Культура и образование: культурологический подход 26 страница

 

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ  — форма национального самоопределения, представляющая собой общественное объединение людей, относящих себя к определенным национальным (этническим) общностям, на основе их волеизъявления и добровольной самоорганизации в целях реализации их национальных (национально-культурных) интересов. В Российской Федерации национально-культурная автономия основывается на принципах, получивших отражение в федеральном Законе «О национально-культурной автономии» (июнь 1996 г.). В их числе: свободное волеизъявление граждан при отнесении себя к определенной этнической общности; самоорганизация и самоуправление; многообразие форм внутренней организации национально-культурной автономии; сочетание обществ, инициативы с государственной поддержкой; уважение языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных общностей; законность. При этом Закон утверждает, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом, то применяются правила международного договора [Российская социологическая энциклопедия. С.313].

 

Национально-региональный компонент учебного плана — часть содержания образования, которая отра­жает национальное и региональное содержание куль­туры (родной язык, литература, история, география региона и т. п.), обусловливающее особые потребности и интересы в области образования народов нашей стра­ны в лице субъектов Российской Федерации [Бухарова Г.Д., Арефьев О.Н., Старикова Л.Д. Системы образовыания. –Ростов н/Д: Феникс, 2008. С.466].

 

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ — термин, производный от слова «нация», но употребляющийся в более широком смысле. В русском языке понятие Н. используется в двух основных значениях. 1. Для обозначения народностей, наций и других этнических общностей и групп, населяющих страну; к племенам оно обычно не применяется. В правово-политическом смысле это понятие относится только к коренным национальностям России, имеющим те или иные формы национально-территориальной автономии. 2. Для обозначения принадлежности какого-либо человека или группы людей к определенной народности или нации, в т. ч. в переписях населения, в системе паспортного и анкетного учета населения и т. п. В западноевропейских языках понятие Н. используется главным образом для обозначения государственной принадлежности людей (подданства); для обозначения этнической принадлежности нередко применяется выражение «этническая национальность» (ethnic nationality). В прошлом термин Н. использовался также для обозначения этнических общностей, стадиально предшествовавших нации, т. е. в смысле народности [Российская социологическая энциклопедия. С.313].

 

НАЦИЯ (лат. natio — народ) — тип этноса,характерный для развитого классового общества. Возникновение Н. исторически связано со становлением капитализма, ликвидацией феодальной раздробленности, усилением хозяйственных и др. связей, распространением грамотности и литературы на родном языке, укреплением этнического (национального) самосознания. Первые европейские Н. формировались в границах централизованных государств, на базе одной или нескольких близких в этническом отношении народностей, например, французская Н. — из северофранцузов и провансальцев. На востоке и юго-востоке Европы формирование Н. началось внутри полиэтнических государств (Австро-Венгрия, Турция, Россия); окончательное политическое оформление Н. получили здесь в результате возникновения более или менее однонациональных государств (Польша, Румыния и др.) или автономий внутри многонациональных государств (например, союзные и автономные республики в СССР). В странах Америки Н. формировались из групп разноэтнических европейских переселенцев, смешавшихся между собой и в разной степени с индейцами и неграми. Основным языком этих Н. обычно становился язык метрополии (Испании, Португалии. Англии и др.), а рамками их формирования — границы возникших государств. Во многих странах Азии и Африки формирование Н., развернувшееся главным образом после освобождения их от колониальной зависимости, еще не вполне завершено. В отечественной социологии долгое время господствовало определение Н. как исторически сложившейся устойчивой общности людей, возникшей на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. Однако с середины 60-х гг. это определение стало уточняться идополняться, например, признаком национального (этнического) самосознания, связываться с общим понятием этноса. В настоящее время, определяя Н. часто делают упор не на этнические признаки, а на признаки стадиальные или этносоциальные, отличающие Н. от исторически предшествовавшей ей народности. К этим признакам относится унификация языка, главным образом в процессе распространения его литературной формы через систему образования, литературу и средства массовой информации; развитие профессиональной культуры и искусства; формирование классово-социального состава, соответствующего эпохе промышленно-научного развития, через определенную форму государственности или сильно развитое движение за ее достижение, а также через определение экономической общности в рамках своих национальных государств [Российская социологическая энциклопедия. С.313-314].

 

НЕОЛИТ (нео – новый, лит – камень) – новый каменный век, переходный период от присваивающего типа хозяйства (охота и собирательство) к производящему (ремесла) [Культурология: учебно-методический комплекс. С.39].

 

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - прин­цип формирования личности; обуславливает создание таких систем образования и воспитания, которые должны быть открыты для лю­дей любого возраста и поколения, сопро­вождать человека в течение всей его жизни, способствовать постоянному его развитию, вовлекать в непрерывный процесс овладения знаниями, умениями, навыками, а в случае необходимости давать новую подготовку для изменяющихся условий, стимулировать по­стоянное самообразование. Концепция И.о. получила теоретическое обоснование не толь­ко в нашей стране, но и за рубежом. В осно­ву положены три принципа: непрерывность, демократизация и функциональность обра­зования. Чтобы образование было демокра­тичным, оно должно распространяться на все страны мира и на все слои населения, а также на все возрастные группы, т. е. оно должно быть непрерывным. Чтобы образование было полностью эффективным в своей функцио­нальности, оно должно, с одной стороны, быть направленным на определенные цели и на решение реальных проблем, а, с другой — предназначаться для наибольшего числа лиц на каждом этапе жизни, т. е. быть демокра­тичным и непрерывным [Культура и культурология: Словарь. С.634].

 

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil – ничто) – отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни [Культурология: учебно-методический комплекс. С.39].

НОБЕЛЕВСКИЕ ПРЕМИИ – международные премии, названные в честь их учредителя – шведского предпринимателя и инженера-химика А.Нобиля, ежегодно присуждаемые с 1901 г. за выдающиеся достижения в области физики, химии, медицины, биологии, литературы, а также за деятельность по укреплению мира [Культурология: учебно-методический комплекс. С.40].

 

НОРМА КУЛЬТУРНАЯ стандарт культурной дея­тельности, регулирующий поведение людей, свидетель­ствующий об их принадлежности к конкретным социальным и культурным группам и выражающий их представле­ние о должном, желательном. Назначение нормы со­стоит в минимизации случайных обстоятельств, субъек­тивных мотивов, психологических состояний. Нормативное ре­гулирование отношений предполагает добровольное и сознательное принятие каждым человеком распространенных в данной культуре норм деятельности.

Существуют разные способы классификации норм. Парсонс,в частности, выделяет: 1) нормы, устанавли­вающие порядки в обществе в целом и в составляющих его группах; 2) экономические нормы; 3) политические нормы; 4) соб­ственно Н.к., относящиеся к области коммуникации и социализации. В других случаях различают нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межиндиви­дуальные. При этом требования к одним и тем же нормам, распространенным в разных социальных об­щностях и в разные исторические периоды, расходятся меж­ду собой.

Нормы отличаются друг от друга по уровню обяза­тельности выполнения, по степени свободы их выбора в неопределенных ситуациях. Существуют нормы, обязательность которых однозначна и определенна вплоть до применения строгих санкций (выполнение правовых норм, норм технической деятельности на индустриальном производстве и др.). В других случаях допускается вариативность норм по­ведения, например, часто традиции содержат в себе набор стандартных образцов, из которых человек может выби­рать. Возможны ситуации, когда предусматривается до­статочно свободное реагирование человека: уличная среда, домашняя обстановка.

Действие любой нормы не абсолютно; норма пе­реживает период зарождения, утверждения, потом те­ряет стабильность, начинает разрушаться. Разруше­ние одних Н.к. всегда сопровождается созданием но­вых. Нормотворчество — такой же неотъемлемый признак культурной динамики, как и аномия, т.е. разрушение норм [Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.2. С.101].

О

ОБМИРЩЕНИЕ ИСКУССТВА (слав, «мир» – общество, светская жизнь) – условное название процесса, активизировавшегося в художественной культуре средневековой Руси XVII в. Суть его заключалась в усилении светского начала, в постепенном освобождении искусства от влияния церкви, проводившей линию на жесткую регламентацию и стандартизацию художественного творчества. В литературе «обмирщение» проявлялось в возрастании интереса к бытовым, реалистическим изображениям человеческой жизни, в появлении и распространении демократической сатиры, объектами которой стали не только светские, но и церковные учреждения; в усилении внимания к внутреннему миру человека; в появлении образа вымышленного героя; в широком распространении иностранных, переводных сочинений. В архитектуре «обмирщение» сказалось в нестрогом подходе к возведению зданий традиционных форм, в заимствовании элементов маньеризма и барокко, в распространении построек «шатрового стиля» (см. Шатер), в стремлении к «узорочью». Религиозная идея уходила на второй план в архитектурном решении культовых построек, уступая место живой игре форм и объемов, декоративным украшениям. Создаваемые храмы выражали не строгую аскетическую идею, а мирскую жизнерадостность. В изобразительном искусстве «обмирщение» проявилось в придании более округлых форм скульптуре, в активном развитии резьбы по дереву и камню, в отступлении от иконописных канонов (см. Канон иконографический), в развитии портретной и пейзажной живописи, в стремлении передать красоту и объемы фигур, в использовании светотени, в светской трактовке библейских сюжетов. Таким образом, в русской художественной культуре начиная с XVII в. все более отчетливо выявляются новые тенденции, тесно связанные со становлением светского реалистического начала и освобождением от жесткой церковной опеки [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.2. С.72.].

Образ объективированное переживание, форма существования ценностного отношения (С.Л.Рубинштейн); как предмет понимания соединяет в себе отношения личности, группы и общества; характеризуется целостностью, способностью обобщать, концентрировать впечатления, переживания и мысли, потенциальной возможностью объективации, вынесения вовне и обратного регулирующего воздействия ценностного отношения [Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики. C. 136].

ОБРАЗОВАНИЕ — один из социальных институтов в системе общественного разделения труда, сориентированный на выполнение двух специфических задач: а) превратить имеющийся в обществе социально-культурный опыт в достояние всех его членов в той мере, в какой они нуждаются в нем для полноценной и приносящей удовлетворение жизни; б) сформировать у человека способность к обогащению имеющегося опыта собственным вкладом. Термин О. употребляется в четырех различных значениях: а) совокупность учреждений, выполняющих определенные части вышеназванной задачи, — система образования; б) передача и освоение социально-культурного опыта, а также формирование способности к его обогащению — образовательный процесс; в) установки, знания, понимание, умения, сложившиеся в ходе учебной деятельности и рассматриваемые в ракурсе их применения для выполнения познавательных и практических задач, — образованность; г) наличие документа об окончании начального, среднего или высшего учебного заведения — уровень образования.

Вся совокупность задач О. подразделяется на три группы: а) продиктованные интересами развития общества - подготовка квалифицированных работников, формирование сознательных и активных граждан, разделяющих его ценности; б) вытекающие из интересов развития человека — формирование и обогащение его творческого потенциала и духовного мира; в) порождаемые необходимостью гармонизировать интересы личности и общества — одновременное удовлетворение их потребности в образовательных услугах разного рода.

По характеру знаний различают общее и профессиональное О. В зависимости от объема знаний и умений общее и профессиональное О. бывает разного уровня. В Российской Федерации законодательно установлены следующие уровни О. (образовательные цензы): 1) основное общее образование; 2) среднее (полное) общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование; 6) послевузовское профессиональное образование. Получение гражданином О. (и определенный образовательный ценз) удостоверяется соответствующим документом (аттестатом, дипломом, свидетельством и т. д.) [Непрерывное экономическое образование: Словарь базовых понятий. С.100].

* * *

Образование — целенаправленный процесс обуче­ния и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией дос­тижения обучающимся определенных государствен­ных уровней — цензов (Закон РФ «Об образовании»); процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков в ходе обучения; уровень умственного развития личности и ее профессиональ­ной квалификации; система накопленных в процес­се обучения знаний, умений, навыков, способов мыш­ления, которыми овладел обучаемый; социокультур­ный институт, способствующий экономическому, со­циальному и культурному функционированию и совершенствованию общества посредством специаль­но организуемой целенаправленной социализации и инкультурации отдельных индивидов; результат обу­чения, т. е. формирование образа хорошо обученно­го, воспитанного, интеллигентного человека; систе­ма накопленных человеком в процессе обучения зна­ний, умений, навыков, способов мышления.

Образование рассматривается как процесс, резуль­тат и система: как процесс — освоение человеком в ус­ловиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений; как результат — характеристика достигнутого уровня в освоении зна­ний, умений, навыков, опыта деятельности и отноше­ний; как система — совокупность преемственных обра­зовательных программ и государственных образователь­ных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием [Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования: учебное пособие. С.412-413].

 

ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ — система образования, основывающаяся на организации взаимодействия учащихся и педагогов, когда созданы оптимальные условия для развития у обучаемых способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации; ядром этой системы провозглашается личность обучаемого. Личностно-ориентированное образование не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса [Непрерывное экономическое образование: Словарь базовых понятий. С.100-101].

 

ОБРАЗОВАНИЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ — идея, процесс и инновационное движение в образовании. Стремится дать равные возможности получения образования для всех, включая учащихся разных расовых, этнических и социальных групп, путем системного изменения образовательной среды таким образом, чтобы она отражала интересы, потребности представителей разнообразных культур и групп, существующих в обществе [Непрерывное экономическое образование: Словарь базовых понятий. С.101].

 

ОБРАЗОВАНИЕ ВЕЧЕРНЕЕ — форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих учебу с профессиональной трудовой деятельностью, составная часть системы непрерывного образования. О. в. предусматривает проведение преподавателем регулярных занятий с учебными группами постоянного состава в удобное для учащихся нерабочее время (как правило, вечером). Практикуется в общеобразовательных учреждениях, а также на всех трех ступенях профессионального образования. Занятия проходят в лекционно-семинарской форме. Диплом вечернего приравнивается к диплому дневного отделения [Непрерывное экономическое образование: Словарь базовых понятий. С.101].

 

ОБРАЗОВАНИЕ ЗАОЧНОЕ — форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих получение образования с профессиональной трудовой деятельностью; часть системы непрерывного образования. Предполагает посещение студентами краткого курса установочных лекций, самостоятельное прохождение учащимися отдельных разделов учебных курсов в соответствии со специально разработанными учебными программами и планами, выполнение контрольных заданий, проверяемых преподавателем специализированного учебного заведения, и очная сдача в нем установленных экзаменов. Диплом заочного отделения приравнивается к диплому, полученному в стационарном отделении образовательного учреждения [Непрерывное экономическое образование: Словарь базовых понятий. С.101].

 

ОБРАЗОВАННОСТЬ — качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя. Критериями О. являются системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений [Непрерывное экономическое образование: Словарь базовых понятий. С.101].

 

ОБРЯД — совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы, ценности и вызывающие определенные коллективные чувства. О. возникли еще в первобытном обществе, где они были важной формой объективизации мифов. В отличие от других социальных действий О. не имеет непосредственного предметного результата. Смысл О. — в усвоении личностью определенных социальных идей, норм и ценностей. Социальная роль О. определяется содержанием тех идей и представлений, которые он воплощает. Неправильно связывать любые О. с религией. О. могут носить и светский, и даже атеистический характер. Сила О. — в его эмоционально-психологическом воздействии на личность. В О. происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия. Этому способствует эстетическая сторона О., — элементы изобразительного искусства, музыка, танцы, включенные в ритуал [Российская социологическая энциклопедия. С.329].

 

Обучение — целенаправленное пробуждение и удов­летворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знани­ям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; специально организованный, це­ленаправленный и управляемый процесс взаимодей­ствия учителей и учащихся (студентов и преподавате­лей), результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, раз­витие умственных сил, дарований и возможностей обу­чаемых в соответствии с поставленными целями [Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования: учебное пособие. С.414].

 

Обученность — объем сведений, информации, имею­щихся в памяти, и элементарных умений и навыков по их воспроизведению; результат учения, проявляющий­ся, в частности, как профессиональная подготовленность [Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования: учебное пособие. С.414].

ОБЩЕЕ, всеобщее ─ принцип бытия всех единичных вещей, явлений, процессов; закономерная форма из взаимосвязи в составе целого. О. выражает определенное свойство или отношение, характерные для данного класса предметов, событий, а также закон существования и развития всех единичных форм бытия материальных и духовных явлений. Как сходство признаков вещей О. доступно непосредственному восприятию; будучи закономерностью, оно отражается в форме понятий и теорий. В мире нет как двух абсолютно тождественных, так и двух абсолютно различных вещей, не имеющих между собой ничего общего. Отдельные, единичные явления связаны между собой, взаимодействуют, зависят и обусловливают друг друга: они имеют (и не могут не иметь) нечто соизмеримое, общее. О. — это единое во многом. О. как закономерность выражается в единичном и через единичное, а всякая новая закономерность вначале выступает в виде единичного исключения из общего правила. При этом в О. превращаются такие единичные исключения, которые соответствуют тенденции развития [Философский энциклопедический словарь. С.447].

 

Объяснение — с общенаучных позиций — подведение конкретного факта или явления под некоторое обобщение; с помощью метода объяснения можно исследовать только простейшие причинные отношения между явлениями [Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики. C. 136].

 

ОБЫЧАЙ – стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов [Культурология: учебно-методический комплекс. С.40].

ОНтогенез (лат. ontos – сущее, genesis – происхождение) – развитие индивида на протяжении его жизни [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 311].

 

Опыт ─ 1) результат чувственного эмпирического отражения в человеческой психике объективной действительности, выражающийся в единстве знаний, навыков, умений; 2) отдельное состояние сознания, испытываемое или испытанное субъектом, и совокупность таких состояний у единичных людей и у всего человечества. Состояния, переживаемые и пережитые самим данным субъектом, составляют его прямой и непосредственный опыт; достоверное свидетельство о чужих опытах есть для него опыт косвенный; 3) совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умений; 4) полученное в результате активного практического взаимодействия с объектным миром отражение в сознании людей законов этого мира и общественной практики; 5) воспроизведение какого-нибудь явления, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования, испытания; 6) попытка осуществить что-нибудь, пробное осуществление чего-нибудь [Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). С.138].

 

Опыт витагенный ─научная категория, описывающая особое качество жизненного опыта, обладающего такими характеристиками, как ценностный смысл для данного человека, социально-ценностная значимость, социальная конструктивность, включение опыта предшествующих поколений, проектирование будущего, непрерывное пополнение развитие; особое качество производимой конкретным человеком жизненности, позволяющее ему включиться в глобальные общепланетные процессы, найти в них свое место, внести в их развитие свой вклад; непрерывный процесс жизнетворчества, направленный на поддержание особого качества жизненности, отвечающего тенденциям развития жизненности общечеловеческой (определенное качество жизненности); набор социальных механизмов выживания, способствующих формированию человеком устойчивого и прогрессивного образа жизни. Он складывается в ходе индивидуальной человеческой жизни в процессе реализации личностью пяти фундаментальных витальных потребностей и направлен на решение ее проблем; в социальном контексте представляется также в трояком смысле: 1 — техники жизни, способствующие конструированию и поддержанию онтологической безопасности (причем понятие «техники жизни» не является чем-то статически зафиксированным, отложенным в запасниках памяти, это способ становления, поддержания жизненности в непрерывном процессе); 2 — техники жизнедеятельности, способствующие формированию качества жизни, соответствующего состоянию и тенденциям развития общества; 3 — способы воплощения в жизнедеятельности высших смыслов человеческого состояния [Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). С.139].

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО – искусство красноречия при публичных судебных, политических, религиозных и т.п. выступлениях [Культурология: учебно-методический комплекс. С.40].

 

ОСОБЕННОЕ ─ философская категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении противоположных моментов — единичного и общего. Обычно О. рассматривается как нечто, опосредствующее отношение между единичным и общим. Например, понятие «русский» выступает как общее по отношению к каждому русскому человеку и как О. по отношению к понятию «славянин». Последнее выступает как общее по отношению к понятию «русский» и как О. по отношению к понятию «человек». При более глубоком рассмотрений О. выступает не просто как промежуточное звено между единичным и общим, а прежде всего как объединяющее их начало в рамках целого. В процессе познания противоположности общего и единичного снимаются, преодолеваются в категории О., которая выражает общее в его реальном, единичном воплощении, а единичное — в его единстве с общим. О. выступает как реализованное общее. Категория О.— важный момент движения познания в глубь объекта [Философский энциклопедический словарь. С.469].

 

ОТСТАВАНИЕ КУЛЬТУРНОЕ — интервал между временными точками развития различных сфер пли элементов культуры в тот или иной период. Одним из вариантов идеи О.к. является концепция У. Огборна, который проводит мысль о том, что материальная культура развивается относительно быстрее, чем нематериальная («адаптивная»). Он видит основные причины О.к. 1) в малом количестве изобретений в адаптивной культуре, 2) в препятствиях адаптивным изменениям, 3) в опосредованности контакта между адаптивной и материальной культурой. 4) в связи адаптивной культуры с другими элементами культуры, 5) в сопротивлении адаптации, вызываемом оценками группы, ее ориентациями и пр. [Российская социологическая энциклопедия. С.360].

 

ОТЧУЖДЕНИЕ ─ объективный социальный процесс отторжения от человека продуктов его собственной деятельности, которые при господстве антагонистических общественных отношений противостоят индивиду как чуждая враждебная сила, а зачастую и порабощают его. В современном обществоведении все концепции О. в той или иной мере связаны с разработками этого понятия Марксом, который, в свою очередь, переработал концепция Гегеля, Руссо и др. По мысли Маркса, источником О. являются отношения эксплуатации, порождающие этот феномен во всех его многообразных формах: экономической, социальной, политической, психологической. Согласно Марксу, при эксплуатации чужого труда рабочему противостоят продукты его труда и условия труда как чужая собственность, как чуждый для него предметный мир. В определенных исторических условиях этот предметный мир порабощает рабочего, поскольку продукты его собственного труда ─ воплощение его человеческой сущности ─ изымаются у него и используются для еще большего его закабаления. В сознании индивида О. выражается в чувстве бессилия повлиять на ход социального процесса, в ощущении изоляции и одиночества. Социальное и политическое О. Находит выражение в О. от индивида социальных и политических институтов, в восприятии предписываемых ими норм как противоречащих интересам человека. Воплощением этого процесса является, например, бюрократизация общественных институтов [Политология: Энциклопедический словарь. С.234].

 

П

ПАГОДА (португ.) –буддийские мемориальные сооружения и хранилища реликвий. Возникли в начале нашей эры в Китае, распространены в Японии, Корее, странах Юго-Восточной Азии. Имеют формы павильона или чаще многоярусной башни (число ярусов нечетное, чаще всего 3, 5, 7),квадратный или многоугольный план. Заканчиваются высоким шпилем. Предназначены для хранения реликвий или сутр (сборника буддийских диалогов и бесед). Обычно внутри нет внутренних помещений, т.к. пагода - это просто крыши, расположенные одна над другой; она не является функциональным строением. Пагоды произошли от индийских ступ и в процессе эволюции стали напоминать китайские смотровые башни. Их форма имеет также символическое значение. Возводились вблизи монастырей, на пересечении торговых путей, в живописных местах в честь деяний святых или знаменитых паломников, а также в ознаменование важных событий, связанных с буддизмом. Строились из дерева, кирпича, камня, металла [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.2. С.81.].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: