Краткая характеристика и организационная структура ОАО «Сбербанк»

ПАО Сбербанк - крупнейший игрок банковской сферы, имеющий филиалы и представительства во всех субъектах РФ. По статистическим данным на 1 января 2018 года банк имеет 94 филиала, из них один расположен в Индии (Нью-Дели). 6 лет назад организационная сеть включала 524 филиала. Ее сокращение вызвано оптимизационными процессами.

Структура управления Сбербанка состоит из следующих органов:

Общее собрание акционеров. Это высший руководящий орган кредитно-финансовой организации, курирующий основные виды деятельности банка. Собрание проводится 1 раз в год. В рамках этого мероприятия принимаются решения о распределении чистого дохода, порядке и объеме выплат собственникам бизнеса, стратегии развития кредитно-финансовой организации и другие.

Члены наблюдательного совета Сбербанка избираются Общим собранием акционеров. Координирует деятельность финансового института. В частности, определяет приоритетные направления активной и пассивной политики, утверждает повестку Собрания акционеров, принимает решение об увеличении капитала и размещении свободных средств в ценные бумаги.

Правление банка. Это коллегиальный исполнительный орган, в компетенцию которого входят следующие задачи:

- обсуждение отчетов, поступающих от территориальных банков;

- формирование политики в области управления рисками;

- утверждение процентных ставок по депозитам для физических и юридических лиц;

- утверждение штатной численности сотрудников, принятие решения о слиянии, ликвидации подразделений;

- внедрение в деятельность розничного и корпоративного блока прогрессивные банковские технологии;

- разработку и внедрение внутренних документов, регулирующих деятельность банка и другие.

С 2007 года возглавляет банк Герман Греф. Именно он отвечает за обещания, представленные Общему собранию акционеров на ежегодном совещании. К основным управленческим функциям Президента, Председателя Правления банка можно отнести:

организация работы всех структурных единиц;

распределение обязанностей и зоны ответственности между заместителями;

утверждения выпуска эмиссионных ценных бумаг;

решение текущих вопросов и другое.

Под руководством Г. Грефа банк превратился из обычной сберегательной кассы в современный банк, на который ориентируются большинство участников банковской системы. Основа успеха топ-менеджера - внедрение современных технологий во все сферы деятельности банка. Радикальная реформа предоставления заемных средств позволила Сбербанку увеличить кредитный портфель, удерживая при этом риски под контролем. Развитие дистанционных каналов обслуживания привело к безболезненному переводу клиентов в онлайн. При этом организация сумела сохранить и свою репутацию, и клиентскую базу, и провести оптимизационные мероприятия по сокращению филиалов и штата сотрудников.

Штаб-квартира банка расположена по адресу: г. Москва (Юго-западный административный округ), ул. Вавилова, д. 19. Это 26-этажное здание, построенное в 1996 году.

Организационная структура

Организационная структура Сбербанка включает 4 главных блока:

Центральный аппарат. Основное предназначение - гибкое управление филиалами, дополнительными офисами, территориальными банками на основе единого подхода к оценке и ограничению процентного, курсового, балансового и рыночного рисков. Центральный аппарат разрабатывает нормативы и внутрибанковские акты, которыми должны руководствоваться на всех уровнях принятия решения.

В структуру центрального аппарата банка входят следующие основные подразделения:

1. Казначейство;

2. Депозитарий;

3. Управление банковской системой;

4. Управление операциями физических лиц;

5. Управление операциями корпоративного блока;

6. Финансовое управление;

7. Управление стратегического планирования;

8. Управление инкассации;

9. Юридическое управление;

10. Управление банковских карт;

11. Управление ценных бумаг;

12. Управление безопасности;

13. Операционное управление;

14. Управление банковских технологий;

15. Управление контроля и учета банковских операций и другие.

Функции некоторых структурных подразделений постепенно передаются в дочерние организации и в дивизионы. Наиболее известные: Сбербанк Корпорация, Сбербанк Цифровые платформы, Сбербанк Цифровой корпоративный блок и другие [18].

Сбербанк насчитывает 13 территориальных банков: Байкальский, Волго-Вятский, Дальневосточный, Западно-Сибирский, Московский, Поволжский, Северо Западный, Волгоградский, Сибирский, Среднерусский, Уральский, Центрально-Черноземный, Юго-Западный.

В 2017 году было проведено объединение 3 территориальных подразделений. Наиболее крупное оптимизационное мероприятие - соединение Северного и Северо-Западного банка, в результате которого первый перестал существовать.

Территориальные банки возглавляются Председателями, которые назначаются на должность Президентом Сбербанка. В прямом подчинении у ТБ Сбербанка находятся ГОСБы - головные объединения Сбербанка, расположенные в областных городах субъектов РФ. Например: Карельский, Архангельский, Тверской, Саратовский, Мурманский, Вологодский и другие. В ГОСБы входят отделы, сектора и УРМ, расположенные в отдаленных местностях.

Стратегические задачи территориальных банков:

1. планирование и координация активной и пассивной политики головных отделений;

2. оценка микро- и макросреды;

3. оптимизация деятельности с учетом социально-экономических и политических факторов;

4. внедрение модели работы, разработанной Центральным аппаратом;

5. участие в региональных программах и т.д.

Филиальная сеть банка представлена внутренними структурными подразделениями (ВСП), в которые входят дополнительные офисы и операционные кассы вне кассового узла.

Основные задачи

1) повышение качества предоставляемых услуг;

2) увеличение доли операций, проводимой через дистанционные каналы банковского обслуживания;

3) привлечение новых клиентов;

4) работа с претензиями, жалобами и возражениями клиентов;

5) работа с кредитным портфелем;

6) увеличение обхвата частных и юридических лиц приоритетными продуктами банка и другие.

1. Прочие подразделения банка. Основная их цель - обеспечение гибкой, клиентоориентированной деятельности Сбербанка. Например: Сбербанк Сервис, Сбербанк Новые технологии, Сбербанк Управление активами, Сбербанк – АСТ, Сбербанк Инвестиции и другие.

Оптимизационные мероприятия, запланированные в 2013-2014 гг, были проведены в 2015 – 2017 г. В перспективе - сокращение штата сотрудников в 2018 году на 8%, что обусловлено активным переходом клиентов к дистанционному формату сотрудничества с банком: через Сбербанк Онлайн, Сбербанк Бизнес Онлайн и мобильный банк. Анализ показал, что в 2017 году 35% прибыли было получено именно от работы «цифрового» (дистанционного) банка. Что касается филиальной сети, то ее организационная схема до конца 2 квартала 2018 года утверждена, внесение корректировок не планируется.

На 1 января 2019 года доля банка на рынке кредитования частных лиц составила 40,5%, юридических - 32,4%. Перед банком стоит непростая задача - перевести 80% всех активных клиентов в цифровой формат сотрудничества с банком. В перспективе организационная структура крупнейшего банка будет пересмотрена. Изменения коснутся и розничного, и корпоративного блока [14].

Сбербанк России -- универсальный коммерческий банк. Поэтому Банк стремится удовлетворить потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг на всей территории России.

Банк осуществляет следующие банковские операции:

  • - привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады(до востребования и на определенный срок);
  • - размещение указанных выше привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
  • - открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • - расчеты по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • - инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетныхдокументов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  • - куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • - привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  • - выдачу банковских гарантий;
  • - переводы денежных средств по поручениям физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Сбербанк России помимо банковских операций осуществляет следующие сделки:

  • - выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
  • - приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
  • - доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
  • - операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
  • - предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
  • - лизинговые операции;
  • - оказание консультационных и информационных услуг.

Все банковские операции и сделки осуществляются в рублях и иностранной валюте.

Одним из приоритетных направлений деятельности Сбербанка России является оказание комплексных услуг юридическим лицам. В сотрудничестве с Банком любая организация -- от небольшой региональной фирмы до крупного национального холдинга -- может реализовывать зарплатные и торговые проекты, получать кредиты на развитие бизнеса, осуществлять операции с ценными бумагами.

Каждому клиенту Сбербанк России предлагает выгодные условия, индивидуальный подход и качественное обслуживание.

Клиентами Сбербанка России в рамках реализации зарплатных проектов уже являются более 110 тысяч организаций, расположенных на всей территории Российской Федерации, общее число клиентов-держателей зарплатных карт Сбербанка России составляет 14,5 млн. человек.

Сбербанк России предлагает широкий перечень услуг и операций для осуществления расчетно-кассового обслуживания своих клиентов.

Преимущества услуг Сбербанка России очевидны.

Более чем столетняя история существования Банка доказывает его надежность, стабильность и успешность. Крупнейшая в России филиальная сеть позволяет Банку всегда быть территориально рядом с клиентом и оказывать услуги во всех регионах и часовых поясах страны. Кроме того, предусматривается возможность расчетно-кассового обслуживания многофилиальных и холдинговых компаний на всей территории Российской Федерации на единых условиях и по единым тарифам. Широкий спектр операций с наличностью, а также перечисление денежных средств по поручению клиента осуществляется «день в день» с использованием системы межфилиальных расчетов Банка. Конкурентные позиции на денежных рынках позволяют предлагать клиентам наиболее выгодные ценовые условия конвертации валют и широкие возможности хеджирования валютных рисков, работы на рынке ценных бумаг. Кроме того, Сбербанк России осуществляет профессиональное сопровождение и оказывает своим клиентам консультации по вопросам внешнеэкономической деятельности.

Расчетно-кассовое обслуживание клиентов включает в себя открытие и ведение счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рублях и иностранной валюте, осуществление операций по проведению платежей, зачислению средств на счета, приему денежных средств без ограничения суммы и выдаче наличных денежных средств в пределах остатка на счете клиента, а также размен денежных средств.

При обслуживании в Сбербанке России клиент имеет возможность постоянно пользоваться консультациями сотрудников Банка.

Оказание услуг частным лицам является приоритетным направлением деятельности Сбербанка России.

Банк активно развивает программы кредитования (Автокредит, Кредит «Молодая семья», Жилищные кредиты, Образовательный кредит, Кредит на неотложные нужды), предлагая своим клиентам выгодные кредиты для улучшения жилищных условий, приобретения транспортных средств, получения высшего образования и решения многих других финансовых вопросов. Сбербанк России помогает осуществлять платежные операции, берет на себя ответственность за хранение и приумножение денежных средств своих вкладчиков, оказывает услуги на рынках ценных бумаг.

В любом из филиалов Сбербанка России можно осуществлять наличные и безналичные платежи. Банк принимает платежи за услуги ЖКХ, мобильной и городской телефонной связи, интернет - провайдеров и многие другие. В отделении Банка можно оплатить приобретенный товар, внести добровольный или страховой взнос, произвести выплату по кредиту.

Стратегическая цель Сбербанка России -- развитие качественно нового уровня обслуживания внешней торговли, сохранение позиции современного первоклассного конкурентоспособного банка, занимая при этом положение системообразующего банка по обслуживанию внешней торговли во всех регионах РФ.

Выбор конкретной формы, в которой будут осуществляться расчеты по внешнеторговому контракту, определяется по соглашению сторон, участников внешней торговли и фиксируется в условиях контракта.

В результате накопленного Банком опыта работы произошло значительное расширение продуктового ряда в области обслуживания внешней торговли за счет высокотехнологичных продуктов, отвечающих складывающейся макроэкономической ситуации.

 

 

2.2 Анализ активов, пассивов и анализ динамики доходов и расходов  ОАО «Сбербанк»

 

Публичное акционерное общество «Сбербанк России» является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют более четверти банковской системы страны (27%), а доля в совокупном банковском капитале находится на уровне 26%. По данным журнала The Banker, в 2013 г. Сбербанк занимал 43 место по размеру основного капитала (капитала 1-го уровня) среди крупнейших банков мира.

Основанный в 1841 г. Сбербанк России в настоящее время – это современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Учредителем и основным акционером ПАО «Сбербанк России» является Центральный банк Российской Федерации, владеющий 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция.

Другими 50% акций Банка владеют российские и международные инвесторы. Услугами Сбербанка пользуются более 110 млн. физических лиц и около 1 млн. предприятий в 20 странах мира. Банк располагает самой обширной филиальной сетью в России: более 19 тысяч отделений и внутренних структурных подразделений. Зарубежная сеть Банка состоит из дочерних банков, филиалов и представительств в Великобритании, США, СНГ, Центральной и Восточной Европе, Турции и других странах.

Миссия ПАО «Сбербанк России» сформулирована следующим образом: «Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты. Мы строим одну из лучших в мире финансовых компаний, успех которой основан на профессионализме и ощущении гармонии и счастья ее сотрудников». Основной целью банка является извлечение прибыли и повышение благосостояния его акционеров [11, С. 48].

Под имуществом банка следует понимать нематериальные и имущественные элементы, на базе которые осуществляется банковская деятельность. Составить представление об имущественной базе банка можно на основе анализа его баланса, в котором фиксируются активы и пассивы банка, его прибыли и убытки. Анализ активов банка может служить основой для оценки состояния банка в целом и его имущества. В таблице представлены состав и структура имущества ПАО «Сбербанк России» [14].

 

Вид Актива

Стоимость имущества,млрд руб

Структура имущества %

2017 г. 2018 г. 2019г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Денежные средства 621,7 689 661,6 2,7 2,56 2,4
Средства кредитных организаций в ЦБ РФ 747,9 865 1159,6 3,23 3,22 4,2
Обязательные резервы 158,7 188 202,8 0,7 0,7 0,7
Средства кредитных организаций 300,0 406 152,8 1,3 1,5 0,55
Финансовые активы 91,5 198 1598 0,4 0,7 5,8
Чистая ссудная задолженность 17466,1 20 143 19212,9 75,5 74,9 69,66
Чистые вложения в ценные бумаги для продажи 2517,9 2 967 2494,2 10,9 11,03 9,04
Инвестиции в дочерние и зависимые компании 664,5 803 705,6 2,9 2,9 2,5
Чистые вложения в ценные бумаги, удерживаемые до погашения 645,4 695 752 2,8 2,59 2,7
Требование по текущему налогу на прибыль 0,4 17 10,6 0,002 0,07 0,03
Отложенный налоговый актив 21,3 21 21,8 0,09 0,07 0,07
Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы 483,6 500 501,2 2,09 1,86 1,81
Долгосрочные активы для продажи 11,4 9 16,6 0,05 0,03 0,06
Прочие активы 251,8 387 296,9 1,09 1,43 1,07
Всего активов 23158,9 26 899 27584 100,0 203,63 100,59

 

Банк заработал чистую прибыль в размере 55,9 млрд руб. Впервые клиентам за месяц выдано кредитов более чем на 2,5 трлн руб. Исторический максимум достигнут и в выдаче розничных кредитов – более 340 млрд руб., и в выдаче корпоративных кредитов – 2,2 трлн руб. В декабре закрыта сделка секьюритизации ипотечных кредитов на 24 млрд руб.

За год банк заработал 870,1 млрд руб. чистой прибыли без учета событий после отчетной даты.

Совокупный объем выданных за год кредитов клиентам составил 16,3 трлн руб.

Портфель кредитов физическим лицам вырос за год на 17,4%.

Рост средств клиентов без учета валютной переоценки за год составил 4,4%.

 «Чистая прибыль Сбербанка за 2019 год без учета событий после отчетной даты составила 870,1 млрд рублей. Банк показал уверенный рост кредитного портфеля в реальном выражении на 6,8%. Средства физических лиц выросли на 6,6%, при этом их стоимость заметно снизилась. Это оказало существенную поддержку росту чистого процентного дохода как в 4 квартале, так и за год в целом. Рентабельность капитала ПАО Сбербанк по итогам 2019 года составила более 20%, что дает основания уверенно смотреть на выполнение целей Стратегии 2020».

Чистый процентный доход вырос на 0,6% и составил 1,26 трлн руб. Во второй половине года стоимость пассивов начала снижаться в результате принимаемых банком мер и трендов на рынке. В результате чистый процентный доход в декабре 2019 года на 4,0% превысил уровень декабря 2018 года.

Чистый комиссионный доход вырос по итогам года на 9,9% до 469,5 млрд руб. Основным драйвером роста был транзакционный бизнес. На динамику чистого комиссионного дохода за отчетный период оказывал влияние график уплаты комиссий платежным системам и расходов по программе лояльности, которые банк начал признавать равномерно.

Операционные расходы выросли на 7,5%. На темп роста расходов повлияли перевод сотрудников дочерней компании АО «Сбербанк-Технологии» в ПАО Сбербанк во второй половине 2018 года, повышение ставки НДС с 1 января 2019 года и ежегодное повышение зарплат сотрудников в июле 2019 года. Отношение расходов к доходам по итогам года составило 33,9%.

Расходы на резервы с учетом переоценки кредитов, оцениваемых по справедливой стоимости, и обесценения активов при первоначальном признании, в декабре составили 4,8 млрд руб. Низкий объем расходов за месяц обусловлен существенным укреплением рубля. За 2019 год расходы составили 122,8 млрд руб., что в 2,3 раза ниже предыдущего года из-за разнонаправленной динамики курсов валют, а также завершения в июне 2019 года реструктуризации задолженности компании Агрокор. На 1 января 2020 года объем сформированных резервов превышает просроченную задолженность в 2,9 раза.

Прибыль до уплаты налога на прибыль выросла на 11,9% и составила 1 088,6 млрд руб. Чистая прибыль без учета событий после отчетной даты увеличилась на 11,2% до 870,1 млрд руб.

Активы в декабре сократились на 0,5% и составили 27,7 трлн руб. На динамику активов в декабре и в целом по году оказало влияние укрепление рубля. Рост активов без учета валютной переоценки в декабре составил 0,1%, в целом за год 5,3%.

Корпоративным клиентам в декабре выдано 2,2 трлн руб. – рекордный месячный объем. Всего за 2019 год выдано 13,0 трлн руб. Рост портфеля в декабре без учета валютной переоценки составил 1,9% или 243 млрд руб.

В декабре выдан также рекордный объем розничных кредитов – более 340 млрд руб. В целом за 2019 год выдано около 3,4 трлн руб. Кредитный портфель за месяц вырос на 0,6% или на 40 млрд руб. В декабре банк закрыл сделку секьюритизации ипотечных кредитов на 24 млрд руб. Сделка позволила оптимизировать управление капиталом и увеличить резервы ликвидности. Без учета этой сделки прирост розничного портфеля в декабре составил 0,9%.

Объем просроченной задолженности клиентов в декабре сократился на 3,1 млрд руб. за счет задолженности юридических лиц. Удельный вес просроченной задолженности в кредитном портфеле снизился с 2,21% до 2,18%.

Портфель ценных бумаг в декабре сократился на 1,2% или на 41 млрд руб. главным образом за счет погашения облигаций федерального займа.

В декабре средства физических лиц увеличились без учета валютной переоценки на 4,7% или на 609 млрд руб., что более чем в два раза превысило сезонный отток средств юридических лиц. Совокупный объем клиентских средств за год увеличился без учета валютной переоценки на 4,4%: средства физических лиц выросли на 6,6%, средства юридических лиц – на 0,3%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: