Н.К. Михайловский проанализировал социально-психололический аспект М. в связи с поведением толпы и явлением подражания. Французский социолог Г. Тард считал М. наряду с обычаем основным видом подражания. Если обычай — это подражание предкам, ограниченное рамками своего сообщества, то М. — подражание современникам, носящее «экстерриториальный» характер.
Значительный вклад в теоретическое осмысление М. внес Зиммель,который связывал ее существование с необходимостью удовлетворения двойственной потребности человека: отличаться от других и быть похожим на других. Зиммель утверждал, что М. существует только в обществах с классовой бессословной структурой, с которой она тесно связана. Ее развитие происходит следующим образом: высшие классы стремятся посредством внешних, хорошо различимых признаков продемонстрировать свое отличие от низших; последние же, стремясь к достижению более высокого статуса, овладевают этими признаками, присваивают их; тогда представители высших классов вынуждены вводить новые отличительные знаки своего высокого положения (новые моды), которые вновь заимствуются низшими классами, и т.д.
В. Зомбарт рассматривал М. как явление, порожденное капитализмом, служащее интересам частного предпринимательства и вызывающее в обществе искусственные потребности.
Американский социолог и экономист Т. Веблен проанализировал роль престижа, демонстративности и «показного потребления» в функционировании М.
Французский философ Э. Гобло в книге «Барьер и уравнивание» (1925) исследовал процессы фиксации и размывания отличительных признаков высокого социального статуса в капиталистических обществах посредством М. Американский лингвист и культуролог Э. Сепир акцентировал роль М. как средства идентификации личности, ее самовыражения и укрепления Я; эту функцию М. осуществляет благодаря социально санкционируемым отказу от старых и внедрению новых социокультурных норм. Выдающийся культурантрополог Крёбервместе с Д. Ричардсон в работе «Три века М. в женской одежде: количественный анализ» (1940) провели историко-статистическое исследование изменений некоторых параметров женской одежды за три столетия с целью обнаружить зависимость этих изменений от динамики социальной жизни.
Существуют попытки психоаналитического (Э. Берглер и др.) и структуралистского ( Р. Барти др.) объяснения феномена М. Изучались многообразные связи М. с социальной стратификацией, особенности ее распространения (исследования П. Лазарсфельда, Э. Каца, Б. Барбера, Л. Лобела, Р. Кёнига и др.).
В работах Г. Блумера М. рассматривается как средство внедрения новых социокультурных форм и адаптации к ним в изменяющемся мире. Процесс формирования и распространения М., по Блумеру, проходит две фазы: инновацию и отбор. На первой фазе происходит предложение различных соперничающих между собой культурных образцов; на второй фазе все социальные группы осуществляют коллективный отбор, в результате которого социально одобренный образец становится общепринятой нормой.
В последние годы преобладающее значение приобрел подход к изучению М. как к социокультурному явлению, как к механизму социальной, культурной и психической регуляции, тесно связанному с основными ценностями и тенденциями развития современного общества. Общепризнано, что развитие и функционирование М. в широких социальных масштабах было обусловлено такими факторами, как промышленная революция и возникновение массового поточного производства, ломка феодальных сословных барьеров, усиление географической и социальной мобильности, рост культурных контактов, урбанизация, развитие средств связи, транспорта, массовой коммуникации. В отличие от обычая М. ориентирована на современность, однако традиция составляет важный источник модных инноваций. Другими источниками являются художественное творчество, научные открытия, технические изобретения, создание новых материалов и т.д. Развитие М. носит цикличный характер; сменяющие друг друга модные стандарты проходят стадии становления, массового распространения и упадка, выражающегося в уменьшении численности их приверженцев. «Отмирающие» модные стандарты зачастую не исчезают окончательно и нередко вновь наделяются модными значениями.
М. — одна из знаковых систем, посредством которой происходит межличностная и межгрупповая коммуникация. Коммуникативный цикл в М. состоит, в частности, в постоянной циркуляции специфических «сообщений», отправляемых «производителями» через посредство «распространителей» к конечному адресату — потребителям; только на потребительской стадии потенциальная М. становится реальной.
М. служит одним из средств приобщения индивида к социальному и культурному опыту: отсюда ее особое значение для молодежи. Модные стандарты относительно легко циркулируют от общества к ощест-ву, от одной социальной группы к другой, испытывая при этом более или менее значительные трансформации. В различных обществах и группах одна и та же М. зачастую по-разному интерпретируется, за ней могут скрываться различные и даже противоположные ценностные ориентации.
Исследования М. и использование ее механизмов имеют важное значение для принятия решений в области культурной политики, маркетинга, индустриального дизайна, рекламы и других областях [Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.2. С.60-61].
МОДЕРНИЗМ (франц. moderne — новейший, современный) —художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX в. как отражение духовного кризиса буржуазного общества. Отличается протестом против эпигонского повторения канонизированных форм и стилей, выработанных реализмом, романтизмом и натурализмом в эпоху позднего капитализма, и стремится их преодолеть через подчеркнутую индивидуальность в выборе художественных средств, подчиненность всех элементов единому образно-символическому замыслу. Объединяет различные направления в искусстве: фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт и т.д. Все эти течения различны по социальному масштабу и культурно-историческому значению, но их объединяет подчеркнутый антитрадиционализм, отход от реалистических форм, поиск новых изобразительных идей, скрытый смысл. Философско-мировоззренческой основой модернизма послужили идеи Шопенгауэра, Ницше, Бергсона, Гуссерля, Фрейда, Юнга, Хайдеггера, Сартра, Камю и др. В художественных произведениях модернизма мир предстает чаще всего жестоким и абсурдным, человек в нем — одиноким и обреченным, а обстоятельства, в которые он заключен, — враждебными и бессмысленными. Модернизм открыл и разработал новые художественные методы и средства: поток сознания, коллаж, ассоциативный монтаж, оказавшие влияние на развитие искусства XX в. [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.44-45].
МОЗАИЧНАЯ КУЛЬТУРА — термин, который возник в XX в. для характеристики особенностей культуры нетрадиционного типа. Основоположник термина «мозаичная культура» А.Моль отмечал: «Знания складываются из разрозненных отрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации». М.к. представляет собой форму социализации личности, основанную на хаотичном влиянии социокультурной среды в процессе формирования социальной страты. Появление мозаичной культуры связанно с внутренними процессами этого формирования, находящимися в прямой зависимости от скоростиформирования страты в новом информационном поле культуры. [Бенин В.Л., Жукова Е.Д. Феномен мозаичности как результат дифференциации современного знания // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. научн. тр. Вып. 5. / Отв. ред. Е.В.Ткаченко, М.А.Галагузова. –М.: ВЛАДОС,2007. С.170].
МОНАШЕСТВО (греч. monachos – одинокий) – особо МОНАШЕСТВО (греч. monachos – одинокий) – особо многочисленная в средние века социальная группа, на основе религиозных верований взявшая на себя обязательства "ухода от мирской жизни", отказа от имущества и своих родственных и социальных связей ради слежения Богу [Культурология: учебно-методический комплекс. С.39].
многочисленная в средние века социальная группа, на основе религиозных верований взявшая на себя обязательства "ухода от мирской жизни", отказа от имущества и своих родственных и социальных связей ради слежения Богу [Культурология: учебно-методический комплекс. С.39].
МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ — раздел наук о культуре (культурологии социально-научного направления), в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактови их объединений (паттернов, культурных конфигураций) в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусственных объектов. В генерализованном смысле — это изучение строения искусственной среды существования человека в связи с реализацией фундаментальных форм жизнедеятельности. Основные методы познания — структурно-функциональный, семантический, генетический. Основные пограничные области — археология, лингвистика, социобиология. В более частном смысле — это изучение вариаций культурных форм и артефактов в зависимости от их социального, исторического, географического распределения. Основаные методы познания — общая теория систем, организационный и динамический анализ. Основные пограничные области — социология, психология, этология, экология.
Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования культурных форм и артефактов: генетическое — порождение и становление культурных форм; микродинамическое — динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений (непосредственная трансляция культурной информации); историческое — динамика культурных форм и конфигураций в исторических масштабах времени; структурно-функциональное — принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества; технологическое — распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве и времени.
Общую морфологическую модель культуры в соответствии с сегодняшним уровнем знания можно представить следующим образом: три уровня связи субъекта социокультурной жизни с окружением — специализированный, трансляционный, обыденный; три функциональных блока специализированной деятельности: культурные модусы социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура); культурные модусы социально значимого значения (искусство, религия, философия, право); культурные модусы социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура); обыденные аналоги специализованных модальностей культуры: социальная организация — домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль; социально значимое знание — обыденная эстетика, суеверия, фольклор, практические знания и навыки; трансляция культурного опыта — игры, слухи, беседы, советы и т.п.
В рамках культурологии морфологический подход имеет ключевое значение, поскольку позволяет выявить соотношение универсальных и этноспецифичных характеристик в строении определенной культуры [Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.2. С.64-65].
МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА. Ислам наложил глубокий отпечаток на культуру тех стран, где он получил распространение. Уже в раннем исламе зарождаются три основных мусульманские дисциплины: 1) наука о толковании и чтении Корана, 2) наука о хадисах, 3) правоведение, в рамках которого в суннизме складываются четыре в равной мере признанных авторитетными религиозно-правовых толка: ханифитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский. Из коранических предписаний и запретов и юридических прецедентов, зафиксированных в хадисах, формируется мусульманский закон (шариат), который по сей день остается главным источником законодательства большинства мусульманских стран. Исламский закон как универсальная нормативно-догматическая система регламентирует в равной степени религиозную догматику; нормы, регулирующие отношения человека к богу; этику; социальные отношения. Т. е. в шариате слиты воедино религиозное, правовое и этическое начала. Этическое поведение регулируется правом, а правовое поведение понимается прежде всего как религиозно-этическое. Несколько позже — отчасти в силу контактов и полемики с христианством, в результате которых в исламе возникают первые теологические споры о свободе воли и предопределении, несотворенности Корана, божественных атрибутах, — развивается мусульманское спекулятивное богословие (калам), внутри которого складываются различные школы: мутазилизм, ашаризм, матуридизм. Восприятие античного философского наследия (аристотелизм, неоплатонизм) способствовало развитию определенных рационалистических тенденций в теологии, а в 9-12 вв. возникновению и расцвету арабской философии (ал-Кинди, ал-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд). В то же время получает развитие суфизм — мистическое направление в исламе, первоначально возникшее как аскетическое движение, а впоследствии в той или иной степени распространившееся на все мировоззренческие течения. Как своего рода прикладные науки к основным религиозным дисциплинам развиваются грамматика, математика, астрономия. Развитие всех этих дисциплин происходило в процессе тесных контактов мусульман с другими восточными культурами: сирийской, которая дала исламу переводы греческой философии и научного наследия; византийской, у которой ислам заимствовал многие элементы государственно-административной культуры; персидской и индийской, оказавших влияние на мусульманскую правовую культуру, на развитие литературы и поэзии, мистицизм [Культура и культурология: Словарь. С.616].
НАИВНОЕ ИСКУССТВО – архаическое искусство, или искусство ранних неразвитых форм, где идеи и чувства выражаются простыми наивными средствами и приемами. В другом значении – народное искусство непрофессиональных мастеров, не имеющих специальной подготовки. Народное наивное искусство традиционно, оно является следствием накопленного народом творческого опыта. Поэтому народный мастер не творец, а лишь исполнитель, который импровизирует в заданных темах и приемах. Это же объясняет общие черты народного наивного искусства: плоскостность, графичность, декоративность, праздничность, гротескность образов, повествовательность композиции [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.2. С.55.].
НАРОД — большая группа людей, связанных главным образом местом своего пребывания: простая толпа (например, "на улице много народа")и жители целого государства (например, "индийский народ"). В науке термин "народ" употребляется в двух основных значениях: 1) в социально-политическом смысле — слои и классы общества, которые на данном историческом этапе участвуют так или иначе в решении задач общественного развития; 2) в этническом смысле — для обозначения всех исторически сложившихся типов этнических общностей: племен, народностей и наций (например, папуасские народы, украинский народ), т. е. в значении этноса[Российская социологическая энциклопедия. С.309].
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА - форма культуры, создаваемая непрофессионалами. Состоит из двух видов — популярной и фольклорной культуры. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы и т.д. народа, а фольклорная — его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значительная часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, которая помимо исторического предания постоянно пополняется новообразованиями, например, современным городским фольклором. В Н.к. можно выделить два уровня — высокий, связанный с фольклором и включающий народные предания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культурой. Можно выразиться иначе: фольклор описывает первый пласт Н.к. — его историческое прошлое, а второй пласт, историческое настоящее Н.к., запечатленное в видоизмененном виде, отражен в популярной (обыденной) культуре и тесно связанной с ней массовой культуре, разновидностью которой выступает молодежная субкультура. Н.к. создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений (сказов, причитаний, быличек) зачастую неизвестны, но это высокохудожественные сочинения. Мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы принадлежат к высочайшим творениям Н.к. Она возникла в глубокой древности. Ее субъектом являются не отдельные профессионалы, а весь народ. Аудитория Н.к. — всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постиндустриальном обществе. Функционирование Н.к. неотделимо от труда и быта людей. Произведения Н.к. существуют обычно во множестве вариантов, передаются устно из поколения в поколение. В структуру Н.к. входят народное искусство (народные песни, сказки, легенды), народная медицина (лекарственные травы, заговоры), народная педагогика и др. Некоторые продукты творчества относят к Н.к. в целом, не подразделяя их на фольклорную и популярную. К примеру, народная медицина, народные промыслы, народные игры и забавы, народные песни и танцы, народные обряды и праздники, народная кухня, этика и народная педагогика. Элементы Н.к. — обряды, обычаи, мифы, поверья, легенды, фольклор и др. — сохраняются и передаются в границах данной культуры посредством естественных способностей каждого человека — его памяти, устной речи и живого языка, природного музыкального слуха, органической пластики, что не требует никакой специальной подготовки и особых технических средств хранения и записи. Такая культура не нуждается для своей трансляции и в письменности, является в значительной мере дописьменной культурой. По исполнению элементы Н.к. могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). В Н.к. ученые выделяют несколько пластов, аспектов, сторон, ярусов: а) древнейший, древний и современный, б) традиционный, индустриальный и постиндустриальный, в) культуру популярную, массовую и обыденную, взаимоотношения между которыми в науке до конца не выяснены [Культура и культурология: Словарь. С.619-620].
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (народное просвещение) — система воспитательных, учебных и культурно-образовательных учреждений и мероприятий и органов управления ими в стране. По структуре и целям имеет исторически конкретный характер, зависит от уровня экономического, социально-политического, культурного развития общества и соответствующих законодательных, финансовых, научных и организационно-педагогических мер. Н.о. — важнейшая сфера развития личности, воспитания и поддержания общественно необходимого уровня культуры, общеобразовательной и профессиональной подготовки населения [Культура и культурология: Словарь. С.620].
НАРОДНОСТЬ — термин, обозначающий принадлежность к народуили наличие каких-то его качеств. С начала 50-х гг. нашего века применяется для обозначения различных видов этноса,находящихся на стадии развития (общности) между племенем (или союзом племен) и нацией. Как тип этноса Н. считается характерной для раннеклассовых формаций. Исторически Н. формируется в результате смешения и консолидации племенных общностей (или их частей) по мере развития между ними хозяйственных и других связей. Мощный фактор этого процесса — объединение частей формирующейся Н. в рамках одного государства, а также распространение между ними одной религии. Первые Н. возникли в районах древнейших цивилизаций (древнеегипетская, шумерская и др.). В Европе процесс формирования Н. развернулся главным образом после окончания эпохи Великого переселения народов. В процессе формирования Н. возникает хозяйственная и культурная общность, распространяется язык или диалект преобладающий этнической общности. Однако этническое самосознание на стадии Н. обычно не вполне отчетливо; оно часто отодвигается на второй план чувством религиозной принадлежности, областным (земляческим) самосознанием, чувством преданности своему властителю и т. д. Утрата прежней государственной общности нередко приводит к распаду Н.; так, древнерусская Н. после распада Киевской Руси дала начало русской, украинской и белорусской Н. В западной научи, литературе термина Н. и адекватного ему понятия нет [Российская социологическая энциклопедия. С.309].
Нарратив (лат. narratus — рассказ, повествование) — повествовательный текст; фундаментальный компонент социального взаимодействия, состоящий как минимум в том, что «кто-то рассказывает кому-то, что что-то произошло» (Б. Смит); результат двух переплетенных процессов: представления фабулы и интерпретации [Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики. C. 136].
НАУКА — сфера человеческой деятельности, направленная на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире. Под Н. понимают и исторически развивающуюся совокупность таких знаний, и социальных институт, в рамках которого она осуществляется. Часто Н. называют и отдельную отрасль знаний.
Знания получаются и используются в любой сфере человеческой деятельности, но лишь в сфере Н. получение новых знаний выступает не только средством, но и основной целью и основным продуктом деятельности. При этом как научные знания, так и процесс их получения обладают рядом специфических черт, которые, взятые в совокупности, не характерны для знаний, получаемых в других сферах деятельности. Научная деятельность отличает стремление к объективно истинному, обоснованному и проверенному знанию, и в связи с этим для нее присуще наличие развитого аппарата методов и процедур, используемых для рационального критического обоснования, доказательства и проверки получаемых знаний.
Для научного знания характерны направленность на объект, на выявление собственных, имманентных законов функционирования и развития изучаемого объекта. Теоретическая системность предполагает, что каждый элемент знания не может быть значим сам по себе, если он так или иначе не соотнесен с определенной системой исходных аксиом, постулатов и допущений. Процедуры обоснования научного знания включают в себя как логический анализ согласованности каждого элемента с этой системой, так и различи, способы эмпирической проверки. Автор, излагающий новый научный результат, должен описать условия для независимого воспроизведения и проверки этого результата. Обоснованность научного знания обеспечивается еще и тем, что, помимо импульса к расширению описываемого им круга явлений, оно содержит также импульс к критическому анализу, а иногда и к радикальному пересмотру своих собственных критериев и тех исходных допущений, на которые оно опирается.
Наряду с объективной направленностью научному знанию свойственна и адресованность, пусть неявная и неосознаваемая человеком как субъектом. По своим свойствам оно должно быть таким, чтобы его могли воспринимать, понимать, оценивать, усваивать, осмысливать и использовать другие субъекты: при этом научное знание — это знание общезначимое, апеллирующее не к уникальным особенностям и способностям того или иного конкретного субъекта, а ко всякому соответствующим образом подготовленному индивиду. Совокупность лиц, обладающих необходимой компетенцией в данной области и участвующих в процессе выработки нового знания, называют научным сообществом. Нередко оно понимается как совокупный субъект научной деятельности. Адресованность научного знания другим субъектам и научному сообществу в целом достигается за счет того, что сам процесс его получения регулируется нормами, которые каждый субъект не придумывает для себя заново, а усваивает в ходе своей профессиональной подготовки.
Научное сообщество, разрабатывающее некоторую проблемную область, является первичной социальной ячейкой Н., нормативно контролирующей деятельность своих членов. Оно определяет круг проблем, которые в данный момент представляются актуальными, значимыми и вместе с тем разрешимыми: существуют приемлемые концептуальные и технические средства решения этих проблем. Наряду с этим научное сообщество дает первую оценку новизны, важности и глубины исследовательских результатов, получаемых его членами, определяет статус и престиж каждого из них.
Более крупной социальной ячейкой является дисциплинарное сообщество, на уровне которого осуществляется воспроизводство научной деятельности и подготовка новых поколений исследователей, способных работать на переднем крае Н.. в рамках проблемных научных сообществ. Характерные признаки научной дисциплины — наличие профессиональных журналов и организаций, учебных кафедр и дисциплинарных учебников. Следующим иерархическим уровнем являются целые сферы или области знаний, т. е. полидисциплинарные образования — такие, как физика, химия, биология и др.
Самое крупное членение Н. — это ее разделение на естественные, обществ, (социальные, гуманитарные) и технические Н. Между этими тремя группами Н. существуют определенные различия, выражающиеся как в познавательных установках, так и в формах социальной организации деятельности. В современной Н. исследования, проводимые на переднем крае, зачастую носят междисциплинарный характер и определяют взаимодействие представителей общественных, естественных и технических Н.
Исторический процесс развития Н. сопровождается расширением спектра выполняемых ею специальных функций и соответственно усилением ее взаимосвязей с другими сферами совокупной деятельности общества. Первыми по времени получают развитие культурно-мировоззренческие функции Н., которые реализуются благодаря тому, что предлагаемые Н. рациональные, т. е. основанные не на субъективном мнении, а на критически осмысленном объективном знании, объяснения тех или иных фрагментов и аспектов действительности входят в содержание культуры и мировоззрение общества. Признание за Н. авторитета в этой области явилось важным шагом в процессе ее социальной институционализации, поскольку научная деятельность начинает восприниматься как общественно приемлемый и признанный род занятий.
Прогрессирующая специализация научной деятельности ведет к тому, что для этого оказывается необходимой достаточно длительная и основательная профессиональная подготовка, обеспечиваемая социальными институтами образования, с которыми у Н. устанавливаются интенсивные взаимосвязи и взаимообмены, посредством которых реализуется др. группа социальных функций Н. Как содержание, так и формы образования складываются и развиваются под сильным влиянием Н. В свою очередь, составной частью научной деятельности становится деятельность, направленная на воспроизводство социального института Н., на оформление, обобщение и систематизацию результатов научных исследований, которые организуются по нормам учебного предмета [Российская социологическая энциклопедия. С.311-312].
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС —постепенный (эволюционный) процесс замены устаревшего поколения техники и технологии новым, более совершенным за счет внедрения достижений науки. Наука создает новые идеи, теории и приборы, а техника — конечный результат внедрения научных идей в практику. В связи с этим целесообразно различать два процесса: А) технический прогресс; Б) НТП. Основой НТП служит союз науки и техники. Хотя он начал зарождаться еще в 18 в., только во 2-ой пол. 20 в. стал подлинным единством двух областей человеческой деятельности. Технический прогресс начался миллионы лет назад, а НТП — это лишь поздняя стадия технического прогресса. Она стала возможной с превращением науки в движущую силу общественного производства. НТП в узком смысле означает совершенствование техники и технологии только на основе систематического применения на практике научных знаний. В узком смысле о нем можно говорить как о синониме технического прогресса. Ок. 2 млн. лет назад появились новые орудия труда, отсчитывающие начало технического прогресса. Но только 250 лет назад произошла индустриальная революция, когда появление науки Нового времени сделало возможным объединение двух начал — науки и техники, предопределив старт НТП, прошедшего более короткий путь от промышленных фабрик до компьютеров, термоядерной энергии и авианосцев. 17 в. ознаменовался бурным развитием естественных и точных наук. Наследуя и развивая достижения Ренессанса, естествоиспытатели и философы 17 в. создали новую картину мира, ставшую основой европейской НТР Нового времени. Философские системы Бэкона, Декарта, Гоббса, французских мыслителей Пале-Ройяля были ориентированы на практическое использование достижений науки в интересах промышленности, кораблестроения, мореплавания. Девиз «Знание — сила» стал отражением духа новой эпохи. НТП тесно взаимосвязан с экономическим укладом общества. Одни уклады способствуют его развитию в большей степени, адругие в меньшей. В годы советской власти отечественные философы пытались доказать, что социализм в гораздо большей мере способствует развитию НТП, чем капитализм. Однако за 70 лет его существования выявилось серьезное отставание социалистических стран от капиталистических. Советские ученые даже заговорили о временном регрессе. В частности, НИИ, академические институты, предприятия оборонного комплекса, в условиях неплатежей и отсутствия госзаказа вынуждены переходить на выпуск примитивной, ненаукоемкой продукции, на которую существует спрос на рынке. В результате квалификационный потенциал теряется и в будущем, с переходом к нормальным условиям, его не удастся восстановить. Прекращение государственного субсидирования вынудило многие колхозы переходить от машинной к конной и ручной тяге, восстанавливать давно забытое натуральное хозяйство, развивать бартерный обмен, выдавать зарплату продукцией, трудиться на устаревшей и изношенной технике. Сегодня ученые доказали, что рыночное общество больше предрасположено к НТП и создает для него более благоприятные условия. НТП открывает широкие возможности для внедрения станков с числовым программным управлением (ЧПУ) типа «обрабатывающий центр», развития комплексного автоматизированного производства, замены отдельных станков автоматическими системами машин, применения дистанционных методов управления. Все это позволит сократить, а затем полностью ликвидировать ручной труд, вывести человека с тех участков, где условия труда оказывают отрицательное воздействие на здоровье, и в конечном счете сберечь дополнительно миллионы рабочих рук. В советской социологии (60-70-е гг.) НТП связывался с марксистской концепцией сближения физического и умственного труда, внедрением достижений науки в производство, благодаря чему повышается производительность труда, происходят многообразные изменения в жизни общества. Во 2-ой пол. 80-х гг. данная проблематика изучается все меньше, а в нач. 90-х гг. вовсе сходит на нет [Культура и культурология: Словарь. С.625].