Культура и образование: культурологический подход 30 страница

 

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ – освобождение различных сфер общественной жизни, включая и культуру, от диктата со стороны религии и церкви. В Новое время в Европе это стало возможным благодаря развитию научного знания и атеистического мировоззрения, передовой гуманистической культуры, крупным изменениям в социальной структуре общества. Секуляризация наделе – это становление и развитие светской культуры в различных ее проявлениях, для которой характерны реализм, демократические начала, просветительство и гуманизм. Начало процесса секуляризации культуры принято связывать с эпохой Возрождения, когда в обществе на почве ряда предпосылок стало формироваться свободомыслие, научная картина мира (см. Культурная картина мира) и новый образ человека. Гуманистическое мировоззрение утверждало право человека на счастье в земной, а не в загробной жизни, право на свободное существование и раскрытие своих творческих дарований. Основным объектом художественной культуры в это время стал не Бог, а живой человек как воплощение подлинной красоты. Светское начало в художественной культуре проявило себя и в последующее историческое время (например, в творчестве французских просветителей XVIII в.). В настоящее время оно представляет собой, наряду с религиозным искусством, органичную часть художественной культуры общества [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.2. С.151.].

 

СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ (лат. Septem Artes Liberales) ─ цикл дисциплин, которые составляли основу античной (греко-римской) и средневековой систем образования. Включали грамматику, диалектику (логику), риторику, которые представляли низшую ступень, «троепутье» познания — тривиум, и арифметику, геометрию, музыку и астрономию — высшую ступень познания, «четверопутье» — квадривиум.

В Древней Греции целью образования было постижение учащимися всего круга знаний, т. е. образование имело универсальный («энциклопедический») характер. В эллинистическую эпоху преподавание «свободных искусств» было дополнено практикой интерпретации текстов выдающихся поэтов, писателей и философов, а также включением сведений математического и естественно-научного характера. Римляне придали системе «свободных искусств» более организованный характер и расширили её за счёт введения новых дисциплин.

На рубеже античности и Средневековья Боэциембыло дано развёрнутое теоретическое обоснование и подробное изложение квадривиума как высшей ступени С. с. и.; ему же принадлежит и сам латинский термин «квадривиум».

В средневековой Западной Европе образованным человеком мог считаться только тот, кто изучил курс С. с. и. Они изучались в общеобразовательных школах, более глубоко — в университетах на «факультетах искусств», составлявших начальную ступень высшего образования.

«Свободным искусствам» были посвящены сочинения не только выдающихся педагогов Средневековья (Винсента из Бове, Гуго Сен-Викторскогои др.), но и художественные произведения. Аллегорические фигуры «свободных искусств» — Грамматики, Риторики, Диалектики, Арифметики, Музыки и выдающихся наставников в этих искусствах изображались на стенах средневековых соборов [Педагогический энциклопедический словарь. С.257].

 

СИМВОЛ (греч. simbolon — опознавательный знак) — идеальное содержание материальных вещей и процессов, представленное в виде знака или образа. Сущность символа не поддается однозначному определению в рамках формальной логики и представляет собой многозначную систему, рассчитанную на активную деятельность воспринимающего субъекта. Символическая деятельность характерна для человеческого сознания: по мнению Кассирера, человек есть «животное символическое». Источникомсимволов является бессознательная сфера психики человека (т. н. архетипы, по К.Г.Юнгу). В рамках структурализма, неопозитивизма, аналитической философии и герменевтики разрабатываются различные аспекты роли символов в языке и гуманитарном знании. [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.69].

 

СИМВОЛИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ КУЛЬТУРЫ — функция превращения реальных явлений и предметов культуры в ее символы, в условный знак, который не перестает нести семантический смысл реального явления, события или предмета. В культуре различные элементы могут нести символическое значение, как, например, строгая символика цвета в византийской религиозной культуре или превращение боевого оружия — меча в символ, в маленькую парадную шпажку, прикрепляемую к поясу парадного мундира дворянина в ХVIII-ХIХ вв. [Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. С.393].

Синагога (греч. sunagwgh – собрание, место собрания) – в иудаизме община верующих и молитвенный дом. При многообразии архитектурных типов синагоги имеют общие черты: прямоугольный план, деление на три – пять нефов, у восточной стены "ковчег завета" и возвышение для чтения священных текстов перед ним [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.2. С.155.].

СИНЕРГЕТИКА (греч. synergeia — cотрудничество, содружество) — общенаучная теория самоорганизации, ориентированная на поиск законов эволюции открытых неравновесных систем любой природы — природных, социальных, когнитивных (познавательных). Важное философско-методологическое значение имеют ключевые идеи синергетики о том, что: а)сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития; б) для них, как правило, существует несколько альтернативных путей развития, а значит возможность выбора наиболее оптимальных из них; в) хаос может выступать в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции; г) в особых состояниях неустойчивой социальной среды действия каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы; д) зная тенденции самоорганизации системы, можно миновать многие зигзаги эволюции, ускорить ее; е) будущее состояние системы как бы организует, формирует, изменяет наличное ее состояние и др. [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.69].

 

СИНКРЕТИЗМ - внутренняя нерасчлененность, единство; синкретичность характерна для первобытной культуры Культурология: учебно-методический комплекс. С.42].

СКРИЖАЛИ – каменные плиты, на которых, по библейскому преданию, были начертаны заповеди закона, данного Богом людям [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.2. С.157.].

Смысл (личностный) отражение соответствующего значения через призму индивидуального опыта; представляет собой субъективную ценность значения, связан с мотивационной стороной личности, определяющей характер ее деятельности. В отличие от значения смысл динамичен (А. Н. Леонтьев) [Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики. C. 138].

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс усвоения личностью образцов поведения, ценностей и норм, принятых в конкретных социальных группах и обществе в целом [Культурология: учебно-методический комплекс. С.42].

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ – термин, употреблявшийся в советском литературоведении и искусствоведении с 1930-х гг. для обозначения «основного метода» художественного познания мира. Некоторые принципы социалистического реализма проявились еще до возникновения термина – в 1920-е гг. в деятельности РАППа. В хрущевско-брежневские годы считалось, что сформулирован метод А.М.Горьким. В действительности же теоретически подробное его обоснование впервые прозвучало в докладе Н.И.Бухарина на I Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 г. Большое внимание разработке теории социалистического реализма уделял лично И.В.Сталин. Первоначальный взгляд его был достаточно либеральным, в отличие от последующей идеологической практики: «Художник должен правдиво показать жизнь. А если он будет правдиво показывать нашу жизнь, то в ней он не может не заметить, не показать того, что ведет ее к социализму. Это и будет социалистический реализм». Сталин считал, что не стоит особо подчеркивать пролетарский характер советской литературы – это не будет способствовать единению творческих сил. Говорить о «коммунистическом реализме» рановато. Скромнее и точнее дать название «социалистический реализм». «Достоинством такого определения является, во-первых, краткость (всего два слова), во-вторых, понятность и, в-третьих, указание на преемственность в развитии литературы (литература критического реализма, возникшая на этапе буржуазно-демократического общественного движения, переходит, перерастает на этапе пролетарского социалистического движения в литературу социалистического реализма)». Основываясь на докладе Бухарина, Съезд писателей принял устав, в котором говорилось, что социалистический реализм «требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии», сочетающегося «с задачей воспитания трудящихся в духе социализма». Эстетическое понятие «реализм» было соединено с определением «социалистический», что на практике вело к подчинению литературы и искусства принципам идеологии и политики. Основными постулатами социалистического реализма стали партийность и социалистическая идейность. Владение передовым методом в советской литературе ценилось гораздо выше, чем талант, автоматически поднимало писателя на вершину литературного Олимпа, делало его сопоставимым с великими деятелями культуры прошлого и ставило выше западных современников. Политическая суть социалистического реализма заключалась в том, что мастера искусства были обязаны отображать не реальную жизнь, а такую, какой она должна быть в обещанном социализме. Миллионы советских людей жили в ожидании светлого «завтра», и искусство должно было показать, что счастливое время уже наступило. С приходом политической «оттепели» с конца 1950-х гг. делались попытки расширить теоретическую базу социалистического реализма, поскольку заданные рамки были слишком тесными для действительно содержательных произведений искусства. Говорится о «народности» искусства, о «социалистическом гуманизме». В 1970-е гг. провозглашается принцип «эстетически открытой системы» в границах метода. Однако требования социалистического реализма по-прежнему были фактическими запретами для многих талантливых деятелей советской культуры. На долгие годы из духовной жизни общества были устранены многие произведения А.А.Ахматовой, М.А.Булгакова, Д.Д.Шостаковича, С.М.Эйзенштейна. С другой стороны, официальным признанием пользовались произведения конформистские, политически востребованные, но очень художественно слабые, сегодня прочно забытые. К концу 1980-х гг. социалистический реализм становится историко-культурным термином [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.2. С.161-162.].

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД — понятие, фиксирующее понимание культуры как широкого комплекса социальных явлений, представляющих собой результаты и средства общественного функционирования и развития. Это не только искусство, наука, система образования и другие духовно-творческие институты и соответствующая им деятельность, но и весь комплекс материальной культуры, культура социальных отношений, политическая культура и т. п. Общественная жизнь при С. п. предстает в виде целостного процесса социального творчества с помощью культуры. Акцент делается не на привычной мысли, что состояние культуры определяется экономикой, а культурное развитие человека — образом жизни, а на том, что в современную эпоху именно культурные факторы в значительной мере определяют и экономический потенциал общества, и стабильность политической системы, а также экологическую и демографическую ситуацию и многое другое, вплоть до стратегической безопасности страны. И это ключ к пониманию того, что культурная политика в современном обществе становится основным фактором любой политики. Ошибки в сфере культурной политики стоят дорого — в них зачастую просматриваются истоки и первопричины тяжелых социальных недугов, кризисов — экономических, политических, демографических, экологических и др. С. п. есть своеобразное отражение наметившейся смены самой парадигмы цивилизационного развития: от техноцентризма, свойственного индустриальному обществу, к культуроцентризму, на котором будет зиждиться грядущая цивилизация постматериальных ценностей [Непрерывное экономическое образование: Словарь базовых понятий. С.148].

 

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ — отрасль социологического знания, изучающая социальные закономерности развития культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, между обществом и природой.

Впервые понятие С.к. было введено в социологическую науку М. Адлером. Под предметом С.к. он понимал изучение социальных факторов становления и функционирования культурных ценностей и норм, их воздействие на общество и социальное поведение человека. Однако в такой трактовке понятие С.к. не получило широкого распространения в западноевропейской социологии. Более того, оно сразу же стало объектом критики. Генетическая основа этой критики состояла в том, что в западноевропейской общественно-политической и философской литературе понятия «общество» и «культура» использовались, исключая некоторые различия, как синонимы. Так. Л. Уайт считал, что социология не способна отделить культурное от социального. Социология, по Уайту, рассматривает культуру лишь как аспект социальных взаимосвязей, в то время как общество есть функция культуры. Поэтому социология не может сделать культуру предметом социологического исследования как особого класса явлений. Главный аргумент критиков М. Адлера сводился к тому, что С.к. подменяет понятие «социология».

Резко сузил предмет С.к. структурный функционализм. Структурный функционализм Т. Парсонса базируется на принципе культурного детерминизма, согласно которому культура является основой развития и функционирования всех сфер жизнедеятельности общества.

В западноевропейской социологической литературе С.к. выступает собирательным понятием. К С.к. относятся социология кино, социология музыки, социология театра и т. д.

Неоднозначность трактовки понятия «культура» обусловливает разнообразие подходов при социологическом ее изучении и в отечественной науке. В широком смысле С.к. не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни под своим, специфическим утлом зрения. Культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной социальной деятельности человека: труде, быту, политике, здравоохранении и т. д., т. е. в социальной деятельности, направленной на максимальное развитие заложенных в человеке способностей, на реализацию его социальных целей. В узком смысле культура — относительно самостоятельная система, локализирующаяся в духовной сфере.

При социологическом изучении культуры особое значение имеет ее аксиологический аспект, выделение ценностного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь на различных иерархических уровнях: общества в целом, социальных групп, личностей.

Аксиологизация культуры связана с изначальным наделением ее положительными свойствами, акцентированием внимания не просто на уровне развития общества, но и на цели, ради которой применяются достижения, созданные человеческим умом и руками; применяются ли они в гуманистических целях, служат ли разностороннему развитию личности и т. д. Человек при этом рассматривается одновременно как объект и субъект культурного развития, а культура — как мера гуманизации и гармонизации общества и человека.

Одна из важнейших задач С.к. — социологическое изучение интересов, предпочтений, ориентации как ступеней формирования ценностей, что создает широкую возможность для перехода от количественного анализа к качественному, для совершенствования методов измерения культурных явлений [Российская социологическая энциклопедия. С.503-504].

 

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — социологическая дисциплина, предмет которой — система образования как социальный институт и ее взаимодействие с обществом. Основные проблемы С.о.: общественные условия возникновения, функционирования и развития современных систем образования, производственно-технические и социальные требования к образованию, обусловленные научно-техническим прогрессом, социальное равенство и неравенство в сфере образования, учебное заведение как социальная система, взаимодействие системы образования с политическими институтами, социальной структурой общества, национальными отношениями, духовным миром людей, роль системы образования и ее подсистем в социализации индивида.

Начало создания С.о. как самостоятельной дисциплины восходит к Э. Дюркгейму. В дальнейшем С.о. и основные ее проблемы разрабатывались в трудах многих видных социологов, в частности, П.Бурдьё (Франция), К. Дженкса (США), Дж. Коулмэна (США), Дж. Флауд (Англия) и др. Значительного развития С.о. достигла в Польше (В. Адамский, И. Бялецкий, 3. Квециньский, М. Козакевич, Б. Суходольский, Я. Щепаньский и др.). В СССР С.о. активно разрабатывается с конца 50-х гг. (Л. Н. Коган, М. Н. Руткевич, Л. Я. Рубина, М. X. Титма, В. Н. Гурченко, Ф. Р. Филиппов, В. Н. Шубкин, Е. А. Якуба и др.). Наиболее интенсивно изучались проблемы современной «революции в образовании», роль системы образования как фактора изменения социальной структуры общества и канала социальной мобильности, жизненные планы учащейся молодежи, социальный облик и образ жизни педагогических кадров. Начато систематическое изучение обществ, мнения о системе образования.

Отечественная С.о. исходит из того, что для установления правильной системы образования, с одной стороны, требуется изменение социальных условий, а с другой — для того, чтобы изменить социальные условия, нужна соответствующая система образования. Неверно, однако, понимать эту формулу упрощенно — как автоматическое изменение системы образования и ее социальных функций вслед за изменением общественных условий. Система образования обладает относительной стабильностью даже в самые критические моменты общественных переворотов: необходимо также, чтобы она играла опережающую роль по отношению к уровню развития производства и общественным условиям, отвечая не только сегодняшним, но и перспективным потребностям общества. Все это неизбежно порождает противоречия между системой образования и обществом, а также внутри самой системы образования, которые исследуют С.о.

С.о. на основе многочисленных исследований выявила реальные противоречия между количественными и качественными показателями деятельности системы образования, между системами общего и профессионального образования, между ростом интеллектуального потенциала общества и невозможностью его реализации в условиях низких темпов научно-технического прогресса, наконец, между потребностями общества и жизненными планами учащейся молодежи. При участии социологов разработана концепция перестройки системы образования в России, намечены пути ее реализации, преодоления сложившегося отчуждения школы от общества. Однако выводы С.о. приходят в столкновение как с консервативно-догматическими взглядами, так и с авантюристическими предложениями разрушить существующую систему образования, заменив ее принципиально новой. Отвергая эти крайности, С.о. предлагает пути радикального реформирования действующей системы образования с сохранением всего общественно ценного, созданного за предшествующие годы [Российская социологическая энциклопедия. С.511-512].

 

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЭСТЕТИКА – эстетика всех средневековых регионов, включая Э. Западной Европы, византийскую эстетику, древнерусскую эстетику и другие; в узком смысле – Э. Западной Европы V-XIV вв. В последней можно выделить два главных хронологических периода — раннесредневековый (V—X вв.) и позднесредневековый (XI—XIV вв.) и два основ направления — философско-богословское и искусствоведческое. У истоков С. э. стоит Августин. Многие из сформулированных им эстетических положений сохраняли свою значимость на протяжении всего средневековья. Для первого периода С э. характерна охранительская позиция по отношению к античному наследию. Боэций (ок. 480—524), Кассиодор (ок. 487—ок. 578), Исидор Севильский (ок. 560—636) ввели в С. э. представления античности о красоте (неопифагорейские и неоплатонические идеи) и искусстве, античную теорию музыки, классификацию искусств на теоретические, практические и созидательные. Во времена Каролингов (VIII —X вв.) в С. э. наблюдается процесс активного взаимодействия античных и христианских эстетических идей. Иоанн Скот Эриугена (IX в.) переводит на латинский язык сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита, которые оказали влияние на всю С. э. Главное место в эстетической системе занимает божественная красота, воплощающаяся в «зримых образах» — в единстве, целостности, порядке. Видимая красота осмысливается как символ невидимой: прекрасное определяется как «нечто незримое, становящееся зримым» и этим доставляющее созерцающему ее «невыразимое наслаждение», иными словами, начинают осознаваться как объективные, так и субъективные аспекты прекрасного. К античным представлениям об искусстве как о специфической духовной и практической деятельности добавляются идеи о месте и функциях искусства в религиозной жизни человека. Художниктрактуется как посредник между божественным Логосом и людьми. Особое внимание уделяется религиозному содержанию изобразительных искусств, которые наделяются тремя основными функциями: 1) «книга для неграмотных»; 2) увековечение исторических событий; 3) украшение интерьеров храмов. Красоту архитектурывидят не в архитектурно-конструктивных решениях и элементах, а прежде всего в украшении храма (инкрустации, росписи, витражи, декоративно-прикладное искусство).В позднесредневековый период появляются специальные эстетические трактаты в составе больших философско-религиозных сводов (так называемых «сумм»); повышается теоретический интерес к эстетическим проблемам, что особенно характерно для мыслителей XII—ХIII вв. Монастырскую эстетику с присущей ей простотой и идеей углубленности в созерцание внутренней красоты развивает Бернар Клервоскнй (1090–1153). Гуго Сен-Викторский (ок. 1096—1141) и его последователи много внимания уделяют видимой красоте и искусству. По мнению Гуго, искусства предназначены для удовлетворения тех потребностей человека, которые не может удовлетворить природа. Классифицируя искусства на свободные и «механические», к последним он относит и «театрику» – искусство развлечений, удовлетворяющее потребность в особом наслаждении. Ришар Сен-Викторский (ум. в 1173) много внимания уделил психологии созерцания, в том числе и созерцания красоты. Схоласты XIII в. Гильом Овернский, Альберт Великий, Ульрих Страсбургский, Фома Аквинский,опираясь на идеи С. э. предшествующих периодов и используя аристотелевский метод философской дефиниции, завершили систематизацию С. э. Прекрасное было определено через субъект-объектное отношение: прекрасно то, что «нравится само по себе» (Гильом Овернский), доставляет наслаждение в процессе неутилитарного созерцания вещи. Тем самым в определении прекрасного был закреплен момент относительности. В то же время утверждалось, что наслаждение при созерцании доставляют только вещи, обладающие определенными объективными свойствами («должная пропорция и блеск», соответствие частей целому, а целого — назначению вещи, выраженность во внешней форме сущности веши, гармоничность, упорядоченность, соразмерность, доброцветность, соответствующая величина). Красота осмысливается как сияние (и просвечивание) «формы» (идеи) вещи в ее материальном облике (Альберт Великий). Много внимания уделяется математическим (числовым и геометрическим) аспектам прекрасного и одновременно вопросам эстетического переживания, наслаждения. Безобразноетакже определяется через субъект-объектное отношение — как то, что вызывает отвращение. В XIII в. Витело через свое сочинение «Перспектива» ввел в С. э. идеи арабского ученого Альхазена (965—1039) — теорию зрительного восприятия, вопросы геометрической и физической оптики. Эти идеи привлекли особое внимание теоретиков и практиков искусства Возрождения. Искусствоведческое направление С. э. связано со специальными трактатами по поэтике («Поэтрии») и по музыке. Их авторы опирались не на современную им практику искусства, а в основном на античные теории с усилением акцента на собственно эстетической его стороне. Главным в поэзии считалось содержание, однако авторы «Поэтрии» уделяли больше внимания вопросам формы, различая форму внешнюю и внутреннюю. В центре многих «Поэтрий» стояла новая эстетическая категория – «изящество» (elegantia). Цели поэзии: учить, давать уроки нравственности и доставлять наслаждение слуху и уму. Теория музыки строилась на идеях Августина и Боэция. Принципиально новой явилась здесь лишь теория контрапункта, обосновавшая принцип полифонии в музыкальной практике. В живописитеоретики С. э. ценят красоту, содержательность, аллегоризм; в скульптуре — жизнеподобие; в архитектуре — величину, соразмерность, блеск, светоносность, драгоценные украшения. Геометрия и математика рассматриваются как важнейшие основы архитектуры, а отчасти и живописи. В целом теория искусства в средние века постоянно отставала от художественной практики [Эстетика: Словарь. С.329-331].

СТАГНАЦИЯ (лат.s tagnum – стоячая вода) – застой в производстве, торговле и т.п. (Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. С.338).

СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ – положение индивида или группы, общности людей по отношению к другим индивидам и группам в обществе. Социальный статус характеризуется экономическими, демографическими, профессиональными, образовательно-культурными и другими признаками [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 400].

 

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ─ установление единых требований к результатам образовательной деятельности в однотипных учебных заведениях, не исключающее многообразие способов их достижения [Энциклопедия профессионального образования. Т. 3. С. 182].

 

СТАНДАРТЫ В ОБРАЗОВАНИИ ─ правила, требования, принципы для всеобщего и многократного использования в сфере образования. Закон РФ «Об образовании» устанавливает государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненть. Государственный стандарт профессионального образования — совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профессионального образования, отраженных в соответствующих нормативных документах. Разработка стандарта профессионального образования позволяет: 1) установить базовый уровень, обеспечивающий продолжение образования, необходимый минимальный уровень квалификации рабочего или специалиста-профессионала; 2) повысить качество подготовки специалистов путем расширения профессионального профиля, универсализации содержания образования, внедрения прогрессивной блочно-модульной системы обучения, контроля за эффективностью деятельности учебных заведений; 3) упорядочить нормативно-правовые аспекты подготовки всех субъектов системы профессионального образования, установить его преемственную связь в условиях непрерывного образования; 4) обеспечить конвертируемость (надежность) профессионального образования внутри государства и за его пределами для беспрепятственного участия в международном рынке труда [Энциклопедия профессионального образования. Т. 3. С. 182-183].

 

СТРАТИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ — наличие в современной культуре разных групп, отличающихся ценност­ными ориентаииями, мировоззренческими позициями, направленностью деятельности в разных областях куль­турной практики. Если стратификация социальная в качестве критериев выделения слоев использует такие признаки, как разделение труда, объем материальных благ, объем властных полномочий, то при выделении культурных слоев важны мотивы деятельности, нравственные ориентиры людей, характер и направленность их ин­формационных и познавательных потребностей, отношение к национальным традициям. Связующим звеном между социаль­ной и культурной стратификацией выступает такое важнейшее качество стратификационного деления, как престиж, авторитет. Именно поддержка со сторо­ны разных групп населения тех или иных ценностно-мотивационных аспектов труда, различных политических пози­ций, нравственных императивов позволяет говорить о на­личии в разных сферах социальной деятельности сло­ев с разными культурными признаками. Например, в сфе­ре хозяйственно-трудовых отношений выделяют ра­ботников, мотивацией которым служит либо творческий ха­рактер труда, либо выполнение стандартизированных операций, в области политической практики существуют сторонники установления разных форм правления и т.п. В этих областях социальной практики слои, вы­деленные по культурным основаниям, далеко не все­гда приобретают решающую роль в научном анализе, а порой просто недооцениваются. Вместе с тем в со­циальной практике есть области взаимодействия, где культурное расслоение имеет преимущественное, если не единственное, значение. К ним можно отне­сти область национальных отношений, сферу увлечений и обра­щения к художественным ценностям (профессиональное и лю­бительское творчество в искусстве, посещение учреж­дений культуры и др.), обращение аудитории к сред­ствам массовой информации, сферу морали и нравственных отношений и др. Выделение культурных слоев может осуществляться по разным мировоззренческим основани­ям. Так, в российском обществе прошлого века развивались та­кие специфические культурные группы, как славяно­филы и западники; русскую интеллигенцию того пе­риода также следует признать специфическим культурным слоем, т.к. она формировалась из лиц, придерживаю­щихся определенных мировоззренческих взглядов относительно пу­тей развития российского общества и методов освобождения ши­роких народных слоев от социального бесправия, их приобщения к культурным достижениям. Сословные и профессиональные признаки при этом не приобре­ли решающего значения. Однако появление в массовом порядке в конце 19 в. в русском обществе врачей, учителей, инженеров свидетельствовал о том, что наряду с ин­теллигенцией в России начал формироваться и слой интеллектуалов, т.е. появились социальные группы, при выделении которых решающее значение приобре­тала профессиональная подготовка, квалификацион­но-трудовые критерии деятельности, образ жизни в целом [Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.2. С.233].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: