Определение профессиональной готовности (ОПГ)

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)

Второй ярус классификации (классы профессий)

В пределах каждого типа профессий выделяются следующие три класса по признаку целей, определяемых операционально (т.е. в ответ на вопрос "что делать?" распознавать в принципе известное, преобразовать нечто или изыскать неизвестное, решать нестандартные задачи):

Гностические профессии (Г) (от древнегреч. "гнозис" - знание). Примеры:

· в типе "человек - природа" – контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая;

· в типе "человек – техника" – пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники;

· в типе "человек – человек" – судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог;

· в типе "человек – знаковая система" – корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор;

· в типе "человек – художественный образ" – искусствовед, музыковед, театровед.

Преобразующие профессии (П). Примеры:

· в типе "человек - природа" – мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер;

· в типе "человек - техника" – слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана;

· в типе "человек - человек" – учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод;

· в типе "человек - знаковая система" – чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер;

· в типе "человек - художественный образ" – цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

Изыскательские профессии (И). Примеры:

· в типе "человек - природа" – летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь;

· в типе "человек - техника" – раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор;

· в типе "человек - человек" – воспитатель, организатор производства, организатор торговли;

· в типе "человек - знаковая система" – программист, математик;

· в типе "человек - художественный образ" – художник по проектированию интерьера, композитор.

Третий ярус классификации (отделы профессий)

По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

Профессии ручного труда (Р). Примеры:

· в классе гностических профессий – лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант;

· в классе преобразующих профессий – ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец.

· В классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.

Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мысленные эталоны (например, у акробата - мысленный образец последовательности действий, у дирижера - образные эталоны и т.д.).

Четвертый ярус классификации (группы профессий)

По условиям труда (разумеется очень грубо) профессии можно разделить на четыре группы. Выделенные группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными.

Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, "комнатным" (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ПК.

Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции.

Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.

Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

 

38. Первичная профессионально-психологическая консультация. Профориентационная карта. Модель первичного исследования. Составление профессионального плана.

 

Первичная консультация помогает клиенту выбрать тот вид психологической помощи, который ему действительно нужен. Это может быть консультация по профессиональной ориентации или психотерапевтическая помощь, как индивидуальная, так и семейная, а, возможно, потребуется какой-то иной вид психотерапии.

 

Задачи первичной консультации:

 

Ø Межличностную – установление контакта (выражение вовлеченности в беседу, эмпатия, положительное отношение, безоценочное принятие опыта клиента)

Ø Диагностическую – определение проблем и гипотезы об их природе

Ø Терапевтическую – создать условия, в которых клиент может решить свои психологические проблемы

Профориентационная карта содержит сведения об:

 

Ø индивидуально-психологические особенности (тип мышления, темперамент, самооценка, тревожность, оценка внимания)

Ø интерес и склонности (ДДО, КОС, карта интересов,)

Ø выбор профиля (отдельно выбор семьи и выбор учащегося)

Ø хобби и увлечения

 

 

Профессиональный план - обоснованное представление об избираемой области трудовой деятельности, о способах овладения будущей профессией и перспективах профессионального роста.

Профессиональный план - мысленное представление будущего.

План действий

· Выявление интересов, способностей.

· Определение мотивов выбора профессии.

· Обоснование выбора специальности.

· Составление личного профессионального плана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: