Культура и образование: культурологический подход 29 страница

ПРОТЕСТАНТИЗМ ─ одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных церквей и сект, связанных своим происхождением с Реформацией ─ широким антикатолическим движением 16 в. в Европе. В 1526 г. Шпейерский рейхстаг по требованию немецких князей-лютеран принял постановление о праве каждого немецкого князя выбирать религию для себя и своих подданных. Однако 2-й Шпейерский рейхстаг 1529 г. отменил это постановление. В ответ от 5 князей и ряда имперских городов последовал „протест", от которого и происходит термин «П». Буржуазия, борясь против католической церкви, освящавшей феодализм, ставила цель не упразднить, а лишь „исправить" ее, реформировать, приспособить к своим интересам. П. разделяет общехристианские представления о бытии бога, его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая католическое чистилище), об откровении и пр. Вместе с тем П. выдвинул 3 новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Библии. Согласно учению П., первородный грех извратил природу человека, лишил его способности к добру, поэтому он может добиться спасения не с помощью добрых дел, таинств и аскетизма, а только благодаря личной вере в искупительную жертву Христа. Каждый христианин, будучи избранным и крещенным, получает „посвящение" на сверхъестественное общение с богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (церковь, духовенство). Так, в П. снимается догматическое различие между священником и мирянином, упраздняется церковная иерархия. Служитель культа в П. лишен нрава, напр., исповедовать и отпускать грехи, он подотчетен общине. В П. отсутствует целибат. Произошли изменения и в культе. П. упразднил многие „таинства", оставив лишь крещение и причащение, отверг учение о благодати. Была отвергнута молитва за умерших, поклонение святым и многочисленные праздники в их честь, почитание мощей и икон. Молитвенные дома были освобождены от пышного убранства, от алтарей, икон, статуй, сняты колокола. Обмирщая церковь, П. отказался от монастырей и монашества. Богослужение в П. предельно упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов на родном языке. Библия провозглашена единственным источником вероучения, а так называемое святое предание отвергнуто. Библия была переведена на национальные языки, ее изучение и толкование стало не «грехом», как в католицизме, а первейшей обязанностью каждого верующего. Принцип всеобщего священства заложил основу демократического устройства общин (равенства мирян и духовенства, выборность, отчетность и др.) Первоначальными формами П, были: лютеранство, цвинглианство и кальвинизм, унитаризм и социнианство, анабаптизм и меннонитство, англиканство. В дальнейшем возникает ряд течений, известных как «поздний П»: баптисты, методисты, квакеры, адвентисты, свидетели Иеговы, мормоны или «Святые последних дней», «Армия спасения», «Христианская наука», пятидесятники и др. [Атеистический словарь. С.370-371].

Профессионализм — это уровень, когда профессия становится формой собственной жизни. Человек на этом уровне ─ подлинный субъект труда, его активность воплощена в профессиональной сфере, в отрыве от которой он "чахнет", "гаснет", теряет интерес к жизни. Особенно сложные коллизии переживает профессионал, чья трудовая деятельность связана с возрастными ограничениями или состоянием здоровья (например, летчики, артисты балета, спортсмены, профессионалы, вынужденные менять род деятельности из-за перенесенного заболевания или сокращения производства, и т. п.). Профессионализм рассматривается исследователями как форма самоопределения индивида через трудовую деятельность, когда у него складывается индивидуальный стиль деятельности и он освобождается от чувства несвободы в труде [Зарецкая И.И. Профессиональная культура личности // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. научн. тр. Вып. 2. Отв. ред. Е.В.Ткаченко. –Екатеринбург, 1996. С.272].

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ ─является свойством системы «человек-профессия», в которой являются, с одной стороны, свойства человека, приобретаемые им в связи с реализацией себя в деятельности, а с другой ─ свойства деятельности, которые отражают в ее содержании, средствах и условиях структурные и функциональные особенности организма и психики человека. П.п. человека, как система, включает в себя в качестве структурных компонентов: 1) выбор рода деятельности (профессии), наиболее полно соответствующей склонностям и способностям конкретного человека; 2) удовлетворение интереса к выбранной профессии и удовлетворенность процессом и результатом конкретного труда; 3) меру оценки эффективности, надежности, безопасности выполнения трудовых функций, индивидуальную меру результативности труда; 4) проявления социального (профессионального) самоопределения личности, ее самоутверждения, самореализации, самосовершенствования в труде; 5) развитие «Я-концепции», зарождение и становление образа «Я ─ профессионал» и стремление субъекта деятельность к достижению эталонной модели профессионала (В.А. Бодров) [Дополнительное профессионально-техническое образование по охране труда и промышленной безопасности. С.146].

 

Р

 

РАБОЧИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ, рабфаки ─ общеобразовательные учебные заведения (или их подразделения) для подготовки в вузы рабочих и крестьян, не имевших ранее возможности получить среднее образование. Создание Р.ф. было связано с регулированием приёма в вузы по классовому составу и задачами формирования интеллигенции из рабочих и крестьян. Декретом СНК от 1918 г. рабочим и крестьянам было предоставлено право поступать в любое высшее учебное заведение без документа о среднем образовании. Но уровень общеобразовательной подготовки многих студентов оказался недостаточным для продолжения учения. В 1919 г. было принято постановление об открытии в Москве при вузах, школах и в качестве самостоятельных учреждений подготовительных курсов, из которых выросли Р.ф. Первые Р.ф. возникли в 1919 г. при Коммерческом институте (ныне Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова) и других вузах Москвы. Система Р.ф. была законодательно оформлена декретом СНК РСФСР «О рабочих факультетах» от 17 сентября 1920 г. Во 2-й половине 30-х гг. в связи с развитием в стране среднего образования Р.ф. утратили своё значение и были упразднены [Педагогический энциклопедический словарь. С.231].

РАЗВИТИЕ — философская категория, выражающая процесс движения, изменения целостных систем. К наиболее характерным чертам данного процесса относятся: возникновение качественно нового объекта (или его состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спиралевидность формы (цикличность), развертывание во времени. Развитие — универсальное и фундаментальное свойство бытия, которое составляет специальный предмет исследования диалектики — учения о развитии. Поскольку основным источником развития выступают внутренние противоречия, то данный процесс, по существу, является саморазвитием (самодвижением). Современная наука (в частности, синергетика) подтверждает глубинную необратимость развития, его многовариантность и альтернативность, а также то, что «носителем» развития оказываются сложные, открытые, самоорганизующиеся системы [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.65].

 

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ─ направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей. Основы теории Р. о. были заложены Л.С. Выготским в 30-е годы при рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития.

Проблемы развития и обучения с разных позиций стремились решать Ф. Фребель, А. Дистервег, К. Д. Ушинский. В 30-е гг. 20 в. немецкий психолог О. Зельц провёл эксперимент, продемонстрировавший влияние обучения на умственное развитие детей.

В 30-е годы 20 в. господствовали три основных подхода к решению этого вопроса. В трактовке сторонников первого подхода А. Гезема, 3. Фрейда и Ж. Пиаже развитие человека не зависит от обучения. Обучение рассматривалось как процесс, который так или иначе должен быть согласован с ходом развития, но сам по себе в развитии не участвующий. Согласно этой теории, развитие «должно совершить определённые законченные циклы и определённые функции должны созреть прежде, чем школа может приступить к обучению конкретным знаниям и навыкам ребёнка. Циклы развития всегда предшествуют циклам обучения». Т. о., «исключается всякая возможность поставить вопрос о роли самого обучения в ходе развития и созревания тех функций, которые активизируются обучением. Их развитие и созревание являются скорее предпосылкой, чем результатом обучения Обучение надстраивается над развитием, ничего не меняя по существу» (Выготский Л. С., Педагогическая психология, 2 изд., 1991, с. 376).

В рамках второго подхода (У. Джеймс, Э. Торндайк и др.) обучение отождествлялось с развитием, которое истолковывалось как накопление человеком разного рода привычек в процессе обучения. По этой теории любое обучение становится развивающим.

В третьей теории (К. Коффка и др.) сделана попытка преодолеть крайности двух первых подходов. Развитие рассматривается как процесс, от обучения не зависимый, а само обучение, в ходе которого ребёнок приобретает новые формы поведения, мыслится тождественным с развитием. С одной стороны, развитие подготавливает и делает возможным процесс обучения, с другой стороны, обучение стимулирует процесс развития. Данная теория разводит процессы обучения и развития и вместе с тем устанавливает их взаимосвязь. Эти три теории с некоторыми модификациями существуют и в современной науке.

Выготский не соглашался ни с одной из этих теорий и сформулировал гипотезу о соотношении обучения и развития. Согласно Выготскому, существует единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития. «...Хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу... Между процессами развития и обучением устанавливаются сложнейшие динамические зависимости, которые нельзя охватить единой, наперёд данной, априорной умозрительной формулой» (там же, с. 390).

При обосновании своей гипотезы Выготский изложил содержание основного генетического закона развития психических функций человека. Этот закон явился основой его концепции. По Выготскому, всякая высшая психическая функция в развитии ребёнка появляется дважды - сперва как деятельность коллективная, социальная, во второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребёнка. «Этот закон, думается нам, всецело приложим и к процессу детского обучения... Существенным признаком обучения является то, что оно создаёт зону ближайшего развития, т. е. вызывает у ребёнка к жизни, пробуждает и приводит в движение ряд внутренних процессов развития... С этой точки зрения обучение не есть развитие. Но, правильно организованное, оно ведёт за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Обучение есть, таким образом, внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребёнка не природных, но исторических особенностей человека» (там же, с. 388).

Многие годы идея Выготского оставалась только гипотезой, хотя его последователи (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и др.) и стремились её развивать. В 30—50-е гг. отечественные психологи разрабатывали основы формирующего (обучающего) эксперимента как важного метода решения проблем Р. о. (Леонтьев, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, Т.С. Костюк, Н.А. Менчинская, Е. Н. Кабанова-Меллер и др.). В 60—80-е гг. аспекты Р. о. исследовались в области дошкольного воспитания, начального и среднего образования (Л. А. Венгер, Т. А. Власова, В. И. Лубовский, 3. И. Калмыкова, И. Я. Лернер и др.). Полученные результаты позволили обосновать положение о существенной роли обучения в развитии, выявить некоторые конкретные психолого-педагогические условия Р. о.

С конца 50-х гг. гипотезу Выготского разрабатывали два коллектива, созданные Занковым и Элькониным. Исходя из того, что традиционное начальное обучение не обеспечивает должного психического развития детей, Занков разработал новую дидактическую систему, основанную на взаимосвязанных принципах: 1) обучение на высоком уровне трудности; 2) ведущая роль теоретических знаний; 3) высокий темп изучения материала; 4) осознание школьниками процесса учения; 5) систематическая работа над развитием всех учащихся. Эти принципы были конкретизированы в программах и способах обучения младших школьников грамматике и орфографии русского языка, чтению, математике, истории, природоведению, рисованию, музыке. Занков сделал вывод, что имеется «фундаментальное превосходство школьников экспериментальных классов над учащимися обычных классов в общем развитии». Развивающий эффект системы Занкова свидетельствовал о том, что традиционное начальное образование, культивирующее у детей основы эмпирического сознания и мышления, делает это недостаточно совершенно и полно. Согласно Занкову, развивающее значение имеет само обучение: «Процесс обучения выступает как причина, а процесс развития школьника - как следствие» (Занков Л. В., Избр. пед. труды, 1990, с. 306). В этом положении отсутствовала идея об опосредующем звене между обучением и развитием, об их сложных динамических зависимостях, не позволяющих охватить связь причины и следствия наперёд данной формулой. Кроме внешней детерминации со стороны обучения процессу развития «свойственна внутренняя обусловленность» (там же, с. 306), но в чём конкретно состоит эта обусловленность, Занков не раскрыл. Он правильно оценил значение внутренней связи зон ближайшего развития с психическим развитием детей, но в принципах его дидактической системы эта связь не отражена.

Коллектив Эльконина выявил основные психологические новообразования младшего школьного возраста — это учебная деятельность и её субъект, абстрактно-теоретическое мышление, произвольное управление поведением. Было установлено, что традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного развития у младших школьников этих новообразований, не создаёт необходимых зон ближайшего развития, а лишь тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникают у детей ещё в дошкольном возрасте (чувственное наблюдение, эмпирическое мышление, утилитарная память и др.). Была разработана система обучения младших школьников, создававшая зоны ближайшего развития, которые превращались со временем в требуемые новообразования. В.В. Давыдовым была разработана теория, раскрывавшая на современном логико-психологическом уровне содержание основных типов сознания и мышления и основных видов соответствующих им мыслительных действий. С позиций коллектива Эльконина, в основе психического развития младших школьников лежит формирование у них учебной деятельности в процессе усвоения ими теоретических знаний посредством выполнения содержательного анализа, планирования, рефлексии (теория учебной деятельности и её субъекта представлены в работах Давыдова, В.В. Репкина, Г. А. Цукерман, Эльконина, И. Ломпшера и др.). Осуществление детьми учебной деятельности определяет развитие всей их познавательной и личностной сферы. Развитие субъекта этой деятельности происходит в самом процессе её становления, когда ребёнок постепенно превращается в учащегося, изменяющего и совершенствующего самого себя. Приобретение ребёнком потребности в учебной деятельности, соответствующих мотивов способствует укреплению желания учиться. Овладение учебными действиями формирует умение учиться. Именно желание и умение учиться характеризуют школьника как субъекта учебной деятельности.

Специалисты многих стран признают, что по уровню своей перспективной научно-практической значимости гипотеза Выготского стоит выше всех теорий, относящихся к связи обучения и развития [Педагогический энциклопедический словарь. С.232-233].

 

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ (от лат. rationalis ─ разумный) — форма отношения человека к миру и прежде всего — познавательного. В познании характеризуется моделированием реальности в системе понятийных конструкций, которые надстраиваются над обыденным представлением о мире. Признает силу разума, сопрягает мышление с миром необходимости, предполагает рефлексию, которая связана со словом. Определение понятий (дефиниция) — важнейший инструмент рациональности. В культурах, где она доминировала, были открыты правила логики, риторики, поэтики, грамматики [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.66].

 

РАЦИОНАЛЬНОСТЬ НАУЧНАЯ — ограничение пространства идеальных объектов, с которыми работает мышление, технологической идеей артефакта, т.е. сделанной вещи. Разрешает мышлению работать с теми идеальными конструктами, которые можно контролируемо воспроизводить бесконечное число раз не только в мысли, но и на практике [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.66].

РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (позднелат. revolutiо — поворот, переворот) — коренной переворот в социально-экономической структуре общества, сопровождающийся внезапным, насильственным изменением существующего политического строя. В теории марксизма революция рассматривается как «локомотив истории», закономерный и необходимый результат классовой борьбы в антагонистических формациях, высшая форма такой борьбы. Революция понимается как переход политической власти в руки передового класса (в случае социалистической революции — пролетариата), который обеспечивает резкое ускорение общественного прогресса, открывая новые перспективы для развития производительных сил и социальных преобразований. Полярный процесс трактуется как контрреволюция, носителями которой являются реакционные классы и группы общества. Социальная революция противоположна реформам и эволюционному пути развития общества [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.66].

 

РЕГРЕСС (лат. regressus ─ обратное движение) ─ тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций; включает также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам. Противоположен прогрессу [Советский энциклопедический словарь. C.1107].

 

РЕДИСТРИБУЦИЯ - перераспределение произведенных обществом материальных благ как одна из основных функций государства в древневосточных деспотиях [Культурология: учебно-методический комплекс. С.41].

 

РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ ─целенаправленное и планомерное взращивание верующих посредством внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и вероучительным принципам определённой конфессии (вероисповедания). Р. в. — составная часть относительно контролируемой социализации верующих (наряду с семейным воспитанием и социальным воспитанием). В основе Р. в. лежит феномен удвоения мира и его сакрализации (от лат. sakrum - священное), т. е. наделения явлений окружающей действительности и личностного начала человека священным содержанием, придания особого смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.

Выделяют два уровня Р. в. — рациональный и мистический (Т. В. Склярова). Рациональный уровень включает в себя три основных компонента — информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Мистический уровень тесно связан с рациональным и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нём проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет конфессиональную специфику. Например, мистический уровень Р. в. в христианском воспитании включает в себя подготовку и участие в различных таинствах, домашнюю молитву, воспитание чувства благоговения и почитания святынь.

В процессе Р. в. используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр.; праздничные мероприятия, экскурсии, любительские объединения, хоры, оркестры и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для Р. в. в той или иной конфессии содержанием.

Р. в. осуществляют священнослужители, педагоги конфессиональных и светских (в ряде стран) учебных заведений, воспитатели детских и юношеских объединений (действующих при религиозных и светских организациях, например, скаутских); средства массовой коммуникации, контролируемые религиозными организациями. В семье и окружающей социальной среде Р. в. занимаются верующие (родители, родственники, члены религиозной общины и пр.).

В процессе и в результате Р. в. у верующих формируются специфическая для конкретной конфессии ценностно-нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль жизни, а также стратегии адаптации и обособления в социуме [Педагогический энциклопедический словарь. С.238].

 

РЕФОРМАЦИЯ (лат. reformatio ─ преобразование, исправление) ─ социально-политическое движение 16 в. в Европе против феодализма и его главной опоры ─ католической церкви. Р., по словам Ф. Энгельса, была первым актом буржуазной революции в Европе. Своеобразие этого движения состояло в том, что оно выступало в религиозной форме. Р. породила новую разновидность христианства — протестантизм. Начало Р. положило выступление в 1517 г. в Германии М. Лютера, который осудил злоупотребления католической церкви. Вскоре Р. охватила многие страны Европы. В ней существовало 3 основных течения: консервативно-католическое, буржуазно-реформаторское и плебейско-революционное. Последнее выдвигало требования ликвидации частной собственности, крепостного права и отмены сословных привилегий. Разрыв с католической церковью проходил в разных странах не одинаково и не одновременно: в одних государствах в ходе гражданской (Германия, Швейцария) и национально-освободительной (Голландия, Швеция) войн, в других — относительно мирным путем (Англия, Дания). В Германии Р. носила умеренно бюргерский характер, в Англии осуществлялась по инициативе королевской власти в еще более умеренных рамках, и лишь в Швейцарии требования буржуазии были в ходе Р. более последовательно и решительно воплощены в жизнь. Католическая церковь ответила на Р. контрреформацией, что привело к ожесточенным религиозным войнам 16-17 вв. [Атеистический словарь. С.385]

риторическая культура преподавателя ─ системное единство свойств, включающее опыт познавательной деятельности; опыт осуществления известных способов деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения, способствующий формированию умения преподавателя превращать педагогическую форму в риторическое событие в процессе речевого взаимодействия субъектов образовательного процесса [Аксенова Л.П. Риторическая культура преподавателя. К определению понятия // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: Сб. научн. тр. / Отв. ред. Г.Д.Бухарова. Вып. 2. –Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. С.25].

 

РИТУАЛ ─ то же, что обряд.

 

С

САКРАЛЬНОЕ (священное) – смысловой центр культурного пространства человека, духовный ориентир его в жизни. Сакральное противостоит мирскому и определяет, очерчивает круг жизненных ценностей: доброе и злое, прекрасное и безобразное, истинное и ложное, дозволенное и запрещенное, должное и недолжное, полезное и вредное, хорошее и плохое и т.д. Сакральное – это абсолютное, вечное, неизменное, основа основ, то, что составляет духовно-практическую опору существования человека и мира, не подвержено сомнению и критике. Сакральное – это святое: место, событие, отношение, идея, вещь и т.д. Универсальными образами сакральное в истории культуры выступают Мировая Гора, Древо Мировое, храм, алтарь и т.д. Центр Мира – всегда возвышение – кратчайший путь связи Земли, как реального источника жизни, и Неба, как потенциального. Священных центров мира может быть много. Они становятся духовно-практическими ориентирами социокультурного бытия, регулируя жизнь человека и общества (запреты, нормы), без которых она лишается смысла и превращается из космоса в хаос. Сакральные ценности архаического общества в силу его синкретизма имеют горизонтальное измерение: равенство природы и культуры, всех людей (живых и умерших), всех моментов времени (прошлого, настоящего и будущего) и т.д. В современной культуре сакральные ценности обрели вертикальное положение: социальный иерархизм, противопоставление природы и общества, человека и общества, духовного и материального и т.п. Для современного человека сакральным является место, где он родился, влюбился, открыл для себя что-то новое, встретился с кем-то и т.д. [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.2. С.141-142.].

Самодеятельность детская – одна из форм социальной организации детей, которая проявляется в свободной реализации их целей и идеалов в рамках самостоятельных групп и объединений, существующих наряду с формальными институтами и организациями (школами, кружками). Как правило, возникает в подростковом возрасте и имеет множество разновидностей. Наиболее распространенными формами являются: компании сверстников; кружки; общественные организации и пр. Признаки детской самодеятельности: спонтанность образования и развития детских объединений; добровольное членство в них; свобода выбора линии поведения (стратегии деятельности); возможность устанавливать прямые, горизонтальные и партнерские связи со взрослыми людьми; наличие особого типа культуры (субкультуры), складывающегося в процессе создания детских объединений [Педагогика досуга: терминологический словарь. С.65].

 

САНСАРА – одно из основных понятий индийской религии и религиозной философии, в котором идея вечного круговорота жизни положила начало концепции бесконечной цепи перерождений, утверждающей, что смерть – это не конец, а просто разрыв непрерывности, за которым следует новая жизнь в новой форме, которую приобретает покинувшее тело душа [Культурология: учебно-методический комплекс. С.41-42].

 

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — первоначально термин, обозначавший конфискацию церковной и монастырской собственности в пользу государства. Сейчас им обозначают процесс, в результате которого все большие сектора общества, культуры, различные социальные группы и отдельный индивид освобождаются от религиозного санкционирования и влияния. С. представляет собой один из аспектов более общего процесса модернизации, связанного с бурным ростом научного потенциала, развитием технологичного производства, рационализацией экономики, культуры и т. д., охватившего все индустриально развитые страны на современном этапе развития. Происходящий на уровне как индивидуального сознания, так и социальных институтов процесс С. приводит к «расколдованию мира», утрате старых общинных связей и традиционных верований. Религия теряет свою монополию на объяснение реальности, перестает быть всеобщим мировоззрением, интегрирующим общество в единое целое и уже не является единственным источником ценностей, идеалов и норм. С одной стороны, следствием С. является падение престижа и влияния институциональной религии, а с другой — возникновение религиозного плюрализма, когда различные религии, религиозные группы и организации мирно сосуществуют друг с другом. Происходит рост внеинституциональной религиозности, означающей, что религия становится «невидимой», все более «субъективируется» в зависимости от тех или иных предпочтении людей. Процесс С. часто сопровождается религиозным возрождением, иногда в форме крайнего традиционализма (например, исламский фундаментализм в странах Востока), что является реакцией на процесс модернизации с тенденцией к «расколдованию мира».

В западных странах процесс С. носит двойственный характер. С одной стороны, модернизация всего общества способствует падению религиозности и углублению С., а с другой — религия продолжает оставаться важным средством поддержания и укрепления существующих структур социального устройства и отдельной личности. Получают широкое распространение различные религиозно-философские течения, создаются клерикальные организации, которые стремятся к сакрализации различных сфер социально-политической жизни и сохранению религиозного мировоззрения.

В СССР процесс С. наиболее интенсивно протекал в 20—30-е гг. Это было связано как с коренными социальными преобразованиями, так и с определенной политикой государства по отношению к религии и церкви, подвергшимся в это время гонениям и разрушению. Отчасти антирелигиозные настроения были подготовлены политикой царизма и официальной православной церкви, не терпевшей инакомыслия, отчасти они были следствием тоталитарной сталинской системы. Отношение к церкви в нашей стране на протяжении многих лет было отмечено волюнтаризмом и произволом. Религия была переведена в разряд «пережитков капитализма». Это однако не означало, что с ней покончено навсегда. Заметное оживление религии происходит сначала в 40-х, а затем в 70-х гг. В 70—80-е гг. возникает «религиозный плюрализм», когда распространяются самые разнообразные верования, религиозные идеи и культы. Становятся модой астрология, восточные техники медитации, колдовство и т. д. растет интерес ко всему таинственному, загадочному, непонятному. Происходит рост как институциональной, так и внеинституциональной религиозности при доминирующей роли традиционных религий (православие, ислам и т. д.). Сейчас, в 90-е гг., наблюдая своего рода «религиозное возрождение», уже трудно сказать, что процесс С. набирает силу. Напротив, религия проявляет свою жизнеспособность, все более активно участвует в делах общества и государства, собирает значительную аудиторию у телеэкранов и на страницах печати. Различи, религии стремятся к диалогу, терпимости и взаимопониманию, что необходимо для выживания и сохранения каждой из них. Гарантией этого может стать подлинная реализация свободы совести и законодательное закрепление места религии в нашем обществе [Российская социологическая энциклопедия. С.460].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: