2. Группа навыков «Делай!» — навыки, которые надо усилить и применять в игре с ребенком как можно чаще, т. к. они способствуют речевому прогрессу. Включают пять видов: «Описание», «Отражение», «Имитация», «Похвала», «Игнорирование».
«Описание» — взрослый описывает «хорошее поведение» ребенка в момент совершения им каких-то действий. Описывать нужно только «хорошее поведение» — это позволит его закрепить и усилить. Нежелательное поведение описывать не нужно.
Описание создает у ребенка ощущение поощрения, дает ему понять, что взрослый внимателен к нему. Кроме того, это обогащает словарный запас, дает модель для самостоятельного сопровождения речью своих действий («Ты делаешь башню», «Ты кладешь кубики друг на друга», «Ты рисуешь кошку. У кошки черная шерсть»).
«Отражение» — повторение высказываний ребенка. Возможно дословное повторение и более развернутое, грамотное. Отражение способствует развитию словарного запаса, поддерживает мотивацию активного говорения, воспринимается как интерес и поощрение. Например:
Ребенок: «Кубики!»
Родитель: «Ты взял кубики».
Ребенок: «Машинка бжжж!»
Родитель: «Машинка поехала по дороге».
«Имитация» — взрослый имитирует «хорошее поведение» ребенка: копирует, повторяет его. Это способствует взаимной имитации, расширяет репертуар поведенческих и речевых навыков, выражает поощрение. Например:
Ребенок: начинает строить башню. Родитель: «Ты строишь башню. Я тоже хочу построить башню». Начинает строить башню такого же или меньшего размера.
Ребенок расставляет машинки на полу. Родитель: «Ты ставишь синюю и красную машинки вместе. Я поставлю желтую и черную».
«Похвала» — взрослый хвалит ребенка за «хорошее поведение». Это способствует закреплению и устойчивости новых навыков ребенка. Например:
- «Как ты хорошо сделал башню! Как здорово ты катаешь машинки! Мне нравится, когда ты со мной говоришь!» — похвала с обозначением конкретных действий;
- «Красота! Молодец! Любимый сынок! Ты хорошая девочка!» — похвала без обозначения конкретных действий.
«Игнорирование» — взрослый игнорирует поведение ребенка, направленное на привлечение к себе внимания (плач, крик, агрессия). Игнорирование должно быть последовательным и постоянным. Например:
Ребенок не может что-то найти или сделать, хнычет, отходит. Взрослый отворачивается: «Попробую-ка я построить башню». Ребенок подходит. Взрослый сразу поворачивается к ребенку: «Хорошо, что ты вернулся. Мне нравится играть с тобой».

Если ребенок ведет себя все более разнузданно в ответ на игнорирование и начинает совершать действия, опасные для него самого, взрослого или для игрушек, родителю надо остановить игру и отреагировать тем способом, каким обычно он прерывает нежелательные действия ребенка.
Второй этап
На этом этапе вы проводите индивидуальную работу с каждой парой ребенок — родитель. Продолжительность — 15 мин: 5 мин — пробная игра, 10 мин — на то, чтобы озвучить родителю свои наблюдения и ответить на его вопросы.
Ваша задача во время совместной игры:
- оценить действия родителя (насколько он владеет навыками НРИ) и сразу же дать обратную связь;
- подсказывать, что ему следует делать чаще или чего не следует делать.
Сразу сообщите родителю, что будете наблюдать за тем, как он освоил навыки НРИ.






