Средства ознакомления детей с трудом взрослых

Средства воспитания – это относительно независимый источник формирования личности. Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей; ознакомления с трудом взрослых; художественных и игровых средств. Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Нельзя научить чему-либо, не делая этого.

Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых. С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Ознакомление с трудом взрослых.  Это средство позволяет расширить представления ребёнка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношение к труду. Таким образом, ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания. В дошкольной педагогике существует несколько разных подходов к проблеме ознакомления детей с трудом взрослых. Одни авторы (В.И. Логинова, М.В. Крулехт) считают, что ребёнка нужно знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Другие авторы (С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова) полагают, что нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребности людей в ней – врач нужен, чтобы лечить людей, учитель – чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека.

Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривается как средство трудового воспитания дошкольников, возможен как первый, так и второй подход. Когда решается группа задач, связанная с обучением конкретным трудовым навыкам, можно опираться на первых подход. В том случае, когда решается вторая группа задач трудового воспитания, связанных с формированием отношения к труду и нравственных качеств личности, более адекватен второй подход.

Важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду.

Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируются представления о содержание труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картинку о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к руду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда детей.

В работе с детьми каждодневно можно использовать пословицы и поговорки. Они помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребёнка («Маленький, да удаленький»; «Глаза бояться, руки делают»), высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки»; «Труд кормит, а лень портит»: «Ленивые ручки чужие труды любят»; «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож»; «Хочешь есть калачи, не лежи на печи»). Пословица не воспринимается ребёнком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.

Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому в конце концов вознаграждается любовью, богатством, признанием.

В авторских произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В. Маяковского), показан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С. Маршака). Рассказывается об отношение человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А. Членова). Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают о происхождение разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человечества. С помощью художественного произведения можно сделать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий.

Средством воспитания детей выступают произведения изобразительного искусства. Рассматривая картинки мастеров-художников, дети не только видят процесс труда, но что более важно, проникаются настроением картины. В одном случае – это радость, эмоциональный подъём («Хлеб» Т. Яблонский»), в другом – тихая, спокойная передышка («Ужин трактористов» А. Пластова), наслаждение своим трудом («Кружевница» В. Тропинина). Но труд не всегда лёгок и прост. Дети должны знать это, чтобы научиться относиться к людям, которые трудятся, с уважением, сочувствием. Поэтому со старшими дошкольниками можно рассматривать и такие картины великих мастеров, как, например, «Кочегар» Н. Ярошенко или «Ремонтные работы на железной дороге» К. Савицкого и др.

К группе художественных средств трудового воспитания относятся диа- и видеофильмы, слайды. Например, диафильм «Как трудятся колхозники в разное время года» несовременен лишь словом «колхозники», всё же остальное - содержание труда, его процесс вполне современен и диафильм можно показывать детям и проводить по нему беседу о труде людей в сельском хозяйстве.

Помогает воспитанию желания трудиться в музыке. Магнитофонные записи можно использовать и в группе, и на участке. Музыка повышает настроение, придаёт работе определённый ритм. Под музыку физический труд становиться легче и приятнее. Её полезно использовать во время коллективной уборки групповой комнаты, во время ручного труда, труда на пришкольном участке. Дети могут тихонько подпевать исполнителю.

Все названые художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.

Игровые средства знакомства с трудом взрослых. У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игры, и в первую очередь сюжетно-ролевые, незаменимы в воспитании дошкольников. Они вносят элемент творчества в действия детей. Труд тесно связан с игрой.

В игре дети отражают труд взрослых. Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра носит самостоятельный творческий характер. Игру создают сами дети. Она бывает длительной и кратковременной. Самостоятельность детей проявляется в активном и своеобразном воспроизведение окружающего мира. Это воспроизведение зависит от воображения, условий, знаний и от жизненного и игрового опыта. Самостоятельный характер игры даёт внутреннее ощущение свободы. Творчество проявляется в перевоплощение ребёнка в образ взрослого человека, роль которого он взял.

 

Структура сюжетно-ролевой игры:

1. Замысел.

2. Сюжет.

3. Роль.

4. Игровые действия.

5. Игровые правила.

Этапы развития:

1 этап. Подготовительный. Заканчивается к двум годам, характеризуется одиночной игрой. Основные умения, которые характеризуют этот уровень: действия однообразные, часто повторяющиеся. Дети охотно играют со взрослыми.

2 этап. Кратковременное взаимодействие в игре. Объединяются несколько человек, появляется замысел, дети подчиняются требованиям окружающих, но сюжеты, в основном, бытовые и объединения носят кратковременный характер.

3 этап. Длительно взаимодействие в игре. Дети объединяются на основе действий и содержания игры. Отношение ответственное. Правильно оцениваются свои и чужие действия. Роли четко обозначены и распределены до игры.

4 этап. Режиссерская игра (старший дошкольный возраст). Объединяются дети по 5 – 6 человек. интерес строиться на основе личных симпатий, дети умеют договариваться, распределяют роли, выполняют правила, действия согласованны. Игры не только повторяются, но и постоянно развиваются.

Сюжетно – ролевая игра требует подготовительной подготовке детей. Ведь ясно, что малыши, не успевшие познакомиться со специальностью, к примеру, полицейского, не смогут разыгрывать роль полицейского.

Подготовка к играм в профессии идёт везде, где только ребёнок может знакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя з которого, уже можно воссоздать в игре хоть отдалённое подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

 

Этот процесс можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:

ü получение сведений о профессиях от родителей;

ü получение сведений от воспитателей детского сада;

ü получение сведений от сверстников и детей более старшего возраста;

ü из своих собственных наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми;

ü приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликации и т.д.).

Информативное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательской деятельности. Это прежде всего беседы о себе, своей работе, т.е. всего увиденного и услышанного.

Наиболее часто дети ведут игры коллективно, что даёт большой эффект, так как сливаются в единое целое творческие усилия ребят, происходит обмен информацией друг с другом.  Во время игры происходит смена ролей, это способствует повышению интереса детей к различным сторонам профессии, в которую идёт игра. В необходимых случаях взрослые регулируют смену ролей в игре, не допускают засиживания ребят на одной и той же роли. Периодическая смена состава играющих способствует дальнейшему их взаимовлиянию друг на друга, расширению объёма усваиваемой в процессе игры информации.

В целом, игра оказывает своё познавательное и воспитательное влияние на ребёнка на всем протяжение: от возникновения желания поиграть и до после игрового периода.

Сюжетно-ролевой процесс можно рассматривать следующим образом:

ü предыгровой (избирательный) период;

ü подготовительный период;

ü собственно игра.

Сюда можно отнести после игровое влияние данной игры на ребёнка, как-то: впечатления, обсуждение, выяснение заинтересовавшего или неясного, желание организовывать подобную игру дома, во дворе и т.д.

Одной из главных функций воспитателя в процессе игры является поддержание определённого «тонуса» игры. Она не должна стать не интересной. Лучше прекратить игру, чем дать ей продолжится при понижение интереса ребят. После интересной игры ребёнок долго находится под её впечатлением.

Игры, проводимые в детском саду, запланированы «Программой воспитания в детском саду», указывающей возрастную динамику воспитания дошкольников, в том числе и характера сюжетно-ролевых игр.

Во II младшей группе развиваются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, летчиков. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей); перевоз грузов и пассажиров (водители автобуса и грузовых машин); труд врачей, медсестёр, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.

В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, врач, полицейский, шофер).в играх на тему «транспорт» совершенствуется знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.

И, наконец, дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на самолёте летают пилоты; на пароходе есть капитан, штурман, матрос и т.д. развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретёнными из рассказов, картин, книг.

Итак, в возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра в различные профессии идёт с постепенным усложнением её содержания и характера.

Воспитателю необходимо создать условия для игры, чтобы она стала увлекательной деятельностью.

В создание условий входит обогащение детей реалиями об окружающем: о предметах, явления, кроме того, дети должны знать о взаимоотношениях людей. Для достижения этой цели мною используются следующие методы: наблюдения; экскурсии; встречи с людьми разных профессий; чтение литературы; рассказ о взаимоотношениях людей; о занятиях разных профессий; инсценировки. Воспитатели при ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными способами, умело сочетая их со словесными (рассказы, беседы); удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы.

В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заряжает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Неизгладимое впечатление производят на детей образы скромных героев из произведений С. Маршака – пожарника Кузьмы («Пожар»), почтальона («Почта»), С Михалкова – дяди Стёпы-милиционера.

За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им. Здесь то и возникает театрализованная игра.

Театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника. Своеобразие данного вида игр заключается в том, что дети берут роли и воспроизводят их в той последовательности, в какой они даны в проиведении. Это творческая игра, так как ребёнок передаёт образ по-своему.

Структура сюжетно –ролевой игры и игры – драматизации сходна. Отличие заключается лишь в том, что в сюжетно-ролевой игре сюжет из жизни, а в театрализованной – из книжки.

Требования к литературному произведению для драматизации:

1. Литературное произведение должно быть доступно и понятно детскому опыту. Герои близкие по настроению, переживаниям.

2. Образность произведения (яркие образы героев и эпизодов).

3. Наличие монологов и диалогов.

4. Динамичность развития сюжета (быстрая смена событий, конфликт, борьба добра и зла).

С целью знакомства детей с профессиями и деятельностью взрослых для драматизации подбираются небольшие произведения.

Дидактическая игра – игра обучающая. Значение дидактических игр – способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребёнка.

Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе. Систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей.

Дидактическая игра развивает речь детей; пополняет и активизирует словарь ребёнка; формирует правильное произношение; развивает словесную речь.

Дидактическая задача – основной элемент дидактической игры – определяется целью воспитательного и обучающего воздействия. Дидактические задачи разнообразны: ознакомление с окружающим миром, знакомство с природой, знакомство с профессиями взрослых, с бытом людей.

Содержание дидактической игры является окружающая действительность, то есть, природа, люди, их взаимоотношения, труд. Например: «Магазин», «Радио», «Что кому нужно для работы».

В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:

1. Игры с предметами.

2. Настольно – печатные игры.

3. Словесные игры.

Игры с предметами.

Используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов.

Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, мною используются такие игры с предметами: «Собери набор парикмахера» (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди – дети выбирают из множества разнообразных предметов); «Строитель» (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные кирпичи, кран, трактор). Так же дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например, зачем строителю каска? Зачем повару фартук и колпак?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: