Культура и образование: культурологический подход 31 страница

СУБКУЛЬТУРА (лат. sub - «под») — специфическая форма культуры, основанная на иерархии локальных ценностей определенной социальной группы или общности (возрастной, профессиональной, идеологической...), носящая по отношению к господствующим духовным ценностям подчиненный характер [Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. С.394].

 

ас-СУННА («обычай», «пример»; полная форма: суннат расул Аллах — «сунна посланника Аллаха») — сунна, пример жизни Мухаммада как образец и руководство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина, как источник материала для решения всех проблем жизни человека и общества.

С. состоит из поступков Мухаммада (фи'л), его высказываний (каул) и невысказанного одобрения (такрир). С. передавалась устно сподвижниками Мухаммада и была зафиксирована в виде хадисов у суннитов и хабаров — у шиитов. С. почитается всеми течениями ислама как следующий после Корана источник сведений о том, какое поведение или мнение угодно Аллаху. С. объясняет Коран и дополняет его. Традиционалисты считают следование С. главным содержанием жизни мусульманина. Обучение С.— важная составная часть мусульманского религиозного образования; знание С.— один из главных критериев для признания авторитетности факиха, его права быть имамом. Противоположностью С. считается бид'а (нововведение). В этом смысле сунниты (ахл ас-сунна ва-л-джама'а) противопоставляют себя шиитам, якобы внесшим в ислам «недозволенные» новшества. Шииты же полагают, что именно они правильно следуют С.

После смерти Мухаммада С. позволяла решать многие практические вопросы жизни общины и Халифата, поэтому ее значение сразу же было очень большим. В IX—X вв., особенно благодаря деятельности ханбалитов, С. начинают почитать едва ли не наравне с Кораном. Проблема соотношения Корана и С. занимает важное место в трактатах по основам религии (усул ад-дин). В трудах по основам фикха в IX—X вв. обсуждался вопрос о допустимости иных источников решений правовых казусов кроме Корана и С. Современный мусульманский «фундаментализм» уделяет большое внимание следованию С. даже в быту, регламентируя характер одежды, размер бород» и т. д. [Ислам: Энциклопедический словарь. –М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1991. С.214].

 

Сциентизм абсолютизация роли науки, научных знаний (прежде всего, естественных наук, математики) в системе культуры, в идейной жизни общества; мировоззрение, рассматривающее науку, ее успехи как главный фактор прогресса в истории и средство решения социальных проблем [Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики. C. 138].

 

Т

 

ТАБУ - система запретов, в доклассовом обществе, регламентирующая основные сферы жизнедеятельности и поведение человека [Культурология: учебно-методический комплекс. С.42].

ТАЛАНТ – мера творческих способностей человека, его предрасположенность к тому или иному виду деятельности (художественной, научной, эстетической, практической и т.д.), позволяющие создавать оригинальные продукты, имеющие социокультурное значение. Для реализации таланта требуется большое напряжение физических и духовных сил, критический и глубокий ум, эрудиция, воля, интуиция и фантазия. Талантливой личности присуще также поисковое мышление, самостоятельность и смелость в суждениях и оценках, установка на созидание принципиальной новизны в окружающем мире. Художественная культура, как система ценностей, является важной сферой проявления и воплощения человеческого таланта. Она представляет собой особого рода реальность, которая создана по законам красоты и несет в себе эстетическое совершенство, органичное единство формы и содержания. Благодаря таланту создаются шедевры искусства, которые сохраняют свое непреходящее значение для многих поколений людей и символизируют собой победу человека над неоформленным природным материалом [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.2. С.177.].

Творческое объединение – форма групповой работы учреждения дополнительного образования детей. Создается для развития у молодого поколения опыта совместной деятельности, развития творческой активности и самодеятельности, воспитания потребности в самосовершенствовании. Оно, как правило, состоит из нескольких творческих лабораторий, работающих автономно друг от друга, но соединяющих свои ресурсы для решения значительных творческих дел. Лаборатории состоят из 3-8 детей (в зависимости от вида деятельности). Если объединение разновозрастное, то от­дельные лаборатории могут создаваться на вариативной основе: либо из воспитанников одного и того же возраста, либо различного. Деятельность лабораторий многообразна и зависит от целей работы и состава их участников. В объединениях любого типа межличностные взаимодействия осуществляются неформально, деятельность педагогов и детей протекает в сотворчестве [Педагогика досуга: терминологический словарь. С.71].

 

ТВОРЧЕСТВО — деятельностьлюдей, направленная на создание нового, никогда ранее не бывшего; способность человека из известного, имеющегося в действительности материала создавать в процессе труда новую реальность, отвечающую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером деятельности человека: научное творчество — это производство нового знания, художественное творчество — создание новых художественных произведений, техническое творчество — разработка новых технологий. В творчестве не только создается нечто новое, но и развиваются сущностные силы человека,его способности и мастерство [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.76].

 

ТЕЛЕВИДЕНИЕ – одна из сфер современной культуры. Возникло в XX в. как синтез искусства и техники, в своей основе неоднородно. Представляет собой сложное полифункциональное социокультурное явление. В нем выделяется три взаимосвязанные функциональные сферы. Первое: телевидение как средство передачи документальной и научной информации (теленовости, телерепортаж, научно-популярный и учебный фильм, научно-познавательная и развлекательная передача и т.д.). Второе: телевидение как способ фиксации и трансляции произведений искусства, созданных в других, вне телевидения, сферах художественного творчества – телевизионная демонстрация кинофильма, театрального спектакля (балет, драма, опера), концерта музыки, произведений скульптуры, архитектуры, живописи. Третье: телевидение как специфический вид искусства, особая сфера художественного творчества и художественного восприятия. Выделение третьей, художественной, области в системе телевидения – более поздний процесс, чем становление двух первых. Это объясняется тем, что самостоятельное художественно-образное освоение телевидением мира предполагает выработку им своих художественно-выразительных средств и специфических художественных методов отражения реальности, а также поиск новых форм художественного общения со зрителем, отличных от тех, которыми располагает современная художественная культура (например, общение с киноискусством в кинозале, с театральным искусством – в театре, с музыкой – в концертном зале, с живописью – в художественном музее и т.д.). Одним из таких методов в телеискусстве является ликвидация рампы, которая в театре отделяет актеров от зрителей, в концертном зале – музыкантов-исполнителей от слушателей. В художественном телевидении на этой основе родился особый жанр телерассказа. Известные рассказы И.Андронникова (как естественный монолог рассказчика) не могли бы появиться и восприниматься публикой ни на сцене театра, ни на концертной площадке, ни в кино. Они способны «жить» лишь в системе телеискусства, где устанавливается близкий к непосредственной форме общения контакт между актером-рассказчиком и слушателями. Тенденция к разрушению рампы имеет место не только в сфере художественного телевидения, но и распространяется на телевидение в целом, где информационные передачи строятся на основе доверительного общения со зрителем, а ведущие познавательно-развлекательных и, особенно, детских передач также стремятся разрушить условную разделительную рампу и «войти» в дом телезрителей. Современное телеискусство в обретении своих художественных начал идет по пути, по которому шел в свое время кинематограф – от репродуцирования других искусств (например, театра) к созданию собственных оригинальных жанров: телеспектакль, телекино, телеопера. Сегодняшний телефильм и телеспектакль отличаются соответственно от кинофильма и театральной драмы, демонстрируемых по телеканалу. Система выразительного языка, которая составляет основу телевизионного художественного творчества, обусловливается спецификой бытования телеискусства (домашняя среда, а не кинозал и не концертный зал) и особенностями художественного восприятия в этой бытовой обстановке. Они определили художественные приемы и построение телефильма: в нем более медленное, чем в кино, развертывание событий, преимущество крупных планов и отказ от панорамных, батальных сцен; специфической особенностью телекино стал такой художественный принцип, как развернутое в большом промежутке бытового времени многосерийное изложение содержания, немыслимое в традиционном киноискусстве. Телекино удачно заимствовало у информационного телевидения комментаторское начало, превратив его в специфический художественный прием, излишний в кино, демонстрируемом в кинозале (известный телесериал «Семнадцать мгновений весны» многое бы потерял, лишившись комментаторской речи за кадром). Процесс становления телеискусства и утверждение его как самостоятельного вида художественного творчества продолжается. Он направлен, с одной стороны, на совершенствование художественно-выразительных средств, а с другой, – на создание новых тележанров. В перспективе возможно появление на телеэкране телемузыки как особого жанра художественного телевидения, имеются также потенциальные возможности у светомузыки заявить о себе как о специфическом жанре телевизионного искусства [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.2. С.189-190.].

 

ТЕОЛОГИЯ (греч. theos —Бог и logos — учение) - «теоретический срез» религиозного сознания, образующийся за счет формально-рационалистического толкования «Священного писания», истинность которого принимается на веру, как откровение Бога. Теологический рационализм носит таким образом, ограниченный, подчиненный характер. Догматизм теологии состоит в том, что утверждаемые ею истины объявляются вечными, абсолютными, неизменными.В средние века, на которые приходится расцвет теологии, все формы знания (включая философию) рассматривались как «служанки» теологической (богословской) мудрости. В Новое время теология подверглась критике со стороны многих философских учений (французские просветители, Кант) [Современная философия: Словарь и хрестоматия. С.77].

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология, эпистемология) ─ раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. Обобщая методы и приемы, используемые современной наукой (эксперимент, моделирование, анализ, синтез и т.д.), Т. п. выступает в качестве её философско-методологической основы [Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. С.716]

 

ТЕХНОЛОГИЯ (греч. tehne - искусство, мастерство, умение; logos -понятие, мысли, разум) - 1) Совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. 2) Любое средство преобразования исходных материалов для получения желаемой продукции и услуг [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 411].

 

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ — «патерналистская», «популистская», «эклектическая», «социодинамическая». Первый типхарактеризует сосредоточением нитей управления в руках государства. Патер (от лат. раtrе — отец) — это смыслообразующий корень слова, указывающий на такой тип взаимоотношения государственных институтов и культуры, когда все предопределяется сверху. Второй тип это тип культурных взаимоотношений, построенный на свободном доступе к культурным ценностям. Регламентирующее начало в этом случае отодвигается на второй план. Само слово (от лат. рори1аris) в переводе на русский язык означает «народный», «полезный народу». Третий типэклектически связан с различными формами индивидуального потребления культурных ценностей. Эклектика (от лат. klektikos выбирающий), другими словами, в этом типе осуществления культурной политики нет доминирующего принципа или, правильнее сказать, он формируется интересами множественных потребителей культуры. Последний, социодинамический тип реализации культурной политики ориентирован на количественные потребления культурных услуг и ценностей [Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. С.394-395].

 

ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ ─ качественно-содержательная характеристика конкретно-исторических, этнонациональных, религиозных, регионально-территориальных и других форм культуры. Типологический принцип задает исследователю колею теоретического дви­жения, определяет его ракурс и вектор в отборе и выстраивании конкретного материала. Осмысление типа культуры, определение его статуса, смыслового наполнения детерминировано основополагающим принципом, под углом зрения которого анализируется культурный контекст и вследствие чего выявляются наиболее общие качественные черты.

Антропокосмогонический тип культуры — античные формы культуры, выражающие единство природно-космического и человеческого начал.

Демократически-технотронный тип культуры — современная культура высокоразвитых цивилизаций, характеризующаяся двуединым влиянием техники: позитивно-демократическое и негативное. Научно-технический прогресс содействует расширению социокультурного поля, приобщению к ценностям культуры широкой аудитории, благодаря совершенствованию коммуникационных средств. Вместе с тем развитие этого процесса усиливает диктат техники над духовным, порождая стереотипы восприятия и оценок, способствуя омассовлению культуры.

Индивидуально-прагматический тип культуры — система ценностей, сложившаяся в эпоху зрелых буржуазных отношений, когда доминирующими становятся укрепления института частной собственности, прагматические интересы человека, личная инициатива, предприимчивость и целеустремленность в приумножении материальных благ.

Конкретно-исторический тип культуры — это форма бытования наиболее существенных, общих, концептуальных духовных ценностей. Представляется возможным выделить в современном культурологическом знании следующие исторические типы европейской культуры: природно-символический (древнейшие формы культуры), антропокосмогонический (античность), христианско-религиозный (средневековье), универсально-гармонический (Возрождение), протестантско-реформистский (Реформация), рационально-нормативный (абсолютизм), критико-просветительский (Просвещение), романтически-утопический (романтизм), индивидуально-прагматический (2-я половина XIX в.), тоталитарно-бюрократический и демократически-технотронный, соответственно 1-я и 2-я половины XX в.

Критико-просвегительский тип культуры — культура, провозглашающая в качестве приоритетных высокие нравственно-просветительские, демократические идеалы.

Природно-символический тип культуры — ранние формы культуры, характеризующиеся опредмеченностью культурных ценностей в природных явлениях (растворенность духа в природе, по Н. Бердяеву).

Протестантско-реформистский тип культуры — культура, отразившая идеи протестантизма, оппозиционного религиозно-реформаторского движения против консервативно-деспотической идеологии католицизма. Протестантизм демократизировал церковные традиции, реформация заложила основы свободомыслия и правового государства.

Рационально-нормативный тип культуры — культура, строго подчиняющаяся и регламентируемая господствующей идеологией абсолютизма, преимущественно рациональная и нормативная.

Романтически-утопический тип культуры — система мировосприятия, возникшая в результате разочарования итогами буржуазных революций в Европе, не оправдавшими просветительских идей совершенствования человека и общества.

Тоталитарно-бюрократический тип культуры — преимущественно официальная культура, подчиняющаяся строгим установкам господствующей идеологии. Изначальный принцип самостийно-органичного развития культуры окончательно вытесняется административно-бюрократической формой ее организации и управления, вследствие чего ущемляется и нивелируется личностное начало.

Универсально-гармонический тип культуры — культура эпоxи Возрождения, утверждающая идеалы гуманизма, титанизма, человеческого духа, универсальности, индивидуальности, органично воспринявшая и преобразовавшая духовные ценности древнегреческой античности.

Христианско-религиозный тип культуры — культура раннего и позднего средневековья, основанная на христианской доктрине (в первом случае в период укоренения православия, а во втором ─ католицизма) [Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры. С.395-396].

 

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (лат. tolerantia – терпение) – 1) Терпимость к разного рода взглядам, нормам поведения, привычкам, отличным от тех, которые разделяет субъект. 2) Открытость для любых идейных течений, отсутствие страха перед конкуренцией идей [Профессионально-педагогические понятия: Словарь. С. 414].

* * *

В широком смысле Т. означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту. В более узеом смысле понятие «толерантность» используется в медицине. Здесь толерантность - это способность организма без потерь переносить негативные влияния внешней среды [(Электронный ресурс). – Режим доступа: http:// narodznaet.ru/articles/chto-takoe-tolerantnost.html/]

* * *

Dыделяетcя пять смысловых значений данного понятия:

Т. в социологии — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Экологическая пластичность — способность организмов выносить отклонения факторов среды от оптимальных для них (экол.) Способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.

Иммунологическая Т. — иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определённого антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. Проблема толерантности имеет значение при пересадке органов и тканей.

Т. к лекарствам, наркотикам и психоактивным веществам — снижение реакции на повторяющееся введение вещества, привыкание организма, ввиду чего требуется всё большая и большая доза для достижения присущего веществу эффекта. Также различают обратную толерантность — особое состояние при котором требуется меньшая доза для достижения заданного эффекта, и кросстолерантность — когда приём одного вещества повышает толерантность к приёму других веществ (как правило из той же группы или класса).

Т. — математическая модель для выражения представлений о сходстве (похожести, близости) [(Электронный ресурс). - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C].

 

ТОТЕМИЗМ - форма первобытного верования, поклонение растениям и животным, с которыми якобы существует кровнородственная связь [Культурология: учебно-методический комплекс. С.42].

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА – тип культуры, система ценностей которой ориентирована на традицию. Основу ее составляет принцип безусловной власти традиции над свободной волей индивида, безраздельное господство коллективного над индивидуальным, прошлого над настоящим, стабильного, повторяющегося над меняющимся. Первой исторической формой традиционной культуры была первобытная культура, где сложилась особая форма бытия и быта людей, в которой моральные нормы, нормы вкуса, каноны художественного творчества были устойчивыми, жесткими, нерушимыми и передавались из поколения в поколение как неписаный закон, освещенный их мифологическими (см. Миф) представлениями о мире и о себе. Жесткая ориентация на традицию была обусловлена потребностью первобытного общества сформировать культурный заменитель утраченного человечеством биологического способа передачи поведенческой программы, который имеет место в животном мире и обеспечивает выживание особи. Порождавшийся мифологическим сознанием традиционализм служил мощным прогрессивным фактором внедрения в жизнь людей культурных механизмов: регламентировал поведение людей, сплачивал коллектив, утверждая равенство каждого. Такого рода качество культуры сохранится и в других более поздних культурах (в Европе – до эпохи Возрождения, в ряде стран Востока - до наших дней), где будет господствовать мифология (независимо от ее характера – религиозная или политическая). Это объясняется тем, что мифология по своей сути всегда претендует на абсолютность утверждаемого ею миропонимания, канонизирует нормы мышления и поведения и исключает всякую возможность существования иных парадигм и ценностных ориентации. Поэтому эта культура требует от каждого индивида безоговорочного принятия данной системы основополагающих идей, норм и ориентации и веры в их абсолютную истинность, утверждает необходимость их передачи в неизменном виде последующим поколениям. Если родовым свойством всех нетрадиционных культур является диалогичность – стремление к общению с другими культурами, то для традиционной культуры характерна монологичность. Эта ее особенность вытекает из мифологизации сознания, которое по своей природе монологично и догматично, утверждает абсолютную истинность своих идей, своей картины мира и соответственно полагает ложными все иные мифологемы и парадигмы. Потому она не ориентирована на диалог не только с другими культурами, но и с собственными модификациями, которые не приемлет и отвергает как ереси. Традиционная культура, основу которой составляет следование единому канону во всех сферах жизни и общественных отношений, порождает стилистически однородную художественную культуру (полистилизм – феномен нетрадиционной культуры). Важным средством утверждения, сохранения и передачи традиции в первобытной культуре являлось искусство. Оно вырабатывало единые для каждой родовой общности людей формы орнаментации тела, украшения одежды, мелодии песен и ритмы плясок, которые обретали здесь статус канона. При отсутствии политических и юридических регуляторов общественных отношений и письменности сохранение и передача выработанного культурного образа жизни, норм поведения могло осуществляться преимущественно средствами искусства – мифологизированными устными текстами. Этот опыт также закреплялся вещественно и наследовался поколениями в форме погребальных сооружений типа дольменов и менгиров, в декоре орудий труда и оружия, в живописных и скульптурных изображениях [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.2. С.197-198.].

 

ТРАДИЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ – механизм поддержания, сохранения, трансляции норм, ценностей, знаний, вкусов, верований, культурных образцов. Ее действие заключается в непосредственной передаче соответствующих культурных форм от поколения к поколению и соблюдении строгого следования этим нормам. Традиция существовала и существует во всех сферах жизни, опираясь на миф, обряд, обычай и др. [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.2. С.198.].

У

 

Умение — промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на знании какого-либо правила и соответствующим правильному использова­нию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка; готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе ус­военных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков [Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования: учебное пособие. С.425].

университет (лат. universitas — сово­купность) — высшее учебное и научное заведе­ние, в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам, различным отраслям народного хо­зяйства и культуры. Показательно, что назва­ние «У.», «universitas», с латинского переводится как «корпорация». Первые У. представляли собой корпорации людей интеллектуального труда ( Л. Февр ). Это были сообщества препода­вателей и студентов — universitatеs magistrorum et scolarium, различавшихся тем, что в одних, как в Болонье, заправляли делами студенты, а в других, как в Париже,— пре­подаватели. Студенты и профtccbjyfkmyj объединялись в «У.»-сообщества для того, чтобы добиться не­зависимости от города, иметь право самоуп­равления. От папы и короля они действитель­но получали немалые привилегии и права, что позволяло сосредоточиться на интеллекту­альной деятельности и занятиях чистой мыслью. Не случайно в средневековых У. процве­тала схоластика — особая технология трени­ровки абстрактного мышления и углублен­ного созерцания, своего рода европейский вариант индийской йоги. Центральное место в пре­подавании занимала также аристотелева фи­лософия. У. делился на «землячества» — объединения студентов из той или иной стра­ны и факультеты, где они овладевали теми или иными знаниями. Существовала и специализация У.: крупным центром изучения ри­торики и канонического права являлся Болонский У. В Сорбоннском У., признанном центре теологии, преподавание велось на латыне. В средневековом У. студенты изучали тео­логию, право, медицину и философию. Про­образом европейского У. считается Академия Пла­тона в Афинах, основанная в 4 в. до н. э. От древних греков европейцы унаследовали об­разцы сочетания научного познания, обучения и гражданского долга. Европейское университетское образование имеет многовековую историю. Старейшим У. Европы считается Болонский, он был открыт в 1088. В Англии Оксфордс­кий У. основан в 1167, Кембриджский — в 1209. Каждый У. присваивал свои ученые сте­пени. Эта практика сохранилась на Западе до сих пор, в отличие от нашей страны, где уче­ные степени и звания присваивает особый государственный орган (ВАК — Высшая аттестационная ко­миссия). Получить степень доктора философии в Оксфорде или Кембридже считается более престижным, нежели в любом другом У. С появлением сети У. Европа превратилась в единое образовательное пространство. Тог­да преподавание во всех или во многих У. проводилось на латыни. На ней же проходи­ли службы в католических храмах. Сегодня функ­цию международного языка общения играет английский. Благодаря этому европейцы могли учиться в любом понравившемся У. и посто­янно передвигались из страны в страну. Осо­бое место занимало изучение римского права, которое рассматривалось как единое право все­го латинского Запада, а сам он — как прямое продол­жение Рима. Университетское образование складывалось из чтения лекций и диспутов. На лекции профессор зачитывал, а позже объяс­нял заранее оговоренную книгу. На диспутах требовалось точно установить, обосновать и защитить церковное вероучение или какое-то научное положение. Крупным ученым считался тот, кто обнаружил больше всех ловкости и остроумия в диспутах. Так формировались основы систематического и углубленного дискурса, который сегодня считается пережит­ком прошлого, интеллектуальным наследием средневекового У. Базовым факультетом, ученики которого получали право обучаться впослед­ствии на других факультетах, был так называемый арти­стический факультет, или факультет семи свободных искусств. Полный курс здесь стро­ился в два цикла: первый, словесный — три­виум, в состав которого входили грамматика, риторика и логика; второй, реальный — квадривиум, состоявший из арифметики, астрономии, музыки и геометрии. В средневековом У. существовали три академические степени от­личия: бакалавра, лиценциата и доктора или магистра. Наделение этими званиями, которые давали право преподавать, строго регламен­тировалось и зависело от пройденного курса. Роль У. возрастает в эпоху Возрождения (14-16 вв.). Оно возникло на гребне восхож­дения нового класса, разбогатевшего на торговле. Из среды купечества вскоре выделя­ется слой меценатов искусства. Мелкая бур­жуазия, неизбежный спутник и верный признак набирающего силу капитализма, становится заказчиком художественных портретов, скульптурных композиций, соборов и общественных зданий. Среди них не последнее ме­сто занимают У. Вокруг него, и обслуживая его, численно множится другой, менее де­нежный, но более образованный слой — учи­теля, преподаватели, артисты, художники, ученые, ремесленники. Они обслуживают высший класс, занимая промежуточную сту­пеньку между ним и низшими классами. Это формирующийся средний класс — экономическая и культурная опора европейской цивилизации. Имен­но в его определяющей роли, повлиявшей на всю историю европейской культуры, следует, по всей видимости, искать отличительную черту от древневосточных цивилизаций. Образование и грамотность, которые раньше являлись отличи­тельной чертой и привилегией церковного люда, становятся доступными мирянам. А по мере того, как образование открывает путь наверх и выполняет функцию канала вертикальной мобильности, оно превращается даже в социальную потребность горожан. Новый этап в развитии университетского образования начинается в 18 в. Он ознаменован наступлением эпохи Просвещения. Около трех веков У. находились в авангарде интеллектуального развития Ев­ропы. С 12 по 15 вв. на континенте возникло 46 У., обладавших мощным идейным и политическим влиянием. В 18 в. происходит кардинальный поворот: завоевывает права принцип свободы научного исследования, который влечет за собой свободу преподавания и обучения. Вместе они составляют принцип академических сво­бод. Все европейские У. постепенно отказываются от преподавания на латинском языке и переходят к преподаванию на языке той страны, где нахо­дился У. Формируются национальные науч­но-педагогические школы и традиции. От­крывается доступ к высшему образования широких слоев населения, которые составят костяк среднего класса. В 19 в. формируется так называемая классическая модель У., чер­ты которой наиболее полно описал Вильгельм фон Гумбольдт: У.— это элитарное высшее учебное заведение, где обучение и научные ис­следования слиты в неразрывное целое, при обеспечении свободы для обучаемого и обу­чающего со стороны государства. Главное в этой моде­ли — синтез науки и образования при усло­вии университетской автономии, включающей полную академическую свободу. У. стал выполнять три функции: он выступает одно­временно в виде профессионального, культурного и исследовательского института. В. фон Гумбольт понимал образование как развитие способно­сти к профессиональной деятельности. Се­годня У. понимают как крупнейшее высшее учебное заведение для обучения универсаль­ному знанию, иными словами — совокупнос­ти всех видов знаний. Кроме того, он выпол­няет важные культурные функции. Согласно поло­жению о высшем образовании в Японии, задачи университетской подготовки заключа­ются в следующем: изучать теорию и при­кладные аспекты науки, вести научные иссле­дования, а также развивать личность студен­тов и воспитывать у них дух патриотизма. Современный У. создает интеллектуальный капитал общества. На пороге 21 в. университеты, по мнению Жака Делора, вновь обретают свою изначаль­ную функцию — быть гарантом универсаль­ных ценностей и культурного наследия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: