Особенности усвоения детьми сущности арифметической задачи

Усвоение самой простой задачи требует анализа ее содержания, выделения числовых данных, осмысливания отношений между ними, а стало быть, и тех действий, которые должны быть совершены. Решая задачу, ребенок должен подняться от простого различения численности окружающих предметов и явлений к осознанию сложных количественных отношений между ними. Не сразу, как показали исследования А.М.Леушиной (1955), а позднее Е.А.Тархановой (1976), дети осознают и саму структуру задачи. Этому должно способствовать обучение. Вслед за пониманием условия задачи, отличающейся от рассказа и загадки, дети должны осмыслить отношения между числовыми данными. Особую сложность для детей представляет постановка вопроса к задаче. Чем обусловлена эта трудность? Вопрос определяет сущность задачи, направляет мысль на осознание отношений между числовыми данными, помогает осмыслить характер эмпирического действия и найти соответствующее арифметическое действие, которое должно быть произведено. Но вопрос содержит две стороны: социально бытовую и арифметическую. Ребенок их еще не дифференцирует и воспринимает вопрос к задаче как личное обращение к себе. Он привык, что, когда его спрашивают, надо отвечать на вопрос, а не повторять его. Поэтому, повторяя задачу, дети, как правило, не воспроизводят вопрос, а сразу включают ответ в задачу; они спешат дать ответ на вопрос. Иной функции вопроса они еще не знают. Усвоение детьми значения суммы также происходит не сразу. Вначале она понимается как практическое объединение множеств. Однако сумма — это лишь мысленное сложение чисел. Поэтому предварительная работа по объединению разных подмножеств в единое множество, по выделению правильной части множества и т. д. имеет существенное значение в подготовке детей к усвоению смысла арифметических действий. Усвоению элементарных приемов вычисления (присчитывания и отсчитывания по единице) способствует понимание детьми последовательности чисел и натурального ряда, взаимно-обратных отношений между смежными числами и отношений числа к единице (количественный состав числа из единиц). Поэтому дети, не овладевшие пониманием этих отношений, как правило, не могут подняться до усвоения приемов вычислительной деятельности, находясь все время на уровне практической деятельности счета (дети пересчитывают оба слагаемых или считают остаток). Решение задач по представлению недоступно этим детям, ибо оно требует умения мысленно разбить число на единицы, отчетливого понимания отношений между смежными числами в прямом и обратном порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: