Культура и образование: культурологический подход 23 страница

За последние годы было подготовлено и выпущено более двух десятков учебных пособий по культурологии как образовательной дисциплине (А.И. Арнольдов, П.С. Гуревич, С.П. Мамонтов, Л.К. Круглова, Ю.В. Рождествен­ский и др.), а также ряд коллективных работ. Все эти ра­боты (даже структурно соответствующие требованиям Госстандарта) содержательно являются преимущественно культурософскими, нежели собственно культурологичес­кими. В большей мере культурологичны «Социальная культурология» Б.С. Ерасова и «Культурология» коллек­тива авторов РостовГУ под общей редакцией Г. В. Драча. К учеб­ным пособиям по культурологии как специальности мож­но отнести «Введение в социальную и культурную антро­пологию» Э.А. Орловой, «Морфологию культуры» (под ее же редакцией), «Социологию культуры» Л.Г. Ионина, «Филосо­фию культуры» М.С. Кагана.

Культурология в России пока еще находится в ста­дии формирования в качестве целостного направления познания и в силу того отличается известной мозаичностью, неструктурированностью, низким уровнем синтезированности своих философских, социологических, исторических и гумани­тарных составляющих, недостаточным осмыслением социальных функций и познавательных целей. В отечественной научной и вузовской среде по существу еще только развора­чивается настоящая дискуссия по определению объек­та, предмета, познавательных принципов и категорий культу­рологии. Проблема четкой дифференциации мировоззренческого и эмпирического, интерпретативного и доказательного подхо­дов к изучению культуры, формирования различных пред­метных и квалификационных профилей культурологического образования и, наконец, рефлексии познавательных целей и «социального заказа» на культурологию остается в сис­теме К. о. в России еще не решенной [Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.1. С.370-371].

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ — наука, формирующая­ся на стыке социального и гуманитарного знания о че­ловеческой культуре как целостностом фено­мене. О предмете и месте К. в системе научного знания не сложилось единого мнения. В Ок­сфордском словаре указывается на то, что слово Kulturologie впервые использовал немецкий ученый В.Оствальд в 1913, а английский термин «culturologу» первым употребил в 1949 американский антрополог Л.Уайт. После чего термин «К.» встречался в литературе лишь несколько раз — в 1949, 1956, 1957. В том же словаре К. трактуется как наука или учение о культу­ре (The Compact Oxford English Diktionary. Neu Edition. Oxford: Clarendon Press, 1994). В сло­варе Вебстера фиксируется: «Culturologу — наука о культуре; более специальный смысл: некая методология, связанная с именем американского антрополога Л.Уайта, который рассматривал культуру в качестве самодостаточного про­цесса, а культурные черты (институты, идеологии и технологии) — в качестве независимых от не­культуры факторов (от климата, человеческо­го тела, наших желаний и целей)». Прямую аналогию отечественной К. в принятых за рубежом классификациях наук выявить сложно, поскольку в отличие от рос­сийской традиции, связывающей понятие культуры прежде всего с художественной и просвети­тельской практикой, за рубежом культуру трактуют преимущественно в научном, а имен­но в социально-этнографическом смысле. Сложив­шиеся в отечественной литературе точки зрения можно разделить на две группы: а) изоля­ционистскую позицию, согласно которой у К. свой, не похожий на другие науки, подход, и б) интегративистскую, в основании которой лежит убеждение, что К.— синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре. Изоляционистская точка зрения заключается в сведении, а затем и подмене К. другой наукой, например, фи­лософией культуры, искусствознанием, со­циологией культуры или антропологией. В последнее время российские ученые скло­няются в пользу интеграционистского подхо­да. Его сторонники понимают К. как синтети­ческую область знаний, возникшую на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры и др. Они выс­тупают против сведения К. исключительно к философии культуры или к истории искусства. Интеграционистский подход имеет те преимущества, что, синтезируя разные науки, он способен дать прирост нового знания. Напро­тив, изоляционистский подход опасен тем, что под вывеской К. будет повторяться то, что давно известно из курса антропологии, философии культуры или истории мировой художественной культуры. Интеграционистский под­ход, по всей видимости, заложен и в государственном об­разовательном стандарте, где к циклу обще­профессиональных дисциплин по специа­лизации «К.» отнесены теория культуры, история культуры, философия культуры, социология культуры, эстетика, искусство, литература, религия, наука, материальная культура, этно­логия, семиотика, риторика, древний язык. К. не является монодисциплиной в том смыс­ле, что ее содержание не покрывается какой-либо одной наукой. Но если К. несводима к антропологии, философии или искусствоведению, то это вовсе не означает, что проблематика данных наук не входит в предметное поле К. Напротив, все они, и не только они, актив­но питают ее своими методами, теоретичес­кими и эмпирическими достижениями. Научное изучение культуры, осуществляемое этног­рафами, филологами, социологами (именно они могут претендовать сегодня в первую очередь на звание культурологов), позволяет увидеть в культуре не одномерную величину, а сложное многомерное образование. Полное знание о культуре возникает на пересечении антропологического, гуманитарного и социологического знаний. В К. выделяют следующие под­разделы: теорию культуры (философию культуры), историю культуры (мировую ху­дожественную культуру), прикладную и эмпирическую К. (антропологию и социологию культуры). К. находится еще в стадии становления, поис­ка своего предмета и методов, ее научный ста­тус до конца не определился. Она принадле­жит одновременно к области социального знания (этому способствуют социология культуры и антропология), использующего количествен­ные методы сбора данных, и к гуманитарно­му знанию (благодаря искусствознанию и философии культуры), которое строится на ценностях и качественных методах исследо­вания. Культуролог чаще всего обращается к методам философии, логики, социологии, языкознания, психологии, семиотики, историческим методам, а также к аналитическим процеду­рам междисциплинарного плана — структур­но-функциональному подходу, методу моде­лирования и др. В СССР не существовало К., обладающей собственным статусом, признан­ным среди других наук, своим предметом и объектом исследования, своей историей и традициям. О ней в полной мере стали гово­рить только в нач. 90-х. По существу, мы имеем дело с самой молодой, хотя и актив­но развивающейся, отраслью знания. В Рос­сии крупными культурологами считаются: Н.Я.Данилевский, Н.А.Бердяев, Ю.М.Лотман, М.М.Бахтин, Д.С.Лихачев, Б.А.Успен­ский, С.С.Аверинцев, Б.А.Рыбаков, М.А.Ал­патов и др. [Культура и культурология: Словарь. С.527-528].

 

КУРТУАЗНАЯ КУЛЬТУРА (фр. – учтивый, рыцарский) – придворно-рыцарское течение в культуре стран Европы XII–XIV вв. Представлена творчеством трубадуров и труверов во Франции, миннезингеров в Германии, рыцарскими романами. Отражала ритуал рыцарской чести, прославляла воинские подвиги, служение даме, в известной мере противостояла клерикальной культуре Средних веков [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.314.].

 

Л

Лабораторно-бригадный метод — способ организа­ции учебного процесса в школе, основанный на само­стоятельном выполнении бригадами учащихся учебно-лабораторных заданий; разновидность американского дальтон-плана [Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования: учебное пособие. С.409].

ЛИБЕРАЛИЗМ ─ в широком значении ─ это интеллектуальная и нравственная установка на такую организацию общественной жизни, которая построена на признании политических и экономических прав индивида в пределах, ограниченных действием законов, понимаемых как обобщение естественных потребностей нормальных цивилизованных людей. В этом значении Л. стал доминирующим типом политической культуры Запада. Он воплотился в структурных характеристиках и принципах функционирования важнейших политических институтов и получил специфические проявления в основных идейно-политических течениях современного Запада ─ от консерватизма до социал-демократии [Политология: Энциклопедический словарь. С.154.]

ЛИДЕР (англ. leader ─ ведущий) ─ лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества[Политология: Энциклопедический словарь. С.156.]

 

ЛИКЕЙ (лицей; греч. Likeion) ─ древнегреческая философская школа на окраине Афин, где был расположен храм Аполлона Ликейского. Ликей основан в 335 г. до н. э. Аристотелем, который преподавал в нем до 323 г. Существовал около 8 веков [Культура и культурология: Словарь. С.535].

ЛИТЕРАТУРА (лат. litera – буква) – один из основных видов искусства, отражающий жизнь в художественно-образной форме при помощи письменного или устного (до развития письменности) слова, искусство слова. Возникла на почве устной народной словесности в глубокой древности. Была неразрывно соединена с мифологией, религией, зачатками естественных и исторических наук, различного рода информацией. Фундамент мировой литературы – литературное наследие древнейших цивилизаций – Египта, Китая, Иудеи, Индии, Греции, Рима и др. Термин «литература» начал широко употребляться лишь в XVIII в. До этого существовали выражения – «поэзия», «поэтическое искусство». Литература как письменная форма искусства слова сформировалась в буржуазном обществе, когда приобрела свою главную специфическую черту – ориентация не на изустное, а на читательское восприятие. Литература, занимая место в системе искусств, обладает своей спецификой. Так, в отличие от других видов искусств она создает свою форму из слов, которые постигаются не только чувствами, но и интеллектом. Она стоит как бы на грани искусства и умственно-духовной деятельности, именно поэтому явления литературы можно прямо сопоставить с философией, историей, психологией и т. п. В отличие от других видов искусств образы литературы не непосредственно ощутимы (как, например, в живописи и скульптуре), а возникают в человеческом воображении. Литературные образы уступают другим (в музыке, балете) по силе чувственного воздействия, но превосходят их в конкретности изображения явлений и событий. В литературе можно показать жизнь в движении, изобразить человеческую судьбу во всей ее сложности и многогранности. Литература глубоко и всесторонне связана с другими искусствами, что проистекает из природы художественного слова. Однако это не означает возможности полного ее поглощения или замены. Произведения искусства на литературный текст (опера, живописные полотна, книжная иллюстрация, кинофильм, спектакль, телепостановка) могут его истолковать в том же ключе, а могут передавать и иными художественными средствами, даже выражая другое художественное направление (например, опера П.И.Чайковского «Пиковая дама» стала масштабной и романтической, а не камерной и реалистической, как само произведение А.С.Пушкина; фильм братьев Васильевых «Чапаев» получил всемирное признание, стал визитной карточкой советского кинематографа, но оставил в тени одноименный роман Д.Фурманова, по мотивам которого снят). Главный предмет литературы как искусства слова – человеческий мир, многообразие действительности с точки зрения человека. Недаром М.Горький предлагал назвать литературу «человековедением». Литературное произведение, как и любое произведение искусства, – средство духовно-эмоционального общения между людьми. Процесс восприятия литературы, который является своеобразным диалогом читателя с писателем и его литературными героями, носит глубоко личностный характер и предполагает читательское сотворчество и интерпретацию. Анализ, интерпретация произведений исходит из собственных вкусов, желаний, духовных предпочтений. Совокупность литературных произведений, созданных на определенном языке или в определенных государственных границах, составляет ту или иную национальную литературу (например, русская литература). Общность времени создания и обусловленных этим художественных свойств позволяет говорить о литературе данной эпохи (например, литература Возрождения). Взятые вместе, взаимовлияющие национальные литературы образуют всемирную литературу [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.2. С.5-6.].

ЛИЧНОСТЬ ─ человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя. В общественных науках Л. рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях Л. ─ это ценность, ради которой осуществляется совпадение проявлений индивида, Л. и индивидуальности, исследуемых в рамках биогенетического, социогенетического и персогенетического направлений человекознания, и др. [Педагогический энциклопедический словарь, 2002. С.134].

 

ЛОГИЧЕСКАЯ ПРАВИЛЬНОСТЬ — соответствие законам и правилам формальной логики.Обычно проводят различие между истинностью и правильностью человеческого мышления. Понятие истины характеризует мышление в его отношении к действительности: мысль, предложение истинны, если они соответствуют действительности. Понятие правильности характеризует мышление в его отношении к законам и правилам логики: рассуждение правильно, если в нем соблюдены все необходимые правила логики. Различие между истинностью и правильностью отчетливо проявляется в тех случаях, когда формально правильное рассуждение приводит к ложному выводу. Например, рассмотрим умозаключение:

 

Все металлы — твердые тела.

Ртуть не является твердым телом.

Ртуть не является металлом.

 

Это умозаключение построено в форме простого категорическогосиллогизма, причем оно отвечает соответствующим правилам, т. е. правильно. Однако вывод является ложным. Это обусловлено ложностью первой посылки. Если рассуждение построено неправильно, то даже из истинных посылок мы можем получить как истину, так и ложь. Например:

 

Все тигры — полосаты.

Это животное — полосато.

Это животное — тигр.

 

Выводное суждение может быть как истинным, так и ложным, в зависимости от того, кто перед нами — полосатый тигр или полосатая зебра. Для того чтобы выводное знание было безусловно истинным, требуется, чтобы наше рассуждение опиралось на истинные посылки и было правильным. Правильность рассуждений можно контролировать, гораздо сложнее устанавливается истинность знания. Ученые прошлого часто приходили к ложным выводам не потому, что рассуждали неправильно, а потому, что посылки их были ложными [Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. С.96].

 

ЛОЯЛЬНОСТЬ ─ (англ. и франц. ─ 1оуа1 ─ верный долгу и обязательствам, приверженный власти) ─ уважение к властям и верность действующим законам (в трактовке русскоязычных словарей часто формальная, внешняя, «холодная»; в трактовке европоязычных ─ искренняя, убежденная). Будучи калькой латинского legalis ─ преданный закону, это слово указывает на преемственность феномена законопочитания, присущего цивилизации. Л. является одним из важнейших политико-психологических механизмов взаимодействия индивида, общества и государства, социальных групп самой различной степени общности, политических союзов и группировок. Принятый в качестве «государственного» слова, термин Л. употреблялся для указания приверженности «законным», монархическим режимам во время революционных преобразований. Лоялистами называли приверженцев монархии в середине XVII в. в Англии, династии Стюартов после «славной революции» 1688 г., приверженцев королевского дома Бурбонов во Франции XVIII в. (чаще ─ роялистами), так же именовались колонисты, верные Великобритании в ходе войны за независимость Америки (большинство приверженцев короны эмигрировало в Канаду). Вследствие этого они подвергались тем или иным политическим притеснениям. Но со стабилизацией политической жизни термин «Л.» становится не только приемлемым, но и респектабельным. В целом лояльный гражданин ─ это честный, уверенный в себе и своем окружении, уважающий закон индивид, преданный стране и ее основополагающим институтам, сообразующий с такими чувствами свои партийные и партикулярные интересы. Лояльный чиновник повинуется лишь чувству долга, осуществляя закон и игнорируя привходящие мотивы социального, политического, этнического и т.п. происхождения; лояльный правитель ориентирован на защиту всех граждан и их групп с опорой только на правовые нормы. Л. ─ это также приверженность принципу или группе принципов, воплощенных в (традиционных) установившихся институтах, ─ семье, партии, профсоюзе, других добровольных организациях. В феномене Л. можно выделить внутреннюю, личностную и внешнюю, социально выражаемую стороны [Политология: Энциклопедический словарь. С.160.]

люмпены (нем. l umpen – лохмотья) ─ общее название деклассированных слоев [Политология: Энциклопедический словарь. С.161.].

М

МАРГИНАЛЬНОСТЬ (лат. мargo ─ край) ─ употребляется для обозначения особых черт сознания и поведения представителей социальных субгрупп, которые в силу обстоятельств неспособны интегрироваться в большое референтное сообщество, по отношению к которому и выступают как маргиналы. Маргинальная личность тяготеет к созданию антиобщественных объединений с инвертированной (перевернутой) системой ценностей. Последнее время особое внимание привлекает феномен попыток маргинальных слоев навязать свою волю большой референтной группе, сделать ее подчиненной и превратить свою антиобщественную организацию в доминирующую. В качестве примера подобного превращения можно рассматривать сталинщину как жестокую диктатуру маргинальных слоев, осуществлявших навязывание антиценностей его антиобщества всему населению страны. В то же время следует учитывать, что маргинальность может играть и позитивную роль, когда маргинализации подвергается наиболее энергичные, образованные представители общества, которые как раз и оказываются способны выработать новые формы общежития [Политология: Энциклопедический словарь. С.163].

 

Маргинальность культурная — понятие, харак­теризующее положение и особенности жизнедеятельности социаль­ных групп и отдельных личностей, чьи ценностные установки, ориен­тации, модели поведения одновременно соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из них они не интегрированы пол­ностью [Культурология. XX век. Словарь, с. 258].

 

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА ─ характеристика разновидности культуры,сформировавшейся на Западе. Ее синонимы: популярная культура, индустрия развлечений, коммерческая культура и т.д. В отличие от элитарной культуры массовая культура ориентируется на усредненный уровень массовых потребителей. К ее функциям относятся: компенсаторная — снятие стрессов и тайных инстинктов; нивелирующая — стандартизация типа мышления, чувств и т.п.; манипулятивная — внушение определенных идей, стереотипов мышления. Массовая культура демократична, однообразна, уравнивает все стили, однако это тривиальное искусство, играющее на самых примитивных чувствах публики [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.40-41].

 

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА — совокуп­ность физических объектов, созданных чело­веческими руками (артефактов), как-то: паро­вая машина, книга, погребение, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, пло­тина и др. Они несут на себе определенное символическое значение, выполняют опреде­ленную функцию и представляют известную ценность для группы или общества [Культура и культурология: Словарь. С.555].

 

МАТРИАРХАТ (материнский род) – форма семейно-брачных отношений, характерная для первобытной полигамной семьи, при которой наследование родства отслеживается по женской (материнской) линии [Культурология: учебно-методический комплекс. С.39].

 

МЕДРЕСЕ (араб. мадраса, от дараса — изучать) ─ средняя (реже высшая) конфессиональная мусульманская школа. М. возникли у арабов в 7—8 вв., распространились в странах Ближнего и Среднего Востока в 9 и 10 вв. Полный курс наук в М. (с 11 — 12 вв.) составляли предметы: арабизм (включая лексикографию, этимологию, синтаксис, риторику, историю), вероучение и законоведение, философия (логика, математика, география, астрономия, медицина, естественные науки и умозрительная философия). М. готовили учителей для мектебов, служителей культа; М. повышенного типа — казиев (судей), толкователей шариата, знатоков мусульманских законов. М. учреждались главным образом под эгидой мусульманского духовенства и, как правило, находились при мечетях.

Во 2-й половине 19 в. возникли так называемые новометодные (джадидистские) школы, которые нередко также назывались М. Фактически они представляли собой повышенный тип начального мусульманского училища — мектеба.

В связи с реформой национальных систем образования, проведённой в 60-х гг. 20 в. во многих странах ислама, сложились 2 основных типа М.: светского характера (средние и высшие государственные учебные заведения) и готовящие служителей культа. Имеется некоторое число частных М. Выпускники М. могут поступать в университеты [Педагогический энциклопедический словарь. С.139].

МЕНЕСТРЕЛЬ (от позднелат. – состоящий на службе) – в средневековой Европе профессиональный странствующий музыкант и певец, находящийся в услужении у трубадура. В обязанности менестреля входило исполнение песен своего патрона, сопровождение пения трубадура на виеле – струнном смычковом инструменте. С XIII в. – часто собирательное название большинства категорий странствующих музыкантов и певцов (в т. ч. и собственно трубадуров, а также жонглеров). С конца XIV в. – профессиональный музыкант, сочинявший музыку для танцев и сопровождавший ее игрой на музыкальных инструментах. Для защиты интересов менестрелей могли создаваться специальные корпорации (так, в Париже в 1321 г. была создана т.н. менестрандия, в которую наряду с мужчинами принимали и женщин) [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.2. С.19-20.].

МЕНТАЛИТЕТ, МЕНТАЛЫНОСТЬ (фр. тепtalite от лат. m entalis ─ умственный, духовный) ─ образ, способ мышления человека (или общественной группы), а также присущая ему духовность и ее социальная и биологическая обусловленность; склад ума, умственный настрой, мировоззрение; особенности индивидуального сознания человека, его жизненной позиции, культуры, модели поведения, обусловленные социальной средой, национальными традициями и т.п. Менталитет свидетельствует о специфических чертах социализации человека, его автономности и самобытности развития, суверенности как субъекта общественной жизни [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 266].

 

Метод ─1) «путь», способ достижения цели, основная функция метода — организация и регуляция деятельности в любой ее форме, а не только учебной или научной; 2) совокупность правил, норм и критериев, регулирующих все операции и процедуры, необходимые для построения и развития теории, а также для получения соответствующих фактов; 3) совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи; 4) способ взаимодействия педагога с обучаемым, направленный на решение конкретной задачи педагогического процесса; 5) упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемого, направленные на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения; 6) способ работы учителя и ученика, при помощи которого достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности; 7) совокупность определенных правил, приемов, норм познания и действия [Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). С.122].

 

МЕТОДОЛОГИЯ — система знаний о спосо­бах достижения нового знания. В широком смысле М. данной науки включает теорию, общенаучные и специальные методы исследова­ния ее предмета, в узком — систему методов получения информации, ее анализа, интер­претации и объяснения. Существует несколь­ко определений этой сферы знания. В одном случае М. истолковывают как теоретическое учение о научных методах, в другом — как на­уку о методе, систему наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу данной науки, в третьем — как систе­му знаний о способах достижения нового знания, в четвертом случае под методологией понимаются правила, согласно которым проис­ходит принятие либо отбрасывание теорий и исследовательских программ. М. отвечает на вопросы о том, как надо проводить научное ис­следование, строить непротиворечивую тео­рию или правильно интерпретировать полу­ченные результаты. Методолога не интересует структура объекта или предмета исследова­ния, как консультанта по управлению не ин­тересует финансовое положение данной компании или ее иерархическая структура. Тот и другой разрабатывают общие принци­пы, приложимые к конкретным ситуациям. Методолог указывает полевому исследовате­лю на неисправности и отклонения в его ра­боте, выявляет конкретные ошибки и ставит конкретные задачи, подгоняя их под извест­ный тип ошибок и задач. Точно так же и консультант указывает менеджеру на ошиб­ки в его поведении, например, проявления автори­тарного метода руководства, зная в общих чертах, что такое авторитарный и демократический методы в принципе. Вместо вопроса «Что сле­дует изучать?» методолог формулирует дру­гой вопрос: «Как следует изучать?» [Культура и культурология: Словарь. С.565].

 

МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ — совокупность ана­литических приемов, операций и процедур, используе­мых в анализе культуры и, в определенной степени, конструиру­ющих предмет культурологического изучения. Поскольку культурология — интегративная область знания, вбираю­щая в себя результатт исследования ряда дисциплинарных областей (социальной и культурной антропологии, эт­нографии, социологии, психологии, языкознания, ис­тории и др.), анализ реализуется посредством комплек­са познавательных методов и установок, группирующихся вокруг некоего смыслового центра «культура и ее ас­пекты», что позволяет переосмыслять многие представ­ления и понятия, существующие в рамках каждой из составляющих дисциплин. В процессе культурологического анализа конкретные методы разных дисциплин, как прави­ло, используются выборочно, с учетом их способности разрешать аналитические проблемы общекультурологического плана; нередко они применяются не в качестве фор­мальных операций, а как подходы в социальных или гуманитарных исследованиях. Все это дает основание говорить об определенной трансформации дисциплинарных ме­тодов, об их особой интеграции в рамках исследований культуры, что в итоге стимулирует развитие культурологичического познания в целом.

Подобная констатация не отменяет самой необходи­мости выделять в особую группу и специально исследо­вать методы культурологического анализа. Так, к М.к. приложимо распространенное в других социальных и гумани­тарных науках деление на способствующие разработке фундаментального знания, и те, которые связаны с полу­чением эмпирического знания. В особую группу можно так­же выделить методы, позволяющие разрабатывать при­кладную область культурологического знания. В последние десятилетия в рамках прикладного знания рождались методы и технологии таких новейших отраслей культу­рологии, как урбанистическая и экологическая антропология, социокультурное проектирование, организация межин­ституциональных отношений и связей (в том числе адаптационное консультирование, рablic relations) и др.

Другая группировка М.к. восходит к исторически традиционному разделению наук на науки о природе и науки о духе. В 20 в. исследователи стали говорить еще и об использо­вании в анализе общества и культуры двух важнейших групп методов — идиографических и номотетических (как они определены в общей социологии в работах Виндельбанда, Риккерта, М.Вебера ) или методов гуманитарного культуроведения и социального культуроведения по терминоло­гии отечественной научной мысли. Говоря о гуманитарных дисцип­линах, имеют в виду комплекс методов литературоведческих и филологических наук, истории и теории культуры, религиоведения, искусствоведения, этнографии, культурной антропологии, филосо­фии, этики и др. Когда речь идет о социальных науках, то в эту группу включают методы экономики, политологии, этнологии, социологии и др. В первой группе наук основная задача связана с изучением индивидуального характера культур, их сравнением, описанием исходного культурно­го материала; обобщение же в этом случае выступает как вторичная задача. При этом используются методы, связанные с понимающим вхождением в культуру, вживани­ем во внутренний смысл ее явлений и ценностей, что так или иначе связано с позитивно направленной ценностной по­зицией. Среди них особую значимость приобретают мето­ды полевой этнографии (описание, классификация, метод пережитков и др.), наблюдение, открытые интервью в психологии и социологии, методы исторических наук, в частно­сти, сравнительно-исторический метод, анализ текстов в рамках герменевтической парадигмы и др. Во второй группе наук, на­против, основная задача — отыскание законов и принципов, позволяющих от общих закономерностей перейти к пони­манию частных явлений; в этом ряду наук отдельные факты приобретают меньшую ценность, чем концептуальные обобщения, придающие аналитический смысл явлениям и бъединяющие их со множеством других. В этом случае использование тех или иных методов в большей степени направлено на познавательное выяснение функций культуры, выявление объективных причинно-следственных связей внутри нее, критическое осмысление духовных явлений в культурной жизни. При этом методы, принципы и категории познания тяготеют к идеалу ествественнонаучной парадигмы анализа и инструментально-проектно­му способу их использования. В этом направлении ши­роко применяются методологические установки и конкретные при­емы анализа экономического, политологического, социологического исследования — структурно-функциональный подход, типологизация, факторный и компонентный анализ, моделирование с применением математического анализа, массовый опрос, изучение текстов методом контент-анализа и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: