Что означают нарушения голоса у младенцев

По особенностям крика и плача уже в первые дни жизни специалист может определить состояние младенца и предположить различные патологии.

Изменения плача у новорожденных характерны для множества патологических состояний:

• врожденных: синдром «кошачьего крика», синдром Дауна, синдром Вильямса;

• приобретенных: энцефалит, менингит, гипербилирубинемия, различные патологии ЦНС.

Хриплый плач обычно вызван воспалительными заболеваниями дыхательных путей или повреждением на уровне голосовых складок. Пронзительный крик характерен для младенцев с повреждением ЦНС; слабый голос — для детей с миодистрофией.

Как предупредить нарушения голоса

В профилактике нарушений голоса воспитанников участвуют учитель-логопед, музыкальный руководитель, медицинский работник, воспитатели детского сада. Каждому педагог-психолог может дать рекомендации по этой проблеме. Но в первую очередь — родителям. Они должны создавать речевые образцы для подражания. Детям с раннего детства необходимо слышать спокойные, мягкие и мелодичные голоса с выразительными интонациями. Родителям следует знать, что заболевания гортани в детском и подростковом возрасте могут в будущем ограничить выбор профессии для их ребенка. Поэтому если ребенок проявляет способности к пению, посещает детские музыкальные коллективы, за его голосом нужно следить особенно тщательно (см. Памятку «Рекомендации по гигиене певческого голоса у детей».

Воспитатели должны разъяснять правила гигиены голоса, приучать детей разговаривать спокойно. В зависимости от ситуации воспитателям следует самим избегать чрезмерно громкой речи, крика. Дети легко усваивают интонацию и способ голосоподачи окружающих их взрослых.

Психолог и воспитатели могут совместно разработать игровые обучающие занятия, в которых с помощью инсценировки дети усвоят правила гигиены голоса. Пример обучающей сказки смотрите в приложении.

Музыкальным руководителям необходимо правильно выстраивать занятия вокалом: сначала упражнения на подготовку голосового аппарата к нагрузке, затем чередование нагрузки и отдыха. Нельзя допускать сольных или групповых выступлений в шумных помещениях, на открытом воздухе при температуре ниже 15 °C.

Скачать памятку в pdf

Памятка для родителей

Рекомендации по гигиене певческого голоса у детей

1. При выборе музыкального коллектива для ребенка поинтересуйтесь, как долго его посещают другие участники. Сможет ли ваш ребенок выдержать репетиции и сценические нагрузки?

2. Следите за эмоциональным состоянием ребенка, помогайте ему преодолевать негативные эмоции и решать проблемы без крика.

3. Следите за питанием ребенка, так как некоторые продукты (орехи, сухарики, газированные напитки) ухудшают качества голоса.

4. Укрепляйте иммунитет ребенка: устраивайте пешие прогулки для выработки выносливости; укладывайте спать не позднее 10 часов вечера.

5. Не допускайте выступлений, голосовых нагрузок, если ребенок ослаблен после болезни. Очень вредны для голосового аппарата «малые простуды».

6. Ежедневно, а не только в вокальной студии, выполняйте с ребенком упражнения на развитие физиологического и фонационного дыхания, артикуляционной моторики.

7. Учите ребенка отдыхать, беречь голос после выступлений, длительной голосовой нагрузки.

8. Не допускайте пребывания ребенка в прокуренном помещении.

Вернуться в текст

В задачи медицинского работника входит:

  • закаливать воспитанников, повышать их иммунитет;
  • обеспечивать оптимальную влажность, температуру и санитарное состояние помещений для пребывания детей;
  • предупреждать родителей о своевременном лечении лор-заболеваний, кариеса, профилактике обострений хронических болезней;
  • следить, чтобы дети не подвергались резким перепадам температуры, не пили холодное, особенно при перегреве.

Один из важных факторов профилактики — здоровый образ жизни ребенка, который включает физкультурные занятия и подвижные игры. Поэтому инструктор по физической культуре, хоть и косвенно, но тоже участвует в профилактике нарушений голоса у детей.

Соблюдение профилактических мер, регулярное диспансерное наблюдение у специалистов предотвратит рецидивы голосовых расстройств.

Приложение

Конспект обучающего занятия

Участники: дети 5–7 лет.

Количество детей: до 20 человек.

Предварительная работа: подбор авторских сказок или написание собственных; беседа с детьми на тему гигиены голоса.

Сказка «Как бельчонок голос потерял»1

В сосновом лесу жили два бельчонка — Вук и Дик. Они были братьями и дружили с самого рождения.

Однажды бельчонок Вук залез на молодую высокую сосну и захотел похвастаться перед другом сосновой веткой, на которой было много шишек. Бельчонок Вук стал звать бельчонка Дика, который сидел на соседней сосне. Он кричал очень громко, но бельчонок Дик не отзывался и продолжал прыгать по веткам.

Бельчонок Вук звал все громче и громче: «Дик! Дик! Иди сюда! Я хочу тебе показать, как здесь много полных и больших шишек».

Бельчонок Дик продолжал весело прыгать с ветки на ветку, а бельчонок Вук уже начинал злиться. И еще громче кричал: «Дик! Дик! Скорее прыгай ко мне, я хочу показать тебе шишки! Дик! Дик!». Очень долго кричал бельчонок Вук, но Дик так и не повернулся.

Напрыгавшись по веткам, бельчонок Дик прискакал к бельчонку Вуку:

— Вук, я нашел замечательную сосну, на которой много шишек. Я хочу показать тебе это место. Попрыгали?

Вук открыл было ротик, но не смог произнести ни звука. Он хотел рассказать Дику, как долго его звал и что он тоже нашел замечательную сосну, на которой много сосновых шишек… Но голосок у бельчонка пропал.

Вопросы для обсуждения:

1. Почему бельчонок Дик не слышал бельчонка Вука?
Подсказки: рассердился, заигрался, не слышал из-за ветра, который уносил слова Вука.

2. Как нужно было поступить Вуку, чтобы Дик обратил на него внимание?
Подсказки: бросить в Дика шишкой, помахать хвостом; не кричать, а прискакать к Дику и спокойно все ему сказать.

3. Почему Вук не смог произнести ни слова, а только открывал ротик?
Подсказка: у Вука из-за громкого крика пропал голос.

4. Как нужно себя вести, если вы хотите что-то кому-то сказать?
Подсказка: не кричать издалека, а подойти, чтобы другой человек тебя услышал.

Вернуться в текст

1 Автор Т.Я. Мосьпан.>>вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Вопрос эксперту

Какими наградами и за что могут наградить педагога-психолога на уровне Минобрнауки России? Будут ли они учитываться при аттестации?

Педагог-психолог относится к категории педагогических работников. Следовательно, на него распространяются положения нормативных правовых актов, которые регулируют награждение ведомственными наградами Минобрнауки России.

Ведомственные награды — это форма поощрения и общественного признания достижений.

Минобрнауки России может наградить ведомственными наградами за выдающиеся достижения или заслуги и многолетний добросовестный труд или службу в сфере ведения Минобрнауки России (пп. 1.2 и 1.3 Положения о ведомственных наградах, утв. приказом Минобрнауки России от 26.09.2016 № 1223, далее — Положение № 1223).

К ведомственным наградам относятся:

  • Золотой знак отличия Минобрнауки России;
  • медаль К.Д. Ушинского;
  • медаль Л.C. Выготского;
  • почетное звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации»;
  • почетное звание «Почетный работник науки и техники Российской Федерации»;
  • почетное звание «Почетный работник сферы воспитания детей и молодежи Российской Федерации»;
  • нагрудный знак «За милосердие и благотворительность»;
  • Почетная грамота Минобрнауки России;
  • Благодарность Минобрнауки России.

Награждение ведомственными наградами носит последовательный характер. В большинстве случаев для того, чтобы получить более высокую награду, необходимо получить награду, которая ей предшествует. Например, чтобы получить почетное звание Минобрнауки России, необходимо иметь Почетную грамоту Минобрнауки России.

Если работник имеет ведомственную награду Минобрнауки России, то это могут учесть при его аттестации. Также ведомственная награда может влиять на условия оплаты труда работника. Если это предусматривают системы оплаты труда, ведомственная награда может быть основанием для доплаты.

Условия для награждения

Минобрнауки России установило требования к кандидатам на ведомственную награду, к сроку и условиям для награждения.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: