Общая характеристика и функции системы пищеварения

Врачи против экспериментов на животных

Евстафьева Е.В., Залата О.А., Тымченко С.Л., Зинченко С.А.

Использование альтернативных методов при изучении физиологии пищеварительной системы

СИМФЕРОПОЛЬ

2012


Данное методическое пособие издано при финансовой поддержке немецкой организации по защите прав животных «Врачи против экспериментов на животных» (www.aerzte-gegen-tierversuche.de)

Евстафьева Е.В., Залата О.А., Тымченко С.Л., Зинченко С.А.

«Использование альтернативных методов при изучении физиологии пищеварительной системы»

В учебном пособии рассматривается возможность применения альтернативных методов, исключающих использование животных, при изучении раздела физиологии пищеварения человека.

Все материалы составлены на основе многолетнего педагогического опыта сотрудников кафедры нормальной физиологии Крымского государственного медицинского университета имени С.И. Георгиевского с целью подготовки врачей широкого профиля по специальностям «лечебное дело», «педиатрия», «стоматология», а также для подготовки специалистов по «клинической фармакологии».

Материал скомпонован в соответствии с основными отделами пищеварительной системы и включает: теоретические положения, характеризующие анатомо-физиологические особенности системы пищеварения, основные методы её исследования, практическую часть и ситуационные задачи.

К методическому пособию прилагается DVD-диск с видеофильмом, демонстрирующим клинические методы исследования пищеварительной системы, иллюстрациями, а также тестовыми заданиями разного уровня сложности.

Для студентов, аспирантов, преподавателей ВУЗов.


Благодарность

Авторы выражают благодарность Др. Корине Герике, представителю организации «Врачи против экспериментов на животных» (Германия), а также Дмитрию Лепорскому, представителю международной организации InterNICHE (www.interniche.org) в Украине за поддержку и помощь в издании данного пособия; проректору по учебной работе Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского профессору Притуло О.А. за поддержку и содействие в организации подготовки видеоматериалов по клиническим методам исследования пищеварительной системы.



СОДЕРЖАНИЕ

  стр.
Список условных сокращений……………………………………………… 4
Предисловие………………………………………………………………….. 5
Общая характеристика и функции системы пищеварения……………….. 7
   
Пищеварение в ротовой полости. Роль вкусовой и обонятельной сенсорных систем…………………………………………………………...   16
Клинические методы исследования функций полости рта и пищевода………. 26
Практическая часть……………………………………………………………….. 33
   
Пищеварение в желудке…………………………………………………… 37
Клинические методы исследования функций желудка………………………… 50
Практическая часть……………………………………………………………… 58
   
Пищеварение в двенадцатиперстной кишке…………………………… 62
Поджелудочная железа…………………………………………………………… 63
Печень……………………………………………………………………………... 71
Двенадцатиперстная кишка……………………………………………………… 82
Клинические методы исследования функций поджелудочной железы,          гепатобилиарной системы и ДПК…………....................................................   83
Практическая часть……………………………………………………………….. 90
   
Пищеварение в тонком и толстом кишечнике………………...……….. 95
Клинические методы исследования функций кишечника……………………... 109
Практическая часть……………………………………………………………….. 115

 


СПИСОК УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

АКТГадренокортикотропный гормон

АЛТ – аланинаминотрансфераза

АПУД – «APUD» – акроним, образованный от первых букв английских слов amine – амины, precursor – предшественник, uptake – усвоение, поглощение; decarboxylation – декарбоксилирование

АСТ – аспартатаминотрансфераза

АЦ-цАМФ – аденилатциклаза-ц иклический аденозинмонофосфат

БАВ – биологически активные вещества

ВИП – вазо-интестинальный пептид

ГИП – гастро-ингибирующий пептид

ГЦ-цГМФ – гуанилатциклаза-ц иклический гуанозинмонофосфат

ГЭР – гастроэзофагеальный рефлюкс

ГЭРБ – гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь

ДПКдвенадцатиперстная кишка

ЖК – желчные кислоты

ЖКТ – желудочно-кишечный тракт


КТ – компьютерная томография

МЕ – международные единицы

ММС – мигрирующий моторный комплекс (от англ. migrating motor complex)

МРИ – магнитно-резонансное исследование

ПЖ – поджелудочная железа

ПП – панкреатический полипептид

ПЦР – полимеразная цепная реакция

УЗИультразвуковое исследование

ХС – холестерин

ХЦК-ПЗ – холецистокинин-панкреозимин

ЦНС – центральная нервная система

ЧСС – частота сердечных сокращений

ЩФ – щелочная фосфатаза

ЭГДС – эзофагогастродуоденоскопия



ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее пособие является попыткой адекватного реагирования на меняющиеся потребности современного медицинского образования, а также на необходимость гуманизации общества в целом и образовательной деятельности, в частности. Известно, что в системе биологических и медицинских наук использование лабораторных животных всегда было необходимостью. Свои основные положения такая наука как физиология основывала на результатах экспериментов на животных, и долгое время практические и лабораторные работы при подготовке врачей и физиологов-биологов заключались в повторении тех исторических опытов, с помощью которых изучались и описывались физиологические процессы.

Современный этап развития этой науки, особенно в области медицины и физиологии человека, характеризуется созданием современного электронного оборудования, посредством которого функционирование организма человека, его отдельных систем и органов может быть изучено непосредственно в клинической практике. И именно в курсе физиологии будущий врач должен впервые познакомиться с современными методами исследования функций в медицине.

Таким образом, повторение исторических экспериментов на животных не несет в настоящее время той познавательной нагрузки в виде практических навыков, приобретение которых необходимо современному студенту-медику или физиологу и будущему врачу. Более того, существующая экономическая ситуация в ВУЗах давно уже трансформировала практические занятия на животных из индивидуальной формы работы каждого студента в демонстрационные эксперименты, которые в лучшем случае выполняются одним-двумя студентами, а в худшем – самим преподавателем. Такая демонстрация совершенно безболезненно и с большей пользой может быть заменена компьютерной демонстрацией и выполнением виртуальных лабораторных работ.

Учитывая также современные тенденции гуманизации общества, в соответствии с которыми использование животных в эксперименте не отвечает этическим нормам и противоречит закону Украины №3447-IV «Про защиту животных от жестокого обращения», который принят 21.02. 2006 г, становится ясной назревшая по многим позициям потребность в подготовке таких учебных пособий, которые бы удовлетворяли современным требованиям, особенно при подготовке врачей.

Настоящее пособие представляет собой переработанный в соответствии с этими требованиями раздел нормальной физиологии – «Физиологию пищеварения», который включает в себя текстовой вариант на бумажном носителе и электронный вариант пособия на DVD. Текстовой вариант содержит несколько разделов: теоретический раздел по основным вопросам программы предмета «Нормальная физиология» в Украине с некоторыми патофизиологическими аспектами; раздел, обобщающий в виде схем изложенный теоретический материал; практическую часть, которая включает виртуальные лабораторные работы и практические задачи клинической направленности; материалы для самоконтроля, которые включают задачи возрастающей степени сложности. В электронном варианте представлены дополнительно видеоматериалы по современным клиническим методам исследования пищеварительной системы, а также тесты разной степени сложности, в том числе из базы данных лицензионного экзамена «Крок» прошлых лет, проводимого на Украине в соответствии с Болонской системой обучения.



Общая характеристика и функции системы пищеварения

Организм человека для обеспечения своей жизнедеятельности нуждается в пище, которая является материалом для пластического и энергетического обмена. Из питательных веществ создаются и обновляются структуры организма, и энергетически обеспечивается их функционирование. Пищевое поведение человека формируется вследствие пищевой мотивации, которая является одной из наиболее сильных мотиваций (после инстинкта самосохранения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: