Культура и образование: культурологический подход 27 страница

ПАЛЕОЛИТ (палио – древний, лит – камень) – древнекаменный век, первый период каменного века, когда ископаемый человек в процессе производства как орудия труда использовал добытые камень, дерево, кости, занимался охотой и собирательством. Хронологические рамки палеолита - с возникновения человечества до 10-го тысячелетия до н.э. [Культурология: учебно-методический комплекс. С.40].

ПАМЯТНИК – в широком смысле – объект, являющийся частью культурного наследия страны, народа, человечества. По типологическим признакам делятся на памятники истории, градостроительства и архитектуры, искусства. В узком смысле памятник – произведение искусства, созданное для увековечения памяти об определенных событиях и людях [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.2. С.83.].

ПАРАДИГМА (греч. paradeigma — пример, образец) — понятие, получившее особенно широкое распространение после работ современного американского историка науки Т.Ку-на. Означает совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным сообществом на каждом этапе развития науки, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении научных проблем. Как определенный «набор» предписаний (регулятивов), каждая парадигма включает в себя следующие элементы: символические (знаковые) обобщения, философские компоненты, ценностные установки, схемы решения конкретных задач («головоломок»). Понятие парадигмы уточняется с помощью понятия «дисциплинарная матрица», выражающего не только принадлежность ученых к данной научной дисциплине, но и систему методов, приемов, норм их Исследовательской деятельности [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.57].

Парадигма образования ─ 1) краткая и всеобъемлющая формула состояния развития образования в определенный исторический период. В парадигме заключается суть отношений между всеми составляющими образования как системного объекта, а именно: целью, содержанием, формами, методами и отношениями участников образовательного процесса; 2) теоретическая модель, раскрывающая состояние образования в совокупности всех его составляющих, идеальный теоретический образ; 3) инструмент исследования, дающий возможность сделать анализ пути пройденного образованием (анализ истории развития образования) на основе сравнения его особенностей на определенном отрезке исторического пути; 4) общая категория, под которую можно подвести все стороны образовательной деятельности, которые давали бы возможность представить состояние образования в определенный исторический период [Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). С.143].

 

ПАРАДОКС (греч. paradoxos — неожиданный, странный) — 1) Утверждение, резко расходящееся с общепринятыми, установившимися мнениями; отрицание того, что представляется безусловно правильным; ввод, выходящий за рамки традиционных представлений. 2) Два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы. Иначе говоря, противоречие, полученное в результате внешне формально-логически правильного рассуждения, приводящее к взаимно исключающим заключениям. Парадоксальность — одна из характерных черт современной науки,свидетельство диалектичности процесса познания,его стремления выразить реальные противоречия [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.57].

ПАТРИАРХАТ (отцовский род) - период родового строя, в который осуществляется переход к моногамной семье и наследованию родства и имущества по мужской (отцовской) линии [Культурология: учебно-методический комплекс. С.40].

ПАТРИОТИЗМ ─ эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов [Политология: Энциклопедический словарь. С.247].

ПАЦИФИЗМ ─(лат. pasificus ─ умиротворяющий) ─ международное антивоенное движение, сложившееся во второй половине XIX в., выступающее принципиально против всяких войн [Политология: Энциклопедический словарь. С.247].

 

ПЕДАГОГИКА — наука о воспитании подрастающих поколений. Основным источником познания закономерностей воспитания является изучение и обобщение педагогического опыта, обусловленное интересами развития и совершенствования педагогической практики и создающее условия для обогащения и развития П. Задачи П. подразделяются на постоянные и переменные. Постоянные задачи П.: 1) вскрытие закономерностей воспитания, образования, обучения и управления этими процессами; 2) изучение, обобщение практики, опыта, педагогической деятельности; 3) разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами; 4) прогнозирование развития образовательных систем на ближайшее и отдаленное будущее; 5) внедрение результатов педагогических исследований в практику; разработка теоретических методологических основ инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновение исследовательской и практической деятельности (научно-практические центры, лаборатории и объединения). Временные задачи возникают в ходе удовлетворения текущих потребностей науки и практики и решаются посредством временных творческих коллективов или групп (разработка стандартов, учебников, концепций и программ). П. представлена системой наук: дошкольная П., П. школы; П. профессионального (начального, среднего, среднего специального, высшего и послевузовского) образования; производственная П.; специальная и военная П.; сравнительная и социальная П.; история П.; исправительно-трудовая П.; П. Взрослых [Непрерывное экономическое образование: Словарь базовых понятий. С.111].

* * *

Педагогика — наука о целенаправленном процес­се передачи человеческого опыта и подготовки подра­стающего поколения к жизни и деятельности; о сущ­ности, закономерностях, принципах, методах и фор­мах обучения и воспитания человека; особая сфера деятельности по воспитанию и обучению человека; это наука и, одновременно, отрасль человековедения, т. е-. отрасль гуманитарной науки о способах и путях пе­редачи-получения человеком информации и приобще­ния к общекультурным ценностям с учетом его инди­видуально-возрастных особенностей развития в кон­тексте конкретной педагогической системы; одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека, т. е. ее предметом является воспита­ние, процесс целенаправленного формирования лич­ности: как из ребенка, существа почти исключитель­но биологического, формируется личность — существо социальное, сознательно относящееся к окружающе­му миру и преобразующее этот мир. Этот процесс про­текает по свойственным ему закономерностям, т. е. в нем проявляются устойчивые, неизбежные связи меж­ду отдельными частями, определенные изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти за­кономерности выявляет и изучает педагогика [Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования: учебное пособие. С.416-417].

 

ПЕДАГОГИКА ВОЕННАЯ ─ отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания, образования, обучения и психологической подготовки военнослужащих, воинских коллективов, их подготовки к успешному ведению боевых действий [Военный энциклопедический словарь / Пред. Гл. ред. комиссии С.Ф.Ахромеев. -М.: Воениздат, 1986. -С.543].

 

Педагогика досуга – учение о досуге как целенаправленно организованной воспитательной деятельности.Предметомпедагогики досуга является целенаправленный, воспитательный процесс организации досуговой деятельности детей и подростков и перевод ее на более высокий уровень развития. Задачи педагогики досуга: 1) создание условий для самореализации и самовоспитания в сфере свободного времени; 2) повышение нравственного и культурного уровня развития ребенка; 3) включение в социально-значимую досуговую деятельность. Методы педагогики досуга: игра, театрализация, состязательность, импровизация, метод создания воспитывающих ситуаций [Педагогика досуга: терминологический словарь. С.55].

 

Педагогическая культурология ─ область гуманитарного знания, выступающая в качестве методологии социокультурного воспроизводства, изучающая общие закономерности педагогического процесса, направленная на получение систематизированных знаний о формах и методах трансляции социального опыта и разрабатывающая варианты практической организации культурно-образовательной практики [Бенин В.Л. Педагогическая культурология. С. 33].

Педагогическая технология — последовательное и непрерывное осуществление взаимосвязанных между собой компонентов, методов, состояний педагогического процесса и определенных действий его участников — педагогов и обучающихся; последовательная взаимо­обусловленная система действий педагога, связанная с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемая в педагогичес­ком процессе с целью решения различных педагоги ческих задач (структурирование и конкретизация це­лей педагогического процесса, преобразование содержания образования вучебный материал; выбор мето­дов, организационных форм и средств осуществления педагогического процесса и т. д.) [Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования: учебное пособие. С.417-418].

 

Педагогический процесс — система, в которой во­едино на основе целостности и общности слиты про­цессы воспитания, развития, формирования и обуче­ния подрастающего поколения вместе со всеми усло­виями, формами и методами их протекания; целенап­равленное, сознательно организованное, развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, в ходе которого решаются общественно необходимые задачи образования и воспитания; движение от целей обра­зования к его результатам путем обеспечения един­ства обучения и воспитания. Педагогический про­цесс — это в самом общем виде два взаимосвязанных, в тесном единстве протекающих процесса: деятель­ность воспитателей как процесс целенаправленных воздействий воспитательных влияний на воспитанни­ков; деятельность самих воспитанников как процесс усвоения ими информации, физического и духовного развития, формирования отношения к миру, включе­ния в систему общественных отношений; внутренне связанная совокупность многих процессов, суть кото­рых состоит в том, что социальный опыт превращает­ся в качества формируемого человека [Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования: учебное пособие. С.418].

 

Пенитенциарная (исправительная) педагогика ─ особая педагогическая отрасль, занимающаяся теоретическим обоснованием процесса исправления осужденных, содержащихся за совершенные преступления в местах лишения свободы, а также разработкой практики данного процесса. Являясь одним из звеньев в системе педагогических наук, пенитенциарная педагогика в то же время основывается на теории и практике других отраслей педагогики — общей, возрастной, специальной, профессиональной, социальной и др. — и содержит в себе ряд присущих им признаков. Сфера применения пенитенциарной педагогики ограничивается пенитенциарными учреждениями, и объектом познания пенитенциарной педагогики является человек, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы и исправляющийся в результате воспитательных воздействий. Предметом пенитенциарной педагогики являются воспитательные отношения, организованные в пенитенциарных учреждениях и обеспечивающие исправление осужденных [Ветошкин С.А. Пенитенциарная педагогика: сущность и основные категории // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. научн. тр. Вып. 4. Отв. ред. М.А.Галагузова. –Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 2001. С.386, 387].

 

ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА - культура, характерная для родового общества [Культурология: учебно-методический комплекс. С.40].

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО – искусство, существовавшее по III тыс. до н. э. Исторические периоды: палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Характеризуется художественно-мировоззренческим синкретизмом и ритуально-магическим отношением к природе. В нем воплотились доисторические представления людей о жизни, смерти, мире [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.2. С.88.].

ПЕТРОГЛИФЫ (греч. petros – камень и glyphe – резьба) – изображения и знаки, выбитые, высеченные на поверхности скал, на потолках и стенах пещер и на отдельных камнях [Культурология: учебно-методический комплекс. С.40].

 

ПЕЩЕРНОЕ ИСКУССТВО – комплекс древнейших художественных памятников, созданных в период, когда пещеры использовались человеком в качестве жилья или святилища. Главный изобразительный персонаж пещеры – животные. Их фигуры переданы со скрупулезной реалистичностью, следуют одна за другой, находят друг на друга, образуя скопления, или, и наоборот, разрежаются вплоть до одного силуэта на всей поверхности стены. Фигуры все профильны, почти нет изображений в фас. Наряду с рисунками, ставшими эталоном первобытного реализма, можно встретить простейшие насечки, треугольники, сетки. Изображения животных писались охрой с добавлением крови и мозга животных, а в глине для рельефа использовались кости самого животного [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.2. С.91-92.].

 

Поведение – совокупность поступков человека, имеющих определенное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период времени в постоянных или и вменяющихся условиях. Существуют образцы асоциального поведения личности. К таким можно отнести девиантное поведение, характеризующееся устойчивым, повторяющимся нарушением социальных норм и правил, а также поступок, действий человека, не соответствующие официально установленном или фактически сложившимся в данном обществе нормам и правилам. Выделяют уровни девиации – выраженности отклоняющегося поведения: докриминальный уровень, когда подросток еще не стал субъектом преступлений и его социальные отклонения проявляются в виде мелких проступков, нарушений норм морали, правил поведения в общественных местах, отклонений от социально полезной деятельности, в употреблении алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику,  криминальный уровень, когда социальный отклонения выражаются в преступлениях, уголовно наказуемых действиях, и подросток становится субъектом преступления, которое рассматривается следственными или судебными органами. Второй уровень поведения иногда называют деликвентным.

Как известно человек – существо социальное и не существует вне окружающей его социальной среды, которая, в свою очередь, показывает образцы поведения. Ребенок попадает под прямое влияние этой среды, а оно может быть и десоциализирующее, то есть это образцы асоциального поведения антиобщественных ориентации и убеждений со стороны ближайшего окружения, которые прямо демонстрируют антиобщественные нормы и ценности, групповые предписания, внешние поведенческие регуляторы, направленные на формирование личности асоциального типа [Педагогика досуга: терминологический словарь. С.55-56].

 

ПОДРОСТКОВАЯ КУЛЬТУРА. Некоторые взрослые считают, что уподростков суще­ствует своя собственная культура, а другие думают, что П.к. — отражение культуры взрослых. На самом деле правы и те, и дру­гие. Подростки создают культуру со своим собственным языком, модой и, что самое главное, со своей системой ценностей, которая может отличаться от ценностей взрослых. Она пользуется одобрением среди ровесни­ков, но не взрослых. П.к. можно выразить че­рез совокупность ценностей, взглядов и ти­пов поведения, которые характеризуют данный возраст, а можно рассмотреть материальные объекты, которые молодежь покупает или де­лает своими руками, используя их в повсед­невной жизни. П.к. характеризуют несколь­ко наиболее важных артефактов, в т. ч. мо­лодежная одежда, молодежная музыка и автомобили. Одежда. Броская и часто вызывающая одежда помогает подросткам рас­крыть и выразить свою сущность, отношение к миру, подчеркнуть свою индивидуальность. Эксперименты с внешностью — часть процес­са поиска собственного образа, в котором юно­ша или девушка чувствовали бы себя ком­фортно. Подростки, которые враждебно отно­сятся к своим родителям или бунтуют против них, могут демонстрировать свое неуважение тем, что носят одежду или прически, которые заведомо не нравятся старшим, выбирают та­кие вещи, которые позволят им получить при­знание или быть принятыми в компаниях сверстников. Если в мире взрослых показате­лем воспитанности человека выступает оп­рятный вид, чистота и гигиена, то молодежь начинает считать опрятность признаком мещанства, аккуратность — занудства, делови­тость — карьеризма, порядок и ухоженность — буржуазности. В 60-е писком моло­дежной моды служила одежда хиппи — нео­прятная, часто потерявшая свой вид, цвет и название. Независимость молодых людей от мира взрослых символизировали, к примеру, бусы, цветы и головные повязки, кожаная одежда с бахромой, куртки в «индейском» стиле, длинные платья «под старину», мока­сины или сандалии, бороды или длинные не­чесаные волосы. Мода «панк-рок» стала для студентов 80-х выражением того же бунта против мещанского общества и проявлением со­лидарности со сверстниками. Молодежь 90-х, которая носит мешковатую свободную одежду, тоже хочет заявить о своей незави­симости. Для подростка одежда выполняет часто не те же самые функции, что для взрос­лых. Новые джинсы он может изрезать, по­красить, смять или как-либо еще обезобра­зить, если это сейчас модно или очень «кру­то». Важнейшей функцией одежды для подростков выступает маркировка принадлежности определенной группе, «команде», «тусовке». Надел белую рубашку и бабочку, значит ты — «батан» или «маменькин сыночек». Чем более модно и «круто» ты одева­ешься, тем выше твое положение среди свер­стников. Автомобиль. Управление автомоби­лем для некоторых подростков становится способом выразить свою власть. Музыка. Музыка является важной частью П.к. Суще­ствует много различных форм популярной в П.к. музыки: поп, ритм-энд-блюз, рэп, фолк, кан­три вестерн, джаз и рок. Наиболее распрос­траненным жанром являются баллады о любви. Очень часто основной сюжет песен — романтическая роковая любовь. Поднимают­ся проблемы повседневной жизни: отсутствие денег, совместный досуг, жизненные пот­ребности, борьба с искушениями, строгость родителей. Разные песни отражают различные взгляды на жизнь — иногда позитивные, иногда — циничные. Некоторые песни от­кровенно сексуальны. Темы других связаны с взаимоотношениями: неверностью, совмес­тимостью, с тем, как быть самим собой. Под­нимаются социальные проблемы: меркантильность, бездомность. Одним из самых противоречи­вых и спорных жанров современной музыки являет­ся тяжелый рок, или «хэви-метал» (громкая и гедонистическая музыка), искренний и откровенный в своей чув­ственности, эмоциональности или тоске. Это направление нередко шокирует слушателей, особенно взрослых, своим содержанием и музыкальной формой. В песнях «хэви-метал» часто оплакивается конец света, и нет ни ма­лейшей надежды на светлое будущее. Произ­ведения этого жанра преисполнены чувства безнадежности и пропитаны цинизмом. Большинство песен «хэви-метал» исполняется не в мажорном, а в минорном, меланхолическом ключе. Основная причина, по которой молодым людям нравится тяжелый рок — талантливое исполнение музыки. На втором месте — текст песен [Культура и культурология: Словарь. С.681-682].

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ КУЛЬТУРЫ ─расширяет диапазон знаний в сфере общечеловеческих ценностей. Эти знания могут существовать как на уровне обыденного эмоционально-психологического сознания, так и на уровне теоретического. Например, путешествуя по различным странам, человек расширяет свои представления об образе жизни, традициях, обычаях, национальных особенностях религии, искусства, морали и т.п. Теоретическое постижение различных форм национальных культур отличается высокой степенью обобщенности и целенаправленностью, установлением причинных связей и закономерностей [Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. С.387-388].

 

ПОКОЛЕНИЕ ─ 1) совокупность людей, родившихся в определенный период (чаще всего равный календарному году); то же, что когортапо году рождения. Различают совокупность ровесников,составляющих реальное поколение, и совокупность современниковразного возраста, образующих гипотетическое поколение; 2) потомство супружеской пары или совокупности супружеских пар по степеням родства, причём сами эти пары (родители) считаются нулевым П., их дети — первым П., внуки — вторым П. и т. д.; 3) колено, ступень в линии родства между двумя родственниками по прямой линии, т.е. происходящими от общего предка (мать — дочь или отец — сын). В той или иной мере разграничивается в любой системе родства. Поскольку в демографии рассматриваются не отдельные люди или семьи, а совокупности людей, П. в этом смысле может быть только средней величиной. Длина П. выражается средним промежутком времени между рождением родителей в некоторой их совокупности и рождением всех их детей. При этом различают длину мужского поколения и женского поколения [Демографический энциклопедический словарь. С.331].

 

ПОЛИТИКА КУЛЬТУРНАЯ — совокупность теоретических принципов и практических мер, разрабатываемых и реализуемых государством в сфере духовной культуры и направленных на широкое, массовое распространение и усвоение духовных ценностей общества всеми социальными слоями игруппами. П.к. — часть социальной политики и поэтому неразрывно связана с задачами, которые реализуются в общеполитической сфере, экономике. Комплекс мер П.к. нацелен на то, чтобы придать определенное содержание и направленность различным фермам культурной деятельности людей: в сфере искусства,образования, науки, культурных традиций и обычаев. Поскольку основные задачи П. к. реализуются через воздействие на духовную сферу (сознание людей, их взгляды, представления. интересы, потребности), постольку глобальные проблемы культурных революций занимают целые исторические эпохи, требуют значительно большего времени, чем достижение собственно политических целей социальных революций [Российская социологическая энциклопедия. С.395].

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Иногда ее рассматривают как самостоятельное явление, а иногда включают как подвид в управленчес­кую культуру. Содержание П.к. определяет­ся господствующим политическим режимом власти. Если в стране царит тоталитарный режим, то возможен такой вариант: 1) строгая исполни­тельская культура на всех уровнях (причина — страх перед наказанием, репрессиями), неукоснительное соблюдение дисциплины, 2) крайне бедное содержание П.к. в целом, отсутствие многообразных вариантов поведе­ния подчиненных, свободы действий, иници­ативы. Характерная черта тоталитарной П.к. — строгое соблюдение формальных норм при крайне ограниченном наборе неформаль­ных норм, обычаев, традиций. Сильная дис­циплина и бедное содержание политической культу­ры — производные от авторитарного стиля управления и безынициативности подчинен­ных. Показателями уровня развития П.к. в обществе являются наличие гражданских и политических прав личности, то, насколько они соот­ветствуют международным правилам, сте­пень реализации и защиты этих прав, стиль и формы межпартийной борьбы, парламентс­кая и непарламентская лексика общения по­литических деятелей и многое другое [Культура и культурология: Словарь. С.683].

Понимание процедура осмысления, выявления и реконструкции смысла, а также смыслообразования (С.С.Гусев, Г.Л.Тульчинский); в педагогической герменевтике — многоракурсная рефлексия по поводу ценностных характеристик, научного содержания, логики, системно-структурных отношений педагогического знания, соответствующих ему образов культуры и искусства на основе самопознания и личного жизненного опыта субъекта понимания [Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики. C. 137].

 

Постмодернизм — широкое культурное течение, которое несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологиче­скими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Авангар­дистской установке на новизну противостоит здесь стремление вклю­чить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по поводу мо­дернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращения его в среду обитания человека культуры. Смысл постмодернизма некоторые исследователи видят в создании предпосылок для новых постановок проблем свободы и ответственно­сти, в демонстрации полимодального рассмотрения культуры, утвер­ждении самодостаточности творчества и творческой личности, науч­ного и художественного плюрализма [Теория культуры: Учеб. пособ. С. 575].

 

Постулат (лат. postulatum – требуемое, требование) – положение, суждение, утверждение или допущение, принимаемое в рамках какой-либо научной теории за истинное, исходное, не требующее доказательства, хотя и недоказуемое ее средствами и потому играющее в ней роль аксиомы (в логике, математике и пр.) [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 346].

 

ПРАВОСЛАВИЕ ─ одно из 3 основных направлений в христианстве (наряду с католицизмом и протестантизмом), сложившееся как восточная его ветвь после разделения Римской империи (395) и оформившееся после разделения церквей (1054). Получило распространение главным образом в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Будучи первоначально государственной религией Византийской империи, испытало влияние особенностей се исторического развития, что отразилось и в вероучении и в организации православной церквей. Основу вероучения П., сформулированного в символе веры, принятом на Никейском (325) и Константинопольском (381) вселенских соборах, составляют святое писание (Библия) и святое предание. Оно исходит из признания триединого бога, творца и управителя Вселенной, загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа, открывшего возможность для спасения человечества, на котором лежит печать первородного греха. Церкви отводится роль посредницы между богом и людьми. Центральное место в культе П. занимают 7, христианских таинств. Большое значение придается праздникам и постам В П. отвергается ряд принятых в католицизме догматов (об исхождении святого духа не только от бога-отца, но и от бога-сына, о чистилище, о непорочном зачатии девы Марии Анной), несколько по-иному совершаются некоторые таинства. В отличие от католицизма в П. не существует единого духовного центра, единого главы церкви [Атеистический словарь С.352].

ПРЕКРАСНОЕ – одна из основных и самых широких по объему категорий эстетики, характеризующая явления действительности, общественной жизни и искусства, обладающие положительной эстетической ценностью. Эта категория, в отличие от понятий конкретных наук, носит ценностный характер, поскольку в ней отражаются не только объективные представления о реальной действительности, но и отношение к ней человека – его оценки и переживания. В результате такого отношения в эстетической оценке находят выражение как объективные свойства воспринимаемых предметов и явлений, так и особенности духовного мира воспринимающего – его представления об эстетическом идеале, его эстетический вкуси потребности. Сущность прекрасного вызывала интерес у многих мыслителей прошлого. Особое внимание этой проблеме уделяет античность. Интерес к природе прекрасного в этой культуре обусловлен ее ментальностью (см. Менталитет) и представлениями древних греков об окружающем мире, составившими их культурную картину мира, основой которой стала красота. В Древней Греции понятие космоса было тождественным понятиям «гармония» и «красота». Греческая культура, придав прекрасному статус нормы, на которую ориентировалась не только творческая деятельность архитекторов, скульпторов, живописцев, но и утилитарная практика античного грека, должна была поставить вытекающий из всего этого вопрос: «Что такое красота?». Сформулировав его, она пыталась найти ответ. В решении этого вопроса в культуре Древней Греции господствующей была точка зрения, рассматривающая красоту как совокупность свойств, наличие которых в предметах и явлениях действительности делает их эстетически привлекательными. Поскольку прекрасное полагалось объективным свойством реального мира, то отсюда логически следовал вывод о том, что свойства красоты можно описать, вычислить. Пифагорейцы, например, считали, что прекрасное можно выразить в числе. Самым совершенным, самым прекрасным, по их мнению, являлось число «семь». Аристотель видит сущность красоты в пропорциональности, симметрии, гармонии, соразмерности, в мере (ни чрезмерно большое, ни чрезмерно малое в своем роде не может быть красивым). Согласно теории греческого скульптора Поликлета, воспитанного на пифагорейской эстетике, соотношение частей в скульптурном образе должно соответствовать выведенной им пропорциональной зависимости, где за единицу измерения принимается фаланга пальца. Практической реализацией выработанного художником канона красоты явилась созданная им скульптура «Дорифор». Представление о красоте как определенном свойстве действительности было одним из господствующих до концы XIX в. Параллельно с ним существовало другое, противоположное понимание природы прекрасного: прекрасное есть некая духовность, божественная сущность (Платон, Гегель, Фома Аквинский). Современная эстетика в понимании сущности прекрасного исходит из того, что феномен красоты не есть некое свойство действительно-сти. В объективном мире существуют носители красоты. Но без человека, воспринимающего, переживающего и оценивающего действительность, нет и не может быть прекрасного. Оно возникает лишь в результате специфической, ценностно-эмоциональной формы отношений человека к миру. В понятии прекрасного выражена оценка человеком тех предметов и явлений реальности, которые, согласно его идеалу, обладают положительной эстетической ценностью. Для учебного курса «Мировая художественная культура» феномен прекрасного имеет определенное познавательное значение. С одной стороны, осмысление роли красоты в изучаемой культурной эпохе значительно расширяет представления о ней. Из того, какую роль играла красота в жизни людей, можно делать вывод об уровне развития их эстетического вкуса и эстетических потребностей. В свою очередь, это является показателем того, в какой мере богатой духовной жизнью жило общество. С другой стороны, изучение художественных памятников обязательно должно включать эстетический аспект их осмысления и оценки в соответствующих эстетических категориях [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.2. С.107-108.].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: