Оценка нервно-психического напряжения

Постоянно повторяющиеся эмоциональные расстройства неблагоприятно сказываются на организме человека. В результате могут появиться функциональные нарушения нервной системы, так называемые неврозы, которые могут стать источником других заболеваний.

Если же эмоциональное напряжение не слишком продолжительно, то стоит человеку успокоиться, и деятельность внутренних органов приходит в норму, если организм здоров, то в действие вступают механизмы саморегуляции.

Гораздо хуже, если новые эмоциональные реакции появляются в ослабленном организм е, да еще приобретают постоянную форму, тогда механизмы регуляции выходят из строя, и организм начинает давать сбои, появляются болезни.

Опросник Т.А. Немчина представляет собой перечень 30 основных признаков нервно-психического напряжения, составленный по данным клинико-психологического наблюдения.

Опросник позволяет выявить начинающееся перенапряжение регуляторных систем организма. В случае диагностики чрезмерного нервно-психического напряжения обследуемому лицу следует рекомендовать обратиться к врачу для углубленного исследования и назначения лечения

 

32. Методы активизации профессионального самоопределения.

 

Группы активизирующих методов профессионального и личностного самоопределения:
1. Профориентационные игры с классом - рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в рамках урока; предполагают работу с целым классом; проводятся одним ведущим; предполагают высокую динамику работы;
2. Игровые профориентационные упражнения (по процедуре близки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на работу с подгруппой).

3. Активизирующие профориентационные опросники.
4. Ценностно-смысловые опросники (главный акцент - на нравственные аспекты профессионального и личностного самоопределения).

 

33. Направления профориентации: профессиональная информация и консультация, профессиональный подбор и подбор, производственная и социальная адаптация.

Профессиональное информирование - ознакомление безработных и других категорий населения с их правами и обязанностями в случае безработицы; с услугами и видами помощи, которые оказываются государством в соответствии с существующим законодательством по вопросам занятости населения; ознакомление с состоянием рынка труда, потребностями экономики республики в кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями получения профессий; требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку; возможностями профессионально-квалификационного роста.

 

Профессиональное консультирование - выявление профессиональных интересов и предпочтений безработных, других категорий незанятого населения, их мотивации к труду, обучение технике поиска работы, оказание гражданам помощи в целях принятия ими осознанного решения в выборе профессионального пути.

 

Профессиональный подбор - предоставление безработным и другим категориям населения рекомендаций по определению наиболее приоритетных для них сфер профессиональной деятельности на основе оценки их психофизиологических качеств, состояния здоровья.

 

Профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности безработных и других категорий населения к определенной профессии (должности) в соответствии с нормативными требованиями.

 

Психологическая поддержка - с истема социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры; содействие полноценному психическому развитию личности, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем и социально-психологических конфликтов.

Профессиональная, производственная и социальная адаптация - с истема мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств и потребностей к активному творческому труду, осуществляемая в условиях реальной профессиональной деятельности.

 

34. Типологии профессионального самоопределения (Климов, Йовайши, Холланд)

 

Американский психолог Дж. Холланд предложил классификацию типов личности исходя из того, в каких сферах профессиональной деятельности человек скорее добьётся наибольшего успеха благодаря определённым личностным особенностям. Всего им было выделено шесть типов личности:

§ Реалистический - выбирают профессии с чёткими задачами и результатами

§ артистический

§ интеллектуальный

§ конвенциальный - почтение заранее спланированной, структурированной деятельности, хорошо выполняют рутинную работу

§ предприимчивый - стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли

§ социальный.

 

Литовский автор Л. А. Йовайши разделял все профессии по преимущественным профессиональным ценностям:

1 — ценности общения;

2 — интеллектуальная активность;

3 — практико-техническая активность - активность проявляется в изготовлении предметов, обслуживании машин, выращивании растений, уходе за животными.

4 — художественная активность - стремление что-то выражать, творить

5 — соматическая активность - проявление своих ценностей в моторной активности

6 — материальная (экономическая) активность - характеризуется ярко выраженной потребностью в сохранении и продолжении своей жизни

 

Климов

1) человек—природа;

2) человек—техника;

3) человек—человек;

4) человек—знаковые системы;

5) человек—художественный образ

 

35. Общая характеристика профессиограммы. Составление профессиограмм. Психограмма: общая характеристика.

 

Профессиограмма — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Включает в себя описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку.

Составляется на конкретную профессию, должность и отражает:

  • требования к должностным обязанностям работника;
  • требования к рабочему месту;
  • возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;
  • варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации

Профессиограмму целесообразно разрабатывать по определенной методологической схеме:

Ø профессия →

Ø профессионально значимые требования к работнику →

Ø профессионально важные качества →

Ø уровень требований к соответствующим профессии психофизиологическим свойствам (ПФС) →

Ø методы исследования →

Ø ранжирование уровня развитости ПФС →

Ø нормы оценки ПВК →

Ø психограмма →

Ø профессиональный отбор и адаптация работника →

Ø прогнозирование его профессионального маршрута →

Ø виды и формы дополнительной подготовки (переподготовки, повышения квалификации).

Психограмма — важнейшая часть профессиограммы — характеристика требований, предъявляемых профессией (специальностью) к психологическим качествам человека.

Портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств.

 

36. Профессионально-психологические консультирование. Индивидуальное консультирование.

 

Профессиональная консультация  — научно организованное информирование о профессиях, предназначенное главным образом для молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу, в целях практической помощи в выборе профессии с учетом склонностей, а также потребностей общества.

  1. справочная консультация, в ходе которой учащимся сообщается о каналах трудоустройства, требованиях о приеме на работу и учебу, системе оплаты труда, перспективах профессионального роста;
  2. диагностическая консультация, направленная на изучение личности учащегося, его интересов, склонностей, особенностей с целью выявления их соответствия избираемой или близкой к ней профессии;
  3. формирующая консультация, имеющая целью руководство выбором учащимися профессии, коррекцию этого выбора, она рассчитана на длительный период времени, предполагает систематическую регистрацию изменений личности школьника в отношении профессионального самоопределения;
  4. медицинская профконсультация, направленная на выявление состояния здоровья школьника, его психологических свойств в отношении к избираемой профессии, его переориентацию (если необходимо) на другую или близкую к избираемой области деятельность, которая будет больше соответствовать его психофизиологическим данным.

В проведении профессиональной консультации выделяют два этапа — первичная профконсультация и углубленная профконсультация.

Первичная профконсультация — это форма индивидуальной консультации, проводимой с группой, в процессе которой происходит обучение правилам выбора профессии, дается информация о многообразии профессий, об интересах и склонностях. Результатом профконсультации является формирование профплана оптанта, повышение степени осознанности и ответственности выбора.

Углубленная индивидуальная профконсультация основывается на глубоком всестороннем изучении человека: его склонностей, интересов, состояния здоровья и физического развития, уровня и структуры внимания, типа мышления, умелости рук и координации движений, особенностей характера. При этом учитывается мнение учителей и родителей, успешность обучения и особенности референтной группы. Обобщение этих данных дает возможность воздействовать на учащихся не только с целью профориентации, но и развития личности в целом.

 

37. Классификация профессий в психологическом профессиоведении.

 

Классификация по первому ярусу используется в опросниках:





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: