Изучить методику обучения решению задач в исследованиях разных авторов

В литературе достаточно широко представлены методики обучения детей по различным предметам, в том числе и методики преподавания математики.

Каждая методика обучения детей имеет отличительные особенности.

Например, у Васильевой М.А. основное содержание сводится к работе с числовыми рядами. В то же время в литературе вопросы, раскрывающие особенности обучения детей математике, рассмотрены все же недостаточно подробно. Поэтому, на мой взгляд, эта проблема имеет как теоретическое, так и практическое значение.

Исследования отечественных авторов (Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной и др.) показали, что у детей в раннем возрасте имеются своеобразные особенности в развитии познавательной сферы, которые характеризуются недостаточной сформированностью приемов умственной деятельности, ограниченностью запаса знаний и представлений, не полнее сформированной интеллектуальной активностью. Все это отчетливо проявляется в трудностях, которые испытывают дети в овладении счетом, элементарными вычислительными навыками и особенно умением решать арифметические задачи (М.В. Ипполитова, Г.М. Капустина, Т.В. Егорова, М.М. Михайлюк).

Психолого-педагогические исследования (Г.М. Капустина, С.Г. Шевченко, М.В. Ипполитова), а также практика обучения детей-дошкольников свидетельствуют о том, что математика часто является для них наиболее трудным учебным предметом. Эти трудности объясняются как спецификой самого предмета, так и особенностями познавательной деятельности детей данного возраста. Кроме того, многие вопросы методики преподавания математики изучены и разработаны недостаточно полно.

Содержание математических представлений, формируемых у детей, очень разнообразно. Особое место в нем занимают количественные представления.

Опыт работы с детьми показывает, что дети могут быть подготовлены к изучению математики при соблюдении ряда условий. Как представляется, самыми существенными являются: раннее выявление трудностей в обучении и своевременное включение ребенка в процесс специально организованной работы; наличие научно обоснованной системы формирования элементарных математических представлений у детей, в том числе и с помощью занимательного материала; его целенаправленное и систематическое применение с учетом возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка и т.д.

Л.Б. Баряева и А.П. Зарин к основным направлениям работы по формированию количественных представлений у дошкольников относят:

- формирование интереса к математической деятельности у детей;

- обогащение жизненного опыта и словаря детей;

- формирование представлений о количестве предметов;

- формирование представлений о смысле действий сложения и вычитания.

В книге под редакцией Пузанова Б.П. представлены методики коррекционной работы с детьми на уроках математики, основанные на известных всем принципах обучения.

Проблема решения арифметических задач детьми и отчасти характер допускаемых ими ошибок рассматривались М.В. Ипполитовой, Т.В. Розановой, Г.М. Капустиной. Ими отмечалось возникновение особых затруднений у детей при решении арифметических задач. Изучены трудности в понимании предметных и количественных отношений, выраженных в условии задачи (Г.М. Капустина, М.В. Ипполитова), особенности предметно-практических действий как средства для понимания содержания задач (М.В. Ипполитова, Т.В. Розанова), особенности решения задач с косвенной формулировкой условия и формирования понятий "больше на...", "меньше на..." (Г.М. Капустина, М.В. Ипполитова, Н.Ф. Слезина).

Процесс решения задачи включает в себя осуществление сложной аналитико-синтетической деятельности, осмысление конкретной жизненной ситуации, о которой говорится в задаче; вычленение данных и искомого; установление связи между ними; выбор нужного арифметического действия; выполнение решения и формулировку ответа. В период знакомства с составными арифметическими задачами дошкольников встречаются с принципиально иной по сравнению с простыми задачами организацией математического условия, что является достаточно сложным психологическим моментом.

Чтобы рационально построить дальнейшую работу, педагогу необходимо знать характер возникающих трудностей, которые дошкольники могут испытывать на разных этапах решения задачи. Причиной затруднений может быть недостаточная сформированность познавательной деятельности детей: неумение сосредоточиться на задании, удержать в памяти числовые данные и вопрос задачи; поспешность и импульсивность действий. Также трудности могут быть обусловлены недостаточным личным опытом ребенка, бедностью его представлений о предметной действительности (М.М. Михайлюк), неумением детально проанализировать текст задачи (что особенно актуально для составных текстовых арифметических задач), при этом дети часто выхватывают из текста отдельные слова и ориентируются на них при выборе арифметического действия (Г.М. Капустина), то есть они не вникают в содержание задачи, не умеют выделить самое существенное в условии, предметно-количественные отношения понимают частично или не понимают (М.В. Ипполитова).

Только при условии осуществления целенаправленного, систематизированного подхода к обучению детей решению задач можно добиться повышения качества математических знаний, умений и навыков, а также развития мышления и познавательной деятельности в целом.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: