Постарайтесь следовать простым рекомендациям, приведенным ниже

При подготовке к семинарскому занятию необходимо вни­мательно ознакомиться с планом семинара, основными поняти­ями, списком литературы, рекомендованной к данному заня­тию и методическими указаниями. К семинару надо прочитать конспект лекции и подгото­вить новый конспект, где должны быть записаны: краткие тезисы ответов на вопросы, поставленные в плане занятия; выписки из учебной литературы и первоисточников, необходимые для ответов на вопросы семинарского занятия; надо также из экономического словаря и другой справочной литературы выписать содержание ключевых, для данной темы, понятий (если Вы пользуетесь «распечатками» из Интернета, потрудитесь отредактировать их и привести в соответствие с целями запланированного занятия); неясные для Вас вопросы, проблемы, которые Вы хотели бы обсудить на семинаре. Затем усвоить смысл экономических категорий и понятий и продумать целостный ответ. Для облегчения работы студентов можно воспользоваться предлагаемыми преподавателем методическими рекомендациями к семинарским занятиям.

 Для самостоятельной работы над сообщениями и докладами следует использовать дополнительную литературу и прежде всего первоисточники, которые прилагаются к каждой теме семинара.

- Готовясь к семинару, старайтесь выработать и обосновать собственное мнение; связывать теоретические проблемы с практикой социальной и личной жизни, с Вашими конкретными профессиональными (педагогическими) интересами. 

Семинарское занятие – не проверка подготовленного «урока», а обсуждение проблем изучаемого предмета.

Цель семинарских занятий по дисциплине не накопление и запоминание информации, необходимой для сдачи экзамена, а приобретение навыков аргументированного рассуждения и даже построение личностной картины мира.

Важнейшим элементом самостоятельной работы студентов над курсом является написание рефератов. При изучении курса это имеет особое значение. Во-первых, приобретаются навыки письменной самостоятельной работы, которые необходимы при выполнении курсовых и дипломных работ. Во-вторых, вырабатывается умение обосновывать собственную позицию по проблеме.

С одной стороны, написание реферата может составлять часть подготовки к семинару, с другой, реферат пишут по избранной теме, чтобы затем защитить его вместо экзамена.

- В первом случае, даётся тема, чтобы исследовать её нужно, составить план из 2-3 вопросов и следовать их раскрытию по плану, используя литературу, рекомендуемую к данному реферату. В конце содержания реферата обязательно даются выводы и список использованной литературы.

- Во втором случае, процесс выполнения письменной работы строится определенным способом и состоит из ряда этапов (они характерны для любойписьменной самостоятельной работы):

Этап 1. Определение темы работы. Это весьма сложный и ответственный этап, от успеха которого зависит состоятельность всей работы. При выборе темы работы обратите внимание на то, что помимо Вашего интереса к конкретному вопросу или его кажущейся простоты, Вы должны заранее представлять все трудности, связанные с доступностью информации, литературы и прочих материалов, необходимых для качественного раскрытия темы. Побеспокойтесь об этом заранее (!), проконсультируйтесь у преподавателя.

Этап 2. Формулировка общих и частных целей и задач вашей работы (исследования). Прежде всего, полученный Вами результат должен быть адекватен затраченному на его получение труду и времени (взвесьте, сколько времени и сил будет потрачено на выполнение работы, убедитесь, что аналогичная работа уже не была с успехом выполнена кем-то другим - не напрасен ли Ваш труд?). Просмотрев предложенный список письменных работ(контрольных и рефератов), обратите внимание на то, что Ваша работа может быть не только реферативной, но и исследовательской. Обратите внимание, что выполненная Вами работа - это работа начинающего исследователя и, скорее всего, Вам не удастся сделать мировое научное открытие. В связи с этим постарайтесь, чтобы результаты вашей работы были интересны не только для Вас как автора, но и для аудитории (например, Вашей учебной группе), а также и для преподавателя. Составив предварительный план работы, не поленитесь проконсультироваться с преподавателем. Наконец, не забывайте, что проконсультировавшись с педагогом, Вы можете изменить любую из предложенных тем или предложить собственную тему.

Этап 3. Поиск и отбор источников информации и литературы, на базе которых будет выполнена работа. Начать эту работу следует с внимательной проработки соответствующей темы (тем) учебника, проработки хрестоматийных и дополнительных материалов - скорее всего, необходимые библиографические ссылки у Вас уже имеются.

Изучите литературу к теме, затем (если это необходимо) переходите к изучению опубликованных источников в библиотеке. Не забывайте, что ряд полезных ссылок можно также получить, поработав с биографическими статьями, ряд доступен на CD-носителях или в сети Internet. При работе с источником всегда старайтесь определить его авторство, степень достоверности, оценить достоинства и недостатки, а также полезность для Вашей работы.

Этап 4. Процесс исследования и подготовка текста. Универсального "рецепта" написания научной работы не существует - каждое исследование уникально, а его ход связан с выбранной темой и наличием материалов. Единственное обязательное условие - в ходе работы подробно и внимательно оформляйте ссылки на использованные источники. Грамотное цитирование - одна из основ, на которой держится любая современная наука.

Этап 5. Защита работы. Ваша задача в ходе защиты работы - за короткое время, и при этом интересно, обстоятельно, четко и наглядно изложить полученные результаты. При наличии технического обеспечения (компьютера, проектора и экрана) совсем неплохо организовать мультимедийное сопровождение вашего доклада, выводя на экран наиболее важные положения работы.

- Очень важным в процессе самообразовательной деятельности является самооценка и самоконтроль, что дает возможность студентам оценить результаты своей работы, соотнести их с базовым уровнем,

Для правильной самооценки успехов в самостоятельной работе необходимо:

- соблюдать систему и последовательность упражнений;

- разумно распределять их во времени;

- постоянно анализировать самообразовательную деятельность по переносу знаний и умений в новую ситуацию;

- активизировать полученный опыт по преобразованию ранее усвоенных способов деятельности.

Для закрепления пройденного материала и самостоятельной проверки качества своей подготовки к промежуточной и итоговой аттестации необходимо использовать самостоятельное компьютерное тестирование;

 И, наконец, самая основная рекомендация, категорическое требование во все времена образования, во всех культурах – соблюдение, выполнение формально-организационных предписаний учебного процесса, а по-другому - дисциплины, дисциплина и еще раз дисциплина. Это и есть самое сложное в учебе. Несоблюдение этого автоматически приводит к невосприятию содержания изучаемого предмета, дисциплины, науки. Только от дисциплины (нормированного поведения) можно идти к содержанию в обучении, обратное («от содержания ко всему остальному в обучении») - профанация, смерть образования.

Самостоятельная работа должна вестись студентом систематиче­ски, что будет способствовать углублению знаний по предмету, расши­рению научного мировоззрения. При наличии затруднений, возникающих в процессе самостоя­тельной работы, студент обращается за консультацией к преподавате­лю.

Тематика рефератов

1. История развития психологических знаний о труде.

2. Психотехника и ее кризис.

3. Проблема развития человека в профессиональной деятельности (Кризисы профессионального развития).

4. Проблема профессиональных деструкций (можно указать по каким группам профессий, например, в педагогических, военных, политических, торговых и др. профессиях…).

5. Сущность инженерно-психологического подхода.

6. Психологические особенности деятельности человека-оператора (можно взять группу конкретных операторских профессий).

7. Психологические особенности взаимодействия человека с компьютером.

8. Психологические условия возникновения стрессы в профессиональной деятельности (можно указать, в каких именно профессиях).

9. Основные тенденции и проблемы развития профессионального образования.

10. Проблема личностного компромисса при построении успешной карьеры.

11. Динамика формирования образа профессионального и жизненного успеха (можно уточнить, у кого именно, например, в сознании подростков, их родителей или в сознании уже работающих профессионалов – это скорее не столько реферат, сколько исследование).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: