Групповое профессионально-психологическое консультирование

Групповое психологическое консультирование — это вид психологической помощи, оказываемой посредством межличностной коммуникации и интерактивной обратной связи в режиме «здесь-и-сейчас».

Иными словами, это взаимодействие ведущего-психолога с группой участников и участников между собой при соблюдении совместно выработанных правил с целью личностного развития и устранения помех для реализации потенциала последних.

данный вид помощи сочетает в себе как методы собственно группового консультирования, так и групповой психотерапии. Это выражается в том, что целью группового процесса являются не только

· личностный рост и развитие участников группы,

· определение и преодоление препятствий для роста и развития,

· раскрытие и содействие реализации личностного потенциала,

· повышение психологической устойчивости,

· проработка запросов участников в микросоциуме,

· приобретение более эффективных социальных и коммуникативных навыков,

· умение давать и воспринимать обратную связь о себе,

· моделирование различных социальных ситуаций участников с целью их проработки,

но и

· восстановление личности после стрессовых или кризисных состояний,

· содействие в обнаружении и использовании внутренних ресурсов,

· повышение мотивации,

· повышение самооценки,

· обнаружение и выработка новых механизмов психологической защиты и моделей поведения,

· анализ и интерпретация групповой динамики.

В ходе сеансов участники могут общаться как между собой, так и с ведущим, вынося свои переживания на групповое обсуждение.

Особое внимание уделяется подбору участников группы, который осуществляется, исходя из потребностей, характеров и прочих особенностей каждого клиента.

Перед вступлением в группу каждый клиент должен пройти минимум 1 индивидуальную консультацию.

Численность группы составляет от 8 до 10 человек.

 

53. Психологическая классификация профессий: отечественные и зарубежные классификации. Формула профессии.

Отбор и развитие специалистов в рамках любой профессии требует предварительного ее анализа и четкого стандартизированного описания.

Этим целям служит формула профессии — сокращенное описание основных характеристик профессии.=37

 

54. Планирование профориентационной работы.

Профориентационная работаэто целая системамероприятий, направленных на формирование у молодежи готовности к сознательному выбору профессии

Задачи на текущий учебный год

 

Для целенаправленной организации и проведения профориентационной работы по кафедре необходимо четко планировать профориентационную работу на текущий учебный год.

 В плане указываются мероприятия, место и сроки их проведения.

 

55. Стадии и уровни профессионального самоопределения.

 

А. К. Маркова [129] в качестве критерия выделения этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма личности. Она выделяет 5 уровней: 1) допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией; 2) профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства; 3) суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности; 4) непрофессионализм (псевдопрофессионализм) – выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности; 5) послепрофессионализм – завершение профессиональной деятельности. Табл. 2. Стадии профессионального становления личности (по Э. Ф. Зееру)

№ п/п Название стадии Основные психологические новообразования стадии
1 Аморфная оптация (0-12 лет) Профессионально ориентированные интересы и склонности
2 Оптация (12-16 лет) Профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение
3 Профессиональная подготовка (16-23 года) Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду
4 Профессиональная адаптация (18-25 лет) Освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества
5 Первичная профессионализация Профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции, индивидуальный стиль деятельности Квалифицированный труд
6 Вторичная профессионализация Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная деятельность
7 Профессиональное мастерство Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития

 

56. Изучение мотивационной и ценностно-ориентационной сфер личности.

Методики изучения мотивов учебной деятельности

Методика изучения мотивов выбора профессии

Мотивация к избеганию неудач

Мотивация к успеху

Потребность в достижении

 

Ценности можно разделить на две категории - материальные и духовные.

Материальные ценности - орудия и средства труда, вещи непосредственного потребления


Духовные ценности есть идеи (политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные).

 

Или можно делить их на три категории:


1. Материальные ценности - техника и материальные блага, они могут выполнять функцию стимулятора индивидуально-психического развития лишь в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями.


2. Общественно-политические ценности - свобода, братство, равенство, справедливость.


3. Духовные ценности - образование, наука, искусство.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: