Скука, лень и опоздания

Из толковогословаря живого Великорусского языка Владимира Даля:

 

Скука — тягостное чувство, от костнаго, празднаго, не деятельного состояния души; томление бездействия.

Скучный человек -  невеселый, задумчивый, рассеянный, безучастный,малословный, скучающий.

Скучливый человек - склонен ко скуке, не умеет занятьсебя, ждетзабав от других; либо – непостоянный, нетерпеливый,кому все вскоре надоедает, кто ищет новых занятий и потех.

Скука смертная, бешаная. Удавлюсь от скуки! Забота не съела, так скука одолела. Богатый и не тужитъ да скучаетъ.Что делаете? «Да скучаем помаленьку». Она скучлива,онь брюзгливъ, такъ и невеселое житье в доме!

 

Скука и лень - два слова-загадки. Люди ими обозначают чаще всего самые разные вещи. Так что если эти состояния предлагаются клиентами в качестве запросов на исследования - нужно быть готовым ко всему и любопытствовать, какое же значение им предается и какую ситуацию они описывают.

Под скукой может скрываться неумение человека отдыхать и организовывать себе интересные занятия вне работы. Причем учиться это делать чаще всего мешают внутренние правила (интроекты), напри­мер: «отдыхают только ленивые», «получать удоволь­ствие нельзя». Имея такие неосознанные установки, человека могут охватывать противонаправленные желания - и отдохнуть хочется, развлечь себя, пере­ключиться, и перешагнуть через запреты трудно, развивается беспокойство, усиливается внутренний критик (2) и бьет по рукам, не дает развиться иници­ативе. Интересно также, как был организован досуг в родительской семье, чем в детстве разрешали или заставляли заниматься в свободное (если оно было!) время. Под скукой можно и обнаружить - более глу­бокие настроения - тоску и уныние (см. грусть и уны­ние), отсутствие смысла в делах, недовольство жиз­нью или отношениями.

 

Пример из практики

Очень интересно наблюдать за феноменом скуки в групповой работе по обучению практике консульти­рования. Особенно, когда в группе много невысказанных конфликтов, обид, но есть негласный запрет на прояс­нение отношений. Многие начинают опаздывать или пропускать занятия. Атмосфера сгущается, рабо­тать небезопасно, а говорить об этом страшно. Тог­да члены группы как бы изымают себя, отодвигаются на дистанцию, не затрагиваются происходящим - и переживают скуку. В этот момент можно говорить о самых интересных вещах, а отклика от людей нет. Если ведущий группы обращает на это внимание, то скука становится основной групповой фигурой, и каждый участник начинает брать на себя ответственность за состояние. Это поднимает со дна  групповых отношений неоконченные гешталъты - и сразу становится интересно.Хотя это сложный и болезненный процесс,но он оживляет людей и очищает отношения.

Также скука может появиться в процессе терапевтической работы, если сессия затрагивает очень болезненные темы, с которыминет ресурсов встречаться. Участники группы тогда жалуются, что они во время сессии засыпали или скучали (дистанцировались).

Нам бывает скучно в группе, и когда мы не можем найти свой интерес в каком-то процессе, когда нет возможности удовлетворить свои потребности. Например, очень хотелось работать на кругу клиентом, а группа выбрала слушать теорию.

 

Из толкового словаря живого Великорусского языка Владимира Даля:

Лень -неохота работать, отвращение отъ труда, отъ дела, занятий;наклонность къ праздности, къ тунеядству.

Ленивый человек – предавшийся лени; неприлежный, праздный; нерадивый, вялый, мешковатый, непроворный.

 

Лень чаще всего употребляется как слово ругательное. Если человек описывает себя терапевту как ленивого - это сигнал проверить, не привел ли его в этот раз на терапию«за ушко» его внутренний критик. Внутренний критик может быть укорененным с детства отношением кого-либо из взрослых (интроекция) (2), т.е. какими-то своими действиями или особенностя­ми своего характера человек по привычке (слияние) (2), некритично недоволен. При исследовании недо­вольства мы можем обнаружить много несовпадений желаемого и действительного, например:

• «... нельзя оставлять курсовик (отчет) на последний день, ты так делаешь, а кто так делает, тот ленивый»,

• «...нельзя оставлять грязную посуду на завтра, кто так делает, тот ленивый»,

• «если ты несильно болен, но при этом не работа­ешь - ты ленивый...»,

• «...если ты не умеешь прибить гвоздь - ты ленивый...»,

• «...если ты умеешь находить занятие, приносящее удовольствие и радость - ты вообще тунеядец».

 

Общее же одно: жесткая внутренняя рамка (интро-ект) (2), как надо себя вести в данной ситуации и от­сутствие внимательного, серьезного, вдумчивого от­ношения и желания понять, что же происходит, какие мои особенности и таланты, что меня останавливает, когда я что-то не делаю. Если отказаться от привыч­ного раздражения и непринятия себя, не окажется ли, что «лень» - это защита от самоунижения или бес­смысленных действий? Или может быть внутренние требования к себе слишком завышены или не адекват­ны способностям и желаниям? Это терапевтическая стратегия помогает человеку совершить внутреннюю работу по построению уважительного отношения (3) к себе и интреграции полярностей (2).

Лень в прямом смысле слова - это отсутствие навыка заставлять себя трудиться, слабая воля, часто результат воспитания, например, попустительство родителей, излишнее  баловство ребенка, не распространение на него ответственности за домашние дела, подавление его волисильным авторитетом и др.

 

Пример из практики

Есть клиенты, встречи с которыми врезаются в память терапевта на долгие годы. Уже по первому разговору по телефону молодая женщина сулила терапевтические трудности: и она «...уже была у двух терапевтов и ей не помогли», и «...мама и муж не довольны моим поведением», и «... у меня ничего серьезного - просто лень», и наконец, «...вы прекрасный терапевт(!). После разговора я осталась с ощущением, что ко мне на прием записался сильный противник, который собирается победить очередного мозговеда, оставшись неисправимой во всех своих особенностях поведения. Ну, что ж, сразимся. Только сражаться ты будешь не со мной, а со своими внутренними частями или со своими родственниками - кого уж бог пошлет. Такое айкидо.

На первой встрече я познакомилась с молодой женщиной, небольшого роста, в коротких брючках и наивным выражением лица. Живет с мужем-бизнесменом, есть трехлетний ребенок, которого воспитывает круглосуточно няня «...я не подхожу - не знаю, что с ним делать, а няня - специалист», мама - лучшая подруга и советчица, без которой в доме ничего не происходит «…я даже одежду себе не могу без ее совета выбрать -не понимаю, что мне идет», получает мало, а больше и не надо «мне на все нужды мама и муж дают». И вдруг интересная деталь, которая несколько выбивается из предыдущего детского лепета - «...ра­ботаю адвокатом в городском суде». Собственно, по тому и пришла: неорганизована, откладывает «на по­том», забывает важные бумаги на работе, затягивает дела, не читает дополнительную юридическую лите­ратуру, не стремиться заиметь собственную адвокат­скую контору! Все это было произнесено с возмуще­нием, громким, обличающим пороки голосом - она как бы преподносила мне себя ленивую и непутевую на блюдечке с голубой каемочкой, пожалуйте де ис­правьте такую дуру! Если, конечно, сможете. Я поде­лилась своим впечатлением и поинтересовалась, за­мечает ли она, как сейчас себя клеймит и ругает, и что мне это напоминает, как родители за шиворот при­водят к психологам своих детей. Она сбилась с этого тона и задумалась, отчего ее выражение лица измени­лось и я впервые увидела перед собой женщину одно­го со мной возраста.

 

Клиент: Вообще-то странно, но я сейчас говорю сло­вами мамы и мужа... Это они меня послали к психоло­гу исправляться..

Терапевт: Неужели ты думаешь, что я буду рабо­тать по их запросу? Если ты мой клиент, то я буду работать только на тебя и защищать т вои интере­сы, и помогать тебе, а не им.

Клиент: Но они же правы - я неорганизаванная и ленивая... наверное...

Терапевт: Давай разберемся. А потом уже будем ис­правлять, если тебе это нужно будет.

Очень интересной была работа с ее «ленью». Ей действительно трудно было найти в себе силы для любой работы: написание отчетов, подбора документов, изучения дел, а также покупки провизии и одежды, воспитание собственного ребенка, выбора турпоездки. Было такое впечатление, что в то время, когда ее не ругают «взрослые» (муж, мама, коллеги по работе), она сидит тихонько в уголочке и старается быть назамеченной. Ей было трудно вынести последствия двух вещей: ответственности (потом ее всегда критиковали и находили недостатки) и желаний (которые высмеивались и обесценивались). Мне было интересно, знает ли она себя, помнит ли, организованной и не ленивой.

Клиент: Мнебыло 6 лет, когда я страстно захотела заниматься танцами. Мама не спорила, она меня предупреждала, что у меня ничего не получится. Она говорила «Как же ты будешь следить за временем сама, ты будешь все время опаздывать?», «Как же ты будешь заниматься без бального платья, ты будешь некрасивой из всех?», «Как же ты будешь вечером возвращаться домой одна, в темноте, на тебя нападут и убьют?». Мама была права, я смогла проходить только четыре месяца. Не на долго меня хватило.

Терапевт: Тебе было только 6 лет?!! Но в 6 лет ребенок не может сам следить за временем и не опаздывать. В этомвозрасте это ему не под силу!! Меня очень удивляет твой рассказ. Почему же мама тебе не помогла? Почему она  не провожала тебя на занятия, они же вечером были? Почему не сшила платье? Почему не встречала после занятий? Если твой ребенок захочет заниматься чем-нибудь, разьве ты ему это не поможешь делать?

Клиент: (пауза) Я не знаю. Я никогда об этом не за­думывалась... Мне всегда казалось, что она просто была опытнее и видела мою несостоятельность... Странно... Ведь именно тогда я почувствовала себя в первый раз неспособной бездарностью. Мне казалось, я не справилась...

Терапевт: Мне так жаль. Так легко потерять веру в себя и в свои силы, особенно если думаешь, что в шесть лет должна совершить непосильную работу.

Клиент: Мне действительно интересно, почему тогда мама мне так мало помогала, и сегодня я у нее обязательно это спрошу. Ведь обычно я шагу не могла без нее сделать... Хотя здесь есть интересная законо­мерность, как я сейчас понимаю. Она «помогает» мне, когда это соответствует ее интересам. А когда ей что-то не нравится, она не говорит прямо. Она на­чинает меня запугивать, «зомбировать». Например, я захотела купить себе сама брюки. Ее с собой не взяла. Домой пришла, примеряю обновку «Ну как?» - «Ниче­го, конечно, но ты их носить не будешь, помяни мое слово» - «Почему?» - «Потому что это не в твоем стиле вещь». И тут происходит чудо прямо на глазах. Я смотрю на себя в зеркало и мне действительно не нравится больше, и я их правда больше не ношу!

Мы видим, как велико было влияние мамы на эту женщину, в каком слиянии (2) с ее оценками она на­ходилась. Ее мама, одинокая женщина, у которой нет ни мужа, ни друзей, с раннего детства готовила себе в «подруги» свою дочь. И чтобы себя обезопасить от сепарации (см. сепарация) и бунта, она вела планомерную работу по уничтожению инициативы на корню. Даже школьные экзамены не позволила сдать самой. Онаработала в школе и попросила всех учителей поставитьдочке выпускные оценки без непосредственного на   них присутствия дочери (!) без особой необходимости.Затем нашла ей мужа, успешного и нелюбимого.Пристроила в институт, давала педагогам взятки. Попросила себе внука, к которому ее не подпускала.Она как бы забрала ее жизнь, оставила от дочери только тень себя. Для этого она отучила ее работать, принимать решения, иметь желания, уметь полагаться на себя и верить в свои силы. Но дочь не сдалась, аушла в глубокое подполье. Ее личность проявлялась больше всего в неорганизованности и лени, которые были протестом против навязанного ей выбора. Онаи на терапию ко мне пришла с амбивалентными устремлениями: с надеждой вернуть себе свою жизнь, и с протестом против очередного не нее влияния; по совету родных, чтобы «исправиться и стать хорошей, послушной девочкой», и бунтуя против них, отстаивая свою «лень и плохость» как защиту от угнетения и критики своих реальных потребностей и желаний.

 

Очень интересна терапевтическая работа с опаздывающими людьми. Опоздания достойны самого пристального и серьезного исследования. Как конкретно мы организуем опоздания? Как я опоздал (или не опаздал:) конкретно сегодня? Как я это спланировал время поминутно? Это и есть терапевтическая стратегия. Опоздания могут быть следствием внутренней борьбы с внутренним критиком, когда человек как бы «разваливается» на две части (2):

Внутреннего взрослого, который прессует «Ты опять опаздываешь! Как обычно! Ну-ну! Ни за что не поверю, что сможешь услышать будильник! Я же говорил! Как тебе не стыдно, тебя люди ждут! Ты безнадежна, мне противно…», либо попустительствует «Можешь еще минуточку!»,

И внутреннего ребенка, переживающего либо протест «Хочу и опаздаю! Отвяжись!» либо стыд «А я хотел, я старался».

 

Как сказала одна опоздавшая девушка: «Я не заметила, как приехала сюда, я все время была занята – я себя ругала». Стратегия работы: скорпулезное поминутное исследование планирования времени, вслушивание во внутренний диалог клиента с собой, настрой на понимание, а не на оскорбление и негативную оценку себя.

 

Опоздания могут вывести на более глубокие темы: низкую самооценку и неверие в себя, недоверие другим людям, что они действительно ждут, любят (такую как я нельзя любить) и хотят видеть – тогда зачем торопиться (никто не заметит, что я опоздала), стыд за себя, отсутствия желания и смысла идти.

 

Пример из практики

Этот случай научил меня уважать опоздания как феномен внутренней жизни человека и внешнее проявление глубинных процессов и психологических травм. Клиентка, молодая женщина глубоко меня уважающая как терапевта, опаздывала на каждую сессию от 20 до 40 минут.Мы обратили на это внимание. Первая наша работа про опоздания была техническая: мы хотели посмотреть,как она их организует. Мы рассмотрели ее действия тем утром почти поминутно. Исследование дало любопытные результаты. Она встала заблаговременно, сделала обычные утренние дела, а вот перед выходом у нее произошел как бы провал во времени. Она убедила себя, что до метро ей ехать не 20 минут,а 10. Она села покурить и слегка затянула этот процесс,«выпала». Дальше она спохватилась и выбежала из дома, на ходу себя сильно стыдя и ругая. Это быланаше первое открытие – сильнейший внутренний критик, использующий (и часто сам провоцирующий) ситуации «плохого» поведения для унижения иобесценивания. Вторая встреча началась с тридцатиминутного  опоздания и продолжила нашу работу с переживанием сильного разрушающего стыда. Причем то, чем теперь «добивала» себя клиентка –это «раз ты один раз поработала про опоздания, то ты должна теперь всегда приходить во время, а иначе ты безнадежна!». В этот раз основная фигура сессии была ее к себе нетерпимость: как она себя не принимает и не дает себе время на изменения. Следующий раз она опоздала на 20 минут. Стыда было меньше, она всю дорогу вела внутреннюю борьбу с привычкой себя унижать и теперь искала аргументы себе в поддержку. И это -была хорошая работа и тема нашей встречи. Затем опоздание было на 35 минут. Я была занята тем, что наблюдала за собой. Вот я готовлюсь к работе, до которой остается еще 10 минут, читаю материалы. Вот я сижу, в некотором возбуждении от предстоящей встречи. Прошло 10 минут - я немного беспокоюсь, пишу смс. А потом энергия начинает па­дать, мои мысли обращаются к другим делам, я те­ряю настрой. Мне становится очень грустно от это­го. Этими переживаниями я делюсь с клиенткой. Она была поражена. Она не ожидала, что я ее жду! Это привнесло еще одну болезненную тему - низкой само­ценности. Часто она специально опаздывала, посколь­ку, во-первых, не хотела ждать самой (и переживать себя ненужной), а во-вторых, в ее представлениях лю­дям было все равно - пришла она или нет. А если так, то зачем торопиться?

Тревога, страх, ужас

 

Из толкового словаря живого Великорусского языка Владимира Даля:

 

Тревожить - беспокоить, докучать, мешать, надоедать; огорчать, волновать, нарушать покой, полошить.

Тревога  - беспокойство, забота, суета, смятенье, сполох;  испуг,суматоха, внезапный шум.

Тревожливая барыня - которую всем легко встревожить, испугать; робкая, опасливая, чрезмеру заботливая.

Он по всякомъ человеке болеешь и тревожится. Встревожилъ пожарь весь домь. Тревожникь, не дает покою.

Тревожность  (1, 2, 3) - одно из свойств личности, характерезующее способность человека выходить из состояния покоя, впадать в состояние повышенного беспокойства в ситуациях, которые по мнению данного человека несут в себе угрозу В психологии мы различаем тревожность повышенную, пониженную  и нормальную (1, 2). Считается, что повышенная тревожность - т.е. повышенная склонность к беспокой­ству, хлопотам, опасениям может быть как врожден­ной характеристикой, связанной с работой нервной системы, так и приобретенным качеством натуры. Это может быть следствием реакции ребенка на по­ведение родителей: например, если мама была очень тревожной и заботливой, ребенок может или нау­читься у нее подобному поведению или же, в качестве протеста, вырасти слишком бесстрашным, любителем экстремальных видов спорта и отдыха (пониженная тревожность). Часто пониженная тревожность на­блюдается у брошенных детей, живущих в интер­натах. Они показывают антисоциальное поведение, поражают храбростью и отсутствием страха, часто употребляют наркотические средства. На вопрос «Как вы не боитесь?», один мальчик, наркоман с пятилет­ним стажем, ответил «А что терять то? Жизнь? Но у меня нет жизни!». Поэтому, нормальная степень тревожности - это показатель личностного здоровья. Тревожность переживается как учащенное сердцеби­ение, поверхностное дыхание, напряжение и сжатие в теле.

 

Терапевтические стратегии:

 

Нормальная тревожность: бывает у людей, не склонных тревожиться по пустякам. Их тревожное неспокойное состояние - это неосознанный, неопред-меченный страх чего-либо (2, 3). Терапевт помогает клиенту не торопясь описать и пережить телесные симптомы, часто просит дышать более глубоко - это может дать возможность клиенту поднять из подсознания ситуацию, которая вызывает тревогу, и причины страха, с ней связанного. Ситуации, связанные с новым опытом, часто сопровождаются тревогой, слитой с интересом.

 

Михаил Булгаков «Необыкновенные приключения доктора»:

Все тише,тише стрельба. Гуще сумрак, таинственные тени. Потом бархатный полог и бескрайний звездный океан. Ручей сердито плещет. Фыркают лошади,  а на правой стороне в кубанских батальонах горят, мигая, костры.Чем черней, тем страшней и тоскливей на душе. Наш костер трещит. Дымом то на меня потянет, то в сторону отнесет. Лица казаков в трепетном свете  изменчивые, странные. Вырываются из тьмы, опять ныряют в темную бездну. А ночь нарастает безграничная, черная, ползучая. Шалит, пугает. Ущелье длинное. В ночных бархатах неизвестность. Тыла нет. И начинает казаться, что оживает за спиной дубовая роща. Может, там уже ползут, припадая к росистой траве. Тени  в черкесках. Ползут, ползут... И глазом не успеешь моргнуть: вылетят бешеные тени, распаленные ненавистью, с воем, с визгом и... аминь!

Тьфу, черт возьми!

-поручиться  нельзя,- философски отвечает на кой-какие дилетантские мои соображения относительно непрочности и каверзности этой ночи сидящий у конца терского 3-го конного казачок,- заскочуть с хлангу.

Бывало.

Ах, типун на язык! «С хлангу»! Господи Боже мой! Что же этотакое! Навоз жуют лошади, дула винтовок в огненных отлесках. «Поручиться нельзя!» Туман в тьме. Узун-Хаджи в роковом ауле...

Да что я, Лермонтов, что ли! Это, кажется, по его специальности? При чем здесь я!!

Заваливаюсь на брезент, съеживаюсь в шинели и начинаю глядеть в бархатный купол с алмазными брызгами. И тотчас взвивается надо мной мутно-бе­лая птица тоски. Встает зеленая лампа, круг света на глянцеватых листах, стены кабинета... Все полетело верхним концом вниз и к чертовой матери! За тысячи верст на брезенте, в страшной ночи. В Хангальском ущелье...

Но все-таки наступает сон. Но какой? То лампа под абажуром, то гигантский темный абажур ночи и в нем пляшущий огонь костра. То тихий скрип пера, то треск огненных кукурузных стеблей. Вдруг утонешь в мутноватой сонной мгле, но вздрогнешь и вскинешь­ся. Загремели шашки, взвыли гортанные голоса, за­сверкали кинжалы, газыри с серебряными головка­ми... Ах!... Напали!

Да нет! это чудится... Все тихо. Пофыркивают ло­шади, рядами лежат черные бурки - спят истомлен­ные казаки. И золой покрываются угли, и холодом тя­нет сверху. Встает бледный далекий рассвет.

Усталость нечеловеческая. Уж и на чеченцев напле­вать. Век не поднимешь - свинец. Пропадает из глаз умирающий костер... Наскочат с «хлангу», как кур за­режут. Ну и зарежут. Какая разница...

Противный этот Лермонтов. Всегда терпеть не мог. Хаджи. Узун. В красном переплете в одном доме. На переплете золотой офицер с незрячими глазами и эполеты крылышками. Тебя я, вольный сын эфира. Склянка-то с эфиром лопнула на солнце... Мягче, мягче, глуше, темней. Сон.»

 

Повышенная тревожность: если мы имеем дело с личностной характеристикой, т.е. с самого детства человек был боязлив, плохо спал, имел повышенную чувствительность, недоверчивость и страх ошибки, фоновую постоянную тревогу, то хорошей стратегией будет работа с принятием себя и своей такой особен­ностью (2, 3), научиться тревогу уважать и ценить ее важную сигнальную функцию. Также терапевтиче­ская работа может помочь человеку быть более с со­бой в ладу при исследовании ситуаций, где тревожно, проверяя проекции и поднимая самооценку.

Повышенная тревожность может быть следствием психотравмы. Например, если вы опоздали на само­лет, тревожность заставит вас в следующий раз боять­ся опоздания чуть больше обычного.

Также тревожность может быть связана с более глубокими процессами и травмами личности, напри­мер, отсутствием самопринятия, отторжения тела, нелюбви к себе, внутренним фоновым ощущениями «брошенности, неукорененности и бесприютности» в жизни. Часто такая тревожность выражается в виде фобических страхов, например, страхом высоты, замкнутых пространств, насекомых, покойников и т.д., которые в своем ядре связаны со страхом смерти, страхом перед «ничто» (3). Такой человек на терапии нуждается в восстановлении внутренних опор, в про­работке тревожащих его ситуаций с целью принятия конечности бытия, в поиске внутренних ресурсов жить, работе по воспитанию мужества жить.

 

Пониженная тревожность: можно работать с цен­ностью жизни (3) и здоровья, с детскими травмами развития, в связи с которым жизнь не ощущается цен­ной, а чувствительность и восприимчивость снижена, обратиться к отсутствию смысла и самоценности, в результате чего и нужны всевозможные допинги.

 

Из толкового словаря живого Великорусского языка Владимира Даля:

Страх - страсть, боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга, от грозяшаго или воображаемаго бедствия.

Страх обуяет, и растеряешься. Со страху, со стра­стей поджилки дрожат, ноги подкосились.Страх на тараканьих ножках бродит. Под страхом ноги хруп­ки. Слепой страх напал на всех.Устраха глаза велики.

В ком есть страх, в том есть и Бог.

Страх (1, 2, 3) — это защитная реакция любого жи­вого существа на что-либо, что угрожает его жизни, здоровью или благополучию. Страх - это нормальная сигнальная функция организма, это повод осмотреть­ся и, как минимум, установить его причину. В стра­хе мы переживаем себя попавшими в трудное, стес­ненное положение, из которого нужно найти выход. Страх - это проекция (2). Мы пугаем себя определен­ной картиной, которую рисует нам наш друг - вооб­ражение. Если в комнату войдет тигр, то все испуга­ются еще до того как он кого-либо съест или укусит, т.к. наш опыт и знания моментально нам нарисуют картину возможных событий. Мы бессознательно делаем внутреннюю работу: предугадываем и молние­носно оцениваем некоторое будущее событие, а тело выдает сигнал тревоги в виде телесных симптомов: учащенного сердцебиения, нарушенного дыхания, стесненности, напряжения, дрожи, замирания, шока, ступора или лихорадочных движений. От страха мы можем убежать, ударить, накричать, онеметь, суетить­ся, перестать чувствовать, пробежать мимо раненого человека, лишиться чувств. Это все спонтанные реак­ции страха, которые работают на спасение личности до тех пор, пока человек не возьмет себя в руки и не восстановит контроль над своими действиями, оце­нив ситуацию и выработав стратегию действий (3).

  Терапевтическая стратегия работы со страхами:

• распознать спонтанную реакцию страха,

• решиться посмотреть в глаза страху,

• рассмотреть его, найти причину,

• оценить ситуацию и спланировать действия.

Страх может оказаться и невротическим (2, 3), т.е. надуманным, не имеющим под собой реальных ос­нований. Например, если мать часто повторяла доч­ке, что «...таких нерях замуж не берут», то даже при благоприятной ситуации на любовном фронте, она может иметь фоновую тревогу, связанную со страхом остаться одной, быть брошенной.

 

Пример из практики

Техника «Самое страшное из реального, что мо­жет случиться»

 

Клиент: ...мне невыносимо тяжело, хотя вроде все хорошо (слезы). Я чувствую такое одиночество. Моя мать знать меня не хочет, любит только мою сестру. Отца вижу редко. Живу с четырехлетним ребенком и мужем в одной квартире. Муж пьет, не работает, я все тяну с разводом. Уже год предразводная ситуация. Я понимаю, что надо что-то делать: ведь у меня сын, он смотрит как ведет себя его отец, как он валяется пьяный, как я ору на него почти матом. Я стала как сварливая баба. Иду домой и уже меня трясет... Это все очень плохо, неправильно. Но я почему-то ничего не предпринимаю...

Терапевт: Да, тяжело... Я замечаю, что твой по­следний вопрос к себе скорее риторический, что по ин­тонациям ты скорее ругаешь себя, чем действительно интересуешься, что с тобой происходит?

Клиент: Да, правда. Я понимаю, что нужно что-то делать и ругаю себя за мягкотелость, отсутствие воли.

Терапевт: То есть ты еще не понимаешь, что с то­бой, а уже ругаешь себя за безвольность.

Клиент: Да, действительно...

Терапевт: Может, попробуем более внимательно посмотреть, что с тобой? Давай я спрошу у тебя с другой интонацией: «У тебя такая тяжелая ситуа­ция дома. Что с тобой происходит? Что ты чувству­ешь? Что с тобой твориться, что ты даже ничего не предпринимаешь?»

Клиент: (слезы) Господи, я только сейчас поняла, как же я боюсь. Я просто парализована от страха! Я бо­юсь уходить, боюсь остаться одна.

Терапевт: Давай посмотрим более конкретно, чего именно ты боишься? Есть такая техника «самое страшное из реального, что может произойти». Но сначала немного обрисуй ситуацию в целом: работа­ешь ли ты, чья квартира и т.д.

Клиент: Я работаю, хорошо зарабатываю. В прин­ципе, хватило бы на съемную квартиру, но...это так неудобно... Сейчас мы живем в квартире мужа... но ку­плена она в браке...Яне знаю... К юристу бы сходить... но... страшно.

Терапевт: Итак, был бы хорошим шаг пойти к юри­сту. И что самое страшное из реального, что могло бы сучиться?

Клиент: Он бы сказал, что моей части в этой квар­те нет!

Терапевт: И...

Клиент: Я ухожу от мужа с ребенком, и по деньгам я не потяну снимать квартиру. А я прописана у мамы... Ужас! К матери не вернусь ни за что! (сжалась, побледнела).

Терапевт: И какую ты картину сейчас себе рисуешь?

Клиент: Я одна с ребенком, с моим телевизором, на улице, под дождем, ночь...Ощущение фиаско: я старая, никому не нужна. Как мама... (успокаивается, улыбает­ся)...Чушь какая. Я - не мама! Ни за что на улице не останусь.

Терапевт: Что ты сделаешь, даже если предположить.что уйдешь с ребенком в ночь, голодная, с телевизором...

Клиент: (смеется) У меня есть несколько друзей - к ним пойду.

Терапевт: Сколько ты у них будешь жить - самое страшное из реального?

Клиент: Не дольше двух недель. За это время сниму квартиру. Да, это неудобно. Но не смертельно (рас­правила плечи, дыхание углубилось). Хотя у меня есть время подумать и подготовиться. Это я решаю {а не муж) - когда и куда мне уходить, жить вместе с мужем или разводиться.

Терапевт: Почему ты так уверена'? Вот тебе до­машнее задание: используй технику «самое страшное из реального» и подумай, что ты будешь делать, если завтра твой муж приведет женщину и начнет выго­нять тебя из квартиры?

Клиент: (удивление) Я об этом никогда не думала... Наверное, боялась. Но сейчас я чувствую себя сильнее. На этой неделе схожу к юристу.

 

Из толкового словаря живого Великорусского языка Владимира Даля:

Ужасъ

• внезапный и самый сильный страх, страсть, испугъ, внутреннее содроганье, трепетъ, от боязни и внутрен­него отвращения, превосходная степень старха,

• чрезвычайный или изумительный, поражающий странностью, либо величиной.

Я ужаснулся, глядя на нее: кости да кожа, въ чемь душа держится!

Отъ ужаса волосъ дыбомъ!

Пожарь навелъ ужасъ на всехъ, все оцепенели, обезу­мели от ужаса!

 

Ужас (1, 3) - растерянное состояние при встрече с чем-то пугающе непонятным, чье существование рас­сматривалось как невозможное (3). Самая сильная степень страха. Часто подрываются глубиные уста­новки, доверие к миру и себе. Мы не можем понять, как такое может быть? Например, если у нас или у близких смертельное заболевание; внезапно умер кто-либо из родных, похищение ребенка, встреча с жесто­костью на войне. Часто сопровождается шоком, пани­кой или ступором.

Терапевтическая работа с состоянием ужаса по­хожа на работу с предательством (см. предательство). Мы работаем с ресурсами, способностью личности вынести это испытание, найти силы принять, что та­кое в этом мире тоже существует; ищем смысл про­должать жить дальше.

 

Пример из практики

У молодой женщины из подмосковной деревни сгорел десятилетний сын. Дети играли в деревянном сарае, разожгли костер, пламя перекинулось на стены и по­волок. Двое детей успели выскочить, а один мальчик не смог. Ужас заблокировал бедную женщину, она все время говорила о другом мальчике, который спасся. Она его ненавидела, пыталась понять его действия и чувства, винила его в случившемся, пыталась с -им встретиться, чтобы «все ему высказать» и «по­смотреть в глаза». Она все время находилась с ним в отношениях, и это спасало ее от того, чтобы обра­титься к своему горю, принять свою потерю, начать горевать. Для этого ей был нужен терапевт, который мягко отвел ее от этого другого ребенка, и помог встретиться с такой страшной утратой (см. рабо­ту с горем)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: