За последние годы было подготовлено и выпущено более двух десятков учебных пособий по культурологии как образовательной дисциплине (А.И. Арнольдов, П.С. Гуревич, С.П. Мамонтов, Л.К. Круглова, Ю.В. Рождественский и др.), а также ряд коллективных работ. Все эти работы (даже структурно соответствующие требованиям Госстандарта) содержательно являются преимущественно культурософскими, нежели собственно культурологическими. В большей мере культурологичны «Социальная культурология» Б.С. Ерасова и «Культурология» коллектива авторов РостовГУ под общей редакцией Г. В. Драча. К учебным пособиям по культурологии как специальности можно отнести «Введение в социальную и культурную антропологию» Э.А. Орловой, «Морфологию культуры» (под ее же редакцией), «Социологию культуры» Л.Г. Ионина, «Философию культуры» М.С. Кагана.
Культурология в России пока еще находится в стадии формирования в качестве целостного направления познания и в силу того отличается известной мозаичностью, неструктурированностью, низким уровнем синтезированности своих философских, социологических, исторических и гуманитарных составляющих, недостаточным осмыслением социальных функций и познавательных целей. В отечественной научной и вузовской среде по существу еще только разворачивается настоящая дискуссия по определению объекта, предмета, познавательных принципов и категорий культурологии. Проблема четкой дифференциации мировоззренческого и эмпирического, интерпретативного и доказательного подходов к изучению культуры, формирования различных предметных и квалификационных профилей культурологического образования и, наконец, рефлексии познавательных целей и «социального заказа» на культурологию остается в системе К. о. в России еще не решенной [Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.1. С.370-371].
КУЛЬТУРОЛОГИЯ — наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеческой культуре как целостностом феномене. О предмете и месте К. в системе научного знания не сложилось единого мнения. В Оксфордском словаре указывается на то, что слово Kulturologie впервые использовал немецкий ученый В.Оствальд в 1913, а английский термин «culturologу» первым употребил в 1949 американский антрополог Л.Уайт. После чего термин «К.» встречался в литературе лишь несколько раз — в 1949, 1956, 1957. В том же словаре К. трактуется как наука или учение о культуре (The Compact Oxford English Diktionary. Neu Edition. Oxford: Clarendon Press, 1994). В словаре Вебстера фиксируется: «Culturologу — наука о культуре; более специальный смысл: некая методология, связанная с именем американского антрополога Л.Уайта, который рассматривал культуру в качестве самодостаточного процесса, а культурные черты (институты, идеологии и технологии) — в качестве независимых от некультуры факторов (от климата, человеческого тела, наших желаний и целей)». Прямую аналогию отечественной К. в принятых за рубежом классификациях наук выявить сложно, поскольку в отличие от российской традиции, связывающей понятие культуры прежде всего с художественной и просветительской практикой, за рубежом культуру трактуют преимущественно в научном, а именно в социально-этнографическом смысле. Сложившиеся в отечественной литературе точки зрения можно разделить на две группы: а) изоляционистскую позицию, согласно которой у К. свой, не похожий на другие науки, подход, и б) интегративистскую, в основании которой лежит убеждение, что К.— синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре. Изоляционистская точка зрения заключается в сведении, а затем и подмене К. другой наукой, например, философией культуры, искусствознанием, социологией культуры или антропологией. В последнее время российские ученые склоняются в пользу интеграционистского подхода. Его сторонники понимают К. как синтетическую область знаний, возникшую на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры и др. Они выступают против сведения К. исключительно к философии культуры или к истории искусства. Интеграционистский подход имеет те преимущества, что, синтезируя разные науки, он способен дать прирост нового знания. Напротив, изоляционистский подход опасен тем, что под вывеской К. будет повторяться то, что давно известно из курса антропологии, философии культуры или истории мировой художественной культуры. Интеграционистский подход, по всей видимости, заложен и в государственном образовательном стандарте, где к циклу общепрофессиональных дисциплин по специализации «К.» отнесены теория культуры, история культуры, философия культуры, социология культуры, эстетика, искусство, литература, религия, наука, материальная культура, этнология, семиотика, риторика, древний язык. К. не является монодисциплиной в том смысле, что ее содержание не покрывается какой-либо одной наукой. Но если К. несводима к антропологии, философии или искусствоведению, то это вовсе не означает, что проблематика данных наук не входит в предметное поле К. Напротив, все они, и не только они, активно питают ее своими методами, теоретическими и эмпирическими достижениями. Научное изучение культуры, осуществляемое этнографами, филологами, социологами (именно они могут претендовать сегодня в первую очередь на звание культурологов), позволяет увидеть в культуре не одномерную величину, а сложное многомерное образование. Полное знание о культуре возникает на пересечении антропологического, гуманитарного и социологического знаний. В К. выделяют следующие подразделы: теорию культуры (философию культуры), историю культуры (мировую художественную культуру), прикладную и эмпирическую К. (антропологию и социологию культуры). К. находится еще в стадии становления, поиска своего предмета и методов, ее научный статус до конца не определился. Она принадлежит одновременно к области социального знания (этому способствуют социология культуры и антропология), использующего количественные методы сбора данных, и к гуманитарному знанию (благодаря искусствознанию и философии культуры), которое строится на ценностях и качественных методах исследования. Культуролог чаще всего обращается к методам философии, логики, социологии, языкознания, психологии, семиотики, историческим методам, а также к аналитическим процедурам междисциплинарного плана — структурно-функциональному подходу, методу моделирования и др. В СССР не существовало К., обладающей собственным статусом, признанным среди других наук, своим предметом и объектом исследования, своей историей и традициям. О ней в полной мере стали говорить только в нач. 90-х. По существу, мы имеем дело с самой молодой, хотя и активно развивающейся, отраслью знания. В России крупными культурологами считаются: Н.Я.Данилевский, Н.А.Бердяев, Ю.М.Лотман, М.М.Бахтин, Д.С.Лихачев, Б.А.Успенский, С.С.Аверинцев, Б.А.Рыбаков, М.А.Алпатов и др. [Культура и культурология: Словарь. С.527-528].
КУРТУАЗНАЯ КУЛЬТУРА (фр. – учтивый, рыцарский) – придворно-рыцарское течение в культуре стран Европы XII–XIV вв. Представлена творчеством трубадуров и труверов во Франции, миннезингеров в Германии, рыцарскими романами. Отражала ритуал рыцарской чести, прославляла воинские подвиги, служение даме, в известной мере противостояла клерикальной культуре Средних веков [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.314.].
Л
Лабораторно-бригадный метод — способ организации учебного процесса в школе, основанный на самостоятельном выполнении бригадами учащихся учебно-лабораторных заданий; разновидность американского дальтон-плана [Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования: учебное пособие. С.409].
ЛИБЕРАЛИЗМ ─ в широком значении ─ это интеллектуальная и нравственная установка на такую организацию общественной жизни, которая построена на признании политических и экономических прав индивида в пределах, ограниченных действием законов, понимаемых как обобщение естественных потребностей нормальных цивилизованных людей. В этом значении Л. стал доминирующим типом политической культуры Запада. Он воплотился в структурных характеристиках и принципах функционирования важнейших политических институтов и получил специфические проявления в основных идейно-политических течениях современного Запада ─ от консерватизма до социал-демократии [Политология: Энциклопедический словарь. С.154.]
ЛИДЕР (англ. leader ─ ведущий) ─ лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества[Политология: Энциклопедический словарь. С.156.]
ЛИКЕЙ (лицей; греч. Likeion) ─ древнегреческая философская школа на окраине Афин, где был расположен храм Аполлона Ликейского. Ликей основан в 335 г. до н. э. Аристотелем, который преподавал в нем до 323 г. Существовал около 8 веков [Культура и культурология: Словарь. С.535].
ЛИТЕРАТУРА (лат. litera – буква) – один из основных видов искусства, отражающий жизнь в художественно-образной форме при помощи письменного или устного (до развития письменности) слова, искусство слова. Возникла на почве устной народной словесности в глубокой древности. Была неразрывно соединена с мифологией, религией, зачатками естественных и исторических наук, различного рода информацией. Фундамент мировой литературы – литературное наследие древнейших цивилизаций – Египта, Китая, Иудеи, Индии, Греции, Рима и др. Термин «литература» начал широко употребляться лишь в XVIII в. До этого существовали выражения – «поэзия», «поэтическое искусство». Литература как письменная форма искусства слова сформировалась в буржуазном обществе, когда приобрела свою главную специфическую черту – ориентация не на изустное, а на читательское восприятие. Литература, занимая место в системе искусств, обладает своей спецификой. Так, в отличие от других видов искусств она создает свою форму из слов, которые постигаются не только чувствами, но и интеллектом. Она стоит как бы на грани искусства и умственно-духовной деятельности, именно поэтому явления литературы можно прямо сопоставить с философией, историей, психологией и т. п. В отличие от других видов искусств образы литературы не непосредственно ощутимы (как, например, в живописи и скульптуре), а возникают в человеческом воображении. Литературные образы уступают другим (в музыке, балете) по силе чувственного воздействия, но превосходят их в конкретности изображения явлений и событий. В литературе можно показать жизнь в движении, изобразить человеческую судьбу во всей ее сложности и многогранности. Литература глубоко и всесторонне связана с другими искусствами, что проистекает из природы художественного слова. Однако это не означает возможности полного ее поглощения или замены. Произведения искусства на литературный текст (опера, живописные полотна, книжная иллюстрация, кинофильм, спектакль, телепостановка) могут его истолковать в том же ключе, а могут передавать и иными художественными средствами, даже выражая другое художественное направление (например, опера П.И.Чайковского «Пиковая дама» стала масштабной и романтической, а не камерной и реалистической, как само произведение А.С.Пушкина; фильм братьев Васильевых «Чапаев» получил всемирное признание, стал визитной карточкой советского кинематографа, но оставил в тени одноименный роман Д.Фурманова, по мотивам которого снят). Главный предмет литературы как искусства слова – человеческий мир, многообразие действительности с точки зрения человека. Недаром М.Горький предлагал назвать литературу «человековедением». Литературное произведение, как и любое произведение искусства, – средство духовно-эмоционального общения между людьми. Процесс восприятия литературы, который является своеобразным диалогом читателя с писателем и его литературными героями, носит глубоко личностный характер и предполагает читательское сотворчество и интерпретацию. Анализ, интерпретация произведений исходит из собственных вкусов, желаний, духовных предпочтений. Совокупность литературных произведений, созданных на определенном языке или в определенных государственных границах, составляет ту или иную национальную литературу (например, русская литература). Общность времени создания и обусловленных этим художественных свойств позволяет говорить о литературе данной эпохи (например, литература Возрождения). Взятые вместе, взаимовлияющие национальные литературы образуют всемирную литературу [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.2. С.5-6.].
ЛИЧНОСТЬ ─ человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество и самого себя. В общественных науках Л. рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях Л. ─ это ценность, ради которой осуществляется совпадение проявлений индивида, Л. и индивидуальности, исследуемых в рамках биогенетического, социогенетического и персогенетического направлений человекознания, и др. [Педагогический энциклопедический словарь, 2002. С.134].
ЛОГИЧЕСКАЯ ПРАВИЛЬНОСТЬ — соответствие законам и правилам формальной логики.Обычно проводят различие между истинностью и правильностью человеческого мышления. Понятие истины характеризует мышление в его отношении к действительности: мысль, предложение истинны, если они соответствуют действительности. Понятие правильности характеризует мышление в его отношении к законам и правилам логики: рассуждение правильно, если в нем соблюдены все необходимые правила логики. Различие между истинностью и правильностью отчетливо проявляется в тех случаях, когда формально правильное рассуждение приводит к ложному выводу. Например, рассмотрим умозаключение:
Все металлы — твердые тела.
Ртуть не является твердым телом.
Ртуть не является металлом.
Это умозаключение построено в форме простого категорическогосиллогизма, причем оно отвечает соответствующим правилам, т. е. правильно. Однако вывод является ложным. Это обусловлено ложностью первой посылки. Если рассуждение построено неправильно, то даже из истинных посылок мы можем получить как истину, так и ложь. Например:
Все тигры — полосаты.
Это животное — полосато.
Это животное — тигр.
Выводное суждение может быть как истинным, так и ложным, в зависимости от того, кто перед нами — полосатый тигр или полосатая зебра. Для того чтобы выводное знание было безусловно истинным, требуется, чтобы наше рассуждение опиралось на истинные посылки и было правильным. Правильность рассуждений можно контролировать, гораздо сложнее устанавливается истинность знания. Ученые прошлого часто приходили к ложным выводам не потому, что рассуждали неправильно, а потому, что посылки их были ложными [Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. С.96].
ЛОЯЛЬНОСТЬ ─ (англ. и франц. ─ 1оуа1 ─ верный долгу и обязательствам, приверженный власти) ─ уважение к властям и верность действующим законам (в трактовке русскоязычных словарей часто формальная, внешняя, «холодная»; в трактовке европоязычных ─ искренняя, убежденная). Будучи калькой латинского legalis ─ преданный закону, это слово указывает на преемственность феномена законопочитания, присущего цивилизации. Л. является одним из важнейших политико-психологических механизмов взаимодействия индивида, общества и государства, социальных групп самой различной степени общности, политических союзов и группировок. Принятый в качестве «государственного» слова, термин Л. употреблялся для указания приверженности «законным», монархическим режимам во время революционных преобразований. Лоялистами называли приверженцев монархии в середине XVII в. в Англии, династии Стюартов после «славной революции» 1688 г., приверженцев королевского дома Бурбонов во Франции XVIII в. (чаще ─ роялистами), так же именовались колонисты, верные Великобритании в ходе войны за независимость Америки (большинство приверженцев короны эмигрировало в Канаду). Вследствие этого они подвергались тем или иным политическим притеснениям. Но со стабилизацией политической жизни термин «Л.» становится не только приемлемым, но и респектабельным. В целом лояльный гражданин ─ это честный, уверенный в себе и своем окружении, уважающий закон индивид, преданный стране и ее основополагающим институтам, сообразующий с такими чувствами свои партийные и партикулярные интересы. Лояльный чиновник повинуется лишь чувству долга, осуществляя закон и игнорируя привходящие мотивы социального, политического, этнического и т.п. происхождения; лояльный правитель ориентирован на защиту всех граждан и их групп с опорой только на правовые нормы. Л. ─ это также приверженность принципу или группе принципов, воплощенных в (традиционных) установившихся институтах, ─ семье, партии, профсоюзе, других добровольных организациях. В феномене Л. можно выделить внутреннюю, личностную и внешнюю, социально выражаемую стороны [Политология: Энциклопедический словарь. С.160.]
люмпены (нем. l umpen – лохмотья) ─ общее название деклассированных слоев [Политология: Энциклопедический словарь. С.161.].
М
МАРГИНАЛЬНОСТЬ (лат. мargo ─ край) ─ употребляется для обозначения особых черт сознания и поведения представителей социальных субгрупп, которые в силу обстоятельств неспособны интегрироваться в большое референтное сообщество, по отношению к которому и выступают как маргиналы. Маргинальная личность тяготеет к созданию антиобщественных объединений с инвертированной (перевернутой) системой ценностей. Последнее время особое внимание привлекает феномен попыток маргинальных слоев навязать свою волю большой референтной группе, сделать ее подчиненной и превратить свою антиобщественную организацию в доминирующую. В качестве примера подобного превращения можно рассматривать сталинщину как жестокую диктатуру маргинальных слоев, осуществлявших навязывание антиценностей его антиобщества всему населению страны. В то же время следует учитывать, что маргинальность может играть и позитивную роль, когда маргинализации подвергается наиболее энергичные, образованные представители общества, которые как раз и оказываются способны выработать новые формы общежития [Политология: Энциклопедический словарь. С.163].
Маргинальность культурная — понятие, характеризующее положение и особенности жизнедеятельности социальных групп и отдельных личностей, чьи ценностные установки, ориентации, модели поведения одновременно соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из них они не интегрированы полностью [Культурология. XX век. Словарь, с. 258].
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА ─ характеристика разновидности культуры,сформировавшейся на Западе. Ее синонимы: популярная культура, индустрия развлечений, коммерческая культура и т.д. В отличие от элитарной культуры массовая культура ориентируется на усредненный уровень массовых потребителей. К ее функциям относятся: компенсаторная — снятие стрессов и тайных инстинктов; нивелирующая — стандартизация типа мышления, чувств и т.п.; манипулятивная — внушение определенных идей, стереотипов мышления. Массовая культура демократична, однообразна, уравнивает все стили, однако это тривиальное искусство, играющее на самых примитивных чувствах публики [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.40-41].
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА — совокупность физических объектов, созданных человеческими руками (артефактов), как-то: паровая машина, книга, погребение, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и др. Они несут на себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества [Культура и культурология: Словарь. С.555].
МАТРИАРХАТ (материнский род) – форма семейно-брачных отношений, характерная для первобытной полигамной семьи, при которой наследование родства отслеживается по женской (материнской) линии [Культурология: учебно-методический комплекс. С.39].
МЕДРЕСЕ (араб. мадраса, от дараса — изучать) ─ средняя (реже высшая) конфессиональная мусульманская школа. М. возникли у арабов в 7—8 вв., распространились в странах Ближнего и Среднего Востока в 9 и 10 вв. Полный курс наук в М. (с 11 — 12 вв.) составляли предметы: арабизм (включая лексикографию, этимологию, синтаксис, риторику, историю), вероучение и законоведение, философия (логика, математика, география, астрономия, медицина, естественные науки и умозрительная философия). М. готовили учителей для мектебов, служителей культа; М. повышенного типа — казиев (судей), толкователей шариата, знатоков мусульманских законов. М. учреждались главным образом под эгидой мусульманского духовенства и, как правило, находились при мечетях.
Во 2-й половине 19 в. возникли так называемые новометодные (джадидистские) школы, которые нередко также назывались М. Фактически они представляли собой повышенный тип начального мусульманского училища — мектеба.
В связи с реформой национальных систем образования, проведённой в 60-х гг. 20 в. во многих странах ислама, сложились 2 основных типа М.: светского характера (средние и высшие государственные учебные заведения) и готовящие служителей культа. Имеется некоторое число частных М. Выпускники М. могут поступать в университеты [Педагогический энциклопедический словарь. С.139].
МЕНЕСТРЕЛЬ (от позднелат. – состоящий на службе) – в средневековой Европе профессиональный странствующий музыкант и певец, находящийся в услужении у трубадура. В обязанности менестреля входило исполнение песен своего патрона, сопровождение пения трубадура на виеле – струнном смычковом инструменте. С XIII в. – часто собирательное название большинства категорий странствующих музыкантов и певцов (в т. ч. и собственно трубадуров, а также жонглеров). С конца XIV в. – профессиональный музыкант, сочинявший музыку для танцев и сопровождавший ее игрой на музыкальных инструментах. Для защиты интересов менестрелей могли создаваться специальные корпорации (так, в Париже в 1321 г. была создана т.н. менестрандия, в которую наряду с мужчинами принимали и женщин) [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.2. С.19-20.].
МЕНТАЛИТЕТ, МЕНТАЛЫНОСТЬ (фр. тепtalite от лат. m entalis ─ умственный, духовный) ─ образ, способ мышления человека (или общественной группы), а также присущая ему духовность и ее социальная и биологическая обусловленность; склад ума, умственный настрой, мировоззрение; особенности индивидуального сознания человека, его жизненной позиции, культуры, модели поведения, обусловленные социальной средой, национальными традициями и т.п. Менталитет свидетельствует о специфических чертах социализации человека, его автономности и самобытности развития, суверенности как субъекта общественной жизни [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 266].
Метод ─1) «путь», способ достижения цели, основная функция метода — организация и регуляция деятельности в любой ее форме, а не только учебной или научной; 2) совокупность правил, норм и критериев, регулирующих все операции и процедуры, необходимые для построения и развития теории, а также для получения соответствующих фактов; 3) совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи; 4) способ взаимодействия педагога с обучаемым, направленный на решение конкретной задачи педагогического процесса; 5) упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемого, направленные на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения; 6) способ работы учителя и ученика, при помощи которого достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности; 7) совокупность определенных правил, приемов, норм познания и действия [Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). С.122].
МЕТОДОЛОГИЯ — система знаний о способах достижения нового знания. В широком смысле М. данной науки включает теорию, общенаучные и специальные методы исследования ее предмета, в узком — систему методов получения информации, ее анализа, интерпретации и объяснения. Существует несколько определений этой сферы знания. В одном случае М. истолковывают как теоретическое учение о научных методах, в другом — как науку о методе, систему наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу данной науки, в третьем — как систему знаний о способах достижения нового знания, в четвертом случае под методологией понимаются правила, согласно которым происходит принятие либо отбрасывание теорий и исследовательских программ. М. отвечает на вопросы о том, как надо проводить научное исследование, строить непротиворечивую теорию или правильно интерпретировать полученные результаты. Методолога не интересует структура объекта или предмета исследования, как консультанта по управлению не интересует финансовое положение данной компании или ее иерархическая структура. Тот и другой разрабатывают общие принципы, приложимые к конкретным ситуациям. Методолог указывает полевому исследователю на неисправности и отклонения в его работе, выявляет конкретные ошибки и ставит конкретные задачи, подгоняя их под известный тип ошибок и задач. Точно так же и консультант указывает менеджеру на ошибки в его поведении, например, проявления авторитарного метода руководства, зная в общих чертах, что такое авторитарный и демократический методы в принципе. Вместо вопроса «Что следует изучать?» методолог формулирует другой вопрос: «Как следует изучать?» [Культура и культурология: Словарь. С.565].
МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ — совокупность аналитических приемов, операций и процедур, используемых в анализе культуры и, в определенной степени, конструирующих предмет культурологического изучения. Поскольку культурология — интегративная область знания, вбирающая в себя результатт исследования ряда дисциплинарных областей (социальной и культурной антропологии, этнографии, социологии, психологии, языкознания, истории и др.), анализ реализуется посредством комплекса познавательных методов и установок, группирующихся вокруг некоего смыслового центра «культура и ее аспекты», что позволяет переосмыслять многие представления и понятия, существующие в рамках каждой из составляющих дисциплин. В процессе культурологического анализа конкретные методы разных дисциплин, как правило, используются выборочно, с учетом их способности разрешать аналитические проблемы общекультурологического плана; нередко они применяются не в качестве формальных операций, а как подходы в социальных или гуманитарных исследованиях. Все это дает основание говорить об определенной трансформации дисциплинарных методов, об их особой интеграции в рамках исследований культуры, что в итоге стимулирует развитие культурологичического познания в целом.
Подобная констатация не отменяет самой необходимости выделять в особую группу и специально исследовать методы культурологического анализа. Так, к М.к. приложимо распространенное в других социальных и гуманитарных науках деление на способствующие разработке фундаментального знания, и те, которые связаны с получением эмпирического знания. В особую группу можно также выделить методы, позволяющие разрабатывать прикладную область культурологического знания. В последние десятилетия в рамках прикладного знания рождались методы и технологии таких новейших отраслей культурологии, как урбанистическая и экологическая антропология, социокультурное проектирование, организация межинституциональных отношений и связей (в том числе адаптационное консультирование, рablic relations) и др.
Другая группировка М.к. восходит к исторически традиционному разделению наук на науки о природе и науки о духе. В 20 в. исследователи стали говорить еще и об использовании в анализе общества и культуры двух важнейших групп методов — идиографических и номотетических (как они определены в общей социологии в работах Виндельбанда, Риккерта, М.Вебера ) или методов гуманитарного культуроведения и социального культуроведения по терминологии отечественной научной мысли. Говоря о гуманитарных дисциплинах, имеют в виду комплекс методов литературоведческих и филологических наук, истории и теории культуры, религиоведения, искусствоведения, этнографии, культурной антропологии, философии, этики и др. Когда речь идет о социальных науках, то в эту группу включают методы экономики, политологии, этнологии, социологии и др. В первой группе наук основная задача связана с изучением индивидуального характера культур, их сравнением, описанием исходного культурного материала; обобщение же в этом случае выступает как вторичная задача. При этом используются методы, связанные с понимающим вхождением в культуру, вживанием во внутренний смысл ее явлений и ценностей, что так или иначе связано с позитивно направленной ценностной позицией. Среди них особую значимость приобретают методы полевой этнографии (описание, классификация, метод пережитков и др.), наблюдение, открытые интервью в психологии и социологии, методы исторических наук, в частности, сравнительно-исторический метод, анализ текстов в рамках герменевтической парадигмы и др. Во второй группе наук, напротив, основная задача — отыскание законов и принципов, позволяющих от общих закономерностей перейти к пониманию частных явлений; в этом ряду наук отдельные факты приобретают меньшую ценность, чем концептуальные обобщения, придающие аналитический смысл явлениям и бъединяющие их со множеством других. В этом случае использование тех или иных методов в большей степени направлено на познавательное выяснение функций культуры, выявление объективных причинно-следственных связей внутри нее, критическое осмысление духовных явлений в культурной жизни. При этом методы, принципы и категории познания тяготеют к идеалу ествественнонаучной парадигмы анализа и инструментально-проектному способу их использования. В этом направлении широко применяются методологические установки и конкретные приемы анализа экономического, политологического, социологического исследования — структурно-функциональный подход, типологизация, факторный и компонентный анализ, моделирование с применением математического анализа, массовый опрос, изучение текстов методом контент-анализа и др.