Понятие рынка с точки зрения маркетинга. Основные характеристики рынка. Виды рынков. Детерминанты предложения на рынке

 

Рынок - это совокупность экономических отношений между субъектами хозяйствования по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.

 

Основные характеристики

 

Изменчивость, Конкуренция, Масштабность, Ёмкость, Концентрация, Насыщенность.

 

Виды рынков

 

По географическому охвату: Мировой, Национальный, Региональный, Местный.

По типу конкуренции: Монопольный, Олигопольный, Рынок совершенной конкуренции.

По характеру предлагаемого товара: Рынок товаров и услуг, Рынок труда, Валютный рынок, Рынок ценных бумаг, Рынок информации, Рынок идей и др.

По отраслевому признаку: Автомобильный, Компьютерный и др.

По характеру продаж: Оптовый, Розничный.

По степени концентрации: Высоко-, умеренно- и низко- концентрированные рынки.

 

Детерминанты предложения на рынке

 

Цены на товары, Цены на ресурсы, Изменения технологии производства, Налоги и субсидии, Ожидания производителей, Количество производителей и др.

 

Понятия потребности и нужды. Классификация потребностей покупателей. Факторы, влияющие на формирование потребности

Нужда — это чувство нехватки чего-либо, разрыв между желаемым состоянием и реально существующим, ощущение дискомфорта.

Потребность — это нужда, принявшая конкретную форму.

 

Классификация потребностей

 

По историческому месту потребности: прошлые, настоящие, будущие.

По степени настоятельности: насущные, ненасущные.

По степени сопряженности: слабо сопряженные, сопряженные, сильно сопряженные.

По степени удовлетворения: удовлетворенные, частично удовлетворенные, неудовлетворенные.

По уровню взаимосвязи товаров в процессе удовлетворения потребности: простые, сложные.

По степени выраженности: явные, скрытные.

По степени активности действий, необходимых для удовлетворения потребности: активные, пассивные.

 

33. Основные стадии покупательского поведения

 

1. Принятие решения о покупке (включает в себя осознание проблемы, поиск информации, оценку вариантов и принятие решения)

2. Покупка

3. Использование товара

4. Избавление от товара

5. Выражение реакции на товар (потребитель может испытывать удовлетворенность или неудовлетворенность покупкой).

6.

Факторы, влияющие на покупательское поведение организаций.

 

1) Факторы окружающей среды: политические, экономические и др.

2) Факторы особенностей организации: цели организации, её структура и др.

3) Факторы межличностных отношений: статус, полномочия и др.

4) Личностные факторы членов закупочного центра: образование, тип личности и др.

 

Процесс принятия решения о покупке организаций-потребителей. Понятие и состав закупочного центра

 

Процесс принятия решения о покупке организаций-потребителей

--Осознание проблемы (потребности).

--Определение спецификации и количества требуемых изделий.

--Поиск и оценка потенциальных источников поставок.

--Запрос и анализ предложений.

--Оценка предложений и выбор поставщика.

--Выбор процедуры заказа.

--Обратная связь с пользователями и оценка эффективности.

 

Закупочный центр – это группа сотрудников организации, которые участвуют в процессе принятия решения о покупке.

--Инициаторы (начинают процесс закупки).

--Пользователи (будут применять приобретенные товары).

--Лица, оказывающие влияние (снабжают информацией и добавляют критерии выбора).

--Покупатели (имеют полномочия выполнять условия контрактов).

--Лица, принимающие решение (имеют полномочия выбирать поставщиков и модели изделий).

--Привратники (информационные посредники – контролируют поток информации).

 

Модель покупательского поведения индивидуальных потребителей

 

Индивидуальные потребители – это люди, использующие материальные блага и услуги для воспроизводства жизни, трудовой или общественной деятельности, обеспечения определенного стиля и образа жизни и духовной культуры.

 

1) Осознание потребности.

2) Поиск информации.

3) Оценка вариантов.

4) Принятие решения о покупке.

5) Оценка правильности выбора

 

Факторы, влияющие на покупательское поведение индивидуальных потребителей

 

Индивидуальные потребители – это люди, использующие материальные блага и услуги для воспроизводства жизни, для трудовой или общественной деятельности, обеспечения определенного стиля и образа жизни и духовной культуры.

 

Культурные факторы: культура, субкультура и др.

Социальные факторы: референтные группы, семья, статус и др.

Личностные факторы: возраст, пол, род занятий, образ жизни и др.

Психологические факторы: мотивация, восприятие и др.

 

Процесс принятия решения о покупке индивидуальных потребителей

 

Процесс принятия решения о покупке может различаться по длительности, количеству стадий, вовлеченности, предварительным знаниям, количеству источников информации, количеству альтернатив и др.

 

Привычное принятие решения: Осознание проблемы – Определение способа решения проблемы и принятие решения – Покупка.

 

Ограниченное решение проблемы: Осознание проблемы – Кратковременный поиск информации – Оценка малого количества вариантов – Выбор варианта и принятие решения – Покупка.

 

Среднедлительное решение проблемы: Осознание проблемы – Среднедлительный поиск информации – Оценка среднего количества вариантов – Выбор варианта - Принятие решения – Покупка.

 

Расширенное решение проблемы: Осознание проблемы – Длительный поиск информации – Оценка большого количества вариантов – Выбор варианта - Принятие решения – Покупка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: