Типы профконсультаций

1. Ранняя, детская консультация. Это консультация родителей и воспитателей  по формированию положительного отношения к труду, а также – по выбору кружка или спецшколы.

2. Профориентация и профконсультация в годы учебы в школе - подготовка к выбору, формирование ценностно-смысловой и операциональной основы самоопределения, когда у школьника формируется представление об основных действиях по выбору и реализации своих жизненных целей.

3. Профконсультация учителей. важно организовать реальное сотрудничество с учителями (особенно с классными руководителями и учителями труда), при котором удалось бы распределить некоторые функции в профориентационной помощи подростку.

4. Профконсультация родителей. важно быть готовым выслушивать собственные проблемы родителей, постепенно выводя их на уровень реального сотрудничества, предполагающего согласование и распределение усилий по оказанию помощи своим детям.

5. Профконсультация старшеклассников и выпускников школ - главная особенность этого типа профконсультации - помощь в конкретном выборе, а также - уточнение и перепроверка выбора.

6. Помощь абитуриентам в уточнении специальности (или факультета, кафедры) уже выбранного учебного заведения.

7. Профотбор на профессии с особыми условиями труда - операторские, военные, летные. Часто проводится с использованием психофизиологической аппаратуры и предполагает разработку тестовых норм для конкретных трудовых постов.

8. Профконсультация безработных при смене работы предполагает:

а) выбор новой профессии и нового места работы;

б) выбор конкретной работы и места ее приобретения. Важно учитывать прошлый опыт взрослого клиента. Часто приходится предлагать непривлекательные варианты (акцент переносится не на выбор, а на помощь в обретении смысла в непривлекательном варианте…).

9. Профконсультация работников кадровых служб предприятий, организаций, учебных заведений. Главная проблема многих кадровых работников – недостаток такта при общении со своими клиентами. Перспективными здесь представляются различные коммуникативные тренинги с моделированием ситуаций собеседования при приеме на работу или при решении различных трудовых споров.
10. Профконсультация подростков и взрослых инвалидов. Особое требование – компетентность при использовании методов клинической психологии. Очень важен особый такт при работе с данными категориями клиентов.

11. Ретроспективная профконсультация, когда уже взрослый человек стремится осмыслить всю свою жизнь или важный отрезок жизни. Если жизнь прожита неудачно, то не всегда следует говорить такому клиенту правду. Иногда для некоторых людей бывают полезны и иллюзии, что их жизнь все-таки удалась (это особенно важно для старых и пожилых клиентов…).

 

Общая классификация методов профессиональной консультации выглядит следующим образом:

 

  1. информационно-справочные методы

· профессиограммы;

· справочная литература;

· экскурсии на предприятия и в учебные заведения;

· встречи со специалистами;

· просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;

· система профориентационных уроков;

· учебные фильмы;


II. диагностические

  • беседы-интервью закрытого типа;
  • открытые беседы-интервью (с возможностью отвлечения от заготовленных вопросов);
  • опросники профессиональной мотивации;
  • опросники профессиональных способностей;
  • личностные опросники – MMPI, темперамента по стреляу, айзенка, русалова
  • проективные личностные тесты – люшера, праздники
  • наблюдение;
  • сбор косвенной информации о клиенте (от знакомых, родителей, друзей, педагогов, других специалистов);
  • исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (работа с испытательным сроком);
  1. методы морально-эмоциональной поддержки клиента;
  • группы общения (используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия);
  • тренинг общения (освоение коммуникативных навыков при приеме на работу, деловых контактах, на экзаменах);
  • сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (гештальтгруппы, логотерапия);
  • профориентационные активизирующие методы (игры с элементами психотренинга);
  • обсуждение и проигрывание ситуаций по формированию эмоциональной устойчивости, морально-эмоциональной готовности к возможным сложностям самоопределения;
  1. методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития клиента.
  • построение цепочки последовательных действий, обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив;
  • построение системы различных вариантов действий клиента, позволяющие выбрать наиболее оптимальные варианты перспектив;
  • приемы формирования у клиента самостоятельной готовности анализировать различные ситуации жизненного и профессионального самоопределения с помощью имеющихся методов формирования у клиента готовности выделять собственные критерии оценки профессиональных планов и перспектив.

25. Переодизация Д. Сьюпера.

Стадия проф. Развития Сьюпера:

1. Этап роста (0-14 лет) – выстраиваются представления о профессии, осознаются свои интересы, способности

2. Этап разведки (14-25 лет) – апробация своих сил в различных видах деятельности

3. Пробный этап (25-30 лет) – пробует себя в качестве специалиста

4. Этап стабилизации (30-44 года) утверждение как надежного специалиста

5. Этап поддерживания – сохранение достигнутого, упрочнение позиции

6. Этап спада – снижение проф и соц активности

26. Профессионально психологическая консультация и её виды.

 

Профессиональная консультация  — научно организованное информирование о профессиях, предназначенное главным образом для молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу, в целях практической помощи в выборе профессии с учетом склонностей, а также потребностей общества.

  1. справочная консультация, в ходе которой учащимся сообщается о каналах трудоустройства, требованиях о приеме на работу и учебу, системе оплаты труда, перспективах профессионального роста;
  2. диагностическая консультация, направленная на изучение личности учащегося, его интересов, склонностей, особенностей с целью выявления их соответствия избираемой или близкой к ней профессии;
  3. формирующая консультация, имеющая целью руководство выбором учащимися профессии, коррекцию этого выбора, она рассчитана на длительный период времени, предполагает систематическую регистрацию изменений личности школьника в отношении профессионального самоопределения;
  4. медицинская профконсультация, направленная на выявление состояния здоровья школьника, его психологических свойств в отношении к избираемой профессии, его переориентацию (если необходимо) на другую или близкую к избираемой области деятельность, которая будет больше соответствовать его психофизиологическим данным.

В проведении профессиональной консультации выделяют два этапа — первичная профконсультация и углубленная профконсультация.

Первичная профконсультация — это форма индивидуальной консультации, проводимой с группой, в процессе которой происходит обучение правилам выбора профессии, дается информация о многообразии профессий, об интересах и склонностях. Результатом профконсультации является формирование профплана оптанта, повышение степени осознанности и ответственности выбора.

Углубленная индивидуальная профконсультация основывается на глубоком всестороннем изучении человека: его склонностей, интересов, состояния здоровья и физического развития, уровня и структуры внимания, типа мышления, умелости рук и координации движений, особенностей характера. При этом учитывается мнение учителей и родителей, успешность обучения и особенности референтной группы. Обобщение этих данных дает возможность воздействовать на учащихся не только с целью профориентации, но и развития личности в целом.

 

27. Психологические особенности профессионального становления личности.

 

— необходимо рассматривать профессиональное созревание как процесс, длящийся всю жизнь;
— профессиональный путь человека и его основные этапы неразрывно связаны с возрастным развитием и общим становлением личности.

 

В первую очередь, автора интересовало выяснение индивидом своих склонностей и способностей и поиск подходящей профессии

 

Стадия проф. Развития Сьюпера:

1. Этап роста (0-14 лет) – выстраиваются представления о профессии, осознаются свои интересы, способности

2. Этап разведки (14-25 лет) – апробация своих сил в различных видах деятельности

3. Пробный этап (25-30 лет) – пробует себя в качестве специалиста

4. Этап стабилизации (30-44 года) утверждение как надежного специалиста

5. Этап поддерживания – сохранение достигнутого, упрочнение позиции

6. Этап спада – снижение проф и соц активности



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: