Групповое психологическое консультирование — это вид психологической помощи, оказываемой посредством межличностной коммуникации и интерактивной обратной связи в режиме «здесь-и-сейчас».
Иными словами, это взаимодействие ведущего-психолога с группой участников и участников между собой при соблюдении совместно выработанных правил с целью личностного развития и устранения помех для реализации потенциала последних.
данный вид помощи сочетает в себе как методы собственно группового консультирования, так и групповой психотерапии. Это выражается в том, что целью группового процесса являются не только
· личностный рост и развитие участников группы,
· определение и преодоление препятствий для роста и развития,
· раскрытие и содействие реализации личностного потенциала,
· повышение психологической устойчивости,
· проработка запросов участников в микросоциуме,
· приобретение более эффективных социальных и коммуникативных навыков,
· умение давать и воспринимать обратную связь о себе,
|
|
· моделирование различных социальных ситуаций участников с целью их проработки,
но и
· восстановление личности после стрессовых или кризисных состояний,
· содействие в обнаружении и использовании внутренних ресурсов,
· повышение мотивации,
· повышение самооценки,
· обнаружение и выработка новых механизмов психологической защиты и моделей поведения,
· анализ и интерпретация групповой динамики.
В ходе сеансов участники могут общаться как между собой, так и с ведущим, вынося свои переживания на групповое обсуждение.
Особое внимание уделяется подбору участников группы, который осуществляется, исходя из потребностей, характеров и прочих особенностей каждого клиента.
Перед вступлением в группу каждый клиент должен пройти минимум 1 индивидуальную консультацию.
Численность группы составляет от 8 до 10 человек.
53. Психологическая классификация профессий: отечественные и зарубежные классификации. Формула профессии.
Отбор и развитие специалистов в рамках любой профессии требует предварительного ее анализа и четкого стандартизированного описания.
Этим целям служит формула профессии — сокращенное описание основных характеристик профессии.=37
54. Планирование профориентационной работы.
Профориентационная работа – это целая системамероприятий, направленных на формирование у молодежи готовности к сознательному выбору профессии
Задачи на текущий учебный год
Для целенаправленной организации и проведения профориентационной работы по кафедре необходимо четко планировать профориентационную работу на текущий учебный год.
|
|
В плане указываются мероприятия, место и сроки их проведения.
55. Стадии и уровни профессионального самоопределения.
А. К. Маркова [129] в качестве критерия выделения этапов становления профессионала избрала уровни профессионализма личности. Она выделяет 5 уровней: 1) допрофессионализм включает этап первичного ознакомления с профессией; 2) профессионализм состоит из трех этапов: адаптации к профессии, самоактуализации в ней и свободного владения профессией в форме мастерства; 3) суперпрофессионализм также состоит из трех этапов: свободного владения профессией в форме творчества, овладения рядом смежных профессий, творческого самопроектирования себя как личности; 4) непрофессионализм (псевдопрофессионализм) – выполнение труда по профессионально искаженным нормам на фоне деформации личности; 5) послепрофессионализм – завершение профессиональной деятельности. Табл. 2. Стадии профессионального становления личности (по Э. Ф. Зееру)
№ п/п | Название стадии | Основные психологические новообразования стадии |
1 | Аморфная оптация (0-12 лет) | Профессионально ориентированные интересы и склонности |
2 | Оптация (12-16 лет) | Профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение |
3 | Профессиональная подготовка (16-23 года) | Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду |
4 | Профессиональная адаптация (18-25 лет) | Освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества |
5 | Первичная профессионализация | Профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции, индивидуальный стиль деятельности Квалифицированный труд |
6 | Вторичная профессионализация | Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная деятельность |
7 | Профессиональное мастерство | Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития |
56. Изучение мотивационной и ценностно-ориентационной сфер личности.
Методики изучения мотивов учебной деятельности
Методика изучения мотивов выбора профессии
Мотивация к избеганию неудач
Мотивация к успеху
Потребность в достижении
Ценности можно разделить на две категории - материальные и духовные.
Материальные ценности - орудия и средства труда, вещи непосредственного потребления
Духовные ценности есть идеи (политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные).
Или можно делить их на три категории:
1. Материальные ценности - техника и материальные блага, они могут выполнять функцию стимулятора индивидуально-психического развития лишь в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями.
2. Общественно-политические ценности - свобода, братство, равенство, справедливость.
3. Духовные ценности - образование, наука, искусство.