Сущность и принципы потребительского кредита

 

 

В области финансово-кредитных отношений существует немало дискуссионных моментов, нет единства мнений и по поводу такой экономической категории, как кредит. Например, во французском языке функция – это общее количество скоординированных действий для осуществления намеченных целей, в немецком – работа, задача. Известно и то, что в ряде наук функция рассматривается как нечто производное от другого, как зависимость, полномочия и т.п., что еще больше затрудняет последующий анализ. В экономической науке не меньше сложностей: тот же термин «функция» и слово «роль» довольно часто используются как синонимы, хотя отображают совершенно разные явления. О.И. Лаврушин констатирует: за относительно недолгий период в экономической науке о кредите накопился ряд крайне противоречивых представлений, выражающих противоположные точки зрения по фундаментальным вопросам его теории и практики.

Одни исследователи полагают, что кредит – это деньги, другие считают деньги видом кредита, третьи видят в кредите лишь перемещение капиталов, четвертые утверждают, что кредит создает капитал [16, C. 7].

Кредит влияет на цены товаров и услуг, по мнению одних, и не влияет на них, по мнению других ученых и практиков банковского дела. Кредит рождается обменом, утверждают одни авторы; его происхождение надо искать в сфере производства, говорят другие, не менее известные и именитые.

В кредите видят и фактор роста, и источник кризиса. Разное понимание смыслового значения только одного слова (например, «кредит» как credo – верю, или «банк» (с итал. banco – стол, за которым в Средние века происходил обмен на рынке различных валют)) может менять акценты исследования. Положение осложняется тем, что один и тот же термин может иметь в разных языках несколько смысловых значений1. Даже у классиков мера стоимости при характеристике денег – это не только функция, но и их роль [16, C. 7].

В ст. 819 главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации [2] кредит трактуется как «предоставление банком или кредитной организацией денег в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором, по которому заемщик обязан возвратить полученную сумму и уплатить проценты по ней». Именно в этом контексте представители саратовской научной школы в области финансов, денежного обращения и кредита определяют банковский кредит как отношение между банком и заемщиком с целью удовлетворения личных (потребительских), производственных и финансовых нужд физических и юридических лиц. Такого рода потребности и являются объектом банковского кредитования.

Авторы расширяют перечень принципов кредитования, имеющих особое значение для раскрытия сущности банковского кредитования, представляя их в виде следующего перечня: – возвратность – предполагает необходимость возврата переданных в кредит денежных средств (на практике часто используется способ возврата кредита по частям равными (аннуитетными) или дифференцированными платежами; возможен и разовый платеж по истечении срока действия кредитного договора);

– срочность – кредит предоставляется на определенный в кредитном договоре срок;

– платность

– за пользование заемными деньгами клиент уплачивает вознаграждение банку в виде процентов, которые образуют банковский доход;

 – резервность – обязанность коммерческого банка формировать в соответствии с действующим законодательством резерв на возможные потери по ссудам;

– обеспеченность – наличие залога, поручительства или гарантии (государственной, муниципальной, банковской) позволяет кредитору снизить риски непогашения кредита и вернуть денежные средства в срок;

– дифференцированность – индивидуальный подход банка к заемщику при оценке его кредитоспособности и принятии решения о выдаче кредита.

Изучение различных взглядов на категорию кредита позволяет конкретизировать определение данного понятия. Кредит представляет собой особые экономические отношения в форме движения ссудного капитала, которые возникают между кредитором и заемщиком на основе заключенного кредитного договора, определяющего предоставление заемщику в собственность денежных средств (или имущества) на условиях платности, срочности, обеспеченности и возвратности, и реализуются в интересах удовлетворения общественных потребностей.

Согласимся с мнением О.И. Лаврушина в том, что в трактовке кредита важно придерживаться представления о кредите как отношениях между кредитором и заемщиком. После такой характеристики можно было бы поставить точку, но это означает, что теоретически его сущность нельзя выявить и измерить исключительно со стороны одного из них. Ошибка ранних (античных) представлений о кредите состояла именно в том, что кредит рассматривался только со стороны заемщика. Кредит с позиции тех времен – это заем, отягощенный высоким процентом, что вызывало отрицательное отношение к функционированию данного института. Стремление соотнести сущность кредита с одной из сторон кредитной сделки характерно и для современной практики [16, С. 34].

Разница лишь в том, что, в отличие от глубокой древности, сущность кредита в настоящее время ограничивается раскрытием деятельности кредитора. Кредит, как часто утверждается, – это ссуда, предоставляемая на условиях срочности возвратности и платности. Недостаток такого подхода видится в том, что здесь сущность кредита подменяется сущностью деятельности одного из субъектов, а также в том, что его функционирование обусловливается интересами только одной из сторон. Это особенно заметно, когда кредит рассматривается только с позиции одной из его форм – со стороны банковского кредита

Представители научно-педагогического коллектива кафедры банковского дела, денег и кредита Саратовского социально-экономического института (филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова) в своем учебном пособии подчеркивают, что коммерческие банки, осуществляя кредитные операции, устанавливают со своими клиентами тесные экономические отношения, предлагают им на платной основе другие банковские продукты и услуги, формируют у организаций и граждан представление о банках как общественных институтах, способствующих решению важных социально-экономических вопросов.

С помощью кредитных операций банки выполняют роль (предназначение) финансового института, минимизирующего издержки обращения и ускоряющего экономическое развитие государства.

Сущность любой экономической категории проявляется в выполняемых ею функциях и принципах их реализации. Кредит не является исключением и имеет свою собственную основу применения, находящую отражение в конкретных функциях и принципах, на которых строятся кредитный процесс и управление денежным оборотом общества. Принципы кредитования имеют особое значение для раскрытия сущности системы банковского кредитования, предполагают наличие основных идей и начал, на которых оно базируется.

Придание категории «кредит» определенного набора принципов также является вопросом дискуссионным. Целесообразно осветить основные принципы кредита, сформулированные в экономической науке, и выделить наиболее значимые из них (таблица). Выделение функций кредита также является дискуссионным для отечественной экономической науки вопросом, тем более что достаточно часто функции кредита подменяются функциями коммерческих банков.

Так, одни ученые выделяют только распределительную и/или перераспределительную и эмиссионную функции, считая их базовыми; другие усматривают внем функции аккумуляции временно свободных денежных средств, перераспределительную, функцию замещения наличных денег и сокращения издержек обращения.

Кредит как общественное отношение отражает лишь экономические связи по поводу движения стоимости. Сущность кредита характеризует его внутренние свойства и выступает в качестве главного содержания данной экономической категории.

Существует множество форм кредита, таких как банковский кредит, коммерческий, государственный, потребительский, международный. Но более подробнее рассмотрим такую форму кредита, как потребительский кредит. Потребительский кредит отражает отношения между кредитной организаций, банком и «покупателем кредита», то есть заемщиком по поводу покупки кредита, а со стороны кредитора (банка) – продажи, для удовлетворения нужд населения и повышения уровня благосостояния.

Потребительский кредит доступен практически всему населению, благодаря ему, физические лица могут приобрести товар в любое удобное для них время и в любом удобном месте, вместо того чтобы долгое время копить на определенный товар, который они бы хотели приобрести в будущем. Потребительский кредит доступен сейчас и сразу, это и является преимуществом кредита против долгих накоплений населения. Если же смотреть потребительский кредит со стороны магазинов, которые пользуются услугами банков, для выдачи товара в кредит, то можно сказать, что потребительский кредит увеличивает спрос, способствует быстрой продаже товаров, что значительным образом влияет на выручку магазина. Исходя из вышесказанного сформулируем определение потребительского кредита.

Потребительский кредит - это денежные, товарные или товарно-денежные отношения, складывающиеся между заемщиком - физическим лицом и кредитором, в качестве которого могут выступать банки, розничные торговые предприятия, ломбарды, кредитные кооперативы и т.п. То есть, в моем понимании, это способ приобрести какой-либо товар в кредит, не дожидаясь, когда появятся деньги приобрести товар, или, когда определенная сумма денег накопится в будущем, чтобы совершить ту или иную покупку. Но накопление денежных средств занятие довольно таки долгое, если еще покупатель желает купить достаточно дорогой товар. Поэтому в таких случаях более привлекательном является взять товар в кредит, тем более в настоящее время достаточно много кредитных организаций, которые могут предоставить такую возможность [8, С. 60].

В данной отрасли объектом потребительского кредита являются различные товары народного потребления, имущество, срок эксплуатации которого рассчитан на достаточно длительное время, также сюда могут относится затраты на обучение, улучшение жилищных условий. Субъектами выступают кредитор и заемщик. Важной особенность потребительского кредита выступает его гибкость, которая проявляется в выдачи кредита на определенные цели. Если потребительский кредит предоставляется для покупки недвижимости, то он приобретает форму ипотечного кредитования, если же для выдачи денежных средств, то он становится денежным. В данном случае он приобретает такую форму, если покупателем кредита является физическое лицо.

Потребительский кредит играет большую роль в экономике любой страны, так как повышает платежеспособный спрос населения, улучшает жизненный уровень граждан и ускоряет реализацию товаров и услуг. Исходя из выше сказанного, можно выделить несколько видов потребительского кредита:

1) по целевому использованию: кредит на оплату товаров и услуг; инвестиционные кредиты; на временные нужды;

2) по субъекту кредитных отношений: банковские и небанковские;

3) по форме: в товарной и в денежной;

4) по способу погашения: в рассрочку; единовременно;

5) по сроку: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;

6) по обеспечению: залоговые (ломбардные, ипотечные); без обеспечения – бланковые; со смешанным обеспечением. Рассмотрев виды потребительского кредита, перейдем к основным принципам потребительского кредитования. К ним относятся: дифференцированность, обеспеченность, возвратность, срочность и платность.

Принцип обеспеченности кредита означает наличие у банка права для защиты своих интересов, недопущения убытков от невозврата долга из-за неплатежеспособности заемщика. Данный принцип означает, что если заемщик не может оплачивать данный кредит, то кредитная организация вправе оплатить долг имуществом заемщика. В таком случае кредитные организации пользуется таким видом возврата, как поручительство, залог. Принцип возвратности можно назвать главным принципом кредитования. Возвратность означает, что средства, предоставленные кредитором, должны быть возвращены заемщиком.

Основой этого принципа является то, что денежные средства должны быть возвращены к определенному сроку.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: