Расскажите родителям о двух группах навыков — «Не делай!» и «Делай!».
1. Группа навыков «Не делай!» — навыки взаимодействия, которые должны быть ослаблены, потому что они негативно влияют на развитие речи ребенка, и которые не надо применять в игре с ним. Включают три вида: «Не командуй», «Не задавай вопросы», «Не критикуй».
«Не командуй» — нельзя давать ребенку никакие команды. Команды снижают его уверенность и спонтанность, не дают занять лидерскую позицию, часто не выполняются и тем самым повышают переживание неуспеха и взаимного недовольства у ребенка и взрослого.
Взрослому нельзя использовать как прямые («Сделай башню», «Дай мне кубик», «Поставь еще одну машинку»), так и непрямые команды («Не мог бы ты это доделать», «А не взять ли нам еще и синие», «Давай сделаем тут дверь»).
«Не задавай вопросов» — взрослые не должны задавать вопросы. Кто задает вопросы — тот руководит взаимодействием. Вопросы могут восприниматься как завуалированные команды, оценки и критика. Поэтому они сдерживают спонтанную речь у ребенка, особенно у детей с отставанием в развитии. Например:
|
|
- «Ну что, сделаем башню?» — вопрос, который перехватывает у ребенка инициативу;
- «Не мог бы ты сходить за кубиками?» — вопрос, воспринимающийся как команда;
- «Это ты что построил, автосервис?» — вопрос, воспринимающийся как сомнение или неодобрение.
«Не критикуй» — нельзя критиковать ребенка. Критика снижает спонтанность, уверенность в себе, заставляет избегать активного поведения. Например:
- «Да такая башня и минуты не простоит! Нет, ты не так делаешь!» — прямая критика;
- «Эта деталь сюда не подойдет. Уже хватит машинок. Разве это синий, это зеленый!» — непрямая критика.