Сформулировать развитие педагогической теории в трудах зарубежных педагогов и просветителей

История возникновения профессии педагога

Педагогика- это наука о воспитании человека.

 Свое название педагогика получила от двух греческих слов «пайдос» - дитя, «аго» - вести и в дословном переводе «пайдогогос» - детоводитель.

 В Древней Греции педагогом называли раба который вёл ребёнка (своего господина) за руку в школу и забирал его со школы.

Постепенно слово педагог закрепилось за названием профессии, сущность которой заключается в том,чтобы вести сопровождать ребенка по жизни.

Педагог в наше время имеет много смыслов: воспитатель, учитель, преподаватель, наставник.

Со временем накопление знаний в человеческом обществе привело к возникновению особой науки о воспитании которое называется педагогика

В начале (античность) педагогика входила в состав философии и только XVII веке педагогика выделилась из философии в самостоятельную науку благодаря научным трудам Яна Амоса Каменского – «Великая дидактика».

Компоненты пед.деятельности

Педагогическая д-сть- это д-сть, которая профессионально направлена на решение воспитательных и образовательных задач.

Структура пед. д-сти:

Мотив-Цель-предмет(объект) д-сти-способы осуществления-результат.

Мотив – причина, побуждающая человека к д-сти.

Осознанные(смыслообразующие):любовь к профессии, желание учить, любовь к детям, интерес к профессии);внешние(несмыслообразующие):потому что так мама сказала, эту профессию выбрала подруга, в саду хорошие условия.

Цель – предполагаемый результат.Целью пед. д-сти явл. Разносторанне развитие личности реб. Разносторонее развитие личности предполагает развитие у человека всех сторон его личности(физ.развитие,эстетическое,нравственное,умственное,трудовое).

У каждой д-сть есть свой предмет- это то,на что она направлена.

Пед. д-сть направлена на человека – это живой объект труда.

Объект труда- ребенок-живое существо, которое растёт, изменяется.

Поэтому следует рассматривать ребенка не как пассивный предмет нашей д-сти, а как активный субъект нашей д-сти.

Современная педагогика называет отношения между учителем и учеником субъектно-субъектными.

Способы осуществления д-сти- это разнообразные умения и приёмы воздействия педагога на воспитанника с целью стимулирования их активности.

Основные орудия труда - это голос (темп, громкость, интонация, выразительность), кроме голоса мимика, пластика, жесты.

Педагог должен уметь правильно выбрать тон и стиль общения с детьми. Важное значение играет культура речи.

Результат – достижение поставленной цели.

Результат пед. д-сти нельзя увидеть сразу он удалён во времени. («Педагог трудясь настоящем, растит будующее»).Результат зависит не только от педагога, но и от соц. среды(друзья, родственники), природной среды и наследственности.

5. Функции:

- образовательная  - общественно-политическая

- развивающая        -материнская(уход,присмотр)

- воспитательная

- диагностико-коррекционная

Описать историю возникновения и развития педагогики как науки.Выделить основные этапы развития педагогики.

Педагогика-наука о воспитании чел.Педагогика как практическая дея-ть начала существовать в античные времена(до нашей эры) до наших времен дошли сведения о том,что в древней греции существовали воспитательные системы: спортанскаяафинская.Спортанская-предполагала воспитание юношей,готовят к военному делу.Афинская.Цель:воспитание гормонично развитой личности. «В человеке все должно быть прекрасно:ум, душа, тело»-это триада велечайших мыслителей древности:Аристотель,платон,сакрат и др.

7.Основные понятия:

 Воспитание - это специально организованный и управляемый процесс, содействующий развитию личности.

Обучение - это специально организованный процесс взаимодействия педагога и учащихся, направленный на овладение суммой знаний, умений и навыков.

Развитие- происходящие в человеке последовательной и закономерные изменения психики и его биологической природе.

Формирование- это изменение в развитии личности человека или отдельных его качеств которые происходят под влиянием совокупности факторов: внутренних и внешних природных и социальных объективных и субъективных.

Образование- процесс и результат формирования у человека образов, понятий и представлений.

Обучение-развитие-воспитание-образование-формирование(связь)

8. Ян Амос Каменский(1592-1670)-чежский педагог, мыслитель, гуманист. Основатель педагогики как науки. Он считал что у человека есть право на радостную жизнь. Новая цель воспитания- возврат греческого воспитания. Ввел классно-урочную систему. Урок- это форма обучения. Организация учебного года, расписания, преподавание 1 учителя, обучение детей на родном языке, ввёл наглядность в воспитательный процесс детей д.в. Его работы: «Открытая дверь языков», «Мир чувственных вещей в картинках», «Великая дидактика», «Материнская школа».

9. Источники развития педагогики:

Педагогика прошла длительный путь развития и становления и на её становление оказали влияние источники:

1) Народная педагогика – это совокупность представлений и суждений народа, о вопросах воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.

2) Религия (педагогика из религии взяла всё самое лучшее, представления о том, как себя вести)

3) Педагогические идеи педагогов прошлого от античности до наших дней (пед.наука накопила большой теоритический опыт(книги) благодаря которому она сформировалась в отдельную науку.

4) Современные научные исследования (в нашей стране есть много университетов, где работают научные работы, современные ученые ищут решения проблем, которые стоят теперь перед обучением, воспитанием, образованием)

5) Педагогическая практика- это работа педагогов в результате которой, в результате которой они могут приобрести новые методы и технологии обучения.

6) Белорусская народная педагогика- это представления белорусского народа о том какого ребенка нужно воспитывать, как и какими способами. Они передаются из поколения в поколение и формировались на протяжение веков.

Сформулировать развитие педагогической теории в трудах зарубежных педагогов и просветителей.

Зарубежные:

Гераклит-утверждал, что каждый человек способен к обучению и совершенствованию. Философ придавал важнейшее значение развитию способности самостоятельно мыслить. Сократ- основатель эврестического метода. Воспитание –это второе рождение. Платон- выдвинул идею основания государственных школ. Основал философскую школу-академию.

Аристотель(ученик Платона)- создал лицей и возрастную периодизацию.

Демокрит- основатель материалистического взгляда на мир. Выдвинул идею природособразности воспитания. Сенека- считал философии основной наукой. Лучшее средства воспитания-беседа с примерами из жизни или истории. Цицерон- важное значение придавал гуманным качествам(чуткость,тактичность).Идеалом воспитания считал воспитание оратора. Квинтилиан- первый профессиональный педагог. Обращал внимание на необходимость учитывать возрастные индивидуальные качества реб. Обучение должно быть радостным. Ян Амос Каменский(1592-1670)-чежский педагог, мыслитель, гуманист. Основатель педагогики как науки. Он считал что у человека есть право на радостную жизнь. Новая цель воспитания- возврат греческого воспитания. Ввел классно-урочную систему. Урок- это форма обучения. Организация учебного года, расписания, преподавание 1 учителя, обучение детей на родном языке, ввёл наглядность в воспитательный процесс детей д.в. Его работы: «Открытая дверь языков», «Мир чувственных вещей в картинках», «Великая дидактика», «Материнская школа». Джон Локк-создал рабочие школы. Утверждал, что душа ребёнка- это чистая доска на которой пишет учитель. Утверждал равенство всех людей и право на свободу образования.Не приветствовал школьное обучение. Отрицал физ. наказание, поддерживал поощрение («Опыт о человеческом разумении»).Жан Жак Руссо- воспитание добрых чувств, суждений и воспитание доброй воли. Приверженец идеи свободного воспитания(«Эмиль или о воспитании»).Иоганн Генрих Пестолоций-создал теорию элементарного обучения. Обучение на основе наблюдений и опыта. Соединение труда с обучением. Развитие способностей на основе упр(«Лебединая песня», «Лингард и Гертруда», «И как Гертруда учит своих детей»).Иоганн Фридрих Гербарт – на равне с Каменским считается основателем педагогики как науки. Эстетическое воспитание и воспитание социальных качеств.(«Учебник по психологии», «Общая педагогика выведенная из целей воспитания»).Мария Монтессори- педагогическая система воспитания и обучения детей с 3-12 лет. Основная форма воспитания- самообучение. Джон Дьюк- каждый ребенок неповторимая индивидуальность. Обучение должно основываться на игровой и трудовой д-сти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: