Культура и образование: культурологический подход 25 страница

Н.К. Михайловский проанализировал социально-психололический аспект М. в связи с поведением толпы и явле­нием подражания. Французский социолог Г. Тард считал М. наряду с обычаем основным видом подражания. Если обычай — это подражание предкам, ограниченное рамками своего сообщества, то М. — подражание современни­кам, носящее «экстерриториальный» характер.

Значительный вклад в теоретическое осмысление М. внес Зиммель,который связывал ее существование с необходимостью удовлетворения двойственной потребности человека: отличаться от других и быть похожим на других. Зим­мель утверждал, что М. существует только в обществах с классовой бессословной структурой, с которой она тесно связана. Ее развитие происходит следующим образом: высшие классы стремятся посредством внешних, хорошо разли­чимых признаков продемонстрировать свое отличие от низших; последние же, стремясь к достижению более высокого статуса, овладевают этими признаками, при­сваивают их; тогда представители высших классов вы­нуждены вводить новые отличительные знаки своего высокого положения (новые моды), которые вновь заимствуются низшими классами, и т.д.

В. Зомбарт рассматривал М. как явление, порожден­ное капитализмом, служащее интересам частного пред­принимательства и вызывающее в обществе искусственные по­требности.

Американский социолог и экономист Т. Веблен проанализиро­вал роль престижа, демонстративности и «показного по­требления» в функционировании М.

Французский философ Э. Гобло в книге «Барьер и уравни­вание» (1925) исследовал процессы фиксации и размыва­ния отличительных признаков высокого социального статуса в капиталистических обществах посредством М. Американский лингвист и культуролог Э. Сепир акцентировал роль М. как средства идентификации личности, ее самовыражения и укрепле­ния Я; эту функцию М. осуществляет благодаря социаль­но санкционируемым отказу от старых и внедрению но­вых социокультурных норм. Выдающийся культурантрополог Крёбервместе с Д. Ричардсон в работе «Три века М. в женской одежде: количественный анализ» (1940) прове­ли историко-статистическое исследование изменений некоторых параметров женской одежды за три столетия с целью об­наружить зависимость этих изменений от динамики со­циальной жизни.

Существуют попытки психоаналитического (Э. Берглер и др.) и структуралистского ( Р. Барти др.) объяснения феномена М. Изучались многообразные связи М. с со­циальной стратификацией, особенности ее распростра­нения (исследования П. Лазарсфельда, Э. Каца, Б. Барбера, Л. Лобела, Р. Кёнига и др.).

В работах Г. Блумера М. рассматривается как сред­ство внедрения новых социокультурных форм и адапта­ции к ним в изменяющемся мире. Процесс формирова­ния и распространения М., по Блумеру, проходит две фазы: инновацию и отбор. На первой фазе происходит предложение различных соперничающих между собой куль­турных образцов; на второй фазе все социальные груп­пы осуществляют коллективный отбор, в результате которого социально одобренный образец становится общепринятой нормой.

В последние годы преобладающее значение приобрел подход к изучению М. как к социокультурному явле­нию, как к механизму социальной, культурной и психической регуляции, тесно связанному с основными ценностями и тенденциями развития современного общества. Общепризнано, что развитие и функционирование М. в широких социальных масштабах было обусловлено такими фактора­ми, как промышленная революция и возникновение массового поточного производства, ломка феодальных сословных барьеров, усиление географической и социальной мо­бильности, рост культурных контактов, урбанизация, развитие средств связи, транспорта, массовой комму­никации. В отличие от обычая М. ориентирована на современность, однако традиция составляет важный источник модных инноваций. Другими источниками являются художественное творчество, научные открытия, технические изобретения, создание новых материалов и т.д. Развитие М. носит цикличный характер; сменяющие друг друга мод­ные стандарты проходят стадии становления, массового распространения и упадка, выражающегося в уменьше­нии численности их приверженцев. «Отмирающие» мод­ные стандарты зачастую не исчезают окончательно и не­редко вновь наделяются модными значениями.

М. — одна из знаковых систем, посредством которой происходит межличностная и межгрупповая коммуни­кация. Коммуникативный цикл в М. состоит, в частно­сти, в постоянной циркуляции специфических «сообще­ний», отправляемых «производителями» через посред­ство «распространителей» к конечному адресату — по­требителям; только на потребительской стадии потен­циальная М. становится реальной.

М. служит одним из средств приобщения индивида к социальному и культурному опыту: отсюда ее особое значение для молодежи. Модные стандарты относи­тельно легко циркулируют от общества к ощест-ву, от одной социальной группы к другой, испытывая при этом бо­лее или менее значительные трансформации. В различных обществах и группах одна и та же М. зачастую по-разному интер­претируется, за ней могут скрываться различные и даже про­тивоположные ценностные ориентации.

Исследования М. и использование ее механизмов имеют важное значение для принятия решений в обла­сти культурной политики, маркетинга, индустриально­го дизайна, рекламы и других областях [Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.2. С.60-61].

МОДЕРНИЗМ (франц. moderne — новейший, современный) —художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XX в. как отражение духовного кризиса буржуазного общества. Отличается протестом против эпигонского повторения канонизированных форм и стилей, выработанных реализмом, романтизмом и натурализмом в эпоху позднего капитализма, и стремится их преодолеть через подчеркнутую индивидуальность в выборе художественных средств, подчиненность всех элементов единому образно-символическому замыслу. Объединяет различные направления в искусстве: фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт и т.д. Все эти течения различны по социальному масштабу и культурно-историческому значению, но их объединяет подчеркнутый антитрадиционализм, отход от реалистических форм, поиск новых изобразительных идей, скрытый смысл. Философско-мировоззренческой основой модернизма послужили идеи Шопенгауэра, Ницше, Бергсона, Гуссерля, Фрейда, Юнга, Хайдеггера, Сартра, Камю и др. В художественных произведениях модернизма мир предстает чаще всего жестоким и абсурдным, человек в нем — одиноким и обреченным, а обстоятельства, в которые он заключен, — враждебными и бессмысленными. Модернизм открыл и разработал новые художественные методы и средства: поток сознания, коллаж, ассоциативный монтаж, оказавшие влияние на развитие искусства XX в. [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.44-45].

МОЗАИЧНАЯ КУЛЬТУРА — термин, который возник в XX в. для характеристики особенностей культуры нетрадиционного типа. Основоположник термина «мозаичная культура» А.Моль отмечал: «Знания складываются из разрозненных отрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации». М.к. представляет собой форму социализации личности, основанную на хаотичном влиянии социокультурной среды в процессе формирования социальной страты. Появление мозаичной культуры связанно с внутренними процессами этого формирования, находящимися в прямой зависимости от скоростиформирования страты в новом информационном поле культуры. [Бенин В.Л., Жукова Е.Д. Феномен мозаичности как результат дифференциации современного знания // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. научн. тр. Вып. 5. / Отв. ред. Е.В.Ткаченко, М.А.Галагузова. –М.: ВЛАДОС,2007. С.170].

 

МОНАШЕСТВО (греч. monachos – одинокий) – особо МОНАШЕСТВО (греч. monachos – одинокий) – особо многочисленная в средние века социальная группа, на основе религиозных верований взявшая на себя обязательства "ухода от мирской жизни", отказа от имущества и своих родственных и социальных связей ради слежения Богу [Культурология: учебно-методический комплекс. С.39].

 

многочисленная в средние века социальная группа, на основе религиозных верований взявшая на себя обязательства "ухода от мирской жизни", отказа от имущества и своих родственных и социальных связей ради слежения Богу [Культурология: учебно-методический комплекс. С.39].

 

МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ — раздел наук о куль­туре (культурологии социально-научного направления), в рамках которого изучаются формы и строение отдель­ных артефактови их объединений (паттернов, куль­турных конфигураций) в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусственных объектов. В ге­нерализованном смысле — это изучение строения ис­кусственной среды существования человека в связи с реали­зацией фундаментальных форм жизнедеятельности. Основные методы познания — структурно-функциональный, семантический, генетический. Основные пограничные обла­сти — археология, лингвистика, социобиология. В бо­лее частном смысле — это изучение вариаций культурных форм и артефактов в зависимости от их социально­го, исторического, географического распределения. Основаные методы познания — общая теория систем, организационный и динамический анализ. Основные пограничные области — социология, пси­хология, этология, экология.

Морфологическое изучение культуры предполагает сле­дующие направления исследования культурных форм и артефактов: генетическое — порождение и становление культурных форм; микродинамическое — динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений (непосредственная трансляция культурной информации); историческое — динамика культурных форм и конфи­гураций в исторических масштабах времени; структурно-фун­кциональное — принципы и формы организации куль­турных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества; технологическое — распределение куль­турного потенциала в физическом и социокультурном про­странстве и времени.

Общую морфологическую модель культуры в соответствии с сегодняшним уровнем знания можно представить следующим образом: три уровня связи субъекта социокультурной жизни с окружением — специализированный, трансля­ционный, обыденный; три функциональных блока спе­циализированной деятельности: культурные модусы со­циальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культу­ра); культурные модусы социально значимого значения (искусство, религия, философия, право); культурные модусы социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура); обыденные аналоги специализованных модальностей культуры: социальная организация — домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль; социально значимое знание — обыденная эсте­тика, суеверия, фольклор, практические знания и навыки; трансляция культурного опыта — игры, слухи, беседы, советы и т.п.

В рамках культурологии морфологический подход имеет ключевое значение, поскольку позволяет выявить соот­ношение универсальных и этноспецифичных характе­ристик в строении определенной культуры [Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.2. С.64-65].

 

МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА. Ислам на­ложил глубокий отпечаток на культуру тех стран, где он получил распространение. Уже в раннем исламе зарождаются три основных мусульманские дисциплины: 1) наука о толко­вании и чтении Корана, 2) наука о хадисах, 3) правоведение, в рамках которого в суннизме складываются четыре в равной мере признанных авторитетными религиозно-правовых толка: ханифитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский. Из коранических предписаний и запретов и юридических прецедентов, зафик­сированных в хадисах, формируется мусуль­манский закон (шариат), который по сей день остается главным источником законодательства большинства мусульманских стран. Исламс­кий закон как универсальная нормативно-дог­матическая система регламентирует в равной степени религиозную догматику; нормы, регули­рующие отношения человека к богу; этику; социальные отношения. Т. е. в шариате слиты воеди­но религиозное, правовое и этическое начала. Этичес­кое поведение регулируется правом, а право­вое поведение понимается прежде всего как религиозно-этическое. Несколько позже — отчас­ти в силу контактов и полемики с христианством, в результате которых в исламе возникают первые теологические споры о свободе воли и пре­допределении, несотворенности Корана, бо­жественных атрибутах, — развивается мусульманское спекулятивное богословие (ка­лам), внутри которого складываются различные школы: мутазилизм, ашаризм, матуридизм. Восприятие античного философского наследия (аристотелизм, неоплатонизм) способствовало развитию определенных рационалистических тенденций в теологии, а в 9-12 вв. возникно­вению и расцвету арабской философии (ал-Кинди, ал-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд). В то же время получает развитие суфизм — мис­тическое направление в исламе, первоначаль­но возникшее как аскетическое движение, а впоследствии в той или иной степени распро­странившееся на все мировоззренческие тече­ния. Как своего рода прикладные науки к основным религиозным дисциплинам развиваются грамматика, математика, астрономия. Разви­тие всех этих дисциплин происходило в про­цессе тесных контактов мусульман с другими восточными культурами: сирийской, которая дала исламу переводы греческой философии и научного наследия; ви­зантийской, у которой ислам заимствовал многие элементы государственно-административной культуры; персидской и индийской, оказавших влияние на мусульманскую право­вую культуру, на развитие литературы и поэзии, мистицизм [Культура и культурология: Словарь. С.616].

 

 

НАИВНОЕ ИСКУССТВО – архаическое искусство, или искусство ранних неразвитых форм, где идеи и чувства выражаются простыми наивными средствами и приемами. В другом значении – народное искусство непрофессиональных мастеров, не имеющих специальной подготовки. Народное наивное искусство традиционно, оно является следствием накопленного народом творческого опыта. Поэтому народный мастер не творец, а лишь исполнитель, который импровизирует в заданных темах и приемах. Это же объясняет общие черты народного наивного искусства: плоскостность, графичность, декоративность, праздничность, гротескность образов, повествовательность композиции [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.2. С.55.].

НАРОД — большая группа людей, связанных главным образом местом своего пребывания: простая толпа (например, "на улице много народа")и жители целого государства (например, "индийский народ"). В науке термин "народ" употребляется в двух основных значениях: 1) в социально-политическом смысле — слои и классы общества, которые на данном историческом этапе участвуют так или иначе в решении задач общественного развития; 2) в этническом смысле — для обозначения всех исторически сложившихся типов этнических общностей: племен, народностей и наций (например, папуасские народы, украинский народ), т. е. в значении этноса[Российская социологическая энциклопедия. С.309].

 

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА - форма культу­ры, создаваемая непрофессионалами. Состо­ит из двух видов — популярной и фольклор­ной культуры. Популярная культура описы­вает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы и т.д. народа, а фольклорная — его прошлое. Легенды, сказки и другие жанры фольклора создавались в прошлом, а сегодня существуют как историческое наследие. Кое-что из этого наследия исполняется и сегодня, значительная часть фольклорной культуры вошла в популярную культуру, которая помимо исторического предания посто­янно пополняется новообразованиями, например, современным городским фольклором. В Н.к. можно выделить два уровня — высокий, связанный с фольклором и включающий народные пре­дания, сказки, эпос, старинные танцы и др., и сниженный, ограниченный так называемой поп-культу­рой. Можно выразиться иначе: фольклор опи­сывает первый пласт Н.к. — его историческое прошлое, а второй пласт, историческое настоящее Н.к., запечат­ленное в видоизмененном виде, отражен в популярной (обыденной) культуре и тесно связанной с ней массовой культуре, разновидностью которой выступает молодежная субкультура. Н.к. создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений (ска­зов, причитаний, быличек) зачастую неиз­вестны, но это высокохудожественные сочинения. Мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы принадлежат к высочайшим творениям Н.к. Она возникла в глубокой древности. Ее субъектом являются не отдель­ные профессионалы, а весь народ. Аудитория Н.к. — всегда большинство общества. Так было в традиционном и индустриальном обществе. Ситуация меняется только в постин­дустриальном обществе. Функционирование Н.к. неотделимо от труда и быта людей. Про­изведения Н.к. существуют обычно во мно­жестве вариантов, передаются устно из поко­ления в поколение. В структуру Н.к. входят народное искусство (народные песни, сказки, легенды), народная медицина (лекарственные травы, заговоры), народная педагогика и др. Некоторые продукты творчества относят к Н.к. в целом, не подразделяя их на фольк­лорную и популярную. К примеру, народная медицина, народные промыслы, народные игры и забавы, народные песни и танцы, на­родные обряды и праздники, народная кух­ня, этика и народная педагогика. Элементы Н.к. — обряды, обычаи, мифы, поверья, ле­генды, фольклор и др. — сохраняются и пере­даются в границах данной культуры посред­ством естественных способностей каждого человека — его памяти, устной речи и живо­го языка, природного музыкального слуха, органической пластики, что не требует ника­кой специальной подготовки и особых техни­ческих средств хранения и записи. Такая культура не нуждается для своей трансляции и в письменности, является в значительной мере дописьменной культурой. По испол­нению элементы Н.к. могут быть индивиду­альными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). В Н.к. ученые выделяют несколько пластов, аспектов, сторон, ярусов: а) древнейший, древний и современный, б) традиционный, индустриальный и постин­дустриальный, в) культуру популярную, массовую и обыденную, взаимоотношения меж­ду которыми в науке до конца не выяснены [Культура и культурология: Словарь. С.619-620].

 

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (народное про­свещение) — система воспитательных, учеб­ных и культурно-образовательных учреждений и мероприятий и органов управления ими в стра­не. По структуре и целям имеет исторически конкретный характер, зависит от уровня экономического, социально-политического, культурного развития общества и со­ответствующих законодательных, финансо­вых, научных и организационно-педагогических мер. Н.о. — важнейшая сфера развития лично­сти, воспитания и поддержания общественно необходимого уровня культуры, общеобразо­вательной и профессиональной подготовки населения [Культура и культурология: Словарь. С.620].

НАРОДНОСТЬ — термин, обозначающий принадлежность к народуили наличие каких-то его качеств. С начала 50-х гг. нашего века применяется для обозначения различных видов этноса,находящихся на стадии развития (общности) между племенем (или союзом племен) и нацией. Как тип этноса Н. считается характерной для раннеклассовых формаций. Исторически Н. формируется в результате смешения и консолидации племенных общностей (или их частей) по мере развития между ними хозяйственных и других связей. Мощный фактор этого процесса — объединение частей формирующейся Н. в рамках одного государства, а также распространение между ними одной религии. Первые Н. возникли в районах древнейших цивилизаций (древнеегипетская, шумерская и др.). В Европе процесс формирования Н. развернулся главным образом после окончания эпохи Великого переселения народов. В процессе формирования Н. возникает хозяйственная и культурная общность, распространяется язык или диалект преобладающий этнической общности. Однако этническое самосознание на стадии Н. обычно не вполне отчетливо; оно часто отодвигается на второй план чувством религиозной принадлежности, областным (земляческим) самосознанием, чувством преданности своему властителю и т. д. Утрата прежней государственной общности нередко приводит к распаду Н.; так, древнерусская Н. после распада Киевской Руси дала начало русской, украинской и белорусской Н. В западной научи, литературе термина Н. и адекватного ему понятия нет [Российская социологическая энциклопедия. С.309].

Нарратив (лат. narratus — рассказ, повествование) — повествовательный текст; фундаментальный компонент социального взаимодействия, состоящий как минимум в том, что «кто-то рассказывает кому-то, что что-то произошло» (Б. Смит); результат двух переплетенных процессов: представления фабулы и интерпретации [Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики. C. 136].

 

НАУКА — сфера человеческой деятельности, направленная на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире. Под Н. понимают и исторически развивающуюся совокупность таких знаний, и социальных институт, в рамках которого она осуществляется. Часто Н. называют и отдельную отрасль знаний.

Знания получаются и используются в любой сфере человеческой деятельности, но лишь в сфере Н. получение новых знаний выступает не только средством, но и основной целью и основным продуктом деятельности. При этом как научные знания, так и процесс их получения обладают рядом специфических черт, которые, взятые в совокупности, не характерны для знаний, получаемых в других сферах деятельности. Научная деятельность отличает стремление к объективно истинному, обоснованному и проверенному знанию, и в связи с этим для нее присуще наличие развитого аппарата методов и процедур, используемых для рационального критического обоснования, доказательства и проверки получаемых знаний.

Для научного знания характерны направленность на объект, на выявление собственных, имманентных законов функционирования и развития изучаемого объекта. Теоретическая системность предполагает, что каждый элемент знания не может быть значим сам по себе, если он так или иначе не соотнесен с определенной системой исходных аксиом, постулатов и допущений. Процедуры обоснования научного знания включают в себя как логический анализ согласованности каждого элемента с этой системой, так и различи, способы эмпирической проверки. Автор, излагающий новый научный результат, должен описать условия для независимого воспроизведения и проверки этого результата. Обоснованность научного знания обеспечивается еще и тем, что, помимо импульса к расширению описываемого им круга явлений, оно содержит также импульс к критическому анализу, а иногда и к радикальному пересмотру своих собственных критериев и тех исходных допущений, на которые оно опирается.

Наряду с объективной направленностью научному знанию свойственна и адресованность, пусть неявная и неосознаваемая человеком как субъектом. По своим свойствам оно должно быть таким, чтобы его могли воспринимать, понимать, оценивать, усваивать, осмысливать и использовать другие субъекты: при этом научное знание — это знание общезначимое, апеллирующее не к уникальным особенностям и способностям того или иного конкретного субъекта, а ко всякому соответствующим образом подготовленному индивиду. Совокупность лиц, обладающих необходимой компетенцией в данной области и участвующих в процессе выработки нового знания, называют научным сообществом. Нередко оно понимается как совокупный субъект научной деятельности. Адресованность научного знания другим субъектам и научному сообществу в целом достигается за счет того, что сам процесс его получения регулируется нормами, которые каждый субъект не придумывает для себя заново, а усваивает в ходе своей профессиональной подготовки.

Научное сообщество, разрабатывающее некоторую проблемную область, является первичной социальной ячейкой Н., нормативно контролирующей деятельность своих членов. Оно определяет круг проблем, которые в данный момент представляются актуальными, значимыми и вместе с тем разрешимыми: существуют приемлемые концепту­альные и технические средства решения этих проблем. Наряду с этим научное сообщество дает первую оценку новизны, важности и глубины исследовательских результатов, получаемых его членами, определяет статус и престиж каждого из них.

Более крупной социальной ячейкой является дисциплинарное сообщество, на уровне которого осуществляется воспроизводство научной деятельности и подготовка новых поколений исследователей, способных работать на переднем крае Н.. в рамках проблемных научных сообществ. Характерные признаки научной дисциплины — наличие профессиональных журналов и организаций, учебных кафедр и дисциплинарных учебников. Следующим иерархическим уровнем являются целые сферы или области знаний, т. е. полидисциплинарные образования — такие, как физика, химия, биология и др.

Самое крупное членение Н. — это ее разделение на естественные, обществ, (социальные, гуманитарные) и технические Н. Между этими тремя группами Н. существуют определенные различия, выражающиеся как в познавательных установках, так и в формах социальной организации деятельности. В современной Н. исследования, проводимые на переднем крае, зачастую носят междисциплинарный характер и определяют взаимодействие представителей общественных, естественных и технических Н.

Исторический процесс развития Н. сопровождается расширением спектра выполняемых ею специальных функций и соответственно усилением ее взаимосвязей с другими сферами совокупной деятельности общества. Первыми по времени получают развитие культурно-мировоззренческие функции Н., которые реализуются благодаря тому, что предлагаемые Н. рациональные, т. е. основанные не на субъективном мнении, а на критически осмысленном объективном знании, объяснения тех или иных фрагментов и аспектов действительности входят в содержание культуры и мировоззрение общества. Признание за Н. авторитета в этой области явилось важным шагом в процессе ее социальной институционализации, поскольку научная деятельность начинает восприниматься как общественно приемлемый и признанный род занятий.

Прогрессирующая специализация научной деятельности ведет к тому, что для этого оказывается необходимой достаточно длительная и основательная профессиональная подготовка, обеспечиваемая социальными институтами образования, с которыми у Н. устанавливаются интенсивные взаимосвязи и взаимообмены, посредством которых реализуется др. группа социальных функций Н. Как содержание, так и формы образования складываются и развиваются под сильным влиянием Н. В свою очередь, составной частью научной деятельности становится деятельность, направленная на воспроизводство социального института Н., на оформление, обобщение и систематизацию результатов научных исследований, которые организуются по нормам учебного предмета [Российская социологическая энциклопедия. С.311-312].

 

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС —постепенный (эволюционный) процесс заме­ны устаревшего поколения техники и технологии новым, более совершенным за счет вне­дрения достижений науки. Наука создает но­вые идеи, теории и приборы, а техника — конечный результат внедрения научных идей в практику. В связи с этим целесообразно раз­личать два процесса: А) технический про­гресс; Б) НТП. Основой НТП служит союз науки и техники. Хотя он начал зарождаться еще в 18 в., только во 2-ой пол. 20 в. стал подлинным единством двух областей челове­ческой деятельности. Технический прогресс начался миллионы лет назад, а НТП — это лишь поздняя стадия технического прогрес­са. Она стала возможной с превращением на­уки в движущую силу общественного произ­водства. НТП в узком смысле означает со­вершенствование техники и технологии только на основе систематического примене­ния на практике научных знаний. В узком смысле о нем можно говорить как о синониме тех­нического прогресса. Ок. 2 млн. лет назад по­явились новые орудия труда, отсчитывающие начало технического прогресса. Но только 250 лет назад произошла индустриальная ре­волюция, когда появление науки Нового вре­мени сделало возможным объединение двух начал — науки и техники, предопределив старт НТП, прошедшего более короткий путь от промышленных фабрик до компьюте­ров, термоядерной энергии и авианосцев. 17 в. ознаменовался бурным развитием естествен­ных и точных наук. Наследуя и развивая до­стижения Ренессанса, естествоиспытатели и философы 17 в. создали новую картину мира, ставшую основой европейской НТР Нового времени. Философские системы Бэкона, Декарта, Гоббса, французских мыслителей Пале-Ройяля были ориентированы на практическое ис­пользование достижений науки в интересах промышленности, кораблестроения, мореплавания. Девиз «Знание — сила» стал отра­жением духа новой эпохи. НТП тесно взаимосвязан с экономическим укладом общества. Одни уклады способствуют его развитию в большей степе­ни, адругие в меньшей. В годы советской вла­сти отечественные философы пытались дока­зать, что социализм в гораздо большей мере способствует развитию НТП, чем капита­лизм. Однако за 70 лет его существования выявилось серьезное отставание социалисти­ческих стран от капиталистических. Советс­кие ученые даже заговорили о временном регрессе. В частности, НИИ, академические институты, предприятия оборонного комплекса, в условиях неплатежей и отсутствия госзаказа вынуждены переходить на выпуск примитив­ной, ненаукоемкой продукции, на которую су­ществует спрос на рынке. В результате квали­фикационный потенциал теряется и в буду­щем, с переходом к нормальным условиям, его не удастся восстановить. Прекращение государственного субсидирования вынудило многие колхо­зы переходить от машинной к конной и руч­ной тяге, восстанавливать давно забытое на­туральное хозяйство, развивать бартерный обмен, выдавать зарплату продукцией, тру­диться на устаревшей и изношенной техни­ке. Сегодня ученые доказали, что рыночное общество больше предрасположено к НТП и со­здает для него более благоприятные условия. НТП открывает широкие возможности для внедрения станков с числовым программным управлением (ЧПУ) типа «обрабатывающий центр», развития комплексного автоматизи­рованного производства, замены отдельных станков автоматическими системами машин, применения дистанционных методов управле­ния. Все это позволит сократить, а затем пол­ностью ликвидировать ручной труд, вывести человека с тех участков, где условия труда оказывают отрицательное воздействие на здоровье, и в конечном счете сберечь допол­нительно миллионы рабочих рук. В советской социологии (60-70-е гг.) НТП связывался с марксистской концепцией сближения физи­ческого и умственного труда, внедрением достижений науки в производство, благода­ря чему повышается производительность труда, происходят многообразные измене­ния в жизни общества. Во 2-ой пол. 80-х гг. дан­ная проблематика изучается все меньше, а в нач. 90-х гг. вовсе сходит на нет [Культура и культурология: Словарь. С.625].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: