Мнения и желания близких

 

Внутренние факторы — это возможности, способности и интересы самого человека.

 

Возможности Ряд профессий закрыт для людей с болезнями. Например. человек с больным сердцем не сможет стать летчиком, а аллергик — химиком. Для некоторых профессий нужна быстрая реакция, которая проверяется при помощи специальной аппаратуры. Дегустаторы должны иметь развитые вкусовые рецепторы, музыканты — слух и т.д.

Способности, как правило, проявляются в ходе обучения. Очевидно, что программирование для человека с плохими оценками по математике будет не лучшим выбором, а человек без видимых актерских способностей вряд ли сделает карьеру кинозвезды. Исключения существуют, но они довольно редки.

Интересы и предпочтения чрезвычайно важны в выборе. Работа должна быть интересной и проходить в тех условиях, которые наиболее комфортны. Для творческого человека не самым лучшим выбором будет ранний подъем и работа с восьми до пяти, а для человека, увлеченною техникой, — политическая или артистическая деятельность.

 

19. Профессиограмма как модель индивидуально – личностных качеств профессионала.

Профессиограмма — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.

Хорошая профессиограмма отвечает на следующие вопросы

· В чем суть данной профессии?

· Чем конкретно занимается сотрудник?

· В каких условиях происходит труд?

· Какие требования предъявляются к уровню подготовки работников?

· Какие способности нужны для успешного овладения профессией?

· Легко ли трудоустроиться обладателям данной профессии?

· На какие заработки можно рассчитывать?

· Каковы возможности для карьерного роста?

Построение модели специалиста включает:

а) модель деятельности специалиста (цели, задачи, действия, операции…);

б) модель личности специалиста (система Проф Важных Качеств ПВК).

20. Психологическая поддержка в профориентации.

 

Психологическая поддержка — система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры.

Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей.

Основными направлениями психологической поддержки являются:

психологическая профилактика - содействие полноценному психическому развитию личности, малых групп и коллективов, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем неблагополучия и социально-психологических конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению социально-психологических условий самореализации личности, малых групп и коллективов с учетом формирующихся социально-экономических отношений;

психологическое консультирование - оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формирование ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию, включая консультации руководителей по вопросам работы с персоналом и семейные консультации;

психологическая коррекция - активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

Основные методы психологической поддержки:

психологическое просвещение;

психологическое и психотерапевтическое консультирование;

психологическая диагностика;

психологический тренинг;

психологическая коррекция;

другие индивидуальные и групповые методы психологической работы.

21.  Профориентация и консультирование школьников.

 

Проблема профессионального выбора встает перед школьниками уже в 9 классе, ибо возникает альтернатива: продолжать обучение в общеобразовательной школе или пойти учиться в среднее профессиональное учебное заведение (училище, техникум, колледж).

В связи с этим профориентационная работа в школе должна начинаться не позже 9 класса. Для учащихся 9—11 классов психологи могут организовать циклы занятий по психологическому просвещению о мире профессий. Дети должны получить при этом не случайные частные сведения об отдельных профессиях, a сведения, систематизированные в рамках классификации.

Занятия могут проводиться в форме лекций, встреч с профессионалами, просмотра профориентационных видеофильмов, профориентационных игр.

Школьные психологи могут также индивидуально консультировать школьников и их родителей. Такого рода индивидуальное консультирование (карьерное консультирование) могут проводить и психологи, работающие вне школы, в районных и городских профориентационных службах, консультативных центрах.

 

Выделены типичные факторы, которые полезно учитывать оптанту и профконсультанту при построении и оценке личного профессионального плана (ЛПП), а именно:

1. выраженность склонностей оптанта

2. качество способностей

3. активная позиция родителей оптанта

4. реальное влияние товарищей, микрогруппы

5. информированность оптанта о профессиях и профессиональ-
ных учебных заведениях

6. запросы, уровень притязаний оптанта

7. позиция консультанта-психолога

22. Особенности профконсультирования разных групп населения.

 

Психологическое консультирование и помощь безработным

Индивидуальная профконсультация безработных направлена на активизацию их рефлексии в отношении преимуществ и недостатков своих возможностей с точки зрения требований рынка труда.

Очень важно обеспечить возможность для человека посмотреть на себя, на свой опыт с точки зрения востребованности его качеств рынком труда. Безработным нужно набраться мужества и переоценить важность части своих умений, знаний, необходимо сформировать психологическую готовность обучаться новой профессии, нужной обществу.

Перечень задач психологов в роли карьерных консультантов при работе с безработными в центрах занятости населения включает:

· информирование об имеющихся вакансиях и возможностях трудоустройства;

· о возможностях профессионального обучения и переобучения (за счет государства);

· профессиональную психодиагностику;

· психологическую поддержку населения, направленную на формирование у клиента адекватной самооценки;

· активный поиск работы;

· готовность к преодолению трудностей, связанных с потерей работы;

· формирование способов эффективного поведения в данной ситуации

 

В профконсультации безработных могут быть выделены и специальные проблемы, технологии, подходы, ориентированные на типичные трудности, свойственные бывшим военнослужащим, людям, вернувшимся из мест лишения свободы, женщинам, не имеющим профессиональной квалификации и обремененным семейными заботами, инвалидам, лицам, страдающим от наркозависимости или алкоголизма и т.д.

 

23. Диагностические методы исследования в профориентации.

     Диагностические методы

  • беседы-интервью закрытого типа;
  • открытые беседы-интервью (с возможностью отвлечения от заготовленных вопросов);
  • опросники профессиональной мотивации;
  • опросники профессиональных способностей;
  • личностные опросники – MMPI, темперамента по стреляу, айзенка, русалова
  • проективные личностные тесты – люшера, праздники
  • наблюдение;
  • сбор косвенной информации о клиенте (от знакомых, родителей, друзей, педагогов, других специалистов);
  • исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (работа с испытательным сроком);

24. Профконсультация, типы консультаций, структура и методы.

 

Профконсультация - научно организованное информирование о профессиях, предназначенное главным образом для молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу, в целях практической помощи в выборе профессии с учетом склонностей, интересов и сформировавшихся способностей, а также потребностей общества.

П. к. должна располагать сведениями о роли и перспективах каждой профессии, о потребности в кадрах, о содержании трудовой деятельности, социально-экономическом и санитарно-гигиеническом статусе профессий, путях профессионального обучения, с одной стороны, и о тех требованиях, которые предъявляет профессия к человеку, его психическим особенностям, о медицинских и физиологических показаниях и противопоказаниях к профессии - с другой.

 

Этапы классической индивидуальной профконсультации

1. Установление контакта с клиентом.

2. Уточнение запроса клиента и его формулирование (важно выяснить, что знает клиент о мире профессий, о самом себе, чего хочет, сформирован ли профессиональный личный план).

3. Диагностический этап. Можно использовать в зависимости от запроса клиента: ДДО, Опросник Голланда, ОПГ, личностные опросники, активизирующие методики Н.С.Пряжникова.

4. Выдача рекомендаций клиенту о выборе конкретной профессии или группы профессий, о выборе образовательной траектории, о выборе образа жизни.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: