Этапы профессионального пути по Хейвигхерсту

критерий - приобретение установок и трудовых навыков

1 — ИДЕНТИФИКАЦИЯ С РАБОТНИКОМ (от 5 до 10 лет). Дети идентифицируются со своими работающими отцами и матерями, и намерение работать в будущем становится частью их Я-концепции.

2 — ПРИОБРЕТЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ (от 10 до 15 лет). Школьники научаются организовывать свое время и усилия для выполнения различных задач, например, домашних заданий или работы по дому. Они также начинают в определенных обстоятельствах следовать принципу: вначале работа, а потом — игра.

3 — ПРИОБРЕТЕНИЕ КОНКРЕТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (от 15 до 25 лет). Человек выбирает профессию и начинает себя к ней подготавливать. Он приобретает определенный трудовой опыт, который помогает ему сделать выбор и начать карьеру.

4 — СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА (от 25 до 45 лет). Взрослые совершенствуют свои профессиональные способности и мастерство в рамках возможностей, предоставляемых работой, и начинают продвигаться вверх по служебной лестнице.

5 — РАБОТА НА БЛАГО ОБЩЕСТВА (от 40 до 70 лет). Работники достигают пика своей профессиональной карьеры. Они начинают задумываться о своей гражданской и социальной ответственности, с которой сопряжен их труд, и тратят свои силы и время для выполнения своих обязательств перед обществом.

6 — РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОДУКТИВНОМ ПЕРИОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (после 70 лет). Выйдя в отставку или на пенсию, люди окидывают взглядом пройденный путь и с удовлетворением вспоминают о своих профессиональных достижениях.

 

28. Классификация профессий для старшеклассников. Формула профессий.

Классификация по Климову:

Пять типов профессий:

1. Человек – живая природа Ч-П

2. Человек – техника Ч-Т

3. Человек – человек Ч-Ч

4. Человек – знаковая система Ч-З

5. Человек – художественный образ Ч-Х

 

Три класса:

1. Гностические Г – распознать, определить

2. Преобразующие П – обработать, обслужить

3. Изыскательские И– изобрести, придумать

 

Тип профессии по предмету труда Гностические (распознать, определить) Преобразующие (обработать, обслужить) Изыскательские (изобрести, придумать)
Человек - природа Ботаник Ветеринар Биоинженер
Человек - техника Наладчик станков Водитель, слесарь Изобретатель, Инженер
Человек - знаковая система Графолог Архивариус, библиотекарь Программист
Человек - художественный образ Литературный критик Актёр Художник, дизайнер
Человек - человек Психолог Учитель, врач Режиссёр

 

 

По основным средствам труда:

1. Профессии ручного труда Р

2. Механический М

3. Автоматический А

4. Электронные Э

5. Функциональные Ф (возможности и функции организма)

6. Теоретические Т (интеллектуальные)

 

По условиям труда:

1. Бытовой микроклимат Б

2. Открытый воздух О

3. Необычные условия – высота, под водой - Н

4. Экстремальные Э

 

формула профессии — сокращенное описание основных характеристик профессии.

При помощи этой формулы можно так описать профессию кассира -операциониста:

 

Ч/З — П — Э — Б

 

29. Социальная компетентность как фактор профессионального самоопределения.

 

Социальная компетентность представляет собой совокупность конкретных качеств личности, способностей, социальных знаний и умений, субъективная готовность к самоопределению, обеспечивающие интеграцию человека в обществе посредством продуктивного выполнения им различных социальных ролей.

Социальная компетентность рассматривается исследователями как составляющая профессиональной компетентности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: