Концепция активизации профессионального и личностного развития человека (АПЛР)

Методические рекомендации по использованию медицинских противопоказаний в профконсультировании.

Методические материалы по развитию (тренировке) и взаимокомпенсации свойств и качеств личности, необходимых при освоении профессии.

V. Отчётная документация:

· Журнал предварительной записи на профконсультации;

· Журнал регистрации консультаций;

· Протоколы консультаций.

 

6. Концептуальные подходы к проведению профессионального ориентирования в различных образовательных и воспитательных программах.

Знание основных профориентационных концепций позволяет профконсультанту сознательно выбрать наиболее приемлемую для данного клиента модель оказания ему помощи.

Можно выделить несколько основных концептуальных подходов, наиболее часто используемых в настоящее время:

Экспериментальная (диагностическая) концепция

Эта теория принимает во внимание индивидуальные различия с точки зрения интеллектуальных способностей и способа их оценки. Профконсультация базируется на теории профориентации Ф. Парсона. Три принципа:

· люди отличаются друг от друга с точки зрения умений, интересов и личностных особенностей (изучение)

· каждая специальность или профессия требует определенного набора умений, интересов и черт характера (изучение)

· в зависимости от этих характеристик каждый человек способен работать по ряду определенных специальностей (сопоставление человека и профессии)

Адаптационная концепция

Основана на принципе активного профориентационного воздействия. Решает задачи:

· осуществление социализирующих функций, содействующих формированию типичных моделей поведения

· осуществление функции социального управления как регулирования форм и способов социальной и профессиональной реализации

· задачи института труда и института образования, определяющих качественно-количественные параметры профессионального пространства

Профессиональная ориентация становится специализированной социальной практикой, одним из способов регулирования социального поведения индивидов и средством стабилизации социальной системы.

Бихевиористская концепция

Главная задача профконсультанта – обучить клиента нормам правильного поведения. Речь идет о терапии поведения или изменении поведения.

Сторонники бихевиористской концепции считают, что любого человека можно обучить любой профессии, следует лишь правильно подобрать наиболее эффективные методы профессионального обучения. Отсюда и главная цель консультации – изучить индивидуальные особенности оптанта и организовать наиболее эффективные условия для обучения.

Психоаналитическая концепция

Эта концепция строится на принципах выявления подсознательных импульсов человека и подборе ему таких профессий, в которых они могли бы проявиться в наибольшей степени.

Главным принципом первой консультационной установки является отказ от каких либо приемов самовоспитания и саморазвития.

Активизирующая концепция

Активизирующая профконсультация активизирует процесс готовности клиента к профессиональному самоопределению, психологически сопровождает выбор профессии и подготовку к ней.

Использует тренинговые, игровые учебно-профессиональные ситуаций. Установление контакта и сотрудничества консультанта и оптанта.

Концепция активизации профессионального и личностного развития человека (АПЛР)

Основана на парадоксах:

· Парадокс времени (умение управлять временем)

· Парадокс пространством (боязнь переездов)

· Парадокс опыта (понять смысл своего опыта)

· Парадокс мечты (работать над мечтой)

· Парадокс рабочего места

· Парадоксы проекта (строить проекты)

 

7. Методы психологического анализа профессий.

К ним относятся следующие из них:

1. опросные методы (беседа или опросники) - позволяет проникнуть во внутренний мир

профессионала, получить сведения о профессиональном опыте, эмоциональных предпочтениях, трудностях самовосприятия. Беседа должна проводится по заранее составленной программе и ее результаты должны быть зафиксированы в протоколе.

2. метод анализа технической документации – использование специальной технической литературы как источника информации о профессиональных задачах, о применяемых материалах, технологиях, орудиях труда, о нормативных требованиях к результату труда (продукт, услуга, процесс), о видах ответственности. К технической документации, полезной в профессиографировании, относятся технологические карты, технические характеристики оборудования, инструкции по технике безопасности, сведения о составе работников по полу, возрасту, квалификации, информация о показателях производительности труда, об авариях, травмах, заболеваемости, количестве брака, материалы, посвященные профессиональному обучению.

3. Наблюдение - с помощью визуального наблюдения на рабочем месте можно получить сведения об обстановке, условиях работы, используемом оборудовании, о процессах и продуктах труда, применяемых технологиях. Результаты наблюдения фиксируются в протоколе, программу работы наблюдателя и форму фиксации данных наблюдения следует специально предварительно разработать.

4. «фотография» рабочего дня - получение информации о видах занятий, внешних формах действий работника, об их последовательности и временных затратах. Обычно предварительно составляют перечень разнообразных действий, интересующих исследователя, уточняют поведенческие признаки начала и конца каждого действия, подготавливают удобную форму для протоколирования. наблюдение психолога за поведением работника в течение всего рабочего дня на протяжении недели или 10 дней.

5. Трудовой метод – изучение своеобразия функционирования психики профессионала (исследование автоматизации и деавтоматизации навыков)

6. пооперационное (алгоритмическое, операционно-структурное) описание трудовой деятельности;

7. метод коллективной дискуссии - психолог руководит обсуждением при высказывании мнений о требованиях профессии к работнику. При этом выбирается схема обсуждения, в которой затрагиваются разные стороны личности и индивидуальности. Таким образом, были получены интересные и в наше время психологические характеристики профессий.

8. метод составления индивидуальной характеристики;

9. метод анализа ошибок и рекордов в труде;

10. экспериментальный метод;

11. характерологический метод;

12. метод анализа биографий и автобиографий;

8. Функции профессиональной ориентации.

Система профориентации выполняет диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции.

9. Периодизация развития человека как субъекта труда.

Периодизация Климова (на основе Эльконина):

1. Стадия предигры (0-3 года) – освоение функций восприятия, осваение движений и речи, манипуляция с орудиями

2. Стадия игры (3-6/8 лет) – освоение смыслов через ролевую игру, формируется способность к волевому усилию, готовность к школьному обучению

3. Стадия овладения учебной деятельностью (6/8-11/12 лет) – интенсивное развитие функций самоконтроля

4. Стадия оптации (11/12-14/18 лет) освоение идеалов и ценностей, образцов поведения

5. Стадия адепта – стадия проф подготовки

6. Стадия адаптанта – вхождение в профессию после обучения

7. Стадия интернала – вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги

8. Стадия мастерства – работник лучший среди обычных

9. Стадия авторитета – работник лучший среди мастеров

10. Стадия наставника – высший уровень работы специалиста, становится учителем

 

Стадия проф. Развития Сьюпера:

1. Этап роста (0-14 лет) – выстраиваются представления о профессии, осознаются свои интересы, способности

2. Этап разведки (14-25 лет) – апробация своих сил в различных видах деятельности

3. Пробный этап (25-30 лет) – пробует себя в качестве специалиста

4. Этап стабилизации (30-44 года) утверждение как надежного специалиста

5. Этап поддерживания – сохранение достигнутого, упрочнение позиции

6. Этап спада – снижение проф и соц активности

 

10. Методы изучения профессиональной деятельности.

1. опросные методы (беседа или опросники) - позволяет проникнуть во внутренний мир

профессионала, получить сведения о профессиональном опыте, эмоциональных предпочтениях, трудностях самовосприятия. Беседа должна проводится по заранее составленной программе и ее результаты должны быть зафиксированы в протоколе.

2. метод анализа технической документации - использовании специальной технической литературы как источника информации о профессиональных задачах, о применяемых материалах, технологиях, орудиях труда, о нормативных требованиях к результату труда (продукт, услуга, процесс), о видах ответственности. К технической документации, полезной в профессиографировании, относятся технологические карты, технические характеристики оборудования, инструкции по технике безопасности, сведения о составе работников по полу, возрасту, квалификации, информация о показателях производительности труда, об авариях, травмах, заболеваемости, количестве брака, материалы, посвященные профессиональному обучению.

3. Наблюдение - с помощью визуального наблюдения на рабочем месте можно получить сведения об обстановке, условиях работы, используемом оборудовании, о процессах и продуктах труда, применяемых технологиях. Результаты наблюдения фиксируются в протоколе, программу работы наблюдателя и форму фиксации данных наблюдения следует специально предварительно разработать.

4. «фотография» рабочего дня - получение информации о видах занятий, внешних формах действий работника, об их последовательности и временных затратах. Обычно предварительно составляют перечень разнообразных действий, интересующих исследователя, уточняют поведенческие признаки начала и конца каждого действия, подготавливают удобную форму для протоколирования. наблюдение психолога за поведением работника в течение всего рабочего дня на протяжении недели или 10 дней.

5. Трудовой метод – изучение своеобразия функционирования психики профессионала (исследование автоматизации и деавтоматизации навыков)

6. пооперационное (алгоритмическое, операционно-структурное) описание трудовой деятельности;

7. метод коллективной дискуссии - психолог руководит обсуждением при высказывании мнений о требованиях профессии к работнику.При этом выбирается схема обсуждения, в которой затрагиваются разные стороны личности и индивидуальности. Таким образом, были получены интересные и в наше время психологические характеристики профессий.

8. метод составления индивидуальной характеристики;

9. метод анализа ошибок и рекордов в труде;

10. экспериментальный метод;

11. характерологический метод;

12. метод анализа биографий и автобиографий;

 

11. Профориентационная помощь различным образовательно-возрастным группам.

Образовательно-возрастные группы

Специфика помощи

Типичные ожидания клиентов Помощь профконсультанта (основные акценты)  
1. Дошкольники Выбор кружков (часто выбирают родители). Интерес к наиболее ярким профессиям (которые «на виду»). Интерес к профессии своих родителей. Стремление попробовать себя (в игровой деятельности) Помощь в выборе кружка (работа с родителями). Увлекательные рассказы (с примерами) об интересующих профессиях родителей (не стоит в этом возрасте «навязывать» знания о неинтересных профессиях). Проигрывание профессий (с целью осознания смысла и общественного значения этих профессий)  
2. Учащиеся младших классов и средней школы (I—7 классы) Интерес к модным (ярким) профессиям. Стремление увязать с профессиями учебные предметы. Выбор кружков, секций Увлекательные рассказы об интересующих профессиях. Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда вообще (по принципу сходства отдельных элементов труда в разных профессиях, например элементы самодемонстрации в профессиях артиста и продавца). Помощь в выборе увлечения, хобби  
3. Учащиеся 7—9 классов (для некоторых девятиклассников это выпускной класс) Проблема: куда пойти после IX класса? Более конкретный интерес к профессиям. Появление интереса к профессиональным учебным заведениям. Выбор подготовительных курсов. Интерес к своей профпригодности («проведите на мне тестик — к какой профессии подхожу» Профконсультационная помощь в выборе подготовительных курсов и профиля учебного заведения. Помощь в самопознании (но без окончательной рекомендации о профессиональной непригодности...). Большой акцент — на ценностно-смысловые стороны профессионального труда. Профинформационная работа: знакомство с особенностями профессий и учебных заведений...  
4. Учащиеся 10—11 классов Выбор профессии. Выбор учебного заведения. Выбор подготовительных курсов. Интерес к ценностно-смысловым и нравственным аспектам будущей трудовой жизни. Главное для старшеклассника — стремление к более конкретному выбору Основной акцент — на ценностно-смысловую сторону самоопределения (дискуссии, обсуждение разных позиций...). Профинформационная помощь (конкретная — больший акцент на особенности поступления в профессиональные учебные заведения). Индивидуальный подход. По возможности, проигрывание различных вариантов выбора (для сравнения, для лучшей ориентировки подростка)  
5.Выпускники школ — разные варианты: дальнейшее обучение, временная работа (в том числе и как резервный вариант), для юношей — служба в армии (выбор рода войск как почти фантастичное пожелание) Конкретный (окончательный) выбор. Иногда — стремление к «философствованию» (вариант «ухода» от решения конкретных задач) Главный акцент — на помощь в конкретном выборе. Возможно и «философствование», но только как прием для налаживания доверительного контакта  
6. Абитуриенты (уже поступающие в выбранное учебное заведение) Помощь в выборе факультета, кафедры специальности (или даже специализации). Кто-то может ожидать хоть небольшой помощи в «устройстве» Главный акцент — на помощь в выборе специальности (хотя лучше выбирать ее после 2—3 лет обучения)  
7. Студенты Уточнение специальности (там, где есть такая возможность). Выбор темы курсовой или дипломной работы. Выбор научного руководителя. Выбор места производственной практики. Проблемы, связанные с «кризисами профессионального обучения» (у психологов это «кризис III курса») Помощь по всем этим позициям. Главный акцент — на ценностно-смысловые аспекты учебной деятельности (а содержательные аспекты — со стороны преподавателей и научных руководителей). Проблема «ревности» со стороны научных руководителей, поэтому любая помощь — в очень тактичной и ненавязчивой форме. Пока такого рода помощь в отечественных вузах практически отсутствует  
8. Выпускники профессиональных учебных заведений Поиск места работы, для кого-то — поступление в аспирантуру Помощь (конкретная)  
9. Работающие специалисты (период профессиональной адаптации) Помощь в установлении контактов с коллегами. Проблема недостаточного опыта и незнания особенностей данной организации и т. п. Помощь в профессиональной адаптации (но обязательно во взаимодействии с руководителями и авторитетными, опытными сотрудниками данной организации)  
10. Специалисты, работающие в стабильных организациях Помощь в перемещении по служебной лестнице (в принятии решения о переходе на другой участок работы, о согласии на руководящую работу). Нормативные кризисы профессионального развития: 30 лет — смена друзей (бывшой среды сокурсников на среду коллег по работе), 40 лет — оценка своей успешности (в сравнении со своими сверстниками) Помощь в принятии решения. Помощь в обретении новых смыслов в работе (постепенный переход от «меркантильно-прагматичных» смыслов к смыслам содержательным, т. е. увлечение самим процессом труда (как вариант преодоления нормативных кризисов)  
11. Специалисты, работающие в нестабильных организациях Поиск резервных вариантов (на случай расформирования данной организации). Психологические проблемы, связанные с ухудшением взаимоотношений склоками и общей неопределенностью Помощь в нахождении резервного варианта (работа по профессии в другом месте). Помощь в выборе другой профессии и места для ее приобретения (за счет данной организации или за счет службы занятости). Участие в разрешении психологических конфликтов (как следствия общей неопределенности), главный акцент — на обретение новых смыслов (например, смысл — сохранить свое лицо в трудный момент)  
12. Безработные Срочное трудоустройство (не до ценностно-смысловых и нравственных проблем — иногда «согласен на все»). Нередко — «отлынивание от работы» (получение пособия в службе занятости без желания реально трудоустроиться) Формально — помощь в скорейшем трудоустройстве. Часто — помощь в выборе новой профессии и места ее приобретения. Но более интересен вариант помощи в обретении клиентом личностного смысла в непривлекательных профессиях (привлекательные в службах занятости предлагаются редко). Выявление безработных, которые на самом деле не хотят трудоустраиваться, — объяснение бесперспективности такой позиции  
13. Работники предпенсионного возраста Отсрочка выхода на пенсию (многие боятся оказаться не у дел). Выбор занятия на пенсии («что делать на пенсии?»). Для кого-то — стремление осмыслить свою жизнь (чтобы в последние годы работы сделать что-то очень важное) Помощь в максимальной самореализации в последние годы (через обретение особого смысла — не в зарабатывании денег, чтобы родные и близкие «оценили», а в «успокоении своей души, своей совести»). Помощь в подборе подходящего хобби или увлечения (плохо разработанная проблема). Помощь в более адекватной самооценке (многие пожилые люди сильно завышают свои возможности) — очень деликатная работа. Иногда — ретроспективная профконсультация (помощь в осмыслении того, что сделано) — очень осторожно, чтобы не травмировать клиента  
14. Пенсионеры Желание поделиться опытом, рассказать о себе (часто рассказывают одно и то же). Стремление осмыслить свою жизнь и даже исповедаться в ошибках. Иногда — пенсионер не знает, куда направить свою активность Выслушивать. Помощь в обретении смысла (в новой ситуации). Ретроспективная профконсультация — очень осторожно и деликатно (главная цель — помочь увидеть свою жизнь в целом «удавшейся» и лишь для сильных натур — помочь оценить ее более реально)  

 

12. Современные информационные и коммуникационные технологии в профориентации.

 

Современные ИКТ открывают доступ, как учителю, так и учащимся, к электронным источникам информации (Интернет, мультимедийные средства, электронные учебники), что даёт возможность творческого роста на основе их использования в учебном процессе.

Наличие компьютерной техники в школе сам по себе не решает вопрос по ее эффективному использованию в учебно-воспитательном процессе, в том числе и в работе по профессиональной ориентации учащихся. Большинство учителей не обладают достаточным уровнем информационно-коммуникационных компетенций, программы курсовой подготовки и переподготовки педагогических работников в основном не ориентированы на изучение и применение новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

13. Модель реализации первичного профессионально-психологического консультирования.

В практике психологического консультирования довольно широкое распространение получила пятишаговая модель проведения этой работы. Ею пользуются представители разных психологических школ и направлений, хотя набор технических приемов, которыми пользуется консультант, может меняться.

1) знакомство с клиентом;

2) диагностика, выявление сущности проблемы;

3) определение желаемого результата;

4) выработка вариантов решений;

5) обобщение полученных результатов.

Эта модель достаточно универсальна и может быть применена не только в практике консультирования руководителей, но и в семейном консультировании, для решения проблем выбора профессии и др.

 

14. Исследование психофизиологических особенностей личности оптанта.

 

Оценка нервной системы

1. Тест профессиональной направленности (анкета оптанта, определение направленности личности – ориентационная анкета Б. Басса – направленность на себя - властность, ориентация на общение – переживания, направленность на дело – деловое сотрудничество).

2. Определение самооценки личности (методика изучения самооценки старшеклассников, тест на выявление уровня самооценки Буддаси).

3. Изучение интересов старшеклассников (выявление и оценка интересов старшеклассников, дифференционально - диагностический опросник (ДДО – человек человек, техника, природа, знак, художественный образ).

4. Оценка индивидуално типологических особенностей личности (опросник Г.Ю.Айзенка (экстра-интраверсия, нейротизм), тест на коммуникабельность)

5. Изучение творческого потенциала учащихся (опросник Г.Дэвиса - креативность).

6. Изучение избирательности внимания (методика «Выделение существенных признаков», корректурная проба)

7. Изучение логического мышления (методика «Сложные аналогии»).

8. Изучение памяти (методика «Память на числа», методика «Память на слова»).

9. Диагностика психофизиологических особенностей личности (методика «Определение свойств НС по психомоторным показателям», оценка стрессоустойчивости).

15. Кризисы профессионального самоопределения. Особенности работы психолога-профконсультанта в ситуациях профессиональной деструкции, профессиональных деформаций.

 

Профессиональная деструкция — постепенно накопившееся негативное изменение способа деятельности и личности. Деструкции порождаются многолетним выполнением одной и той же работы и вызывают профессионально нежелательные качества. Их появление и развитие порождает психологическое напряжение и кризисы. – отсутствие творчества, снижение проф активности, невосприимчивость к нововведениям, сложность адаптации, снижение темпа работы.

Деформация личности — изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности.

Профессиональная деформация личности может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный, положительный или отрицательный характер. Она проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике.

 

В своем профессиональном развитии специалист проходит ряд критических этапов - кризисов, в эти периоды меняется его поведение, мотивация труда, отношение к работе, эмоциональное состояние.

Кризис Факторы возникновения Способы преодоления
1. Кризис учебно профессиональной ориентации (14-17лет) Неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация, несформированность Я-концепции, подверженность дурным влияниям. Выбор способа профессиональной подготовки, помощь специалиста
2. Кризис профессионального обучения Неудовлетворенность профессиональной подготовкой, изменение социально-экономических условий. Коррекция выбора профессии, специальности, смена мотивов ведущей деятельности, удачный выбор научного руководителя, темы курсовой, диплома.
3. Кризис профессиональной адаптации Трудности взаимоотношений в разновозрастном коллективе, превращение профессиональной деятельности в основную, несовпадение профессиональных ожиданий и действительности. Активизация профессиональных усилий, обозначение в первые месяцы работы верхнего предела своих возможностей, поиск смысла труда и смысла работы в данной организации.
4. Кризис профессионального роста Неудовлетворенность занимаемой должностью и возможностями карьеры, потребность в дальнейшем повышении квалификации, создание семьи, ухудшение финансовых возможностей Повышение квалификации и самообразование, ориентация на карьеру, допустима смена работы, специальности.
5. Кризис профессиональной карьеры (30-33 года) Стабилизация профессиональной карьеры, неудовлетворенность собой, своим статусом, переориентация ценностей с молодежных, на ценности, требующие большей ответственности, появление нового виденья смыслов содержания и процесса труда. Переход на новую должность или работу, освоение новой специальности, повышение квалификации.
6. Кризис социально- профессиональной самоактуализации Неудовлетворенность возможностью реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации, изменение ценностей, неудовлетворенность социально-профессиональным статусом, психофизиологические изменения, ухудшение состояния здоровья, профессиональные деформации. Переход на инновационный уровень выполнения работы, творчество, изобретательство, инноваторство, переход на новую должность, смена профессиональной позиции.
7. Кризис угасания профессиональной деятельности Ожидание ухода на пенсию и смены социальной роли, сужение социально-профессионального поля, психофизиологические изменении я, ухудшение здоровья. Постоянное повышение активности во внепрофессиональных видах деятельности, подготовка к новому виду жизнедеятельности.
8. Кризис социально-психологической адекватности Появление большого количества свободного времени, сужение финансовых возможностей, социально-психологическое старение, ухудшение здоровья, неудовлетворенность жизнью, чувство невостребованности Вовлечение в общественно-полезную деятельность, освоение новых полезных видов деятельности

Фазы проф кризиса:

1. Предкритическая — проблемы не всегда осознаются, но проявляются в психологическом дискомфорте на работе, раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителем.

2. Критическая - осознанная неудовлетворенность работника. Поиск вариантов изменения ситуации, рассмотрение альтернатив дальнейшей профессиональной деятельности. Усиление психической напряженности, усиление противоречий, увеличение конфликтов.

На этой фазе выделяют три типа конфликтов:

мотивационный, обусловленный потерей интереса к работе, потерей профессиональных перспектив,

когнитивно-деятельностный, обусловленный неудовлетворенностью способом осуществления профессиональной деятельности,

поведенческий, обусловленный неудовлетворенностью в межличностных отношениях, социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем заработной платы.

3. Посткритическая — разрешение кризиса, который имеет три типа последствий: конструктивные, профессионально-нейтральные и деструктивные.

 

16. Зарубежный опыт профориентационной работы.

 

Исследование опыта профориентационной деятельности в Великобритании, Франции и Японии показало наличие позитивных направлений, возможных для использования в отечественной системе профориентаицонной работы. Это такие направления, как создание в школах мини-предприятий, как в Великобритании, которые будут способствовать развитию интересов и склонностей, приобретению предпринимательских навыков в малом бизнесе, учить полагаться на себя, проявлять инициативность и ответственность в разнообразных жизненных и трудовых ситуациях уже в период обучения в школе; создание центров информации и профориентации, как во Франции, в которых будут проводиться индивидуальные консультации с учащимися и их родителями в целях помочь осуществить профессиональный выбор, разработать конкретный план на будущее; раннее начало целенаправленной работы, как в Японии, которое будет способствовать подготовке учащихся к карьере путем вооружения их основными знаниями о профессиях, полезных обществу, развития у них профессиональных навыков и умений. Вывод, что в развитых странах уделяется большое внимание профессиональной ориентации учащихся, где, наряду с помощью в выборе профессии, приоритетным является формирование самостоятельности, развитие своих интересов, склонностей и умений оценивать себя в контексте требований рынка труда и самостоятельно выстраивать карьеру.

17. Профориентация как система взаимодействия различных социальных институтов.

a. Семья –

b. Социум

c. Образовательные учреждения – дни открытых дверей

d. СМИ – информация о профессиях, вузах

e. Культурно-просветительские учреждения – расширяют представление о профессиях - выставки

f. Общественные организации – конкурсы, лагеря

g. Предприятия, организации и фирмы – дни открытых дверей, экскурсии

h. Органы власти – предоставляют информацию, содействуют в организации

 

18. Основные факторы выбора профессии.

 

Факторы выбора профессии подразделяются на внешние и внутренние.

Внешние факторы — это престиж профессии, ее востребованность на рынке труда, высокая заработная плата, реальная возможность получить профессию, мнения и желания близких.

Престиж

востребованность. Те профессии, которые востребованы сегодня на рынке труда, могут оказаться невостребованными завтра и наоборот.

Заработная плата в выборе профессии не может играть решающей роли, поскольку обычно оплачивается не профессия, а должность.

Реальная возможность получить профессию может быть ограничена отсутствием материальных условий, сложностью поступления и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: