художественно-литературной формы, Александр Александрович [Красовский] старался искать общечеловеческое содержание. Человек, служение человеку, содействие его счастью были любимой темой его бесед при чтении или разборе литературных произведений”.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: