Маркетинговые исследования рынка

Известно, рынок представляет собой специфический способ организации экономической деятельности, где хозяйственные отношения между людьми выступают, как отношения между товарами. Всеобщим эквивалентом стоимости здесь является товар особого рода - деньги. 

Совершенно иное мы наблюдаем при натуральном обмене, к примеру, бартере, когда один вид товаров обменивался на другой. Продавая товар, Вы получаете за него деньги и на них покупаете нужный вам товар. Такой механизм регулирования производства и потребления, спроса и предложения оказался эффективным, несмотря на все альтернативные попытки переустройства экономической жизни.

Подлинный рынок предполагает свободный доступ в него и свободный выход из него, потому число участников ничем не ограничивается. Чем больше их, тем заметнее проявляются рыночные законы. Поскольку на рынке действует множество производителей товаров, постольку цена, назначаемая на эти товары, оказывает незначительное влияние на общую рыночную цену. Каждый товаропроизводитель не может выбросить на рынок столько товара, чтобы диктовать свою цену потребителям. Именно массовый характер рынка, взаимодействие разных продавцов с приблизительно равными возможностями и приводит к выравниванию общей рыночной цены, содействуя ее устойчивости.

Основными компонентами рынка являются продавец, покупатель, продукт или услуга. Продавец выступает на рынке, определяя товар, цену, рекламу, сервис, сбытовые сети. Покупатель определяет методы оценки и выбора товара. Поскольку все сделки проводятся в условиях действия окружающей среды, то, естественно, среда не остается пассивной к продавцу, покупателю и товару. Внешнюю среду образуют политические, социальные, правовые, общеэкономические факторы, действующие на рынок.

Степенью предложения товаров и спроса на них объясняется насыщенность рынка. Если предложение превышает спрос, то цены должны упасть поскольку производитель стремится реализовать продукцию и возместить затраты хотя бы частично. Но если спрос существенно превышает предложение, то цены растут.

Следует видеть разницу между потребителем и покупателем. Применительно к потребительскому рынку продукты питания покупает хозяйка дома, она является покупателем. Потребляют продукты все члены семьи, они - потребители. Некоторые товары, предназначенные для мужчин или детей, тоже покупают женщины, которые являются также покупателями. Необходимо в каждом конкретном случае определять, кто является конечным потребителем товара, что позволит установить обратную связь.

Миссия (основная общая цель фирмы) ООО «Рифор» может быть сформулирована следующим образом: «Мы – эффективный посредник между производителями других регионов и предприятиями розничной торговли            г. Ульяновск по доведению определенной продукции до потребителя. Мы предлагаем Вам новинки в сфере продуктов питания, постоянно растущий ассортимент, их высокое качество».

Рынок всегда рассматривается как системная сфера деятельности фирмы. Обычно для своей практической деятельности фирма занимается конкретным исследованием рынков, на которые она либо уже вышла и стремится закрепиться, либо собирается выходить и осторожно исследует возможности и опасности, либо собирается организованно покинуть рынок.

При анализе рынка фирма обязана учесть конкретные особенности: рынки определенных товаров и услуг (продукты питания, грузоперевозки), рынки с нестабильной конъюнктурой, рынки с повышенным финансовым риском, рынки наибольшей стабильности прибыли и т.д.

При подобном анализе рассматриваются и такие факторы:

- определение емкости рынка, то есть возможных объемов продаж того или иного товара, в зависимости от общей экономической конъюнктуры и складывающихся политических условий;

- конъюнктурные и прогнозные исследования сбыта;

- исследования поведения покупателей (отношение к товару, фирме - производителю, методы и способы покупки);

- изучение практики конкурентов;

- исследование возможных ответных мер на появление на рынке нового товара.

При маркетинговом исследовании рынка установлено, что продукция из рыбы и морепродуктов, предлагаемая ООО «Рифор», конкурентоспособна. Ассортимент компании идеально сбалансирован для обеспечения торговой точки любого типа, от дискаунтера до супермаркета, от товаров социальной группы до дорогой деликатесной продукции. Представлены морепродукты, свежие и вареные, замороженные при низкой температуре, а так же различные пресервы и икра лососевых и частиковых рыб. Упаковка и фасовка удовлетворяет любые запросы и потребности.

Для определения настроений рынка практикуются товарные интервенции - неожиданный выброс партии товаров с новыми потребительскими или технологическими свойствами. Затем системно изучается поведение покупателей, конкурентов. При общем положительном итоге фирма увеличивает масштабы вторжения на рынки, корректируя при этом свои действия.

Рассмотрим товар в системе маркетинга. Известно, товар - это основной элемент деятельности общества. Для того, чтобы получить прибыль и существовать, любое предприятие должно произвести свой товар, определить ему цену и выйти с ним на внутренний или внешний рынок. Товар - это продукция, удовлетворяющая какой-нибудь спрос и предназначенная для продажи на рынке.

Есть четыре основных уровня товара в системе маркетинговой деятельности:

1)  товар по замыслу, который должен удовлетворить спрос, предоставлять выгоду или услугу определенного вида или качества;

2)  товар в реальном исполнении, что определяется основными существующими свойствами и определенным уровнем качества, внешним оформлением и упаковкой, наличием или отсутствием патента, лицензии, торговой марки;

3)  товар с подкреплением, т.е. включающим все виды сервисного обслуживания;

4)  общественное признание, которое обеспечивает успешную конкуренцию борьбу любого товара, создает высокий авторитет производителя, и товар имеет возможность развиваться дальше.

Чтобы произвести товар и выйти с ним на рынок, предприятия, фирмы должны разрабатывать также направления своей деятельности, как товарная стратегия и политика; политика и стратегия продаж.

Основной проблемой, стоящей перед ООО «Рифор», является необходимость увеличения объема продаж. Для этого предприятию необходимо:

- для повышения конкурентоспособности провести общую рекламную компанию по предприятию, что позволит увеличить объем продаж, как следствие прибыль от реализации, и повысит имидж предприятия в целом;

- провести учёбу и аттестацию экономической и маркетинговой служб предприятия;

- для повышения эффективности управления разработать новые показатели стимулирования труда руководителей и специалистов предприятий направления.

Так же, организация собственного производства могла бы улучшить финансовое состояние предприятия. Так как общество занимает существенную позицию на рынке сбыта рыбной продукции, это освобождает его от новых наработок контрагентов. Организация производства изделий из рыбы и морепродуктов по технологиям производителей г. Москва и г. Самара, позволит сэкономить на доставке продукции из этих регионов и снизить себестоимость товара. Более подробно это мероприятие рассмотрено в третьей главе.

 Эффективность процесса создания и внедрения товара на рынок определяет товарную политику предприятия, фирмы. Сущность этой политики производителя в определении и поддержании оптимальной структуры товаров, которые необходимо продавать с точки зрения самого производителя. Основные задачи товарной политики:

1)  определение и удовлетворение запросов потребителей и покупателей;

2)  оптимальное использование технологических знаний и опыта производителя;

3)  оптимизация финансовых результатов;

4)  превращение потенциальных потребителей в реальных и соблюдение принципов гибкости производства за счет диверсификации товара, за счет расширения областей производства товаров и услуг, связанных между собой определенной технологией, оптимальной квалификации кадров и др. [25, С.312].

Чтобы произвести товар и выйти с ним на рынок, предприятия, фирмы должны разрабатывать также направления своей деятельности, как товарная стратегия и политика; политика и стратегия продаж.

Товарная стратегия и политика товаропроизводителя в системе маркетинга связаны с выбором и проведением стратегии планирования производства, процесса производства и продажи продукции. Планирование продукции - это систематическое принятие решений по всем аспектам разработки и управления продукцией фирмы, включая сюда и создание упаковки.

Основные этапы создания и внедрения товара:

1) идея создания нового товара. При этом определяются вероятность технологического успеха в зависимости от второго уровня товара, величины издержек и сроков его разработки;

2) собственно создание товара, для чего проводится предварительный анализ возможностей производства и сбыта;

3) внедрение товара;

4) расширение производства, создание различных модификаций устоявшегося товара для различных рыночных сегментов (ниш, окон) [19].

Золотое правило, которому следуют большинство толковых бизнесменов, говорит, что производить и продавать надо не то, что удобно и выгодно самому предпринимателю, а то, в чем нуждаются покупатели наиболее сильно. Но если вдруг такая потребность отсутствует, то предприниматель, совместно с маркетологами попытаются ее сформировать и внедрить в сознание и даже подсознание покупателей.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: