критерий - приобретение установок и трудовых навыков
1 — ИДЕНТИФИКАЦИЯ С РАБОТНИКОМ (от 5 до 10 лет). Дети идентифицируются со своими работающими отцами и матерями, и намерение работать в будущем становится частью их Я-концепции.
2 — ПРИОБРЕТЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ (от 10 до 15 лет). Школьники научаются организовывать свое время и усилия для выполнения различных задач, например, домашних заданий или работы по дому. Они также начинают в определенных обстоятельствах следовать принципу: вначале работа, а потом — игра.
3 — ПРИОБРЕТЕНИЕ КОНКРЕТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (от 15 до 25 лет). Человек выбирает профессию и начинает себя к ней подготавливать. Он приобретает определенный трудовой опыт, который помогает ему сделать выбор и начать карьеру.
4 — СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА (от 25 до 45 лет). Взрослые совершенствуют свои профессиональные способности и мастерство в рамках возможностей, предоставляемых работой, и начинают продвигаться вверх по служебной лестнице.
|
|
5 — РАБОТА НА БЛАГО ОБЩЕСТВА (от 40 до 70 лет). Работники достигают пика своей профессиональной карьеры. Они начинают задумываться о своей гражданской и социальной ответственности, с которой сопряжен их труд, и тратят свои силы и время для выполнения своих обязательств перед обществом.
6 — РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОДУКТИВНОМ ПЕРИОДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (после 70 лет). Выйдя в отставку или на пенсию, люди окидывают взглядом пройденный путь и с удовлетворением вспоминают о своих профессиональных достижениях.
28. Классификация профессий для старшеклассников. Формула профессий.
Классификация по Климову:
Пять типов профессий:
1. Человек – живая природа Ч-П
2. Человек – техника Ч-Т
3. Человек – человек Ч-Ч
4. Человек – знаковая система Ч-З
5. Человек – художественный образ Ч-Х
Три класса:
1. Гностические Г – распознать, определить
2. Преобразующие П – обработать, обслужить
3. Изыскательские И– изобрести, придумать
Тип профессии по предмету труда | Гностические (распознать, определить) | Преобразующие (обработать, обслужить) | Изыскательские (изобрести, придумать) |
Человек - природа | Ботаник | Ветеринар | Биоинженер |
Человек - техника | Наладчик станков | Водитель, слесарь | Изобретатель, Инженер |
Человек - знаковая система | Графолог | Архивариус, библиотекарь | Программист |
Человек - художественный образ | Литературный критик | Актёр | Художник, дизайнер |
Человек - человек | Психолог | Учитель, врач | Режиссёр |
По основным средствам труда:
1. Профессии ручного труда Р
2. Механический М
3. Автоматический А
|
|
4. Электронные Э
5. Функциональные Ф (возможности и функции организма)
6. Теоретические Т (интеллектуальные)
По условиям труда:
1. Бытовой микроклимат Б
2. Открытый воздух О
3. Необычные условия – высота, под водой - Н
4. Экстремальные Э
формула профессии — сокращенное описание основных характеристик профессии.
При помощи этой формулы можно так описать профессию кассира -операциониста:
Ч/З — П — Э — Б
29. Социальная компетентность как фактор профессионального самоопределения.
Социальная компетентность представляет собой совокупность конкретных качеств личности, способностей, социальных знаний и умений, субъективная готовность к самоопределению, обеспечивающие интеграцию человека в обществе посредством продуктивного выполнения им различных социальных ролей.
Социальная компетентность рассматривается исследователями как составляющая профессиональной компетентности.