О бихевиоральном подходе в психологии

Психологическая коммуникация

  • -Приемы взаимодействия родителей с детьми с нарушениями речи
  • -Как эффективно выстроить общение с родителями: практикум для воспитателей

Психологическая диагностика

  • -Как диагностировать эмоциональные отношения в семье воспитанника
  • -Что такое большая психологическая игра

Регламент работы

  • -Развивающая предметно-пространственная среда: риски при проектировании, критерии выбора средств

Консультирование

  • -Что делать, если у ребенка энурез: рекомендации родителям

Коррекционная и развивающая работа

  • -Как использовать мультимедийную презентацию в работе с детьми с ОНР
  • -Какое оборудование применять для развития познавательно-исследовательской деятельности детей

Психопрофилактика

  • -Охриплость голоса у ребенка: причины и профилактика

Вопрос эксперту

  • -Какими наградами и за что могут наградить педагога-психолога на уровне Минобрнауки России? Будут ли они учитываться при аттестации?

Психологическая коммуникация

Приемы взаимодействия родителей с детьми с нарушениями речи

Александра Фокина
доц. каф. возрастной психологии МГППУ, методист психологической службы ГБОУ СОШ № 1466 ­им. Надежды Рушевой, Москва


Взаимодействуя с ребенком, который имеет речевые нарушения, важно соблюдать правила поведения с ним и использовать определенные поведенческие навыки. Большинство родителей об этом не знают, поэтому невольно усугубляют проблемы своего сына или дочери. Научите их навыкам поведения в игре с ребенком.

Задержка речевого развития и нарушения формирования речи часто встречаются у детей разных возрастов. Ребенок с нарушенной речью так или иначе обеднен в общении, игре, обучении. Недоразвитие или нарушение развития речи и связанное с этим снижение коммуникативных способностей, задержка в развитии игры, нарушения обучения и т. п. требуют быстрой и эффективной коррекции.

Один из методов, который вы можете использовать в этом случае — бихевиоральный лечебный подход «направляемая ребенком интеракция» (НРИ).

Что такое НРИ

НРИ — это интерактивная, т. е. основанная на взаимодействии, терапевтическая модель. Основная цель — развить социабельное поведение ребенка, которое способствует успешной адаптации в социуме, и скорректировать сложившиеся привычные негативные способы речевого поведения.

Показания для НРИ — любые нарушения устной речи:

  • задержка в возникновении речи, речевого развития по сравнению с речевой нормой;
  • логоневрозы — разные типы заикания;
  • мутизм — отказ от речевого общения вследствие психологической травмы;
  • речевой регресс — возвращение к детской лепечущей речи у прежде говорящего ребенка;
  • невротические трудности речевого высказывания — страх говорить с кем-то вне семьи;
  • шепчущая речь;
  • минимизация речи из-за стыда, связанного с нарушенным звукопроизношением;
  • речевые трудности в составе нарушений соматического (например, при ДЦП) и психического (например, при РАС) развития.

НРИ происходит через обучение родителей более эффективным способам взаимодействия (навыкам поведения) с детьми и строится на материале любых парных игр (ребенок — взрослый). В игре стимулируется речевое развитие, навыки взаимодействия, познание мира, невербальные формы экспрессии, все это ведет к заметному прогрессу речи, улучшению поведения и повышению самооценки ребенка.

Для преодоления речевых дефектов и стимуляции развития речи ребенка особое значение имеет умение взрослого уступить ребенку роль лидера в ситуациях вербального взаимодействия и правильная реакция на его спонтанные высказывания. Чувство прогресса и успеха приходит за счет того, что родитель и ребенок обнаруживают: ребенок способен на большее, чем казалось до занятий. Это играет мотивирующую роль. Действие НРИ достигается систематическим положительным подкреплением (поддержкой, поощрением) «хорошего» поведения ребенка.

«Хорошее поведение» — желаемое поведение, т. е. более совершенное по сравнению с начальным использование речи, для которого характерно увеличение активности высказываний (чаще, более развернуто, обращенных к большему количеству собеседников), расширение словарного запаса, верное словоупотребление и построение предложений.

Положительный эффект наблюдается с первого занятия. Стабильные результаты в среднем достигаются за полгода.

Обучение НРИ проходит в три этапа. На первом обучите родителей новым формам поведения в совместной игре с ребенком. На втором — оцените эффективность обучения. Проведите для этого пробную игру. На третьем этапе родители самостоятельно используют НРИ дома в игре с ребенком — ежедневно
по 5–10 мин
. Вы параллельно проводите занятия с детско-родительской парой — 1–2 раза в неделю, от 15 мин до часа (в зависимости от возраста и особенностей развития ребенка).

Рассмотрим содержание работы на каждом этапе.

Первый этап

Обучать родителя НРИ вы можете только, если он добровольно согласится на эту работу. Вы должны информировать его об этапах, длительности и частоте занятий, необходимых игрушках, возможных трудностях и планируемых результатах работы:

«Я предлагаю вам прийти на обучающий семинар для родителей. Там я расскажу о технологии развития речи, которая позволит повысить активность речи вашего ребенка, стимулирует развитие фразовой речи, расширит словарный запас. Впоследствии вам нужно будет по 5 минут ежедневно играть дома с ребенком по правилам, которым я вас научу. Для игры могут подойти многие игрушки, например кубики. По моему прогнозу, нам нужно будет так заниматься в течение 4 месяцев».

На семинаре или во время индивидуального обучения познакомьте родителей с базовыми принципами и конкретными приемами НРИ. Длительность семинара — 40 мин: 25 мин отведите на свое выступление — расскажите о приемах НРИ, затем предложите родителям поиграть в течение 5 мин, 10 мин отведите на то, чтобы ответить на вопросы.

По окончании семинара дайте каждому из родителей памятку с описанием приемов НРИ и их обоснованием.


О бихевиоральном подходе в психологии

Бихевиоральный, или поведенческий, подход в психологии — это понимание психического развития как результата научения. Бихевиористы предлагают сконцентрироваться на изучении и изменении поведения — всей совокупности материальных действий, которые могут быть наблюдаемы и измеряемы. В упрощенном виде модель психологической коррекции в бихевиоризме состоит в том, что поведение формируется по схеме «стимул» — «реакция», следовательно, меняя стимул, возможно изменить и реакцию.

Бихевиористические техники имеют наиболее высокую результативность по снятию симптома. Это не означает избавления от причин, вызвавших симптом, — он может возникнуть в новой форме. Но снятие симптома (например, заикания, энуреза) не только избавляет от сопровождающего симптом страдания, но и снимает вторичные нарушения (например, дальнейшую невротизацию, нарастание напряженности в детско-родительских отношениях). Это важно в случае речевых нарушений развития у ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: