double arrow

Люди должны сами рассчитывать и платить налоги 1 страница

Обязанность начисления и уплаты налогов физических лиц сегодня возложена на работодателей. Это неправильно, поскольку люди не понимают реальной величины налоговой нагрузки. Это порождает экономическую и политическую безответственность. Необходимо, чтобы физические лица сами рассчитывали и платили свои налоги.

· Сейчас обязанность рассчитывать величину налогов на физических лиц возложена на предприятия. И уплачивают их тоже предприятия. Это увеличивает издержки предприятия – почему мы должны делать эту работу? – и снижает ответственность самих работников перед государством.

· Нужно установить, чтобы физические лица сами платили налог со своих доходов. Если человек будет получать на руки, допустим, шестьдесят пять тысяч рублей, потом с ними идти в налоговую, он задумается. Правильно ли отдавать из них пятнадцать на страховые взносы в социальные фонды и еще семь с половиной на НДФЛ? От своих шестидесяти пяти тысяч рублей, которые ему заплатил предприниматель, у него останется сорок две.

· Отдавать двадцатку или там двадцать пять тысяч в кассу налогового органа, он будет на эту вот тетку мерзкую в собесе, которая на него шипит, вообще другими глазами смотреть. Он не будет перед ней лебезить, он не будет ее просить.

· Нужно переложить эту функцию на физическое лицо. Это снимет с нас определенную – весьма существенную – нагрузку по администрированию функций государства. Сейчас мы, работодатели, должны рассчитать налоги, оплатить их и быть ответственными за правильность перечислений.

Данную меру, по мнению предпринимателей, нужно вводить постепенно, чтобы избежать массовых неплатежей и связанной с этим перегрузкой судебной системы.

· Казалось бы очень маленькое изменение. Его блокируют, потому что ужасно тяжелое налоговое администрирование. Просто, если я правильно понимаю, боятся, что будет массовые неплатежи налога. Значит, нужно администрирование, суды, а суды могут не справиться, и т.д. Но можно вводить это постепенно.

· Нужны переходные периоды. Сначала вводим самостоятельную оплату при лимите от ста тысяч рублей дохода. Это средний класс, осознанные люди с образованием.

Положительный пример – налоговая служба. Несмотря на острую критику избыточности и переусложненности отчетной документации, а также требований, предъявляемых многочисленными административными проверками, предприниматели отмечают, что по крайней мере в одном из ключевых проверяющих ведомств в последние годы произошли значительные позитивные изменения. Таким ведомством является Федеральная налоговая служба.

В 90-е годы и в начале «нулевых» годов эта служба подвергалась острой критике как в СМИ, таки в устных высказываниях предпринимателей. Последние указывали на непредсказуемость и спорную обоснованность требований, которые предъявляли к ним налоговые органы. Однако в настоящее время предприниматели указывают на налоговую службу, как на пример хорошей организации работы. В частности, они отмечают, что налоговая служба в значительной мере перешла на электронный документооборот. Это позволило сократить издержки при взаимодействии предприятий с налоговыми органами. В результате административная нагрузка на предприятия снизилась.

· В этом плане, что самое удивительное, есть не только негативные, есть положительные примеры. Многие, может быть, будут над этим смеяться – налоговая инспекция. Налоговики, вот очень сильно усовершенствовались за последнее время.

· У них внедрены электронные счета-фактуры. Для нас это вообще сказка: они нас уже два года нас не проверяют. Они потому что смотрят всю цепочку по электронным счетам-фактурам.

· Они нас тоже запрашивают, когда у наших поставщиков что-нибудь не очень чисто. Мы отдаем им подтверждающие документы. Но больших выездных проверок, как раньше было ежегодно, сейчас нет. Они сфокусировались на других вопросах. Это очень приятно, очень зд о рово.

· Мне нравится, в принципе, наша налоговая политика в последние годы. Т.е. то, что делается на верхнем уровне, выглядит довольно разумно. Вот. НДС не стали вроде бы поднимать, точнее, не планируют.

· Пример с налоговой. Она действительно очень сильно прогрессирует в плане электронного документооборота.

· Они (налоговая служба) шагают семимильными шагами. С введением прозрачности, с введением единых баз данных и т.д.

Зависимость бизнеса от власти. До сих пор речь шла о проблемах бизнеса, связанных с избытком отчетной документации и проверками. Однако, как отмечают сами предприниматели, это хотя и обременительная, но частность. Более серьезной аспектом недружественности институциональной среды по отношению к бизнесу, является де-факто существующий разрешительный, а не уведомительный порядок работы бизнеса.

· Крупный бизнес всегда ориентирован на власть. Всегда вынужден считаться с положением вещей на местах. Т.е. невозможно, например, прийти в область, в которой ты не работал, и начать работать.

· Капитализм у нас государственный. И все равно надо, в первую очередь, решать вопросы с государством. Т.е. как таковой экономической самостоятельности бизнеса не существует.

· Единственное, по сути, что мы просим, что нам нужно – это не мешать. Вот и все. Но этого не бывает. Этого все равно не бывает.

· Система из разрешительной, как у нас она называется, должна перейти к заявительной, чтобы если ты хочешь что-то делать, ты просто куда-то написал, отправил и тебе вообще не важно.

В сельском хозяйстве одним из важных рычагов давления на бизнес являются непрозрачные методы распределения государственных субсидий. Это отраслевая проблема, но респонденты считают ее типичной.

· Сельское хозяйство субсидируется. Система субсидирования есть федеральная и региональная. Региональная распределяется региональной властью. Вот, например, Краснодарский край, там восемьдесят – девяносто процентов этих субсидий всегда расходилось в один известный адрес.

· У нас отсутствуют какие-либо правила по получению субсидий. Это именно наша российская специфика. Такого отсутствия правил нигде в европейских странах нет.

Личные качества некоторых чиновников (В.И.Матвиенко и другие) иногда помогают бизнесу решать проблемы. Участники фокус-группы отмечали, что степень недружественности государства по отношению к предприятиям в очень большой степени зависит от конкретных лиц. В некоторых случаях чиновники высокого уровня работают очень эффективно, локально создавая для предпринимателей более дружественную бизнес-среду. В качестве примера эффективного государственного менеджмента петербургские предприниматели с ностальгией вспоминали губернатора В.И.Матвиенко.

К сожалению, по общему мнению участников фокус-группы, с ее уходом стиль работы городской администрации резко ухудшился. Один из предпринимателей охарактеризовал эту ситуацию, как вакуум власти. Это говорит о том, что позитивные личные качества отдельных чиновников (очень трудно оценить их долю в генеральной совокупности) не институциализируются и уходят вместе с ними.

В качестве другого примера один их предпринимателей называл руководителя Ленэнерго, который поверил в эффективность разработанного этим предпринимателем устройства и дал ему «зеленый свет». К сожалению, этот чиновник сегодня находится в тюрьме Матросская Тишина. Последний факт, хотя в рамках проведенной фокус-группы он упомянут, как единичный, наводит на серьезные размышления.

· После того, как ушла горячо любимая нами Валентина Ивановна, получить согласование на строительство в центре города в каких-то знаковых местах, или вообще в каких-то знаковых местах, стало практически невозможно. Вопрос: А при ней было возможно? Ответ: При ней это было всегда достаточно просто. Достаточно было пары встреч и звонков.

· После того, как ушла Матвиенко, стало невозможно ничего согласовать.

· Документы лежат без движения годами в некоторых структурах. Вопрос: Где они лежат? Ответ: Например, в Комитете по градостроительству. Мы не можем согласовать, получить разрешение на строительство.

· С некоторыми проектами, как в девелопменте, мы на сегодняшний момент просто ощущаем некое болото. Чиновники самоустранились и перестали нам помогать. Им легче не принять решение, чем принять, по тем или иным причинам. Чувствуется некий вакуум власти.

· Мы смогли донести до высших руководителей нашей энергетической отрасли значимость наших изобретений, и благодаря эффективной помощи на сегодняшний момент наши устройства уже даже продаются за границу. Более того, мы сейчас строим базовый модуль в Китае. Вопрос: Донесли до кого? Ответ: Это «Ленэнерго» на тот период. Борис Феликсович Л., который сейчас в Матросской Тишине сидит. Он в нас поверил, поставил наше опытное устройство в промышленную эксплуатацию. Оно показало прекрасные характеристики.

Неадекватность многих законов, нормативных актов. Предприниматели отмечают, что государство принимает много неадекватных законов, которые не только затрудняют ведение бизнеса и ведут к повышению непроизводительных затрат, но и оскорбляют предпринимателей своей бессмысленностью.

· Восемнадцать лет назад был принят закон, что нужно в рекламе указывать номер лицензии и сертификат. Я уж не знаю, почему они решили, что это необходимо делать. Казалось бы, в чем проблема: напиши мелко этот номер лицензии и сертификата. А про радио в тот момент никто не подумал, разумеется. Это же полный бред! В каждый тридцатисекундный ролик включать эти сведения нереально. Я нашел местного управляющего здесь. Прихожу, говорю так: так и так. Он говорит: ты прав! Надо, чтобы не буква закона восторжествовала, а дух. Сделаем так: вы будете пять раз в день специальные ролики давать, что все товары сертифицированы и лицензированы. Ну, хорошо. Сказано – сделано. Потом я продал, значит, это радио, но там по-прежнему в эфире идет этот мной написанный ролик. Каждый день это бла-бла-бла на высокой скорости идет. Восемнадцать лет! Это же абсолютно бессмысленная история, потому что экономически бессмысленно рекламировать товар, который не имеет лицензии и сертификата. И с точки зрения пользователя: он будет из рекламы это записывать?! Но это же глупость, тем более, на радио.

Предпринимателей очень беспокоят многие законодательные инициативы, часто неадекватные. Даже если они не принимаются, эти инициативы, по их выражению, портят им нервы. Но некоторые из них все же принимаются.

· Всякие новые нормы. Совершенно умопомрачительные идеи депутатов, которые, к счастью, обычно ничем не заканчиваются, но портят нервы. Например, предложение законодателей ограничить розничную наценку и контролировать ее при помощи прокуратуры.

· Понятно, что на какой-то товар дается наценка два процента, а на какой-то пятьдесят. Это вопрос ценовой политики. Средняя между ними около двадцати. Но они-то будут контролировать эти двадцать! Не должна быть наценка выше двадцати! И контролировать будет прокуратура.

· В общем, генерируется много интересных законодательных инициатив, которые помогают этой системе самовоспроизводиться. Все, вроде как, делом заняты.

Частые изменения в законах и нормативных актах. Это самостоятельный блок проблем. Частые изменения в нормативных актах требуют от предпринимателей их постоянного мониторинга. При этом, речь не идет об изменениях, устраняющих недостатки прежних установлений. У предпринимателей возникает ощущение хаоса в принятии новых редакций законов и нормативных актов. Крылатое выражение «взбесившийся принтер» обычно применяют к политическим и идеологически законодательным инициативам. Однако, с точки зрения предпринимателей, это выражение во многом применимо и к экономическим нормативным актам.

· Они все время меняют правила. Есть некая периодичность законотворческой деятельности: инструкции по заполнению бумаг меняются ежегодно.

· За последние три года четыре раза поменялись правила, каким образом вешать вывески на Невском проспекте. Это значит, что надо выкинуть прежнюю вывеску и повесить какую-то новую. Это же выкидывается труд. Это не критические для всех затраты вроде бы, да? Но они бессмысленны, потому что с точки зрения эстетики ничего бы не меняется. Улучшения какие-то мизерные, а выкидывается труд.

· В какую отрасль ни попадешь, поговоришь с кем-то, там у них свои проблемы. Там еще и не такое расскажут.

· Надо прекратить практику создавать новые правила игры во время самой игры. Это происходит у нас непрерывно. Нужно введение ограничений для властей именно по скорости изменения правил.

· Все-таки решить, я не знаю каким образом, проблему скорости изменения правил. Надо, наверное, выгонять из правительства человека, который вдруг, ни с того, ни с сего может заявить, что будем поднимать налоги или еще что-нибудь. У них нет никакой ответственности за то, что они творят. Как после этого можно планировать деятельность?

Новые законы не улучшают старые. В этом состоит основная разбалансировка законодательного процесса. Необходимость в улучшениях законов очень велика, но процесс законотворчества игнорирует эти потребности и продуцирует новые неадекватные законы.

· Законы в целом не улучшаются, вот в чем дело.

· Они принимаются в интересах очень узких групп, без учета интересов большинства.

При принятии законов не учитываются издержки, которые ложатся на предпринимателей. При принятии нормативных актов законодатели исходят из представлений о некой пользе, которую они принесут, реальной или мнимой. Но в любом случае не учитываются те издержки, которые повлекут за собой такие законы. Для бизнеса эти издержки нередко достаточно велики. По мнению предпринимателей, баланс плюсов и минусов часто бывает отрицательным.

· Они принимают закон какой-то, кому-то кажется, что он дает какие-то плюсы. А минусов, которые возникают в виде затрат, они не просматривают. Их просто никто не просчитывает.

· SWOT-анализ надо делать.

Избыточное лицензирование. Хотя необходимость сокращения числа лицензируемых видов деятельности осознана экспертами и властью уже давно, реально, по мнению предпринимателей, количество лицензий только растет. Между тем, в странах Запада количество лицензируемых видов деятельности невелико, и это не создает существенных экономических и социальных рисков.

· Мы все знаем про количество лицензий, сколько их сейчас? Сокращали, сокращали, в результате их стало больше. Кажется, около четырехсот. В США около 15, и живут.

Бизнес несет ответственность пред государством, а государство перед ним никакой ответственности перед ним не несет, в том числе и за принятие неадекватных законов или за неадекватное (недружественное по отношению к бизнесу) их применение. Позиции бизнеса и власти, по мнению предпринимателей, неравноправны. Необходимо усиливать ответственность чиновников за их действия. Как выразился один респондент, «пришло время что-то запрещать властям, а не только нам».

· К сожалению, если ответственность бизнеса перед гос. органами существует, то ответственности гос. органов перед бизнесом не существует. Пока мы не сможем заставить их нести ответственность за то, что они творят, мы тут можем обсуждать все, что угодно. Ничего не изменится.

· У государственных чиновников должна быть ответственность: понятная, (прописанная в законе) за ошибки, совершаемые ими при взаимодействии с бизнесом. И, соответственно, за нарушения процедур.

· Нам уже почти все запрещено. Пора что-то запрещать властям. Про ответственность бизнеса перед государством – это мы слышим. Мы слышим о социальной ответственности. Хотелось бы услышать и про ответственность государства.За принятие или непринятие решений. За неправильные действия или бездействие.

· Что касается опыта западных стран, в моем понимании правильным является рецепт, когда власти себя ограничивают. Мы знаем прецеденты, когда существуют некие поправки, которые запрещают властям что-то реализовывать. У нас же есть такой позитив, что субъектов предпринимательства нельзя проверять какое-то время с момента их регистрации, это запрещено властям. Я думаю, что популяризация такого механизма, принятие решений такого свойства принесет большую пользу.

Плохие законы стали лучше исполняться. В этом смысле ситуация ухудшается. Респонденты отмечают, что наведение порядка и дисциплины в государственных структурах, как это ни парадоксально, в определенном смысле ухудшает условия ведения бизнеса, поскольку исполнение неадекватных законов ставится на жесткий контроль.

· Ситуация ухудшилась. Раньше строгость законов исправлялась отсутствием необходимости их исполнять, то надо сказать, что вертикаль власти в последнее время работает лучше (респондент усмехается).

· Вот такого рода бредовые законы, они все начинают лучше и лучше выполняться. Государство преуспело в том, что эти безумные законы начинают исполняться.

· Через какое-то время гос. органы начинают это контролировать, мы приходим к тому, приходится крутить эти глупые ролики.

· Хотя с налоговой службой ситуация улучшается, есть большая часть болота, где с ручного управления не перешли. И в целом ситуация ухудшается. Количество документов у нас растет.

· Мало того, еще добавляются новые законы, которые пишутся. Четыреста новых безумных законов ежегодно издает государство.

Отсутствие обратной связи при принятии и исполнении законов. Предприниматели считают, что поскольку многие принимаемые законы или законодательные инициативы неадекватны, должна существовать система их коррекции, основанные на принципе обратной связи. К сожалению, такая обратная связь отсутствует, и практически нет никаких институтов, которые могли бы ее обеспечить. Российские суды эту функцию не выполняют. Отсутствие институтов, обеспечивающих обратную связь бизнеса с законодателями всех уровней, является одной из фундаментальных причин недружественности институциональной среды по отношению к бизнесу.

· За восемнадцать лет существования безумного закона никто в государстве не задумается о том, чтобы его изменить. Не было ни одной попытки его демонтировать.

· От нас требуют, чтобы мы безоговорочно исполняли законы потому, что они приняты. Но нет практики, чтобы посмотреть на них: они соответствуют общественному благу или нет. Нет комплекса механизмов, которые бы согласовывали систему законов с интересами общества. Нет целеполагания, вытекающего из интересов общества.

· Допустим, приняли закон. Почему через некоторое время никто не вернулся и не посмотрел на практику: этот закон соответствует здравому смыслу или нет? Нет такого образа мышления, что нужно непрерывно улучшать государство. И нет места такого, где эти вопросы можно было бы обсудить.

· Всегда можно было бы договориться разумно. Зная губернатора, это не недостижимая величина, можно было бы сказать: ты передай там своему идиоту, что четыре раза за три года нельзя менять правила.

· В идеальной ситуации должны быть суды, должны быть выборы, через которые мы эту ответственность вынуждаем принимать, но в России этого нет. Сегодня суд, к сожалению, в большинстве случаев априори занимает позицию государства.

По мнению респондентов, неадекватные законы не всегда принимаются по чьей-то некомпетентности. Существующая государственная система позволяет лоббистским группам принимать решения, выгодные узкому кругу экономических субъектов в ущерб всем остальным.

· Мы оказываемся в системе, которая развивается в интересах узких групп. Мы здесь говорим, что плохие законы возникают потому, что кто-то плохо подумал. Но часто такие законы возникают потому, что кто-то подумал очень хорошо.

· Кто-то решил свою задачу. А то, что заодно пострадало семьдесят процентов рынка, это никому не интересно.

Некоторые участники фокус-группы высказывали мнение, что в последнее время государственная власть осознала эти проблемы и хотела бы их решить, но не знает, как это сделать.

· Власти надо вырваться из круга всевластия. Мне кажется, что власть сейчас сама не прочь в экономической сфере вырваться из собственного всевластия. У власти сейчас столько власти, что она говорит: да ладно, мне столько не надо, хоть в экономике можете взять ее себе. Но конкретно не понимает, как это сделать.

Конкретное предложение: замена государственного контроля страхованием рисков. Данное предложение нельзя назвать хорошо продуманным, но, учитывая остроту проблемы, его, возможно, следует проработать.

· Мне кажется, что существует, действительно, масса регулирующих органов, которые не справляются со своей прямой обязанностью – защищать потребителей от соответствующих рисков. Я думаю, что многие контролирующие функции государства можно заменить страховками. Полагаю, что страховым компаниям не составит большого труда прописать риски от пожаров, чтобы никогда к тебе не приходили, и страховать их, чтобы никогда не приходили пожарники. И тогда ты будешь работать с коммерческими организациями. Они будут конкурировать за тебя, и всем будет легче, проще. Это мелкая вещь, но она понятна и легко реализуема.

Претензии бизнеса к правоприменительной системе. Эти претензии многослойны и многоуровневы. Для их подробного описания нужны специальные исследования. Ниже будут озвучены те аспекты, которые спонтанно звучали в обсуждении на фокус-группе.

А. Органы следствия и прокуратуры. На них возложены совершенно неадекватные экономические функции. К примеру, следователи по своему усмотрению оценивают стоимость товаров и объектов, проявляя при этом крайнюю некомпетентность, но вместе с тем обладая широкими репрессивными полномочиями.

· У нас в стране основным оценщиком является не экономика, не спрос, а мнение следователя. Потому что вот следователь говорит: да, вот в этой сделке есть коррупционная составляющая, цена завышена, сделка фиктивная. Почему следователь принимает решение о том, по какой цене совершена сделка?

· Следователь говорит: вот эта цена отклоняется от средней. Ты говоришь: вот средняя цена, средняя наценка. Любая конкретная наценка отклоняется от средней вверх или в низ. Таково математическое определение, какие вопросы? Он говорит: что вы мне фигню говорите – ваша цена от средней отклоняется. Это совершенно конкретный разговор.

· Следователь не ориентируется в высоких и низких ценовых сегментах, и он даже, бедолага, не знает, как формируется эта средняя.

· «Трубное дело» было в Петербурге, очень громкое, когда задержали там половину ВТЭК. Там объявляли что украдены миллиарды. А по итогу от всех обвинений отказались, осталось меньше трех миллионов рублей. Мелкая сумма, и то не доказана. Но как насчитали эти первоначальные миллиарды?

· Расчеты бредовые, но последствия бывают серьезными. Следователь может остановить деятельность предприятия на девяносто дней. Отобрать лицензию. Это все, банкротство практически. Про уголовные деля я вообще молчу.

С другой стороны, органы следствия часто не защищают законные интересы предпринимателей.

· Нас начали подделывать, причем, не в Китае, а здесь. Мы три года боремся с контрафактом. Я встречаюсь со следователем, говорю: как наше дело? Он говорит: ты понимаешь, на мне три убийства висит, два изнасилования и четыре педофила. Еще два публичных дела. Ну, что ты ко мне со своим контрафактом лезешь! Он сидит в Колпинском УВД, заморенный какой-то. Бесполезно на него давить или договариваться с ним. Ты ему обещай – не обещай, толку не будет.

Б. Судебная система. Стало общим местом, что судебная система не защищает добросовестных предпринимателей. Решения судов часто бывают непредсказуемы и конъюнктурны. На решения судов часто оказывает влияние «телефонное право».

· Например, когда ты судишься с государственным органом, государственный орган не гнушается в суде обратиться к судье и сказать: а если вы сейчас примете решение в пользу коммерческой организации, вы знаете, гражданин судья, что вы нанесете ущерб нашему Санкт-Петербургу? Вот так они ведут себя в судах. И плюс телефонное право существует.

· Да, кстати, телефонное право в судах – запишите. Если тебе противостоит в суде какая-то инстанция, связанная с государством, у них есть «позвонковое право».

· Если у нас большой начальник может отжать «ЮКОС», почему у нас начальник РУВД не может отжать себе что-то?

· У нас была эпическая история: обанкротилась какая-то компания – наш поставщик, с которым мы работали по факторингу. Факторинг у нее в ВТБ. И ВТБ взыскивает с нас ту часть денег, которую мы уже заплатили напрямую этой компании по решению судебных приставов. Судья смотрят на бумажку и говорит: знаете – это филькина грамота. Ну, вам выставили инкассо, а зачем вы оплатили? Нужно было отказаться. Пусть бы у вас счета арестовывали. Тогда можно было бы поспорить. И мы проигрываем ВТБ с бумагой от судебных приставов, что три миллиона мы уже заплатили, проигрываем первую и вторую инстанции. Мы думаем: ладно, у нас есть судебное решение, что мы приставам заплатили зря. Идем в суд и требуем вернуть нам деньги. Нам говорят: так вы сами согласились платить. Мы говорим: нет, не соглашались. Как же? От вас же документы подписала бухгалтер Иванова. Я говорю: «Подождите, у нас бухгалтер Веселова». Никакой Ивановой у нас нет. На что приставы говорят: ничего не знаем. Приходила какая-то женщина, сказала, что она Иванова – главный бухгалтер «Максидома» и подписала. Мы обращаемся в полицию. Говорим: слушайте, как так получилось? Это же подделка документов! Надо сделать экспертизу подписи. В ответ нам приходит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, где русским языком написано: судебный пристав при заполнении подобных документов не обязаны проверять личность главного бухгалтера. Поверьте, таких историй много.

В. В ряде случаев власти сами нарушают закон, не признают право собственности и не несут за это никакой ответственности. Право собственности де-юре признается, де-факто нет. Заставить власти пересмотреть свои решения нереально. Суды не становятся на сторону потерпевших и не защищают их.

· Могут снести постройки, возведение которых раньше было ими же согласовано. При этом говорят: не прикрывайтесь мне тут свидетельством о собственности.

Потери от неадекватных законов и правоприменения. Эти потери можно разделить на прямые и косвенные. Прямые потери – это расход бумаги, затраты на приобретение копировального оборудования, расходных материалов, аренда площадей для хранения документов, оплата труда персонала, обслуживающего документооборот, а также, не в последнюю очередь, взятки. Предприниматели много говорят об этих затратах, но признают, что они, в целом, невелики.

· Бумага сама по себе стоит недорого. Оплата персонала да, дороже. Но и это не критичные затраты.

· В правильно отстроенном бизнесе мы с проверяющими органами давно договорились. Со всеми нашли общий язык нормальный. Вопрос: Это дорого стоит? Ответ: Не особенно. Это простые люди. Они не избалованы.

В отличие от прямых, косвенные затраты и потри для экономики, по-видимому, очень велики. Очевидно, они влияют на макроэкономическую ситуацию и снижают темпы экономического роста. Вместе с тем, состав этих косвенных обременений на сегодняшний день недостаточно отрефлексирован российским обществом. Со слов участников фокус-группы могут быть названы следующие аспекты этих обтеменией.

А. Непроизводительные потери времени высших руководителей. По оценкам, звучавшим в фокус-группах, они занимают до 50% их рабочего времени, создают постоянный стресс и мешают сосредоточиться на развитии бизнеса.

· Есть прямые затраты: оплата персонала, стоимость бумаги, аренда площади и так далее. Но если посчитать, они невелики. Но есть потери, связанные с тем, что бизнес хуже развивается, недополучает прибыль. Вот это самое главное.

· Мы говорили, что существует огромное количество бессмысленных подзаконных актов или распоряжений. Поначалу это кажется как бы небольшой проблемой. Это не то, когда бизнес у тебя отнимают. Но если посчитать то время, которое тратится на разруливание этих нетипичных вопросов, рабочее время как руководителя, так и персонала, оно довольно значительное. Нам некогда думать о развитии бизнеса.

· Когда ты занимаешься бизнесом, ты пятьдесят процентов времени отбиваешься от всего вокруг, вторые пятьдесят процентов времени делаешь, делаешь бизнес, пытаешься.

· Десятки процентов основного времени, которое мы на это грохаем. Это плодит бессмысленные совещания, разговоры и т.п. Мне кажется, что основные потери – это время. Это налог на абсурд, который все платят. И численно его выразить сложно.

Б. Ухудшение инвестиционного климата, препятствующее притоку капитала и способствующего его оттоку.

· Я недавно вел инвестиционный проект, где рассматривалась в качестве альтернативы России и Латвия. И мы пришли к замечательному парадоксу: у нас дешевле рабочая сила, у нас дешевле газ, у нас дешевле все ресурсы, но окупаемость в Латвии лучше. Это точка зрения инвестора, который смотрит на правила, которые существуют в стране, на их внятность. Он толкует наши правила ведения бизнеса, как достаточно невнятные, и относит их к зоне риска. Вот и всё.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: