В 2011/2012 учебном Году

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

О ПРОВЕДЕНИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОШКОЛЬНОГО, ОБЩЕГО СРЕДНЕГО,

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО,

СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В 2011/2012 УЧЕБНОМ ГОДУ

 

В образовательном процессе на уровнях национальной системы образования профессиональная ориентация рассматривается как одна из функций современного образования, связанная с обеспечением условий для повышения уровня обоснованности осознанного выбора личностью своей будущей профессии и  реализации профессиональных планов.

Неопределенность в выборе профессии у большинства выпускников учреждений общего среднего образования, появление избытка специалистов в одних отраслях хозяйственного комплекса Беларуси и дефицит специалистов нового типа по новым рыночным специальностям и ряду рабочих профессий во всех сферах экономики не способствуют эффективному социально-экономическому развитию страны.

Для устранения указанных недостатков учреждениям системы образования рекомендуется систематически и целенаправленно, исходя из возрастных и психологических особенностей развития личности, использовать следующие универсальные направления и механизмы профессиональной ориентации: профессиональная информация, профвоспитание, профдиагностика, профактивизация, профориентационная игра, профессиональная консультация, профессиональный подбор, профессиональный отбор, профессиональная, производственная и социальная адаптация.

Профессиональная информация – ознакомление молодежи с видами производства, состоянием рынка труда, потребностями экономики в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.

Профвоспитание – развитие профессионально важных качеств и компетенций, необходимых для работы в различных сферах трудовой и образовательной деятельности.

Пофодиагностика – мероприятия, направленные на психологическое изучение индивидуальных особенностей, профессионально значимых качеств, профессиональной пригодности, изучение личности в целях профориентации, профотбора, повышения эффективности обучения, воспитания и социализации.

Профактивизация – создание условия для практической пробы сил в различных сферах трудовой деятельности.

Профессиональная консультация – это оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, физиологическим особенностям на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (специальности) в соответствии с нормативными требованиями.

Профессиональная, производственная и социальная адаптация включает в себя систему мер, способствующую профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

Профориентационная игра – моделирование процесса выбора профессии и дальнейшего профессионального самоопределения в условиях активного обучения. Деловые игры профориентационной направленности воспроизводят процесс профессионального самоопределения, трудоустройства и профадаптации в условиях интерактивного взаимодействия участников учебной группы, работающей в режиме ”погружения“. Профориентационная игра помогает старшеклассникам провести пробы нового профессионально целесообразного коммуникативного поведения в имитирующих профессиональную деятельность условиях.

Профессиональное самоопределение ведущие специалисты рассматривают  как достаточно сложный и многоступенчатый процесс, который сопряжен с серией решаемых личностью задач: как процесс принятия решений, оптимизирующих баланс общественных и личных интересов, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которой является профессиональная деятельность.

Перечисленные универсальные направления и механизмы профессиональной ориентации исходя из целей, задач и особенностей функционирования основных типов и видов учреждений основного и дополнительного образования, а также общественных объединений и организаций, заинтересованных социальных институтов и партнеров, ответственных за образование, воспитание, профессиональную подготовку, переподготовку и трудоустройство граждан, соответственно наполняются своим качественным содержанием и конкретизируются.

Рекомендуется организовывать и осуществлять процесс профессиональной ориентации обучающихся в контексте основных уровней профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, используя такие понятия, как ”образование через всю жизнь“, ”планирование карьеры“, ”система планирования карьеры“.

Нормативной и методической основой профориентационной работы в учреждениях образования национальной системы образования являются:

Кодекс Республики Беларусь об образовании (2011 г.);

Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь (2001 г.);

Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь (2011 г.);

Закон Республики Беларусь ”О занятости населения Республики Беларусь“ от 15.06.2006 № 125-З;

Закон Республики Беларусь ”Об основах государственной молодежной политики“ от 07.12.2009 № 65-З;

Методические рекомендации Министерства образования и Министерства труда и социальной защиты по организации профессиональной ориентации школьников и учащейся молодежи (2008 г.);

Методические рекомендации Министерства образования по организации профессионального обучения учащихся на базе межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации (2009 г.);

Методические рекомендации по организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях с учащимися, посещающими факультативные занятия правовой направленности (2009 г.);

Методические рекомендации по организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях с учащимися, посещающими факультативные занятия по направлению ”Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций“ (2008 г.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: