Культура и образование: культурологический подход 21 страница

После Октябрьской революции росту К.в.способствовали декреты советской власти, направленные на национализацию церковных и монастырских земель и имущества, отделение церкви от государства и школы от церкви, ликвидацию массовой неграмотности, культурное просвещение трудящихся и, наконец, переведение антирелигиозной стихии в организованные формы под эгидой государства. Не преодоленная до конца стихийность антирелигиозного движения нередко вела к проявлениям нигилизма в поведении и пропаганде участников атеистического движения. В 1925 г. был создан Союз безбожников, получивший в 1929 г. название «Союз воинствующих безбожников» (СВБ), во главе которого вплоть до его роспуска в 1941 г. стоял Е.М. Ярославский. Задачей СВБ было соединение антирелигиозной работы с культурным просвещением населения и с борьбой за социализм. Этому способствовали государственные учреждения и общественные организации. Освоение достижений мировой и отечественной культуры и науки должно было осуществляться вне религиозной системы ценностей, целью же было духовное раскрепощение личности, реализация ее творческих способностей во имя общественного блага.Эти идеи, равно как и разоблачение религии и деятельности церкви на разных этапах ее истории, распространялись в газете и журнале «Безбожник», в журналах «Атеист», «Антирелигиозник» и др., в произведениях литературы и искусства, и театральных постановках. Антирелигиозным пафосом были проникнуты произведения Демьяна Бедного, В. Маяковского, А.С. Серафимовича, Л. Сейфуллиной, художников Д. Моора (Д.С. Орлова), М.М. Черемных и др. Ценностями новой культуры провозглашались труд, созидание общества социальной справедливости, интернационализм, братство людей труда, борьба с эгоизмом, бюрократизмом, жаждой наживы, ленью, воровством, предательством (особенно предательством классовых интересов).Впроцессе преодоления религиозных традиций создавались новые традиции, праздники и обряды — культура быта начала приобретать светский характер. Деятельность музеев была направлена на изучение соотношения религии, атеизма и культуры, на разработку методов использования памятников культового искусства. Накапливались знания о религии, теперь уже функционирующей в новых условиях, — в довоенный период многое в этом плане было сделано Н.М. Маториным, И.Г. Богоразом, А.В. Луначарским, И.И. Скворцовым-Степановым и др. Большое внимание уделялось осмыслению сущности и роли мировой и отечественной К.н. и ознакомлению с нею широких масс трудящихся. В послереволюционные годы были изданы сочинения французских просветителей, Л. Фейербаха, классиков марксизма, И. Дицгена, Ф. Шиллера, Сирано де Бсржерака, Эразма Роттердамского и многих других. Переводились и издавались гуманистически ориентированные произведения зарубежных писателей и поэтов, а также классиков отечественной (русской, украинской, белорусской, еврейской, татарской, казахской и др.) литературы. Исследованием истории К.в. занимались А.В. Лукачевский, И.К. Луппол, Я.С. Лурье, А.М. Деборин и особенно И.П. Вороницын, уделивший внимание К.в. в России.

В послевоенные годы, особенно в 60—70-х гг. 20 в., К.в. освобождалась от груза негативизма, в некоторой мере присущего К.в. первых десятилетий после Октября. Она обогащалась новыми исследованиями в области истории и теории К.в., широчайшим спектром издаваемой художественной, научной и популярной литературы по религиоведению, воспитанием молодежи в духе светских гуманистических ценностей, внедрением светских обрядов, нередко основывающихся на добрых народных градициях и т.д. К.в. обогащалась и освоением вольнодумных традиций арабо-персо-тюркоязычных народов. Поэзия, философские учения, естественнонаучные, медицинские трактаты, исторические сочинения, социальные теории, фольклор, возникшие еще во времена Средневековья, нашли место в культуре тюрко- и персоязычных народов нашей страны, воплощаясь в исследованиях ученых и в популяризации их в художественной, поэтической, драматургической и пр. литературе. Культурная политика, направленная на развитие этой традиции, служила фактором укрепления взаимопонимания между народами. Проповедь религиозной терпимости от аш-Шахрастани и аль-Бируни до азербайджанских, казахских, татарских просветителей 19 в. служила одним из средств преодоления религиозной вражды.

 С середины 80-х гг. 20 в. поле К.в. стало постепенно сужаться в результате социальных потрясений, политики властей, направленной на поддержку религии, активизации религиозных организация, неприязненного, а то и враждебного отношения к атеизму и атеистам со стороны большинства СМИ, перехода значительной части творческой интеллигенции ни позиции религии. Резко упал удельный вес научной литературы по проблемам К.и. но сравнению с литературой религиозного плана. Однако традиции К.в. не исчезли. Часть интеллигенции, главным образом вузовской, консолидировалась в Русское гуманистическое общество, юридически оформленное в мае 1995 г. Общество издает ежеквартальный «журнал скептиков, оптимистов и гуманистов» — «Здравый смысл». В Интернете в 1999 г. появились сайты союзов атеистов, целью которых является возрождение и развитие К.в. в России [Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энциклопедический словарь. С.138-142].

КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ — 1) сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. К. д. включает в себя формы общественного сознания (политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, науку и философию) и воплощение их в литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности. Сфера К. д. включает просвещение, образование, язык и письмо, фольклор, народное искусство и т. д.; 2) одна из частей целостной человеческой культуры. В широком смысле — совокупный духовный опыт человечества; интеллектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспечивающие развитие человека как личности, действующей на основе своей воли и инициативы. К. д. существует в разнообразных формах. Это обычаи, нормы, образцы поведения, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях: нравственные, религиозные, эстетические, социальные, политические, идеологические ценности и идеалы, различные идеи, научные знания и т. д. В развитой культуре эти компоненты К.д. превращаются в относительно самостоятельные сферы жизнедеятельности и обретают статус самостоятельных социальных институтов: нравственности, религии, искусства, политики, идеологии, философии, науки. В узком смысле термин К. д. интерпретируется как часть культуры, связанная с религиозной жизнью людей, воплощающая религиозные ценности, идеалы, знания и обеспечивающая связь человека с Богом в процессе культовой деятельности [Непрерывное экономическое образование: Словарь базовых понятий. С.74-75].

 

КУЛЬТУРА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ — область культуры, регулирующая деятельность человека по под­держанию, сохранению и развитию биосоциальных осно­ваний и структур его существования. В широком значе­нии вся система организации человеческой жизнедеятельнос­ти как совокупность теоретических и практических действий, ориенти­рованных на упорядочение, сохранение и эффективное функционирование некоторого сообщества людей, на создание необходимых условий для этого — экономических, политических, право­вых и т.п., является в конечном итоге системой жизне­обеспечения, а культурные основания совокупности включаемых сюда видов деятельности образуют свой­ственную каждой конкретной социальной системе К.ж.

В то же время целесообразно из всей совокупности социальных практик, любая из которых так или иначе в конечном счете влияет на ситуацию жизнеобеспечения, выделить те, которые непосредственно связаны с биосо­циальными основами человеческого существования, соотнесены с ними как со своими целевыми ориентирами. К такого рода практикам и соответствующим им видам культуры должны быть отнесены: сохранение природ­ной среды обитания человека (экологическая культура); со­хранение человека как биологического вида, его воспроизведение (репродуктивная культура); сохранение психических и физических характеристик человека (культура здоровья); вос­становление, восполнение и развитие телесных и пси­хических возможностей человека (культура рекреации и ре­абилитации); создание инфраструктуры, обеспечиваю­щей безопасность жизни и выживание в экстремальных условиях (культура безопасности жизни и экстремаль­ного жизнеобеспечения).

Таким образом, жизнеобеспечение как социальная сфера представляет собой совокупность ряда практик, пред­назначенных для поддержания и обеспечения полно­ценного использования природно-средовых и антропологических основ всех видов социокультурной деятельности человека. В этом смысле К.ж. — это прежде всего совокупность регулятивных оснований (норм, ценнос­тей, моделей и т.п.), при помощи которых организует­ся как система перечисленных выше видов деятель­ности в целом — с точки зрения включения в нее (развития в обществе) тех или иных подсистем, их координации меж­ду собой, приоритетов и пр., так и каждая жизнеобес­печивающая форма социокультурной практики в ча­стности (культура организации здравоохранения, рекреации, экологической деятельности, физического воспита­ния и т.д.).

В отличие от биологически данных инстинктов самосохранения, размножения, защитных реакций и т.п., К.ж. предполагает обоснование и целенаправ­ленное формирование у членов общества определенной системы ценностей, связанной с жизнеобеспечивающими практиками на личном и общественном уровнях, регулиру­ющих их норм, потребностей в соответствующих дей­ствиях и мотивации к ним, с одной стороны, инфра­структуры (экономической, политической, технологической, образовательной и пр.), позволяющей реализовывать данные потребно­сти в культуросообразных формах, — с другой. В этом смысле суть К.ж. — это поддержание и сохранение жизни (как цели) через использование культурных форм организации и практики (как средства и осно­вания) [Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.1. С.347-348].

КУЛЬТУРА И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС. Возрастание стимулирующего взаимовлияния, взаимопроникновения К. и НТП является важной чертой современного общества. Характерная для НТП зависимость технического прогресса от опережающего развития науки органически связана с качественными сдвигами в К., с превращением развития техники, технологии, науки, прогресса всего общества в возрастающую культурную ценность. Ускорение НТП, социально-экономического развития общества невозможно без дальнейшего целостного развития К., выражающегося в перестройке мышления, росте ответственности и инициативы каждой личности, ориентации не на средние, а на высшие формы и достижения науки и техники. Позитивное влияние К. на НТП возможно лишь в процессе преодоления консервативных, архаических ценностей культуры. Влияние К. на НТП происходит через совершенствование самого человека, развитие его личности. Этот процесс включает расширение возможностей осваивать организованный и концентрированный в культуре опыт человечества, и прежде всего знания об условиях, средствах и целях деятельности. Влияние К. на НТП происходит разнообразными путями: через изменение самой ценности труда, превращение труда в средство развития сущностных сил человека; через стремление развивать производство не только на основе непосредственного опыта, интуиции, накопления навыков, проб и ошибок, но и посредством познания всеобщих закономерностей общества и природы, освоения высших достижений культуры, способности их концентрации на рабочем месте; через развитие оценки труда не только и не столько как средства адаптации к миру, но как ценности совершенствования личности работника в единстве с обществом, общества с природой; через прогресс способности превращать общественное развитие, производство и общественное воспроизводство в цель управления, т. е. в управляемый процесс; через стремление углубить специализацию форм культуры (культуры труда, политической культуры, культуры общения, культуры услуг, культуры торговли и т. д.) и одновременно развивать ориентацию на объединение разрозненных, специализированных аспектов духовной жизни, прежде всего науки, искусства, нравственности, в единое целое; через возрастающее внимание к динамике организационных форм слияния науки с производством, что превращает науку в непосредственную производительную силу. Рост влияния НТП на культуру происходит через компьютеризацию, через формирование все более совершенных технических средств хранения, передачи и обработки информации. Это требует качественно нового работника, могущего не только адаптироваться к сложившейся технике и технологии, но и развивать способность ее совершенствовать, нести ответственность за последствия эксплуатации и конструирования все более сложных технических систем. Их использование несет не только благо, но и серьезные опасности для общества (например, аварии). Все это создает необходимость постоянного координирования целей каждой личностью, расширения сферы ее ответственности, повышения квалификации, углубления знаний. НТП немыслим без развития представлений об условиях, средствах и целях деятельности человека, о ее смысле. Этот процесс неизбежно подтачивает основы консерватизма, архаическую культуру, ориентацию на статичные ценности. НТП требует превращения науки в ведущую форму культуры, включая культуру производства, труда, управления, быта. НТП стимулирует возрастание в К. роли объективных знаний, динамизма научного познания, ценности напряженного поиска эффективных ответственных решений [Научно-технический прогресс: Словарь. С.113-115].

КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ. В исходном значении «двигаться, вращаться» этот глагольный корень означал действия, имеющие субъектом как вещь (отсюда «колесо»), так и человека – отсюда значение «находиться обычно в каком-л. месте» (по той же семиотической модели, что и новое рус. вращаться в каком-л. обществе). В латинском языке стало развиваться именно это второе значение, разделившееся на два взаимосвязанных: 1. «жить в каком-л. месте» - colere, in- colere, 2. «обживать какое-л. место, обрабатывать землю в своем месте» и далее – просто «обрабатывать, культивировать», - colere, agricola –«земледелец», agricultura – «сельское хозяйство, обработка земли». Поскольку предметом заботы было не только само место, земля, но и божество, которое его охраняло, то развилось особое значение «почитать, ублажать бога», откуда cultus – «попечение, забота о божестве», «культ»; но и бог заботится о людях, проживающих в данном месте, - отсюда то же значение, но с субъектом «бог»: «покровительствовать, хранить (человека)» (ср. рус. Да хранит тебя Бог!) и второе значение латинского слова cultus («культ») – «попечение о человеке [Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. –М.,2001. -С.15]

КУЛЬТУРА МИРОВАЯ — широкое понятие, обозначающее совокупность культурных достижений человечества. В общем плане к К. м. относят как высокую художественную культуру различных областей и регионов, так и «продукцию» массовой культуры, различные формы бытовой культуры (пища, одежда, жилища, утварь), формы досуга, туризма, спорта и психофизической тренировки (футбол, культуризм, гимнастика, каратэ, йога и т. п.), элементы социального поведения и организации (формы брака и семьи), нравственную, политическую, правовую и экономическую культуру и т. п. [Непрерывное экономическое образование: Словарь базовых понятий. С.75].

КУЛЬТУРА НАЦИОНАЛЬНАЯ — термин применяется для определения символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. В государстве однородном в лингвистическом и этническом отношении может быть одна К. н. Однако в большинстве стран имеется несколько различных К. н. Как правило, в этих странах можно выделить субкультуру большинства наций и субкультуры национальных меньшинств. Примером такого соотношения культур является Российская Федерация. Создателем К. н. выступают не этносы в целом, а образованная часть общества: писатели, ученые, философы, художники — гуманитарии, берущие на себя функцию духовного индивидуального творчества. Однако культура, которая «создается» ими, до определенного времени «непонятна» народу, поскольку несет на себе отпечаток элитарности. Хотя творцы К. н. выступают от имени народа, обращаются к опыту народа и его мудрости, тем не менее дистанция между двумя культурами — этнической и национальной — довольно велика. История показывает, что формирование национальной культуры нередко опережает становление нации, которая выступает как чисто духовная идеальная общность, в головах ее интеллектуальных представителей как «национальная идея». В русском варианте — «русская идея», о которой писал Н. Бердяев. Разрыв этот преодолевается, прежде всего, образованием, просвещением народа, его всеобщей грамотностью, развитием средств массовой коммуникации, а также различных учреждений культуры (музеев, театров, библиотек и пр.) [Непрерывное экономическое образование: Словарь базовых понятий. С.75-76].

 

КУЛЬТУРА НОРМАТИВНАЯ (лат. norma — правило, образец) — сфера культуры, охватывающая весь спектр поведенческих норм: право, мораль, включающую в себя также и нравственные предписания религии, этикет, правила, связанные с принадлежностью к различным ассоциациям. Внутри К.н., в свою очередь, выделяются субкультуры: правовая (юридическая), нравственная (этическая), общения, или поведения. В разные исторические эпохи К.н. имеет не только разное содержание, но и разную степень дифференциации составляющих ее субкультур. В первобытном обществе с его относительной нерасчлененностью деятельности поведенческие нормы в значительной мере слитны. С дифференциацией деятельности в классовых обществах различные области К.н. приобретают самостоятельное значение и, в свою очередь, расслаиваются на субкультуры социальной верхушки и широких слоев населения. Последнее относится даже к области права, хотя оно всегда едино. Правовое поведение (например, традиции отношения к закону и суду, готовность прибегнуть к их защите) в разных классах и слоях населения различно. В то же время К.н. во всех своих областях обладает общеэтнической спецификой, ярко выраженной в докапиталистических обществах, и лишь очень медленно нивелирующейся в ходе урбанизации. Однако и сейчас этнические аспекты К.н. имеют большое научно-практическое значение, особенно для стран, не прошедших капиталистической стадии развития: таковы, например, проблемы соотношения нормативных традиций, в частности "обычного права" (например, шариата), с правовым регулированием современного типа [Российская социологическая энциклопедия. С.241-242].

 

КУЛЬТУРА НРАВСТВЕННАЯ — термин употребляется для характеристики состояния общества с точки зрения соблюдения им моральных норм и правил. В структуру К. н. включаются в качестве составных элементов обычаи, нормы поведения, нравы данного общества, касающиеся, гл. обр., добра и зла — основных категорий этики; а также нравственные отношения — любовь, дружба; представления о таких понятиях, как героизм, счастье. Показателем К. н. является желание и возможность гражданина жить в согласии с собственной совестью, не причиняя ущерба другим. Общество, где выбор доброго дела является практически разумным, считается обществом высокой нравственной культуры [Непрерывное экономическое образование: Словарь базовых понятий. С.76].

 

КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА — качественный аспект способа производства, характеризующий материальные и духовные ценности, создаваемые в обществе, а также существующие в нем средства и методы производства. К. о.п. — целостное образование, функционирующее и развивающееся во взаимосвязи общественного богатства и непосредственного производства, в результате чего богатство опыта человеческой истории превращается во внутреннее богатство людей. Центральное звено — человек, который является субъектом культурного развития в той мере, в какой он участвует в создании культурных ценностей, и объектом культурного воздействия в той мере, в какой он осваивает культурные богатства. Культура его непосредственного труда как важного материального процесса самореализации становится, таким образом, ядром развития К. о. п. [Российская социологическая энциклопедия. С.242].

 

КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ – интегративная характеристика педагогического процесса, включающая единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому [Бенин В.Л.Педагогическая культурология: Курс лекций. С. 83].

 

КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ─ это мера принятия учителем педагогических ценностей и ориентация на свободное межличностное взаимодействие, в котором реализуются субъект-субъектные отношения, формируются и проявляются личностно своеобразные свойства партнеров. К. п. о. ─ это системное многоуровневое и многофункциональное образование. Она сохраняет все характеристики категории общения, которые окрашиваются спецификой педагогической деятельности. Основанием К. п. о. являются общая и педагогическая культура учителя [Фатыхова Р.М. Культура педагогического общения и ее формирование у будущего учителя. С.41-42].

 

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ ─совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.

К. п. выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой — усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила К. п. превращаются в воспитанностьличности. В К. п. органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей); большое место занимает культура речи,умение участвовать в полемике, дискуссии.

Дети нуждаются в раскрытии глубокого внутреннего смысла К. п., в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности. Стиль поведения подростка, юноши в значительной мере складывается под влиянием общественного мнения, поэтому важно, чтобы в сферу общественных оценок вошла К. п. Большое значение имеют национальные особенности К. п., сложившиеся в результате нравственного развития многих поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры [Педагогический энциклопедический словарь. С.130].

КУЛЬТУАРА ПОЛИТИЧЕСКАЯ ─ исторический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, их ориентации, навыки, влияющие на политическое поведение. Этот опыт содержит в обобщенном, преобразованном виде впечатления и предпочтения как в сфере международных отношений, так и внутренней политики. Термин П. к. впервые былиспользован в западной литературе в 1956 г. американским политологом Г.Алмондом. В его понимании ─ это особый тип ориентации на политическое действие, отражающий специфику каждой политической системы. С одной стороны, П.к. является особой частью общей культур данного общества, хотя и обладающей определенной автономией. С другой стороны, она связана с конкретной политической системой, хотя и не сводится к ней [Политология: Энциклопедический словарь. С.264].

 

КУЛЬТУРА ПРОИЗВОДСТВА И ТРУДА — форма К., составляющая непосредственный элемент производства и труда, необходимый для включения субъекта (всего общества, коллектива предприятия, работника и т. д.) в продуктивный процесс. К. п. и т. представляет собой накопленный опыт человечества, концентрированный и организованный в соответствии с их спецификой, с их особыми формами, например, в сельском хозяйстве, в сфере услуг, торговле, управлении и т. д. Понятия К. п. и К. т. близки и перекрывают друг друга. К. п. связана с производственными сообществами, с предприятием, отраслями, с производством в масштабе общества. Понятие К. т. тяготеет к относительно узкой сфере вплоть до рабочего места. Освоенная работником К. п. и т. выступает как субъективный аспект производства и труда, как способность субъекта преломлять объективный, исторически сложившийся процесс производства труда в своей деятельности, искать меру между своими потребностями, опытом, знаниями и т. д., с одной стороны, и функционированием и развитием производства и труда — с другой, повышать эффективность решения. Повышение К. п. и т. — необходимый элемент интенсификации, расширения сферы ответственности работника за условия и результаты труда, за слияние личных целей и целей, заложенных в исторически сложившихся производстве и труде. К. п. и т. работника коллектива, общества может опережать исторически сложившиеся условия, средства и цели производства и труда, формировать в них здоровую неудовлетворенность, что является необходимой предпосылкой прогресса производства и труда, ускорения НТП. Отставание К. п.— фактор, тормозящий НТП, снижающий эффективность труда и производства. Он приводит к застою и консерватизму, к отставанию способности осваивать уже сложившуюся технику, технологию, организацию от роста их сложности. Повышение К. п. и т. затрагивает межличностные отношения, складывающиеся в труде и производстве, отношение к инновациям, стремление к изменениям, прогрессу, способность принимать, осваивать решения и др. Уровень К. п. и т. определяется способностью работника повышать на ее основе ответственность, квалификацию. К. п. и т. формируется, хранится, осваивается на всех уровнях общества от личности (культурный, культурно-технический уровень) до цеха, предприятия (трудовая производственная субкультура), отрасли, общества [Научно-технический прогресс: Словарь. С.115].

 

КУЛЬТУРА РЕЧИ ─владение нормами устного и письменного литературного языка — правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и другими, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения,в соответствии с целями и содержанием речи. Нормативность речи включает в себя также такие качества, как точность, ясность, чистота. Культурная речь отличается богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций, художественной выразительностью, логической стройностью. Правильность речи воспитывается в процессе обучения языку, литературе. [Педагогический энциклопедический словарь. С.130].

КУЛЬТУРА СОЦИОНОРМАТИВНАЯ (лат. societas — общество и norma — правило, образец) — термин, в 70-х гг. вошедший в отечественную этнографию и культурологию для обозначения двух связанных, но не совпадающих понятий. В первом и наиболее распространенном значении К.с. — синоним нормативной культуры, т. е. совокупности правовых, моральных и других социальных норм. Второе значение понятия К.с. шире — оно охватывает всю организацию общества и собственно социальную сферу культуры, т. е. все социальные институты. Соответственно в К.с. входят, с одной стороны, социальные структуры (община, род, племя, государство), с другой — сопряженные с ними комплексы социальных норм. Выделение К.с. как особой сферы культуры в этнографии, и особенно в культурологии, не общепринято. Часть специалистов различает только материальную и духовную культуру, относя К.с. к последней. Однако такой подход менее операционален, т. к. не позволяет выделить в составе культуры сеть социальных структур и форм социальной регуляции, т. е. собственно социальный, в узком смысле слова, компонент культуры. Отсюда преобладающая тенденция к вычленению К.с., широкое понимание которой в какой-то мере соответствует старому понятию русской этнографии «общественный и семейный быт» [Российская социологическая энциклопедия. С.243].

 

КУЛЬТУРА ТРАДИЦИОННАЯ — термин, широко применяемый в этнографии, обозначающий часть этнически специфической культуры, имеющую безавторское происхождение, воспринимаемую как нечто искони существующее и передаваемую путем устной и невербальной коммуникации. Изменения в К. т. обычно происходят медленно, постепенно и не фиксируются этничеким коллективным сознанием. К.т. противостоит культура авторская, профессиональная, хотя в ней возможно в широких масштабах использовать традиционные народные мотивы и приемы. В силу этого обстоятельства далеко не всегда между традиционной и профессиональной культурой можно провести четкую грань, поскольку ее не всегда можно провести, например, между профессиональным и непрофессиональным сказителем, певцом, художником. Профессиональный мастер-ремесленник нередко может производить изделия, ничем не отличающиеся от изделий традиционного домашнего производства. Для современного общества характерно индустриальное производство большинства предметов потребления и широкое развитие профессионализма во всех сферах культуры. Как индустриально производимые товары, так и продукты духовного производства (книги, живопись, музыка, скульптура и т. д.) имеют вполне определенное, хотя и не всегда широко известное авторство, подвержены влияниям моды и чаще всего несут на себе черты хотя бы частичной инновации, хотя они могут иметь свои истоки в недрах традиционной культуры.

В обществах, в широких масштабах воспринявших современную урбанистическую индустриальную культуру, К.т. сохраняется лишь в сравнительно узких разрозненных "нишах", а не в виде целостной системы. Тем не менее она продолжает играть существенную роль в быту, в формировании внутрисемейных и межличностных отношений, в ряде обрядовых сторон календарного и жизненного цикла, в домашней кулинарии, рукоделии и т. д. В производственной сфере она сохраняется лишь в отдельных формах преимущественно нетоварного сельского хозяйства, в некоторых промыслах и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: