1. Главная цель. | Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело, кем буду, каким буду, где буду, чего достигну, на кого буду равняться. |
2. Ближайшие задачи и более отдаленные перспективы. | Первая область деятельности, специальность, работа, трудовая проба сил, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста. |
3. Пути и средства достижения цели. | Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенное учебное заведение (ПТУ, колледж, ВУЗ, курсы). |
4. Внешние сопротивления на пути достижения цели. | Трудности, возможные препятствия, возможные противодействия тех или иных людей. |
5. Внутренние условия достижения цели. | Свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию. |
6. Запасные варианты и пути их достижения. | Например: "Не пройду по конкурсу в техникум - попробую поступить на ту же специальность в ПТУ" и т. д. |
39. Психологическая поддержка профориентации.
Психологическая поддержка - с истема социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры; содействие полноценному психическому развитию личности, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем и социально-психологических конфликтов.
Психологическая поддержка связана с оказанием со стороны специалиста непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в том числе и в виде рекомендаций.
осуществляется на нескольких психологических уровнях:
· на мотивационном уровне - как повышение активности человека, актуализация потребности в работе, потребности в самопознании и саморазвитии;
· на когнитивном уровне - как повышение самооценки, коррекция представлений человека о самом себе, окружающем мире, формирование позитивного мышления;
· на эмоциональном уровне - как коррекция текущего состояния клиента, перевод негативных эмоций в позитивные, а также овладение навыками саморегуляции;
· на поведенческом уровне - как формирование эффективных умений и навыков, обеспечивающих более оптимальную адаптацию человека к социальной среде.
Задачи, которые решает психологическая поддержка.
1. Снижение общего нервно-психического напряжения.
2. Формирование позитивного настроя и уверенности в будущем.
3. Повышение мотивации к поиску работы и трудоустройству.
40. Игры, упражнения, тренинги личностно-профессионального развития.
I. Тренинг – метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, соц установок.
Тренинги личностно- профессионального роста создают условия для развития личностных качеств и профессионального роста участников.
Главное в тренинге Л-П Р – постоянное осознавание участниками того, что и как с ними происходит. Поэтому в инструкции говорится – обратить внимание и запомнить, какие чувства и мысли вызвало задание, насколько комфортно или не комфортно было его выполнять.
II. Деловая игра — средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия.
Психолого педагогические принципы организации игры
· принцип имитационного моделирования Моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста
· принцип игрового моделирования
· принцип совместной деятельности. Вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников.
· принцип диалогического общения. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способна породить поистине творческую работу.
· принцип проблемности
III. Упражнения личностного роста
Развитие навыков саморефлексии. Анализ возможных точек личностного роста. Повышение уверенности в себе. Самовыражение. Развитие позитивного мышления. Определение перспективных жизненных целей. Принятие себя.
41. Профориентационная работа, направленная на удовлетворение актуальных и перспективных потребностей рынка труда.
42. Профподбор и профотбор.
Профессиональный подбор - предоставление безработным и другим категориям населения рекомендаций по определению наиболее приоритетных для них сфер профессиональной деятельности на основе оценки их психофизиологических качеств, состояния здоровья.
Профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности безработных и других категорий населения к определенной профессии (должности) в соответствии с нормативными требованиями.
Проф Отбор
Подготовительный этап – до работы с претендентами
Ø Уточнение по каким трудовым постам требуется проф отбор
Ø Разработка критериев отбора претендентов
Ø Поиск претендентов (реклама в сми, обращение в службы занятости, посещение школ)
Работа с претендентами
Ø Сбор данных о претендентах (подготовка списка претендентов)
Ø Сбор информации от кандидатов (резюме, собеседование)
Ø Проверка информации от кандидатов (о бывших местах работы и учебы)
Ø Тестирование кандидатов
Ø Медицинское обследование (запросы в нарко диспансер, психоневрологические и кожно венерологический, в поликлинику)
Ø профПодбор – уточнение подходящей должности
Ø решение о зачислении на работу
Испытательный срок
Принципиальное отличие профотбора от профподбора заключается в том, что
Профотбор — это более жесткая процедура, когда человека либо берут на данную работу, либо отказывают в приеме.
Профподбор — это более мягкая процедура, когда человеку фактически подбирается более подходящая работа, а может, и создается новое рабочее место, лишь бы не терять столь ценного и нужного организации специалиста;
43. Адаптация в профориентации. Обратная связь школьного психолога и оптанта. Адаптация в профессиональной деятельности.
Адаптация – это взаимное приспособление работника и организации, которое основано на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях.
Стадии адаптации:
1) ознакомление, на которой работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, о нормах поведения в коллективе, о членах коллектива;
2) приспособление — на этом этапе работник переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки;
3) ассимиляция, когда осуществляется полное приспособление работника к среде и к коллективу, идентификация с новой группой;
4) идентификация, когда личные цели работника отождествляются с целями трудовой организации, предприятия, фирмы, акционерного общества, кооператива и т. д.
44. Углубленное профессионально-психологические консультирование.
Углубленная индивидуальная профконсультация основывается на глубоком всестороннем изучении человека:
его склонностей,
интересов,
состояния здоровья
физического развития,
уровня и структуры внимания,
типа мышления,
умелости рук
координации движений,
особенностей характера.
При этом учитывается мнение учителей и родителей, успешность обучения и особенности референтной группы. Обобщение этих данных дает возможность воздействовать на учащихся не только с целью профориентации, но и развития личности в целом.
45. Психологические особенности профессионального самоопределения личности
Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни.
Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности.
Процесс современного профессионального самоопределения может строиться двумя путями:
1 путь – процесс профессионального самоопределения строится на внешней мотивации и стимуляции. Субъект зависим от окружающих в своем профессиональном становлении.
2 путь – процесс профессионального самоопределения, при котором индивидуально-психологические особенности влияют на успешность профессионального становления. Данный путь профессионального развития является более адекватным и приводит человека к успеху в профессии.
психологические трудности:
1. Расхождение понятий "работа" и "профессия".
2. Расхождение между оплачиваемостью работы и собственными интересами.
предпочтение отдается не тому вузу, где есть специальности, которые, в силу его индивидуальных особенностей, наиболее подходят ему, а тому вузу, который находится ближе к дому, конкурс меньше, друзья учатся, родители рекомендуют и так далее.
46. Исследование общих и специальных способностей оптанта.
1. На основе теоретического анализа работ по психологии способностей выявлено, что общие способности - свойства психики как единой системы, детерминирующие успешность любой деятельности, а специальные способности - свойства отдельных психических функциональных систем, детерминирующие продуктивность отдельных видов активности (математические, музыкальные, лингвистические и т.д.).
2. Структура общих способностей включает следующие "критические точки" интеллекта: способность обобщения и анализа материала, гибкость мышления, инертность мышления, переключаемость, эмоциональные компоненты мышления, отвлекаемость, скорость и точность восприятия, употребление языка, грамотность, выбор оптимальной стратегии, ориентировка, пространственное воображение.
3. Структура специальных (математических) способностей включает следующие компоненты: получение и переработку математической информации, ее хранение, общий синтетический компонент, математическую направленность ума.
4. Развитие способностей совершается в процессе воспитания и обучения как последовательное количественное накопление знаний и качественных новообразований, когда каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшую ступень, а переход ее на высшую ступень открывает возможности для новых, более высоких ее проявлений (C.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Я.А. Пономарев).
5. При общей тенденции к прогрессу или регрессу во всех случаях это развитие носило «скачкообразный» характер, когда внутри каждой выборки наблюдалось некоторое увеличение показателей между конечным замером у старшеклассников и первоначальным замером у студентов. Указанные изменения во всех случаях подтверждены t-критерием Стъюдента.
47. Профориентационная поддержка профильного образования.
С 2007/08 учебного года школы России перейдут на профильное обучение. Идея профильного обучения, состоит в том, чтобы снизить учебную нагрузку и дать учащимся старшего школьного возраста возможность изучать то, что им действительно интересно и необходимо, в рамках образовательного учреждения. Наряду со спецшколами и школами со старшими классами разных специализаций, появятся и школы, в которых на выбор старшеклассникам будет предоставлено ряд углубленных курсов, и они смогут выбрать несколько из них.
Предполагается создание трех блоков учебных курсов: общефедеральный с обязательными предметами, профильный с детальным изучением приоритетных предметов и элективный блок — узкие предметы по интересам. В связи с этим актуальной задачей становится помощь учащимся 8-9-го классов в определении интересующих их направлений профильного обучения.
Эта работа проводится с использованием пакетов "Профориентация", "Профессия", "Одаренность", "Личность". Пакеты "Профориентация" и "Профессия" содержат методики, позволяющие определить ведущие мотивы, интересы и склонности, профессиональные предпочтения, уровень притязаний учащихся. Пакет «Профориентация» содержит восемь специальных методик для проведения профориентационной консультации, словарь современных профессий, профессиографическое описание современных профессий. По результатам психологической диагностики с помощью пакетов "Одаренность", "Личность" учащимся могут быть предоставлены рекомендации о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих их способностям и психологическим особенностям личности.
48. Особенности работы с родителями в целях профориентации ребёнка.
Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями.
Родители обычно принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих детей. Вместе с тем, вопросы выбора профессии и определения путей образования представляет трудную задачу как для самих учащихся, так и их родителей.
Представления родителей о “правильном” выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина этого в появлении на рынке труда большого количества новых профессий. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Нередко их советы основываются на “престижности” той или иной профессии.
Исходя из этого, возникает необходимость профориентационной работы и с родителями учащихся.
Одной из форм работы с родителями являются родительские лектории. Эффективность родительских лекториев значительно повышается, если программа лектория рассчитана на несколько лет, занятия целесообразно начинать с родителями учащихся 1 класса, тогда они как бы переходят из класса в класс вместе со своими детьми, и заканчивают в 11 классе.
Хорошо, если тематика профпросвещения родителей дополняется обсуждением опыта трудового воспитания и подготовки к выбору профессии, решением педагогической ситуации, показом кинофильмов специалистами по профориентации.
В качестве лекторов и докладчиков могут выступать учителя, родители, преподаватели учебных заведений, работники народного образования, специалисты предприятий, руководители местных партийных и хозяйственных органов, специалисты Центра профориентации.
49. Профориентационная работа с детьми с ОВЗ и с воспитанниками детских домов.
Дети с ограниченными возможностями здоровья
· ограниченный перечень рекомендуемых профессий,
· ограниченный перечень учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку,
· ограниченный перечень возможных рабочих мест и др.